5 октября в Ташкенте прошла международная конференция «Узбекистан: стремительные реформы за пять лет», на которой общественности страны и международному сообществу представлены результаты 5-летних реформ «Стратегии действий». С отчётными докладами о результатах проведённых реформ выступили члены правительства, руководители министерств и ведомств, заслушаны оценки и мнения представителей гражданского общества, отечественных и международных экспертов.
5 лет назад президентом Узбекистана был избран Шавкат Мирзиёев. С места в карьер он решительно взялся за преобразования в стране в различных областях жизни общества, от экономики и государственного переустройства до социальной сферы.
Была разработана «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», которая стала стратегическим документом страны по реализации политических, правовых, экономических и социальных реформ.
Напомним, что в приоритетные направления Стратегии развития вошли 5 основных сфер на которые были нацелены реформы главы государства:
— совершенствование системы государственного и общественного строительства;
— обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебной системы;
— развитие и либерализация экономики;
— развитие социальной сферы;
— обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.
Текущий год стал завершающим периодом реализации этой стратегии и состоявшаяся 5 октября конференция, фактически подвела итоги Стратегии развития и первой пятилетки президентства Шавката Мирзиёева.
Инициаторами конференции выступили Центр «Стратегия развития», Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Министерство юстиции, на которую были приглашены представители парламента и правительства, министерств и ведомств, активисты гражданского общества, СМИ, предприниматели, а также международные эксперты, которые приняли участие в онлайн-формате.
Помимо вышеперечисленных лиц, Центр «Стратегия развития» пригласил на конференцию большую группу дипломатов, аккредитованных в Узбекистане. Среди докладчиков присутствовали глава Делегации Европейского союза Шарлотта Адриан, вице-президент Венецианской комиссии Совета Европы Филип Димитров, главы представительства Европейского банка реконструкции и развития Алкис Дракинос и представительства JICA Сугуру Миядзаки, и.о. координатора проектов ОБСЕ Ханс Ульрих Ихм и др.
Если собрать всю статистику преобразований, происходящих в стране, то получится огромный массив данных и займёт много места. Полную информацию, отражающую результаты проведённых реформ за пятилетие можно увидеть на новой медиа-платформе Reforms.uz, презентация которой состоялась в рамках конференции.
Мы же, постараемся подвести краткие итоги президентства Шавката Мирзиёева, ограничившись официальными документами конференции и докладами руководящих лиц министерств и ведомств.
Итак, ключевые результаты реформ по каждому направлению Стратегии действий 2017-2021:
Направление «Совершенствование государственного и общественного строительства»
Начата и продолжается Административная реформа, направленная на повышение эффективности деятельности государственного аппарата. Упразднены 110 неэффективных межведомственных органов, созданы 10 новых министерств и ведомств, 6 государственных функций переданы частному сектору.
Усиливается роль парламента в управлении делами государства и общества. Внедрен институт правительственного часа, палаты Олий Мажлиса периодически заслушивают отчеты министров здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел, юстиции и других членов правительства. В 2019 году введена практика ежеквартального заслушивания отчетов правительства о реализации Государственной программы.
С 2017 года в Узбекистане действуют народные приемные и виртуальные приемные Президента, которые обеспечивают прямой контакт с населением, оперативное реагирование и устранение проблем на местах. За 2017 по 2020 гг. через них прошли 10,1 млн обращений.
В результате борьбы с бюрократией в 2 раза (со 167 до 79) сократилось количество документов, необходимых для получения государственных услуг. За 4 года в 10 раз увеличилось количество услуг, предоставляемых по принципу «Единое окно» (с 16 до 157).
Направление «Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы»
В 2017-2020 гг. произошло усиление независимости судебной власти. В 2018 году для обжалования незаконных действий (бездействия) государственных органов были созданы административные суды. За 2019-2020 гг. они рассмотрели 31,3 тыс. заявлений и удовлетворили почти 70% (21,2 тыс.), в том числе 2,6 тыс. решений хокимов были признаны незаконными.
Появление института бизнес-омбудсменов усилило защиту предпринимателей. За 2017-2020 гг. К бизнес-омбудсменам поступили 13,4 тыс. заявлений, в результате чего:
● 930 ответственных лиц привлечены к дисциплинарной, 1513 – к административной ответственности,
● отменены 1034 незаконных решения государственных и контролирующих органов,
● в пользу субъектов предпринимательства через суды взысканы 95,1 млрд сумов.
Также проведены реформы по обеспечению прав граждан: пересмотрена система «прописки», созданы 197 реабилитационных центров для женщин, пострадавших от насилия, введен порядок выдачи им «охранного ордера» (с 2019 года выданы 8,4+ тыс. ордеров), упрощена процедура получения гражданства. На границах внедрена система «зеленого» и «красного» коридоров.
В результате проведенных реформ Узбекистан впервые был принят в равноправные члены Совета по правам человека ООН.
Направление «Развитие и либерализация экономики»
За 2017-2020 гг. внешнеторговый оборот республики вырос в 1,4 раза, уровень инфляции снизился с 18,8% до 11,1%, золотовалютные резервы увеличились с $26,4 млрд до $34,9 млрд.
Объём ВВП на душу населения в 2016 году был 1 068 долл. США, а в 2020 достиг 1 700 долл. США.
Проведенные реформы снизили ставки большинства налогов: единого социального платежа с 15% для малых и 25% для крупных предприятий до 12%, налога на доходы физических лиц – с 22,5% (максимальная ставка) до 12%, НДС – с 20% до 15%, налога на прибыль – с 14% до 12%, на имущество юридических лиц – с 5% до 2%. Также были отменены отчисления в государственные фонды и страховые взносы, а виды налоговых проверок сократились с 13 до 4.
В 2017 году были сняты ограничения на оборот наличных средств и появилась возможность снятия денег в банкоматах. В 2020 г. владельцы пластиковых карт сняли через банкоматы 62,2 трлн сумов.
Произошла либерализация валютного рынка: отменены ограничения на продажу и покупку иностранной валютой. В результате объем купленной населением валюты увеличился в 15 раз (с $273 млн в 2016 году до $4,1 млрд в 2020). При этом среднегодовое обесценивание рыночного (неформального) валютного курса в 1998-2016 гг. составляло 24,4%, а в 2017-2020 гг. – 10,4%.
Узбекистан отменил таможенные пошлины на все экспортируемые товары и услуги, упростил процедуру экспорта и лицензирования, установил «нулевые» ставки таможенных пошлин для 60% импортируемых товаров и снизил ставки импортных таможенных пошлин до 6,45%.
В результате реформ значительно вырос сектор малого бизнеса: в 2016 году в республике были зарегистрированы 27 тыс. субъектов малого предпринимательства, а в 2020 – 93 тыс.
Направление «Развитие социальной сферы»
Прошедший период отмечен повышением уровня жизни. Среднемесячная зарплата увеличилась с 1,3 млн сумов в 2016 до 2,6 млн сумов в 2020 году. Совокупный доход на душу населения за тот же период вырос с 5,8 млн сумов до 11,7 млн сумов.
Продолжается укрепление системы здравоохранения: суммы, выделяемые из бюджета на эту сферу, увеличились в 2,1 раза, на 7,5 трлн сумов была укреплена материально-техническая база медицинских учреждений.
В 2017-2020 гг. Узбекистан выделил на лекарства и изделия медицинского назначения 1618 млрд сумов (против 227 млрд сумов в 1991-2016 гг.). Из них 61,6 млрд сумов направлены на лекарства для лечения онкологических заболеваний (8,3 млрд сумов в 1991-2016 гг.), 217,4 млрд сумов – на лекарства для гематологии и онкогематологии (2,8 млрд сумов в 1991-2016 гг.).
В результате реформ в системе народного образования в 2017-2020 гг. появились 328 новых школ и восстановлено 11-летнее обязательное школьное образование.
Большие изменения произошли в дошкольном образовании. Если в 2016 году функционировали 5,2 тыс. садов, то в 2020 их стало 18,3 тыс. (в том числе количество государственных садов выросло с 5 тыс. до 6,2 тыс.). Уровень охвата детей дошкольным образованием в 2020 г. достиг 61% против 27,7% в 2016 году.
Прорывные результаты достигнуты в системе высшего образования. Вновь было создано более 80 новых вузов, открыто порядка 20 филиалов иностранных вузов, начали впервые деятельность 10 частных вузов.
Была искоренена практика привлечения педагогических и медицинских работников к принудительному труду. С 2019 года пенсии работающим пенсионерам стали выплачивать в 100%-процентном размере.
В Узбекистане ведется активная работа по сокращению бедности: ее уровень снизился с 28% в 2000 году до 11% в 2020 году. Малоимущие семьи освобождены от платы за детские сады, школьники из малоимущих семей обеспечиваются сезонной одеждой. Граждане, попавшие в списки «Темир дафтар» («Железная тетрадь»), «Аёллар дафтари» («Женская тетрадь») и «Ёшлар дафтари» («Молодежная тетрадь»), получают господдержку в форме профобучения, трудоустройства и финансовой помощи.
Направление «Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики»
Впервые Узбекистан исключен из списка стран, «вызывающих особую обеспокоенность» по религиозным вопросам, укреплены дружественные и взаимовыгодные связи с соседями, урегулированы вопросы границ и использования водно-энергетических ресурсов.
Многое сделано для развития туризма, к примеру, сейчас в Узбекистане действует безвизовый режим для граждан 86 государств (в 2016 году он действовал для 9 стран), республика поднялась на несколько позиций в международных рейтингах.
Был укреплен оборонный потенциал: доля военнослужащих по контракту выросла до 68% (37% в 2016), в 5 раз повысился уровень оснащенности армии современным вооружением.
Однако, если во внешней политике в целом у Узбекистана дела обстоят неплохо, то в вопросах межнационального согласия существуют нерешённые проблемы, особенно на низовом уровне. Нередки всплески проявлений национализма, что негативно влияет на имидж страны за рубежом.
В документах и докладах участников конференции были обобщены все итоги проведённых реформ, были продемонстрированы положительные стороны преобразований в республике за последние пять лет. И если учитывать, что в текущем месяце состоятся выборы президента Узбекистана, то результаты работы конференции можно рассматривать, как мощным аргументом действующего президента в борьбе за голоса избирателей.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
А долги есть у Узбекистана ,? хотя они были на нуле.или нет ? Если есть кто их будет платить?и налоги большие,и пособия на детей до 14 лет .,многим не дают, .и в мадикор базаре много женщин и мужчин ,вот чтоб не было мадикоров и всем была работа,а так не плохо.Главное мир есть.первый раз пишу ,комментариев не было ,до этого.