Затянувшаяся пандемия на долгие месяцы сковала мир. Где-то звенья этой цепи ослабевают, местами крепнут, но в той или иной мере опутывают все сферы жизни, влияя на бытие и сознание людей. Не будем обсуждать все сложности новых условий жизни на планете. Обратимся лишь к одной области человеческой деятельности — музыке, которая впервые за многие века перестала звучать в живом исполнении в концертных залах и храмах, в театрах и студиях, на улицах и площадях. К разговору о музыкальной жизни в условиях пандемии мы пригласили молодого маэстро, художественного руководителя и дирижёра камерного оркестра «Consonanza» Кирилла Чахлова.
— На просьбу определить отношение к происходящему, вы привели слоган «Из каждого лабиринта всегда есть выход». Почему?
— Это слова из популярного в молодежной среде фантастического триллера «Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти». Он предвосхитил в какой-то степени ещё более фантастическую реальность нашего времени, связанную с пандемией. Музыка тоже оказалась в лабиринте – карантинном. Начиная с середины марта большинство населения планеты находится в самоизоляции. Кто физической, кто духовной, если не в той и другой одновременно. Духовная изоляция вызвана отсутствием прежних возможностей культурного обогащения. Люди не могут ходить в театры, на концерты, выставки, посещать храмы и мечети. Утрачена даже возможность получать очное образование. Но выход из этого лабиринта, я верю, будет найден.
— Не кажется ли Вам, что наше общество приблизилось к этому лабиринту несколько раньше?
— Пожалуй. Когда у нас были эти возможности, мы их недооценивали или попросту пренебрегали ими, не пользовались в полной мере, принимая как само собой разумеющееся, вечное. Но с точки зрения непосредственно культуры, с объявлением карантина мы утратили главную культурную ценность: возможность соприкосновения с динамическим, живым искусством. Потеряв, не торопимся вернуть. Я музыкант, дирижер. И еще до пандемии с болью наблюдал полупустые залы на многих концертах классической музыки. Задавал себе вопрос, почему на концерт популярного эстрадного певца пойти намного «престижнее», чем соприкоснуться с живым звучанием бессмертной музыки Баха, Моцарта, Шуберта, Чайковского, Вагнера, Маллера?
— Не потому ли многие из талантливых музыкантов в поисках лучшей жизни переехали в Европу или Америку?
— Но разве не в наших силах вывести культуру и образование в Узбекистане на новый, более высокий уровень? И в Европе, и в Соединённых Штатах залы на концертах классической музыки переполнены. Людям действительно важно ощущать себя в среде культурной жизни. Важен уровень образования и духовности. Пандемия прервала, но не уничтожила эти устремления. Специалисты считают, что музыка более других видов деятельности развивает мозг человека, образуя в нём сложные нейронные связи, и учить детей музыке нужно с раннего возраста – всех без исключения, независимо от будущей профессии.
— Тем не менее, музыканты и в новых условиях находят формы взаимодействия с публикой, ради которой и для которой исполняются великие произведения классиков и современных композиторов.
— Да, мы, словно герои фильма «Бегущие по лабиринту», пребываем ныне в стадии своеобразного «культурного выживания». Потому заменой, пусть и не полноценной, выступает формат онлайн-концертов, когда музыка исполняется на глазах миллионов зрителей и транслируется в режиме реального времени на экраны мониторов и гаджетов. Такой концерт существенно отличается от прослушивания записей на разных видеохостингах, ведь мы слышим живую музыку, которая творится буквально сейчас, хотя передается с помощью интернета. И всё же, живое исполнение ничем не заменить. В Италии планируют провести летние фестивали классической музыки. Программа мероприятий очень насыщенная, я ознакомился с нею. Организаторы учтут санитарные нормы и правила, связанные с пандемией. В Санкт-Петербурге, городе очень музыкальном, возобновили показ спектаклей, 7 и 8 июля зрители смогли послушать оперу в Мариинском театре. Если действительно что-то захотеть, можно этого добиться в любых условиях. Но складывается впечатление, что духовность, культура, образование становятся у нас всё менее важными.
— Неужто всё так мрачно?
— Нет. Есть ценители, которые пишут мне, спрашивают, когда начнутся живые концерты классической музыки. В их числе и те, кто прежде уверял, что нет смысла идти на концерт, если у тебя есть интернет и ты можешь послушать в Ютубе запись любого произведения в исполнении выдающихся коллективов и солистов. Карантин, лишивший нас концертных залов, невольно приводит к осознанию, какие возможности упущены в недалёком прошлом. Разве обязательно терять, что имеем, для понимания ценности утраченного?
Недавно я задумал цикл онлайн-трансляций, посвященных жизни и творчеству великих композиторов-классиков. Пару месяцев со своим коллективом разрабатывал данную тему и вскоре буду рад представить наш проект «Классика: Из глубин веков – до наших дней». Мы планируем исследовать творческий путь и представить произведения 20-ти известных зарубежных и отечественных композиторов, посвятив каждому не менее двух тематических 40-минутных презентаций на канале Youtube. Проект разработан на основе уникальных материалов, предоставленных Гарвардским Университетом (США), аудио- и видео-материалов свободного использования Берлинской, Лондонской и Венской филармоний, театра «Ла Скала», Мариинского театра, Московской и Петербургской консерваторий и личного архива видеозаписей Камерного оркестра «Consonanza» при Ташкентской и Узбекистанской Епархии. Вскоре мы пригласим зрителей на первую презентацию, она посвящена творчеству Георга Фридриха Генделя.
— Многообещающий проект. Тем не менее, ситуация для музыкантов экстремальная — полного запрета на выступления и концерты ещё не бывало в истории цивилизации. Концерты давались даже в блокадном Ленинграде. Как вы и ваши коллеги переживают отсутствие работы: репетиций, выступлений, гастролей?
— С одной стороны, композиторы и теоретики музыки в самоизоляции располагают достаточным временем для индивидуальных занятий, собственного творчества и сольного исполнительства. Надеюсь, современный музыкальный фонд значительно обогатится новыми трудами и сочинениями, созданными за время карантина. Наверное, любители музыки и профессионалы уже слышали о новом произведении ташкентского композитора Игоря Пинхасова — фрагмент его Симфонии № 3 опубликован в интернете. Я уже прослушал симфонию полностью. Но что хорошо для сформировавшихся музыкантов, никак не подходит для учеников и студентов. Музыканты потеряли самое главное: возможность живой концертной практики, как сольной, так и ансамблевой. Стало невозможным крупное ансамблевое и оркестровое исполнительство. Отсутствие совместных репетиций и концертной деятельности крайне негативно может сказаться на профессиональном уровне оркестров. Можно быть Ростроповичем и Хейфецем, но без репетиций музыкант не сможет сыграть ни одного, даже самого легкого ансамблевого произведения. А с отсутствием концертов теряется главное предназначение музыкантов: нести живую музыку в мир.
— Лет десять назад, открывая концертный вечер японской музыки, Посол Японии, женщина, которая помогла в своё время создать Сад сакуры в Ташкенте, высказала мысль, что музыка – это язык, на котором боги разговаривают с людьми. Она приходит словно из высших сфер на нашу грешную землю, где жить приходится не музыкой единой… Музыканты оказались без работы, следовательно, и без хлеба насущного?
— С экономической точки зрения для всех музыкантов наступил кризис. Государственные коллективы в лучшем положении в сравнении с работающими по частному найму. Кто имел хоть какие-то накопления, сейчас их расходуют. Кто жил как птица певчая — теперь на нуле. Такая картина и у нас в стране, и за рубежом. Лично на меня карантин повлиял крайне негативно, он перекрыл мне воздух. Я живу по инерции, так как не могу работать со своим коллективом. Спасает работа с партитурами, дистанционные уроки в Гарвардском университете; больше времени уделяю искусству контрапункта, композиции. Времени для этого достаточно.
Я человек верующий, знаю, что унывать нельзя, но это очень сложно. Помогает молитва, общение с близкими мне людьми. Дома почти весь день звучит классическая музыка. Чтобы не терять профессиональную форму, планирую участие в дистанционных дирижёрских конкурсах: в Турции, Нидерландах, ещё в одном известном международном конкурсе дирижёров, название которого пока раскрывать не хочу.
— Сказать, что живёте по инерции сложно – вы столько всего перечислили из своих дел. Безусловно, в условиях всеобщей самоизоляции мы что-то теряем, что-то находим.
— Что касается международных конкурсов, большинство из них отменили или перенесли на будущий год. И всё же, организаторы некоторых престижных конкурсов решились на единственный и верный, по моему мнению, шаг: дистанционный формат. Лет 10 назад, когда интернет шире вошел в жизнь, возникло много «бумажных» конкурсов. Престиж данных мероприятий оценивался не высоко. Но были и остались очень серьезные дистанционные конкурсы, порой даже более сложные, чем очные. И именно сейчас, в условиях пандемии, к их возможностям обращаются ведущие мировые конкурсные компании. Серьезный дистанционный конкурс ничем особо и не отличается от очного. В нём также несколько туров, очень строгие требования по видеозаписям. Проведение дистанционных конкурсов в широком международном формате очень полезно для искусства — они служат своеобразным социальным лифтом для многих талантливых музыкантов, которые, к примеру, не имеют возможности участвовать в очных международных конкурсах из за финансового положения.
— Можно подробнее о конкурсе в Турции, в котором вы намерены участвовать?
— Мой хороший друг, профессор Борис Тараканов, как-то сказал, что вскоре состоится дистанционный, очень престижный международный конкурс CA AVE MUSICA, проходящий под эгидой России и Турции. Обычно я долго проверяю историю конкурса, его подводные камни, но сомнения отпали, как только я услышал, что председателем жюри будет сам Борис Игоревич Тараканов!
— Тот уникальный человек, кто создал бесплатный нотный архив www.tarakanov.net с его многотысячным цифровым фондом, которым пользуются во всех странах мира?
— Да, это он! Помимо нотного архива маэстро руководит Большим Академическим Хором РХТУ им. Менделеева, является основателем Академического хора Московского метрополитена, вдохновителем и организатором многих значимых международных проектов. Так вот, я знаю одно: Борис Тараканов всегда берется только за стоящие, значимые для культуры и искусства международные проекты. По натуре он открытый, честный и глубоко порядочный человек. Следовательно, этот конкурс обещает быть предельно справедливым. Я сразу же проявил желание участвовать в конкурсе сам, а ещё загорелся идеей «открыть» это мероприятие для музыкантов нашей страны. По совету Бориса Игоревича пообщался с директором конкурса Ильгаром Эйюбовым. Вскоре в Ташкент пришло предложение принять участие в конкурсе студентам Государственной консерватории Узбекистана. И, что было наиболее важно для меня, в жюри пригласили нашего мэтра, знаменитого музыканта, дирижера, моего учителя и наставника, профессора Фирузу Абдурахимову. Фируза Равшановна обладает большим авторитетом в музыкальных кругах нашей страны. Она бескомпромиссна, потому её согласие войти в состав жюри тоже свидетельствует о высоком уровне предстоящего международного конкурса. Отрадно, что свое участие в этом мероприятии подтвердили многие узбекистанские музыканты. Заявки не только из столицы, но и регионов. Считаю актуальным выступление в таких конкурсах: они повышают мотивацию, позволяют проявить себя, получить признание. И, главное, участники получают ценные советы от авторитетных музыкантов, что помогает творческому росту.
Да, мы действительно многое утратили — об этом я уже говорил. А вот обретено… Я надеюсь, обретено осознание сложившейся ситуации, которое в дальнейшем изменит наше отношение к общественному обустройству и социальным службам, тем или иным профессиям, духовным и культурным аспектам, возможностям каждого человека и общества в целом. Хочется пожелать бодрости духа всем музыкантам и вообще всем людям в это непростое для нас время. Очень надеюсь, жизнь наладится. Как скоро это случится, зависит и от нас. Я искренне верю, нам удастся вновь в реальности соприкоснуться в концертных залах с бесценным даром высших сил — музыкой.
Тамара Санаева
Чушь собачья недо-дирижера и старческий маразм графоманки.
Комментарий невоспитанного человека, совершенно далёкого от искусства, и позволяющего себе судить о тех людях, с которыми не пересекался. Кирилл, не обращайте внимания! Был на Ваших концертах, Вы делаете очень много для культуры страны. Из японской мудрости — «Продолжайте идти против ветра, и пусть плюют Вам в спину…!»