От заботы о «генофонде» до серого импорта: парадоксы табачной политики

0
72

Итак тщательное, целенаправленное противостояние  Центра поддержки здорового образа жизни Министерства здравоохранения Узбекистана, в активной борьбе за якобы исчезающий генофонд узбеков,  и в  героической борьбе против вероятной гибели нации, одержали победу!

Вниманию всех курильщиков республики: сообщаем, решением Сената  и Законодптельной палатой «Олий Мажлиса» страны, во избежание  потери узбекской идентичности, как трактует Центр здороаого образа жизни в республике запрещено производство и завоз  всех новых инновационных средств курения. В запрете оказались – электронные сигареты, вейпы, снюсы.

Вдумайтесь, какую трудную победу одержали специалисты Центра. Для современного Узбекистана с населением 38 миллионов жителей курильщиков инновационных табачных изделий всего лишь три десятых процента. Но два с половиной миллиона курильщиков   дымят  обычными сигаретами, откровенно отравляя себя и окружающих вредными смолами. В  случае курения обычных сигарет, специалисты Центра даже не вспоминают о генофонде. А вот другой вопиющий факт: два с половиной миллиона узбеков употребляют, отраву которая называется – самопальный насвай. В его составе и тяжелые металлы, ядовитые, химические вещества, радиоактивные элементы, ртуть, мышьяк и другие яды. Но и в этом случае, медики не пугают о якобы исчезающей нации.

В пору всенародного обсуждения запрещающего табачного законопроекта, было много мнений о резком росте контрабанды. И вот «ящик Пандоры» открылся, «свято место пусто не бывает», если есть спрос, то будет сотни тысяч предложений. Со всех щелей в республику полезла контрабанда, серый импорт, контрафакт. Насколько расширяется борьба с серым импортом, контрабандой, настолько хитрее, коварнее, изощреннее становятся  контрабандисты. К примеру: официально завозят известные, брендовые сорта сигарет и вместе с ними протаскивают через границу хитрые контрафакты. Допустим, легальных сигарет завозят 100 пачек, а контрабандных продают 10000 упаковок. Ловкачи пытаются ставить небольшие серые мастерские рядом с нашей границей. Выкапывают длинные туннели в труднодоступных, предгорных районах и протаскивают нелегальный импорта на узбекские рынки. По внешнему виду их трудно отличить от настоящих, законных. Но беда еще в том, что никто не знает, какие ядовитые вещества вкрутили мошенники в свою табачную отраву, ее никто не проверяет, никто не отвечает за качество контрабанды, практически считается, что ее в торговле страны нет…

Ташкентский Государственный Экономический университет провел крупное исследование нелегального завоза табачных изделий в Узбекистан. На прошедшей в Намангане научно-практической конференции было подчеркнута активная деятельность силовых структур, прокуратуры, таможни, налоговых служб в борьбе с контрабандой в Ферганской долине. Ученые доложили, что с января 2025 года по сегодняшний день, контрабанда табачных изделий составляет около 10 процентов. Если посмотреть этот объем по областям с начала года, то в Наманганской области нелегальной завоз вырос на более чем 23 процента, в Ферганской области почти на 14 процентов, в Кашкадарьинской области на 16 процентов.

По Закону Республики Узбекистан от 24.12.2024 года «О Государственном бюджете Республики на 2025 год» предусмотрены выделение средств за счёт поступлений по акцизному налогу на табачную продукцию по регионам, к примеру: Наманганской области было запланировано – 263,9 миллиардов сум, Ферганской области – 349,5 миллиардов сум, Андижанской области  – 292,0 миллиардов сум на реализацию программ социально-экономического развития территорий. К сожалению, из-за так называемой борьбы за генофонд и запрета инновационных видов табачных изделий республика теряет многомиллиардные вложения.  

В столице республики Ташкенте прошел международный круглый стол, где серьезные структуры, профессиональные ассоциации, юристы, государственные чиновники, СМИ работали над решением проблемы нелегальной торговли. На повестке был главный вопрос: почему контрафакт, при наличии в республике законов, словно спрут захватывает торговое пространство Узбекистана. Как сделать, чтобы  законы начали работать.

Один из основных докладчиков форума Генеральный директор Транснационального альянса по борьбе с незаконной торговлей (TRACIT) Джеффри Харди, подчеркнул в своем докладе, что незаконная торговля – это не просто проблема качества продукции для бизнеса, а прямая угроза для экономики государства. Он сказал: — «Я вижу, как Узбекистан сегодня активно развивается, привлекаются инвестиции, растет производство. Ни одна реальная промышленность не терпит недобросовестной конкуренции и контрафакта, и развитие тормозится. Нелегальная торговля приводит к ослаблению налогообложения, а также доверия к иностранным компаниям: они не будут инвестировать в страну, и производство не будет расти».

По словам главы транснационального альянса. —  «Нелегальная торговля сегодня пронизывает буквально все — от производства стиральных порошков и косметики, табака и алкоголя, до мобильных телефонов и бытовой техники. Причем меняется сама природа оборота — контрафактная продукция производится напрямую в Узбекистане, а не импортируется из-за рубежа. Речь идет о сборке электронных компонентов, упаковке лекарств, табачных изделий. Здесь вы покупаете сок или запчасти, например, из Китая, оборудование — из Турции, а из него производится готовый продукт. Это похожая схема. Мы обращаем  внимание на необходимость регулирования новых сегментов продукции. Например, в регионе активно развиваются случаи теневого рынка вейпов. Так как пока отсутствует цифровая маркировка и контроль. Контрафактные ловкачи быстро использует и эту лазейку» — отметил международный эксперт.

Это региональная проблема. Думаю, страны Центральной Азии должны действовать сообща. Поэтому было предложено создать региональную бизнес-ассоциацию, которая объединила бы государства региона. Такая структура могла бы не только выработать общее решение, но и стимулировать международный рынок и добиться большей прозрачности в трансграничной торговле. Касаясь функций государства и регуляторных мер, глава ТРАЦИТ подчеркнул необходимость усиленного контроля на границах. Значительное количество контрабандных товаров отправляется в Узбекистан именно из-за рубежи и, в частности, из-за ОАЭ. По мнению специалиста, в Узбекистане есть законодательная база, есть международные обязательства, но не хватает более строгого контроля над иx выполнением. Если это не станет приоритетом на самом высоком уровне – ничего не измениться. Но это то, что можно сделать сейчас, немедленно», — заключил Харди.

Впрочем, как отметил руководитель TRACIT, ни одна страна не справится с этой проблемой в одиночку. Допустим, Узбекистан может действовать только активно на своем уровне, не из-за открытых разногласий и разногласий в регулировании, а в регионе необходима координация: Сотрудничество — это всегда хорошо.

Собрал известия табачных дел мастер Мухтар Ганиев.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь