В современном мире существует немало увлекательных книг, которые читаются с упоением буквально за одну ночь. Зачастую, большинство из них не заслуживает должного к ним внимания. Однако пройти мимо книгифранцузского писателя Анри Гидель о легендарном кутюрье XXвека Коко Шанель было бы непростительным. Во всяком случае, для каждой женщины. Мемуары Коко Шанель, написанные живо и увлеченно, превратили биографическое повествование в захватывающее «высокое чтение».
Итак, Коко Шанель – блестящая фигура прошлого столетия, легендарная женщина с мировым именем и удивительной судьбой. Имея стальной характер и истинный талант, она сумела изменить ход истории в мире моды, создав целую эпоху под названием «Шанель». Многое из того, что сегодня стало повседневностью для женщин, было создано и придумано именно Коко Шанель.
Прелюдия
История жизни легендарных людей нередко окружена различными мифами, если, конечно, они сами не являются их создателями. Великий кутюрье Коко Шанель, чтобы скрыть «недостатки» своей ранней биографии, выдумала свою историю детства, в котором не было нищеты, одиночества и разочарований. По воспоминаниямблизкого друга Коко, художника Сальвадора Дали, она говорила ему: «Человек – легенда обречен растворить себя в мифе – и тем самым укрепить миф. Сама она так и поступила. Выдумала о себе все – семью, биографию, дату рождения и даже имя».
Она всю жизнь стыдилась своего детства и юности, которые тщательно старалась «переписать». Впоследствии Шанель часто рассказывала о встречах с «богатым отцом, который владеет огромными виноградниками в Америке», о том, что родилась она в 1893 году в Оверни, и об истории прозвища «Коко», которое якобы появилось вследствие большой любви отца,ласково называвший ее «маленькая Коко».
Между тем, все это былоложью. Неудивительно, что на пороге старости, когда Коко задумала писать мемуары и привлекла для этого писательницу Луизу де Вильморен, их работа с треском провалилась. Основной ошибкой было умолчание о фактах, которые Шанель хотелось бы забыть. В результате история не только сделалась пресной, но и лишилась главного качества мемуаров – элемента правдивости.
Детство и юность
Коко родилась в 1883 году в Сомюре в бедной семье ярмарочного торговца, где отец Альберт Шанель – неисправимый мот и кутила, только искал повода, чтобы отлучаться от дома, а мать Жанна Деволь – дочь сельского плотника, уставшая от многочисленных измен мужа и нищеты, умирает, когда Габриэль было двенадцать лет.
«Горячо любящий отец» не находит лучшего выхода, чем отдать своих троих дочек в сиротский приют в Обазене, время пребывания в котором станет серьезным испытанием в жизни Коко. Годы спустя, говоря о жестоких ударах, подчас посылаемых судьбою людям, Шанель скажет: «Я сама познала, что это такое! В двенадцать лет у меня отняли все. Я чувствовала, что я умерла».
Между тем, именно тяжелое детство выросшей в приюте будущей законодательницы мод и определило главные черты ее характера: стойкость, веру в себя, и главное — независимость.Она была не самым послушным ребенком в приюте, и за это ее часто оставляли без сладкого или усаживали переписывать, страницу за страницей, пассажи из «Подражания Иисусу Христу», посвященные покорности, терпению и повиновению – то есть тем добродетелям, которыми она не особо блистала.
Однако годы, проведенные в приюте, не прошли бесплодно. Приютская рутина включала себя школьные занятия по истории, географии, арифметике, а также обучению кулинарии и шитью. Однако в последней сфере Габриэль не особо преуспевала, была неловкой – постоянно колола пальцы, теряла иголки, чем вызывала раздражение наставниц-монахинь. Воистину, бывает же ирония судьбы!
Вступление в жизнь
Тем не менее, выйдя поначалу из приюта, а потом из монастырского института Богоматери, где Коко воспитывалась (откуда, скорее всего, происходит ее стремление к простоте и строгости в одежде), она стала работать продавщицей в швейном магазине в Мулене, а в свободное время, тайком от хозяев, украшать юбки и платья. С этого периода и началась ее творческая жизнь, проявившаяся в невиданной оригинальности и трудолюбии, которые обеспечили ей собственную клиентуру.
С Муленом связано еще одно постыдное воспоминание, которое Коко всегда пыталась вычеркнуть из своей биографии. Мулен был гарнизонным городом, в котором жили офицеры и унтер-офицеры, нередко принадлежавшие к аристократии или к богатой буржуазии. Габриэль быстро стала любимицей молодых людей, которых привлекала ее нетипичная красота – восхитительные, цвета воронова крыла волосы, заплетенные в косу, робкий и вместе с тем пылающий взгляд, то гаснущий, то вспыхивающий под влиянием эмоций.
Кафешантан «Ротонда» был излюбленным местом их сходок. Именно здесь Шанель впервые вышла на сцену в качестве певицы. Голоса у нее не было, но что за беда, публика ее обожала! Особенным успехом в исполнении Шанель пользовались песенки «Ко–ко–ри–ко!» и «Кто видел Коко в Трокадеро?», после которых ошеломленные слушатели, бурно аплодируя, скандировали: «Ко-ко!». Она так и останется до конца жизни Коко, иногда признаваясь, что терпеть не может этого насмешливого прозвища.
Мужчины.
Помимо головокружительных достижений в моде, легендарная Коко Шанель прославилась и своими не менее головокружительными романами. Это была удивительная женщина, вызывавшая восхищение не только своей красотой, неотразимым шармом и харизмой, но и своим бунтарским характером, в котором счастливо сочетались сила, гордость и независимость. Она была так не похожа на представительниц женского пола своей эпохи, так свободна в нравах и суждениях, блистательно остроумна, а порой и язвительна, что мужчины мгновенно оказывались в ее плену.
Достаточно вспомнить офицера-кавалериста ЭтьенаБальсана, английского промышленника Артура Кэпела, по прозвищу Бой, великого князя Дмитрия Павловича Романова, герцога Вестминстерского, французского поэта Пьера Реверди, талантливого стилиста Поля Ириба и наконец, немецкого дипломата Ганса Гюнтера фон Динклаге, которого друзья прозвали Шпатц.
Мужчины занимали в жизни Шанель большое место, зачастую влияя на ее творчество и вдохновляя на создание новых шедевров. Так, находясь в имении ЭтьенаБальсана, именуемомРуалье, Коко стала модисткой для светских дам, посещавших его, а ее модели, сделанные для них, только приумножали ее славу.
Связь Коко с Артуром Кэпелом внутренне ее раскрепостила. Это была самая чистая и главная любовь в жизни Шанель, а смерть любимого – самым большим горем. Благодаря Кэпелу, Коко стала модельером, открыв бутик в Париже. Однако находясь в материальной зависимости от него, устраивая ему по этому поводу сцены, она невероятно страдала. Наверное поэтому гордая Коко вскоре перечислит на имя Кэпела солидныйденежный счет, на что он, раздосадованным ее жестом, не без налета грусти скажет: «Я считал, что дал тебе игрушку, а подарил тебе свободу…»
Творчество Шанель — блистательный поворотом в мире моды, ставший символом женственности, утонченности, элегантности. Впереди у Коко невероятные встречи с Жаном Кокто, Сержем Лифарем, Игорем Стравинским; ждутсвоего открытия и «маленькое черное платье», и знаменитые духи Шанель №5, и сумка 2.55, и твидовый костюм, и знаменитый жемчуг. Но об этом в следующий раз…
Зарина ХАМЗИНА
Коко Шанель называли «горизонтальной коллаборационисткой» за роман с нацистским офицером в оккупированном Париже. На обвинения она отвечала:
– Когда женщине в моем возрасте представляется шанс завести любовника на тринадцать лет моложе ее, она не спрашивает о его политических убеждениях.
Ответ кокетливый, ловкий, даже изящный. И все-таки, при всем его истинно французском блеске, – не более чем увертка… Смутить великую Мадемуазель было вообще довольно трудно: как вспоминает один из ее современников, американский предприниматель в мире моды Стэнли Маркус, «те, кто говорят, что когда-либо имели разговор с Шанель, преувеличивают: она предпочитала монологи»…
https://nuz.uz/kultura-i-iskusstvo/4837-lyubimicy-bogov-i-korolevy-muz.html