Уходящий год был щедрым на музыкальные события, как и недавний юбилей легендарного трубача, заслуженного артиста Узбекистана, профессора Василия Федоровича Пулатова – человека, изменившего все, чтобы самая искушенная публика нашей республики знала об искусстве игры на духовых инструментах и трубы, в частности. В его талантливых руках этот королевский инструмент заполнял вокруг себя все пространство и резонировал вместе со зрителем. Именно он вывел узбекистанскую школу исполнительства на трубе на международный уровень.
К столетию В.Ф.Пулатова руководство Республиканского специализированного академического лицея музыки Национальной гвардии Республики Узбекистан, педагоги и учащиеся кафедры «Труба-валторна» устроили в его честь юбилейный концерт, в котором также приняли участие диксиленд педагогов лицея (руководитель А.С.Хабирханов) и брасс-ансамбль Молодежного симфонического оркестра Узбекистана. Около года коллеги и ученики Василия Федоровича с благоговением ждали этого дня, который в прошлом году из-за пандемии коварного коронавируса был перенесен на нынешний декабрь.
Таким образом, на той неделе в концертном зале лицея музыки правили духовики. Причем играли они произведения не только из репертуара В.Ф.Пулатова. Каждый сделал свое приношение – от Винченцо Манфредини до Дмитрия Шостаковича, от Джерома Керна до Надима Норходжаева. Здесь никто никого не ограничивал. Музыканты сами выбирали произведения, чтобы сделать свое приношение профессору Пулатову. В тот день в зале царила удивительная атмосфера творчества, уюта и радости.
Внимательно слушали юные музыканты, педагоги, коллеги рассказ автора этих строк о легендарном Василии Федоровиче, с которым мне посчастливилось не один год общаться, наблюдать его в различных сферах насыщенной творческой жизни, когда не хватало ни часов, ни суток, но была музыка, любимая семья, друзья и ученики. В этой жизни он отдавал всего себя без остатка. Я не видела его равнодушным, инертным, пассивным. И если говорят «горит на работе», то про героя этого очерка можно сказать, что он горел всегда: и на работе, и дома, и в общении как с друзьями, коллегами, так и с учениками.
В.Ф.Пулатов родился 29 декабря 1920 года в кишлаке Рават Фаришского района Джизакской области. Рано лишившись родителей, он воспитывался в детском доме. Фамилия Пулатов – его, а вот имени и отчества не помнил, и, с легкой руки руководителей детдома, стал Василием Федоровичем. Там он обрел сестер и братьев. В те годы государство делало все возможное, чтобы спасти обездоленных ребят от голодной смерти. Скудные пайки, но при этом удивительные теплота и душевность царили в его большой семье.
Однажды мимо окон детского дома проходил военный строй. А впереди, разбрасывая солнечные блики и бодрые звуки, – духовой оркестр. Увидел это маленький Василий и… заболел музыкой. Его первым учителем стал руководитель самодеятельного духового оркестра Иолатаньского детского дома Леонид Леонидович Мицевич. Позже Пулатов возглавил этот коллектив. Но началась война. Он был на передовой. Прошел весь тернистый военный путь, пережив и горечь поражений, и радость побед. За участие в боях был награжден многими орденами и медалями.
В сентябре сорок пятого Пулатова назначили дирижером танкового самоходного полка. Впереди ждала интересная работа. Однако он чувствовал: не хватает музыкального образования. В 1947 году Василий Федорович поступает в Ташкентскую консерваторию в класс И.В.Логинова. Годы студенческой жизни пролетели быстро. Блестяще окончив консерваторию, и получив рекомендацию Госкомиссии для совершенствования исполнительского и педагогического мастерства, он становится аспирантом Московской консерватории в классе народного артиста России, профессора Г.А.Орвида.
Обучаясь в консерватории, Пулатов довольно часто выступал как с сольными, так и с камерными программами. А концертными площадками были Большой, Малый залы консерватории и Российское радио. Завоевывая вершины искусства игры на любимом инструменте, Василий Федорович внимательно изучал его значение и роль в сольном, ансамблевом и оркестровом звучании. Причем он стремился глубже изучить не только исполнительскую школу, но и увлеченно занимался исследованием методики и музыкальной педагогики Московской консерватории. Уже тогда он знал, что по возвращении домой непременно использует прогрессивный опыт этого музыкального вуза в учебных заведениях Узбекистана.
Забегая вперед, отмечу: Пулатов стал не только первым профессором среди духовиков, но и первым заведующим кафедрой духовых инструментов Ташкентской консерватории, где в течение пяти лет работал еще и проректором по учебной и воспитательной работе. Благодаря его усилиям и помощи коллег, уровень исполнительства на духовых инструментах в Узбекистане возрастал с каждым годом. Таким образом, былые предрассудки о том, что духовики не могут быть равноправными среди исполнителей на струнных инструментах и фортепиано, были постепенно развеяны.
Пулатов был великим тружеником и рыцарем музыки. Некоторые слушатели до сих пор помнят его великолепные соло трубы в симфонических оркестрах радио Узбекистана и Государственного Академического Большого театра имени А.Навои. По их признанию, они всегда отличались безупречной техникой, культурой звука, артистичностью и тонкой музыкальностью. Это был музыкант, который мог увлечь своей огромной внутренней экспрессией. У него была своя собственная манера и свой собственный стиль. Он с такой легкостью и совершенством владел инструментом, что казалось, будто труба поет, говорит, рассказывает.
Впрочем, приведу слова старейшего узбекистанского музыканта и педагога Виктора Тимофеевича Казакова, который в тот день тепло вспоминал юбиляра: «Василий Федорович был великолепным трубачом, украшением симфонического оркестра нашего Большого театра. Его игра отличалась большой эмоциональностью, темпераментом, артистизмом. Своим исполнением он очень скоро доказал свою музыкальную зрелость и высокую культуру».
Природа щедро наградила Василия Федоровича различными дарованиями. К их числу относится и педагогика. Учеников у него было немало. И каждому из них он отдавал всего себя без остатка. Он был навечно влюблен в музыку и умел это чувство передать другому, заразить им, вдохновить и умело направить ученика по тому верному пути, на котором молодой музыкант, скорее смог бы раскрыть лучшее в себе. Он был педагогом по призванию, умеющим заражать своей энергией. И о чем бы ни шла речь – будь то об исполнении сонат, пьес или этюдов, либо о чисто технических моментах или об отдельных звуках – он всегда говорил о музыке.
Сегодня, вспоминая дни, проведенные в его уютном классе, где царила атмосфера внимания, сердечности и большой профессиональной требовательности, память высвечивает Василия Федоровича в окружении не только своих, но и «чужих» учеников, а также музыкантов других специальностей, к которым причисляю и себя – музыковеда. У Пулатова всегда было многолюдно. Его уважали, любили, к нему шли за советом или просто послушать. Он всегда с гордостью говорил о своих многочисленных учениках. Среди них немало имен хорошо известных в музыкальном мире: Л.Артамонов, Р.Гехт, В.Кучеров, Ю.Парфенов, А.Селянин, Г.Терзян, В.Веригин, М.Мухитдинов, Д.Кучмий, З.Эргашев, Б.Матниязов, Н.Арипов и многие другие.
Замечательный исполнитель и педагог, Пулатов отдал много сил и энергии делу создания исполнительской духовой школы Узбекистана. Он был одним из инициаторов Республиканского конкурса молодых музыкантов – учащихся средних учебных заведений, который проводится с 1962 года. Много внимания уделял Василий Федорович и созданию учебно-методической литературы для духовых инструментов и для трубы, в частности. Кто из профессионалов не знает такие его работы, как «Школа игры на трубе», «Основные вопросы методики обучения игре на трубе» или «О постановке мундштука на трубе» и другие? По сей день на них прекрасно воспитывается музыкальная поросль.
Те, кто вспоминал его на прошлой неделе в стенах лицея музыки, говорили о широте и многогранности его творческого пути: одним он запомнился как интересный и самобытный исполнитель, другим – как музыкант-педагог, воспитавший несколько поколений узбекистанских трубачей, а иным как организатор и руководитель кафедры духовых инструментов Ташкентской консерватории.
Так, один из инициаторов проведения юбилейного концерта, заведующий кафедрой «Труба-валторна» РСАЛМ Национальной гвардии Узбекистана Нариман Арипов рассказывал: «Я горжусь, что учился у этого удивительно доброго и заботливого человека, прекрасного трубача и педагога. Василий Федорович скрупулезно работал со мной над каждым произведением, будь то все три концерта Томазо Альбинони или Йозефа Гайдна, либо Иоганна Гуммеля. Помню, как в течение сорока минут он тщательно и очень точно «корпел» со мной над тремя тактами концерта Гуммеля. Сегодня и я стараюсь передать своим ученикам – творческим внукам моего педагога – его заветы. Я очень благодарен Эдварду Тимершину, собравшему два вида презентаций о Василии Федоровиче, из которых наши воспитанники смогли узнать о его становлении в профессии, о его коллегах, учениках, работе в нашем Большом театре, педагогической деятельности, а также увидеть нашего наставника в повседневной жизни и семье».
Возвращаясь к концерту, отмечу, что слушатели в тот памятный день разделили с исполнителями всю гамму чувств, которую они выражали, прожив ее вместе с ними. Каждый номер разнообразной программы аудитория приветствовала горячими аплодисментами.
В заключение директор лицея Р.М.Нигматов, поблагодарив исполнителей и слушателей, отметил: «Сегодня день, безусловно, особенный. Потому что сегодня состоялся праздник духовой музыки. Посредством такого выдающегося явления, такой знаменательной даты, как 100-летие Василия Федоровича Пулатова, получилось вот такое мероприятие. Труба – инструмент особенный и в то же время непростой. В талантливых руках она может стать бесподобным солистом или составить виртуозный ансамбль с другими инструментами. Об этом все время говорил наш незабвенный Василий Федорович. И это сегодня доказали юные исполнители и их педагоги, выступившие на одной сцене. Согласитесь, такой процесс совместной деятельности – лучшая школа для начинающих музыкантов».
Более того, Василий Федорович и сам неоднократно говорил, что помимо музыки для него счастье и смысл жизни составляет передача знаний новому поколению. И юбилейный концерт доказал, что его уроки не пропали даром: ученики профессора Пулатова в течение многих лет передают своим воспитанникам факел, зажженный учителем. Это он учил их преданности делу и честности по отношению к музыке. Они это помнят и не подводят своего Учителя.
Светлая ему память…
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива учеников В.Ф.Пулатова.