Как-то я увидела на канале «Дунё буйлаб» («Вокруг света») программу «Витражи», которая привлекла мое внимание не только просветительским «зарядом», но и ее автором и ведущей, притянувшей к себе с первых минут своего появления в кадре врожденной интеллигентностью, природной женственностью, мягким, душевным обаянием, безупречной элегантностью и задушевным голосом. Очаровательная Гуля Сафаева рассказывала о музыке, о классике, о театрах (как музыкальных, так и драматических), художественных выставках, погружая зрителей в мир высокой культуры …
Вместе с автором «Витражей» телезрители знакомились с новыми постановками, театральным закулисьем, заглядывали в гримерки к известным музыкантам, певцам, артистам. Впрочем, почему пишу об этом в прошедшем времени, когда эта программа и сегодня выходит в эфир каждую неделю и многие ждут ее с нетерпением? Знаю об этом не понаслышке: зрители настолько привыкли к ней, что далекие от классики люди слушают ее, постепенно приобщаясь к настоящему искусству. Хронометраж «Витражей» составляет почти 30 минут. Программа, ориентированная на широкую аудиторию, носит культурно-просветительский характер, помогая телезрителям разобраться в азах классической музыки, новых постановках и премьерах. В гостях у «Витражей» бывают музыканты, певцы, артисты оперы, балета и оперетты, композиторы и дирижеры. И, конечно, в нее включаются и музыкальные фрагменты различных жанров.
Этой программе я обязана знакомством с Гулей Сафаевой, с легкой руки которой третий год принимаю участие в некоторых ее выпусках на правах музыковеда. Общаясь с автором «Витражей», я вижу колоссальную работу, которую она проделывает, чтобы найти и подготовить материал. Сафаева сама слушает все, что записали ее операторы, и выбирает для эфира лучшие фрагменты. Мое появление в кадре – инициатива Гули, которая прекрасно понимала, что слушать музыку еще не значит слышать музыку. И, чтобы помочь в этом слушателю, нужен музыковед, рассказывающий об истории создания произведения, о необычных фактах из жизни композиторов и интересной судьбе произведения, и, конечно, о самой сути сочинения. Впрочем, она сама пишет интересные закадровые тексты, в которых удивительным образом сочетаются легкость, позитив и простота. Нет в них заумных речей, недоступных для большинства телезрителей, – все всегда к месту, вовремя, по делу, а главное – просто и профессионально. И все это ради того, чтобы телезритель, смотрящий «Витражи», после окончания очередного выпуска был вдохновлен высокой классикой. Каждый раз, общаясь с Гулей, вижу, как она любит свою работу, целиком предана ей и своему делу. Оттого и передачи у нее получаются искренними, добрыми, душевными.

В ней удивительным образом переплетаются такие замечательные качества, как жажда знаний, творчества, порядочность, ответственность, отзывчивость, доброжелательность.
И я искренне рада, что в преддверии женского праздника у меня появилась прекрасная возможность пообщаться с этой удивительно приветливой и обходительной женщиной.
– Гуля, первая Ваша специальность – педагог русского языка и литературы. Что же привлекло Вас в профессии журналиста, если учесть, что папа Ваш был выпускником дирижерско-хорового факультета Ташкентской консерватории, заведовал кафедрой эстетики в Институте усовершенствования учителей, а мама была педиатром?
– Это дело случая. Я же поступала на романо-германский факультет, но недобрала баллов, и, чтобы не терять время, по совету папы, перешла на вечернее отделение филологического факультета. А так как днем я была свободна, то в 1976 году, когда мне исполнилось 18 лет, с легкой руки своего дяди радиожурналиста, поступила на работу в фонотеку радио, где прикоснулась к классической музыке, эстраде, литературным спектаклям. Мне было очень интересно там работать, однако через три года я вышла в декрет и вернулась на радио спустя два года, но уже в узбекскую музыкальную редакцию, где стала делать передачу по письмам радиослушателей. И не только. Основной моей работой было составление концертных программ, которых было много: в редакции распределялись дни между редакторами и каждый из нас готовил их по 10-15. Заведовала отделом Зульфия Обидова, которая буквально жила своей профессией. Будучи грамотным и безукоризненным журналистом, она многому меня научила. Под ее чутким руководством я постигала «тайны» профессии радиожурналиста.
А в 2006 году меня перевели в редакцию «Ахборот» канала «Узбекистан», где я вела утренний десятиминутный новостной блок. Это были прямые эфиры, не допускающие просчетов. К сожалению, сегодня их практически не существует. А тогда, чередуясь с Нигорой Абдуллаевой, я каждый день выходила в эфир, понимая при этом о большой ответственности, возложенной на меня, став вездесущей, «всеядной», чтобы быть компетентной в том или ином вопросе. Помимо новостей, у меня была радиопередача «Сегодня», в которой я рассказывала о многом, включая культуру и интересные факты о музыке.
– У Вас же была огромная аудитория радиослушателей, несравнимая ни с каким публичным залом мира, тепло которой Вы должны были почувствовать на расстоянии…
– И внимание этой аудитории нужно было не только привлечь, но и удержать, несмотря на то, что радиослушатели не видят ни самого ведущего, ни его глаз, ни его мимики.
– Но ведь ведущий тоже не видит своих радиослушателей, он не чувствует их живой реакции, которая дает оценку его труда, помогая тем самым избежать определенных ошибок, не так ли?
– Все верно, но мне нравилась эта работа, ведь я вкладывала ту живую душу, которая вначале заставляла прислушиваться к тому, что ты говоришь, а затем слушать, не отрываясь.


– Однако, спустя годы, Вы оказались на телевидении…
– Дело в том, в 2015 году на телевидении были открыты новые каналы, и на радио началось сокращение штата. Тогда многих перевели на эти новые телеканалы, в числе которых оказалась и я. Честно признаюсь, мне очень не хотелось уходить с радио, которому я отдала 37 лет, но, будучи уже пенсионного возраста, возражать, естественно, не стала. Так я оказалась на канале «Оилавий» («Семейный»), директором которого был назначен известный журналист Омон Бурханов. Три месяца я была в полной растерянности, никак не могла определиться с темой будущей передачи. Кроме этого, мне казалось нереальным видеть себя на телевидении, тем более в кадре, вдобавок еще и говорить, ведь по характеру я очень стеснительная, внутренне зажатая. Я уже готова была написать заявление об уходе, но, видя доброе отношение ко мне Омона Бурханова и его супруги Ирины Нестеровой, которые все это время поддерживали меня, не сделала этого. Между прочим, Ира сыграла большую роль в моем становлении на телевидении и всегда помогала мне. В итоге 26 августа 2015 года состоялся мой дебют: в эфир вышла часовая программа «Семейное утро».
– Мне известно, Ваш дебют на телевидении был успешным и с «Семейного утра» началась Ваша телевизионная карьера, верно?
– Да, программа, на мое счастье, получилась, а вместе с ней пришлась по душе и моя новая работа, в которую, как говорится, я окунулась с головой. Со временем пришли и навыки. В дальнейшем у меня в этой передаче было по шесть-семь сюжетов о флористике, искусстве, музыке, художественных выставках, мастер-классах и даже страничка с советами для садоводов. Со мной в кадре были психологи, врачи, дизайнеры, стилисты, парикмахеры, общение с которыми проходило между сюжетами об интересных событиях. Как правило, это был интересный разговор и полезные советы телезрителям. «Семейное утро» выходило в эфир каждую неделю по субботам. А потом случился ковид…
– А после ковида последовало сокращение – на базе канала «Оилавий» был создан новый обучающий телеканал Foreign Languages («Иностранные языки»), не так ли?
– Да, он специализировался на изучении иностранных языков и транслировал узбекские программы на иностранных языках 24 часа в сутки. Говорю об этом в прошедшем времени, потому что с января этого года телеканал Foreign Languages прекратил свое вещание. Я благодарна Надыру Туляганову (на тот период и до начала 2025 года он был директором канала «Дунё буйлаб»), который предложил мне работу старшего редактора. Кстати, на радио, работая в «Ахбороте», я дослужилась до заведующей отделом, а на «Семейном» – до заместителя главного редактора.
– На «Дунё буйлаб» появилась программа «Витражи», в которой я Вас впервые увидела?
– Да, поначалу она была о музыкальных событиях, проходящих в Ташкенте. Позже появилась субботняя программа «Витражи Intro». Приятно, что эта передача стала рейтинговой. Она представляет собой телеафишу, дающую возможность не только узнавать о важных событиях Узбекистана, проходящих за рубежом, но и выбирать заинтересовавшее нашего телезрителя художественное, музыкальное или театральное действо в Ташкенте. Что касается программы «Витражи», то она об известных людях и явлениях в культурной жизни Узбекистана и выходит еженедельно по средам и воскресеньям. С февраля этого года я стала вести еще и программу «Узнаем друг друга», в которой рассказываю о культурных центрах Узбекистана.


– О чем Вы думаете во время работы?
– О своем профессиональном долге, продумывая все до мелочей. Мне важно вжиться сердцем в программу, вложить в нее свою душу. И если меня останавливают на улице и спрашивают, где можно посмотреть спектакль, выставку или послушать концерт, о которых упоминалось в эфире, я становлюсь безмерно счастливой. Этот проект подарил мне немало впечатлений, бесценный опыт и незабываемые встречи.
– Как-то я прочла в одной из статей, что легендарный диктор Всесоюзного радио, народная артистка СССР Ольга Сергеевна Высоцкая говорила своим ученикам: «Человек может тебя предать, а работа, если хорошо к ней относиться, никогда». Эти слова я очень хорошо запомнила… А что Вы думаете по этому поводу?
– Признаюсь, мне вообще несвойственно тщеславие. Сколько себя помню, я всегда хотела хорошо работать и много для этого трудилась. Работа была и остается смыслом моей жизни. Я несусь из дома затем, чтобы ею заняться. Все остальное меня мало волнует. Работа доставляет мне огромное удовольствие.
– Значит, вы счастливый человек, ведь реализовать себя в любимом деле мечтают многие из нас, но не всегда и не у всех это получается. Еще Конфуций советовал: «Делайте то, что любите делать, и в вашей жизни не будет ни одного рабочего дня»…
– Очень часто из-за ошибки в выборе профессии или неподходящих условий труда люди не могут себя реализовать. На кого-то влияет опыт родителей, и он или она старается воплотить их мечты и желания, предполагая, что это его желания. Но чтобы не упустить свою юношескую мечту, есть шанс вернуться к тому, что ты любишь делать, что приносит тебе удовольствие. Поэтому я счастливый человек, который работает для души. Так что я стопроцентно согласна с Конфуцием, потому что все знания, опыт и навыки я применяю для души, для удовольствия.
– Вы невероятный трудоголик, работающий с полной отдачей. Каждую неделю у Вас выходит в эфир три программы, которые нужно отснять, смонтировать… Они отнимают немало сил и времени. У Вас не возникало желания уменьшить свою нагрузку?
– Нет, что Вы, никогда! Несмотря на съемки, встречи, обработки различных материалов, мои дни не похожи один на другой: разные локации, интересные люди. И если я устаю, то это приятная усталость. У меня 48 лет трудового стажа в одной системе – радио и телевидения, и я не собираюсь сдавать свои позиции. Мне несказанно повезло в жизни, так как в течение многих лет я напрямую общалась с радиослушателями, и вот уже десятый год с телезрителями. Очень хочу как можно дольше работать потому, что в моей душе еще так много всего, что я могу отдать людям.


– Все, что Вы делаете – это искренне, от чистого сердца, на энтузиазме, поэтому у Вас все получается со знаком качества.
– Позвольте заметить, что хороший результат передачи, это не только моя заслуга, но и всей нашей творческой команды, – начиная с операторов, режиссера, видео инженеров, которые вносят свою значимую лепту. Режиссер на обеих передачах у меня один. Это Сергей Стопневич, с которым мы очень хорошо сработались, как и с оператором Нозимом Юсуповым – в основном он выезжает со мной на съемки, и я ему за это очень благодарна. Свою созидательную лепту вносят и видео инженеры Андрей Тытчук и Гавхар Зоитова.
Я очень благодарна Лене Мирзаевой – заместителю директора канала «Дунё буйлаб» за ее поддержку и чуткое отношение ко мне. Мы с ней с 2015 года на одной волне, то есть с моего самого первого дня появления на телевидении. Не могу не назвать опытного тележурналиста Элю Тухватуллину, имя которой хорошо известно в Узбекистане и стало эталоном профессионализма в журналистике. Коллеги и телезрители всегда говорят о ней с глубоким почтением. Она была моим истинным наставником на «Дунё буйлаб». Всем этим людям я безмерно благодарна.
– Гуля, очень интересно узнать о Вас лично немного больше. Например, что Вам поднимает настроение, веселит вас, даже смешит?
– Если говорить о хорошем настроении, то его мне поднимают по утрам хорошие песни. Особенно со смыслом, которые близки мне. У меня есть голосовая помощница Алиса, которая ставит по моей просьбе мои любимые песни. Утреннюю бодрость придают ежедневные физические упражнения, которые я стараюсь не пропускать. А ещё лучше становится настроение, когда слышу по телефону о хорошем самочувствии моей мамы, о крепком здоровье дочерей и внуков. Тогда я в полной эйфории на весь день. Я слишком щепетильная насчет моих близких. Если они болеют, я всегда чувствую их боль, проношу через себя. Поэтому, если у них все хорошо, то и мне отлично. Радует меня и моя работа, которая в удовольствие!
А веселит и смешит меня мой младший внучок – забавный и умненький мальчишка!
– Что может Вас расстроить?
– Невежественные люди, их халатное отношение к работе, непунктуальность, необязательность. В работе я люблю четкость во всем.


– А что Вы цените в людях?
– Доброту, простоту, ответственность и отзывчивость.
– Какую музыку любите?
– Классическую музыку и популярную, особенно ретро.
– Как вы отдыхаете?
– Отдыхать я не умею. Если остаюсь дома, то обязательно нахожу себе какое-нибудь дело по хозяйству или по своей работе – тогда сажусь за компьютер. Отдыхаю я только в путешествиях. Это моя стихия!
– У вас есть женские слабости?
– Люблю красивые вещи, хорошо одеться, выглядеть, как подобает женщине, все это поднимает мне настроение, придает уверенность.
– Что неизменно вас утешает?
– Утешает меня, как я уже говорила выше, здоровье и счастье моих близких. Ну и, конечно же, моя любимая работа, на которой я до сих пор при деле, несмотря на преклонный возраст.
– С чем Вы никогда не сможете смириться?
– С предательством и несправедливостью.
– Что Вы делаете в случае неудачи?
– Даже не знаю, что сказать. Если я расстраиваюсь, звоню Диле Бабаджановой, с которой дружу более 30 лет. Она тоже журналист с большим стажем и всегда знает, как меня утешить, если я расстроена, и как поддержать, когда мне трудно. Особых неудач, слава Богу, не было. Благодарю Всевышнего за то, что он всегда со мной.
– Как Вы думаете, ради чего стоит жить?
– Ну, я, например, живу ради своих близких: мамы, дочерей, внуков.
Вот такая она – невероятно скромная, но целеустремленная и удивительно работоспособная Гуля Сафаева, которая, если перефразировать известную формулу Эйнштейна, «не стремится быть известной, а стремится быть полезной». Она не боится ставить высоких целей в жизни, умеет расставлять приоритеты, и у нее всегда есть к чему стремиться. Но самое главное – профессия журналиста для нее, прежде всего, любимое занятие, приносящее ей ни с чем несравнимое удовольствие.
Интервью вела Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива Гули Сафаевой.