back to top
17.3 C
Узбекистан
Среда, 9 октября, 2024

Мрачные перспективы для трудовой миграции в Германию

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,920ПодписчикиПодписаться

Чиновники и эксперты нашей страны с большим энтузиазмом и оптимизмом продолжают обсуждают возможности, которые якобы открываются перед узбекскими трудовыми мигрантами в Германии.

Основанием для этого стало подписанное в Самарканде Ш.Мирзиёевым и О.Шольцем соглашение, облегчающее въезд в Германию узбекских специалистов.

В дискуссиях некоторые эксперты даже заявляют, что наконец найдена альтернатива недружественным законодательным инициативам Москвы, которые фактически ставят непреодолимые препоны для узбекистанцев, выезжающих на заработки в Россию.

К сожалению, вынужден констатировать, что предпосылки мигрантофобии в российском обществе разгоняются на не пустом месте.

Несколько сотен наших земляков, работающих в РФ, действительно нарушили законы и стали преступниками. Но недовольство в российской власти и обществе настолько высоки, что пребывание трудовых мигрантов в России становится небезопасным.

Еще один тревожный результат таких изменений — радикализация мигрантов, которых в соцсетях обвиняют во всех российских бедах и буквально выдавливают из страны.

Возвращение в Узбекистан нескольких сотен тысяч мигрантов, каждый из которых кормил не менее 4 членов своей семьи на родине, будет означать для страны почти катастрофу.

Конечно, в такой обстановке чиновники, ответственные за безопасность соотечественников в РФ, с большим энтузиазмом обсуждают открывающиеся возможности немецкого рынка труда.

Но в реальности все не так оптимистично, как об этом говорят:

•  большая часть наших мигрантов работают в России в сферах, не требующих высокой квалификации;

•  высококвалифицированные специалисты на российском рынке труда востребованы, но их не так много и живется им не так и плохо;

•  Германия нуждается именно в высококвалифицированных работниках. «Мы сделали возможной иммиграцию талантливых работников, которые нужны нам в Германии, чтобы экономика росла», — заявил Шольц во время подписания документа в Самарканде.

Теперь о пессимизме перспектив трудовой миграции в Германию

Во-первых, растущая экономика Узбекистана сама нуждается в высококвалифицированных специалистах, у которых на родине зарплата вполне достойна. Если учитывать разницу в расходах на проживание в чужой стране и у себя дома, то миграция для такой категории становится финансово неинтересной.

Конечно, многие востребованные в Германии специалисты, особенно в сфере здравоохранения, будут стараться испытать себя в высокоразвитой стране. И такое желание справедливо и похвально.

Несколько лет работы в немецких клиниках – неоценимый опыт, который, несомненно, высоко оценят в Узбекистане.

Однако, проведя в немецкой клинике некоторое время, у меня была возможность пообщаться с медработниками, в том числе приехавшими из-за рубежа. Уверен, что наши медсестры, которых АВТМ отправило на работу в Германию, пробудут там не долго.

Условия работы медсестер в Германии здорово отличаются от тех, что в Узбекистане. Во время ночных дежурств у медперсонала нет возможности даже прилечь, для такого отдыха просто не предусмотрены кушетки. Всю ночь необходимо проводить на ногах, в лучшем случае сидеть за компьютерами, внося данные в истории болезней.

Кроме того, медсестры в Германии, выполняют работы, которые у нас закреплены за санитарками, что не совсем нравится иностранным специалистам.

И самое главное зарплата. Те, 2 200 евро, которые анонсировали наши чиновники, медсестры начнут получать после 3 лет работы, в качестве помощников медсестры, приобретая новые знания и необходимый опыт. Таковы правила. До завершения такой практики зарплата совсем иная. Мне называли сумму в 1 500 евро, из которой нужно оплачивать аренду жилья, страховку, иные обязательные платежи. На жизнь остается совсем немного.

Поэтому медсестры из других стран более 1–2 лет в Германии не задерживаются.

Во-вторых, «упрощение» трудовой миграции в Германию не означает отмены основополагающих законов в этой сфере.

Квалифицированный специалист должен будет в Узбекистане получить сертификат на знание немецкого языка на уровне В-1, или В-2. Это достаточно высокий уровень знаний, но без такого сертификата рабочая виза выдаваться не будет.

В-третьих, немецкий работодатель, как главный заказчик работников, также ограничен определенными рамками. Например, в Германии острая нехватка электриков и сантехников. Такие специалисты должны иметь специальные сертификаты, подтверждающие их квалификацию. Получить такой сертификат можно лишь после 3-годичных специальных курсов обучения в Германии.

Сертификат обязателен при заключении трудового договора с работодателем– это требование страховых компаний. В случае, когда работодатель пользуется услугами несертифицированных специалистов, страховая премия не выплачивается.

Обучить узбекских специалистов работать по немецким стандартам возможно, но каковы механизмы их сертификации?    

В-четвертых, работодатель при найме иностранца обязан помочь ему в поиске жилья. Контракт на жилье с прилагаемым кадастром должен доказать немецкий стандарт на проживание.

При этом надо иметь в виду, что найти жилье в аренду в Германии не просто, да и аренда достаточно дорогая. В ФРГ НЕВОЗМОЖНО проживать в «резиновых» квартирах или в трудно выносимых условиях, как в России.

В-пятых, работа по уходу за стариками в Германии не считается квалифицированной и поэтому не высокооплачиваема, но зато крайне трудна и совсем малоприятная.

В-шестых. Одна из главных проблем, с которой сталкиваются работодатели, подписывающие трудовые договоры с гражданами Узбекистана в России, — несоблюдение условий, прописанных в соглашениях, и желание найти для себя более выгодное место работы. По этой причине большинство наших мигрантов в РФ на нелегальном положении.

В Германии таких «работников» будут сразу же депортировать, о чем и договорилась главы Узбекистана и Германии. При этом имиджевые потери для Узбекистана в целом будут невосполнимы.

В-седьмых. Сегодня в Германии учатся и работают более 35 тыс. наших земляков. Абсолютное большинство из них умнички и очень успешны. Те, кто уже работают, интегрировали себя в немецкую жизнь и их трудно назвать трудовыми мигрантами. Правильнее называть их эмигрантами, любящими своих родителей, свои дома, конечно же Узбекистан, но строящих свою карьеру и, достаточно успешно, в ФРГ. Это их выбор, их взгляд на жизнь, на свое будущее.

Боюсь, что пожелание некоторых сотрудников Агентства стратегических реформ успешным гражданам Узбекистана вернуться на родину и работать дома, останется только пожеланием.

А что касается новых мигрантов, которые будут стараться попасть в Германию, то им придется столкнуться с совершенно иной культурой и менталитетом.

Германия – страна, в которой запрещено переходить дорогу на красный свет, даже когда не видно никаких машин, нельзя шуметь и работать после 18.00, а в воскресенье вообще запрещено работать; плевать на улице и бросать мусор где попало также не разрешается.

Да много ещё такого, что в Германии запрещено, а для наших граждан – норма.

В-восьмых. В Германии не всё решает канцлер. Необходимо учитывать настроения простых граждан этой страны. Успехи правых партий на муниципальных выборах, чьи программы учитывали негативное отношение к мигрантам из мусульманских стран, будут только расти и расти. Это немецкий тренд, который коснется и наших граждан.

Я уже упоминал о найме квартиры. Так вот, арендодатели крайне неохотно сдают свое жилье не немцам. Причина – антимигрантские настроения в немецком обществе.  Это объективная реальность, с которой необходимо считаться.

Уверен, что специалисты, имеющие опыт в рекрутинговой работе по привлечению иностранцев в Германию, могут продолжить указанный мною список, основанный на личном опыте.

Так, что не все так радужно, а скорее мрачно, в пожеланиях наших чиновников сменить направление трудовой миграции на Германию.   

В заключении хочу объяснить основную причину, по которой трудовая миграция наших граждан за рубеж создает всем так много проблем.

В нашей стране нет Национальной Стратегии трудовой миграции, в которой были бы предусмотрены совместные действия государственных структур, институтов гражданского общества, СМИ по эффективному использованию трудовых ресурсов Узбекистана на благо страны.

В Узбекистане необходим новый Закон о трудовой миграции, предусматривающий ОТВЕТСТВЕННОСТЬ государства, и не только государства, за граждан, нарушающих правила пребывания за рубежом.

Мигрант должен точно знать, что его: прерывание рабочего контракта, незаконное пребывание в стране, участие в преступлениях, на родине не останутся без действий.

Только понимание того, что в Узбекистане у мигранта остаются близкие ему люди, которые вынуждены будут разделить с ним ответственность за все его нарушения, позволят рекрутинговым фирмам более эффективно работать с российскими и европейскими работодателями.  

Виктор МИХАЙЛОВ

3 КОММЕНТАРИИ

  1. Согласна, не всё так перспективно как обещают немецкие работодатели. Наши граждане, за редким исключением, не могут интегрироваться в немецкое общество, религия и менталитет другой.

  2. Верная, правильная статья. Много раз был в Германии, жил там, сталкивался с их медициной. Когда-то она была Медициной. Теперь нет. И жизнь там была Другая. В статью можно добавить еще негатива о жизни и работе в Германии. Но и так достаточно. Чтобы там пробиться надо тщательно и упорно готовиться на Родине. И тогда никакие программы особо не нужны. А с Россией надо работать по этой проблеме на государственном уровне. И к приезду в Россию из Узбекистана, его граждан тоже нужно готовить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Зарафшане поймали любителя нелегально поохотиться на диких кроликов

В ночь с 7 на 8 октября Управление экологии города Зарафшан совместно с местными правоохранительными органами провели очередной рейд по выявлению нарушителей природоохранного законодательства.

Больше похожих статей