Что делать стране, когда газа не хватает, цены скачут, а электричество нужно каждый день и больше, чем вчера? Турция, Беларусь и Узбекистан находят ответ в атомной энергетике.
На международной дискуссии в Санкт-Петербурге обсуждали, как «мирный атом» меняет энергетику, медицину и экономику, и почему время сомнений прошло. В центре внимания — опыт стран, реализующих национальные атомные программы. Участники говорили о значении атомных технологий в энергетике, медицине, экологии и экономике.
80 лет вклада в общее развитие
Россия в этом году отмечает 80-летие атомной отрасли. Но этот юбилейне только историческая веха. Это напоминание, что вклад в ядерную цивилизацию вносили и другие страны. Узбекистан, например, ещё в советский период был частью атомного проекта: именно здесь велись стратегические урановые разработки, здесь находится Институт ядерной физики, а участие узбекских учёных в создании Объединённого института ядерных исследований в Дубне стало важным элементом общего фундамента.

«Атомные технологии не имеют границ, — заявил генеральный директор госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, — мы делимся не только знаниями, мы делимся не только кадровыми технологиями, мы делимся не только технологическим суверенитетом, мы делимся гордостью, делимся гордостью за уровень образованности, за уровень технологической вооруженности страны, за будущее, которое сегодняшнее поколение передаст своим детям и внукам».
Он отметил, что за последние 10 лет атомная отрасль пережила «переворот», и важнейшую роль в этом сыграли страны, принявшие независимые решения в пользу сотрудничества и развития.
Атом — не мечта, а необходимость
На фоне общемирового движения в сторону мирного атома особенно показательно выглядели выступления стран, которые уже вошли в ядерный клуб. Опыт других стран говорит сам за себя. Турция ещё 20 лет назад увеличила своё энергопотребление втрое. Сегодня в стране четыре реактора в процессе строительства и план на 20 ГВт атомной мощности. Министр энергетики Турции Альпарслан Байрактар заявил, что строительство первой атомной станции «Аккую» стало ответом на растущий спрос и дефицит надёжных источников энергии.

«Для нас это не просто красивые слова и мечты, а необходимость. Это требование нашей экономики и текущего растущего спроса. Наша цель – 20 ГВт атомной энергии к середине XXI века. Мы должны обеспечить нашему населению подобные объемы. И это должно быть доступно и надежно. Без перебоев», – отметил он.
По его словам, помимо четырех реакторов, которые сейчас сооружаются вместе с Росатомом, Турции нужны еще восемь, а также маломодульные реакторы минимум на 5 ГВт.
Беларусь пошла дальше. Страна уже получила полноценную отдачу от своей атомной станции, с 2023 года её первая АЭС с двумя энергоблоками ВВЭР-1200 покрывает 40% всего энергопотребления страны.

Министр энергетики Республики Беларусь Денис Мороз пояснил: «Благодаря атомной станции у нас значительно повысился уровень комфорта проживания людей. 140 тысяч домовладений сегодня используют электроэнергию на нужное отопление горячего водоснабжения, то есть значительно повышая уровень своего комфорта. Появление атомной станции создало инструменты стимулирования электропотребления либо снижения тарифов на электрическую энергию при увеличении потребления электрической энергии».
По его словам, появление АЭС в энергобалансе позволило выйти на новый уровень устойчивости, дало импульс для цифровой экономики, развитию электротранспорта, в итоге обеспечив энергонезависимость и заложив основу для технологического роста.
Развитие в нескольких направлениях
Узбекистан также активно формирует ядерную повестку. Выступая на сессии, директор агентства по атомной энергии «Узатом» Азим Ахмедхаджаев подчеркнул: «Благодаря инициативе и поддержке президента мы сегодня стоим на пороге крупнейшего технологического прорыва в нашей истории».

Он напомнил, что республика обладает богатым ядерным наследием, также отметив, что страна приступила к строительству первой в своей истории атомной электростанции. Уникальность проекта — в комбинации традиционных и новых подходов и решений. Узбекистан также может стать первой страной на евразийском пространстве, где планируется совместная интеграция крупноблочной АЭС (ВВЭР-1000) и маломодульных реакторов, сделав шаг не только к энергетической безопасности, но и к климатическим целям, замещению газа и промышленному росту.
При этом, по словам Ахмедхаджаева, речь идёт не только о выработке энергии, но и активной реализации неэнергетических направлений. В первую очередь подразумевается соглашение о создании центра радиационной стерилизации для медицинских и сельхоз целей, который послужит созданию новой технологической ниши. Параллельно в стране запускается современный центр ядерной медицины с собственным производством радиофармпрепаратов и подготовкой кадров. Ещё одно направление — прикладная наука.
«Узбекистан участвует во многих проектах МАГАТЭ по радиационным методам в аграрной науке, в селекции, водных ресурсах. И таким образом мы создаем не просто объекты, а новую отрасль со своими кадрами, с нормативной базой, производством и наукой», — отметил Ахмедхаджаев. Партнёрство с «Росатомом» он назвал ключевым фактором развития.
На фоне перехода к углеродно-нейтральной экономике и растущего глобального энергопотребления «мирный атом» вновь становится символом устойчивости и будущего. И в этом будущем Узбекистан намерен занять свое место.