back to top
24.7 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

5 лет президентства Шавката Мирзиёева. Подведём итоги

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

5 октября в Ташкенте прошла международная конференция «Узбекистан: стремительные реформы за пять лет», на которой общественности страны и международному сообществу представлены результаты 5-летних реформ «Стратегии действий». С отчётными докладами о результатах проведённых реформ выступили члены правительства, руководители министерств и ведомств, заслушаны оценки и мнения представителей гражданского общества, отечественных и международных экспертов.

5 лет назад президентом Узбекистана был избран Шавкат Мирзиёев. С места в карьер он решительно взялся за преобразования в стране в различных областях жизни общества, от экономики и государственного переустройства до социальной сферы.

Была разработана «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям Республики Узбекистан на 2017-2021 годы», которая стала стратегическим документом страны по реализации политических, правовых, экономических и социальных реформ.

Напомним, что в приоритетные направления Стратегии развития вошли 5 основных сфер на которые были нацелены реформы главы государства:

—         совершенствование системы государственного и общественного строительства;

—         обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебной системы;

—         развитие и либерализация экономики;

—         развитие социальной сферы;

—         обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики.

Текущий год стал завершающим периодом реализации этой стратегии и состоявшаяся 5 октября конференция, фактически подвела итоги Стратегии развития и первой пятилетки президентства Шавката Мирзиёева. 

Инициаторами конференции выступили Центр «Стратегия развития», Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан и Министерство юстиции, на которую были приглашены представители парламента и правительства, министерств и ведомств, активисты гражданского общества, СМИ, предприниматели, а также международные эксперты, которые приняли участие в онлайн-формате.

Помимо вышеперечисленных лиц, Центр «Стратегия развития» пригласил на конференцию большую группу дипломатов, аккредитованных в Узбекистане. Среди докладчиков присутствовали глава Делегации Европейского союза Шарлотта Адриан, вице-президент Венецианской комиссии Совета Европы Филип Димитров, главы представительства Европейского банка реконструкции и развития Алкис Дракинос и представительства JICA Сугуру Миядзаки, и.о. координатора проектов ОБСЕ Ханс Ульрих Ихм и др.

Если собрать всю статистику преобразований, происходящих в стране, то получится огромный массив данных и займёт много места. Полную информацию, отражающую результаты проведённых реформ за пятилетие можно увидеть на новой медиа-платформе Reforms.uz, презентация которой состоялась в рамках конференции.

Мы же, постараемся подвести краткие итоги президентства Шавката Мирзиёева, ограничившись официальными документами конференции и докладами руководящих лиц министерств и ведомств.

Итак, ключевые результаты реформ по каждому направлению Стратегии действий 2017-2021:

Направление «Совершенствование государственного и общественного строительства»

Начата и продолжается Административная реформа, направленная на повышение эффективности деятельности государственного аппарата. Упразднены 110 неэффективных межведомственных органов, созданы 10 новых министерств и ведомств, 6 государственных функций переданы частному сектору.

Усиливается роль парламента в управлении делами государства и общества. Внедрен институт правительственного часа, палаты Олий Мажлиса периодически заслушивают отчеты министров здравоохранения, иностранных дел, внутренних дел, юстиции и других членов правительства. В 2019 году введена практика ежеквартального заслушивания отчетов правительства о реализации Государственной программы.

С 2017 года в Узбекистане действуют народные приемные и виртуальные приемные Президента, которые обеспечивают прямой контакт с населением, оперативное реагирование и устранение проблем на местах. За 2017 по 2020 гг. через них прошли 10,1 млн обращений.

В результате борьбы с бюрократией в 2 раза (со 167 до 79) сократилось количество документов, необходимых для получения государственных услуг. За 4 года в 10 раз увеличилось количество услуг, предоставляемых по принципу «Единое окно» (с 16 до 157).

Направление «Обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы»

В 2017-2020 гг. произошло усиление независимости судебной власти. В 2018 году для обжалования незаконных действий (бездействия) государственных органов были созданы административные суды. За 2019-2020 гг. они рассмотрели 31,3 тыс. заявлений и удовлетворили почти 70% (21,2 тыс.), в том числе 2,6 тыс. решений хокимов были признаны незаконными.

Появление института бизнес-омбудсменов усилило защиту предпринимателей. За 2017-2020 гг. К бизнес-омбудсменам поступили 13,4 тыс. заявлений, в результате чего:

●        930 ответственных лиц привлечены к дисциплинарной, 1513 – к административной ответственности,

●        отменены 1034 незаконных решения государственных и контролирующих органов,

●        в пользу субъектов предпринимательства через суды взысканы 95,1 млрд сумов.

Также проведены реформы по обеспечению прав граждан: пересмотрена система «прописки», созданы 197 реабилитационных центров для женщин, пострадавших от насилия, введен порядок выдачи им «охранного ордера» (с 2019 года выданы 8,4+ тыс. ордеров), упрощена процедура получения гражданства. На границах внедрена система «зеленого» и «красного» коридоров.

В результате проведенных реформ Узбекистан впервые был принят в равноправные члены Совета по правам человека ООН.

Направление «Развитие и либерализация экономики»

За 2017-2020 гг. внешнеторговый оборот республики вырос в 1,4 раза, уровень инфляции снизился с 18,8% до 11,1%, золотовалютные резервы увеличились с $26,4 млрд до $34,9 млрд.

 Объём ВВП на душу населения в 2016 году был 1 068 долл. США, а в 2020 достиг 1 700 долл. США.

Проведенные реформы снизили ставки большинства налогов: единого социального платежа с 15% для малых и 25% для крупных предприятий до 12%, налога на доходы физических лиц – с 22,5% (максимальная ставка) до 12%, НДС – с 20% до 15%, налога на прибыль – с 14% до 12%, на имущество юридических лиц – с 5% до 2%. Также были отменены отчисления в государственные фонды и страховые взносы, а виды налоговых проверок сократились с 13 до 4.

В 2017 году были сняты ограничения на оборот наличных средств и появилась возможность снятия денег в банкоматах. В 2020 г. владельцы пластиковых карт сняли через банкоматы 62,2 трлн сумов.

Произошла либерализация валютного рынка: отменены ограничения на продажу и покупку иностранной валютой. В результате объем купленной населением валюты увеличился в 15 раз (с $273 млн в 2016 году до $4,1 млрд в 2020). При этом среднегодовое обесценивание рыночного (неформального) валютного курса в 1998-2016 гг. составляло 24,4%, а в 2017-2020 гг. – 10,4%.

Узбекистан отменил таможенные пошлины на все экспортируемые товары и услуги, упростил процедуру экспорта и лицензирования, установил «нулевые» ставки таможенных пошлин для 60% импортируемых товаров и снизил ставки импортных таможенных пошлин до 6,45%.

В результате реформ значительно вырос сектор малого бизнеса: в 2016 году в республике были зарегистрированы 27 тыс. субъектов малого предпринимательства, а в 2020 – 93 тыс.

Направление «Развитие социальной сферы»

Прошедший период отмечен повышением уровня жизни. Среднемесячная зарплата увеличилась с 1,3 млн сумов в 2016 до 2,6 млн сумов в 2020 году. Совокупный доход на душу населения за тот же период вырос с 5,8 млн сумов до 11,7 млн сумов.

Продолжается укрепление системы здравоохранения: суммы, выделяемые из бюджета на эту сферу, увеличились в 2,1 раза, на 7,5 трлн сумов была укреплена материально-техническая база медицинских учреждений.

В 2017-2020 гг. Узбекистан выделил на лекарства и изделия медицинского назначения 1618 млрд сумов (против 227 млрд сумов в 1991-2016 гг.). Из них 61,6 млрд сумов направлены на лекарства для лечения онкологических заболеваний (8,3 млрд сумов в 1991-2016 гг.), 217,4 млрд сумов – на лекарства для гематологии и онкогематологии (2,8 млрд сумов в 1991-2016 гг.).

В результате реформ в системе народного образования в 2017-2020 гг. появились 328 новых школ и восстановлено 11-летнее обязательное школьное образование.

Большие изменения произошли в дошкольном образовании. Если в 2016 году функционировали 5,2 тыс. садов, то в 2020 их стало 18,3 тыс. (в том числе количество государственных садов выросло с 5 тыс. до 6,2 тыс.). Уровень охвата детей дошкольным образованием в 2020 г. достиг 61% против 27,7% в 2016 году.

Прорывные результаты достигнуты в системе высшего образования. Вновь было создано более 80 новых вузов, открыто порядка 20 филиалов иностранных вузов, начали впервые деятельность 10 частных вузов.

Была искоренена практика привлечения педагогических и медицинских работников к принудительному труду. С 2019 года пенсии работающим пенсионерам стали выплачивать в 100%-процентном размере.

В Узбекистане ведется активная работа по сокращению бедности: ее уровень снизился с 28% в 2000 году до 11% в 2020 году. Малоимущие семьи освобождены от платы за детские сады, школьники из малоимущих семей обеспечиваются сезонной одеждой. Граждане, попавшие в списки «Темир дафтар» («Железная тетрадь»), «Аёллар дафтари» («Женская тетрадь») и «Ёшлар дафтари» («Молодежная тетрадь»), получают господдержку в форме профобучения, трудоустройства и финансовой помощи.

Направление «Обеспечение безопасности, межнационального согласия и религиозной толерантности, осуществление взвешенной, взаимовыгодной и конструктивной внешней политики»

Впервые Узбекистан исключен из списка стран, «вызывающих особую обеспокоенность» по религиозным вопросам, укреплены дружественные и взаимовыгодные связи с соседями, урегулированы вопросы границ и использования водно-энергетических ресурсов.

Многое сделано для развития туризма, к примеру, сейчас в Узбекистане действует безвизовый режим для граждан 86 государств (в 2016 году он действовал для 9 стран), республика поднялась на несколько позиций в международных рейтингах.

Был укреплен оборонный потенциал: доля военнослужащих по контракту выросла до 68% (37% в 2016), в 5 раз повысился уровень оснащенности армии современным вооружением.

Однако, если во внешней политике в целом у Узбекистана дела обстоят неплохо, то в вопросах межнационального согласия существуют нерешённые проблемы, особенно на низовом уровне. Нередки всплески проявлений национализма, что негативно влияет на имидж страны за рубежом.

В документах и докладах участников конференции были обобщены все итоги проведённых реформ, были продемонстрированы положительные стороны преобразований в республике за последние пять лет. И если учитывать, что в текущем месяце состоятся выборы президента Узбекистана, то результаты работы конференции можно рассматривать, как мощным аргументом действующего президента в борьбе за голоса избирателей.

М.ДЖАНГИРОВ, фото автора

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. А долги есть у Узбекистана ,? хотя они были на нуле.или нет ? Если есть кто их будет платить?и налоги большие,и пособия на детей до 14 лет .,многим не дают, .и в мадикор базаре много женщин и мужчин ,вот чтоб не было мадикоров и всем была работа,а так не плохо.Главное мир есть.первый раз пишу ,комментариев не было ,до этого.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Эксперты ЦА объединяют усилия в решении проблем реабилитации и реинтеграции граждан, возвращенных на родину из зон боевых конфликтов

26 июля специалисты, вовлеченные в проекты по реабилитации и реинтеграции граждан стран ЦА, возвращенных из зон боевых действий, приняли...

Больше похожих статей