back to top
24.7 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Аббос Алиев. «Азиаты» и «Ялла»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

Часть первая

Продолжаем листать страницы творческих биографий звезд эстрады Узбекистана. На этот раз материал построен в жанре интервью с комментариями. Александр Попов беседует с Аббосом Алиевым, музыкантом «золотого» состава «Яллы», куда он входит уже 42 года.

Многие музыканты продолжают семейные традиции. В какой семье родились вы?

— Я не исключение. Мой отец, Заслуженный артист Узбекистана Саид Алиев, был художественным руководителем и главным дирижёром оркестра узбекских народных инструментов. Меня отдали учиться в музыкальную школу по классу фортепиано, которое стало моим первым инструментом. В программе обучения была только классическая музыка. Проучился я там только два года, потому что преподаватели реально били по рукам. Как говорится, «ставили руки», чтобы не лежали на клавишах.

Но отец продолжал заниматься со мной дома. В Узбекистане тогда часто показывали индийские фильмы, где было много песен. Мелодии мне нравились и я стал подбирать их на пианино. Затем увлёкся узбекской народной музыкой, что постоянно звучала по радио. К тому времени отец подарил мне рубаб и я стал подбирать на нем узбекские мелодии[1].

Насколько известно, вы взяли первый раз в руки гитару в школьном ансамбле. Как это было? 

— До 1969 г. семья жила на первом квартале Чиланзара. Потом отцу дали новую квартиру на 23 квартале. И я пошел в школу № 77 на соседнем 12 квартале в 9-й класс. Там у меня появились новые друзья, игравшие в школьном ансамбле. Его руководитель Шухрат «Шух» Иногамов тогда собирал новый состав. Первый раз я взял в руки электрогитару в школьном радиоузле, где хранились аппаратура и инструменты. Там же мне показал первый аккорд одноклассник Батыр «Боб» Сафаев. То есть гитара у меня была с «нуля», а в ансамбль меня взяли потому, что я играл на фортепиано. Шухрат также пригласил в группу Кучкара Саидахметова из соседнего подъезда.

Проба голоса. Слева направо: Шухрат «Шух» Иногамов, Кучкар Саидахметов, Батыр «Боб» Сафаев.

Так сложился новый состав школьной бит-группы: Шухрат — бас-гитара, вокал; Батыр- гитара, вокал; Аббос — соло-гитара, вокал и Кучкар — ударные. Битловская классика. Сначала репетировали у Шухрата дома, у него была фисгармония, на которой я с удовольствием упражнялся, в то же время осваивая гитару. Позже стали репетировать в Доме культуры имени Усмана Юсупова на 19 квартале Чиланзара.

С чего вы начали как гитарист?

— Моим самоучителем, если так можно сказать, стал музыкальный шедевр всех времен и народов – альбом In Rock (1970) британской группы Deep Purple. Начал подбирать из него гитарные партии и у меня стало получаться.

Этот рекламный видеоролик онлайн-школы игры на гитаре дает хорошо понять на какой высокий уровень ориентировался Аббос, когда начал осваивать гитару. Здесь представлены фрагменты гитарных партий именно из альбома In Rock британской группы Deep Purple. Исполняет их на альбомe In Rock один из лучших гитаристов мира супер-виртуоз Ричи Блэкмор.  

— Конечно, «снимал» и битловские песни. Они попроще были. Когда я успешно закончил «школу молодого бойца» и было пора выходить на публику, встал вопрос о названии ансамбля.  Перебрали много вариантов и выбрали «Азиаты».

Еще не «Азиаты», но уже бит-группа. Ученики школы № 77 на 12 квартале Чиланзара Аббос Алиев (слева) и Шухрат «Шух» Иногамов (справа). За барабанами Саидвали «Волик» Саидахметов.  

— Стали готовить программу: узбекские, русские песни, такие хиты Deep Purple как Bloodsucker, Into The Fire, Smoke on the water, даже Child in Time, битловские A Hard Day’s  Night, Girl, Run for your life, Day Tripper, Taxman, наимоднейшая тогда «Шизгара», она же Venus, группы Shocking Blue, играли мелодии ансамбля The Ventures, которая исполняла инструментальные версии шлягеров тех лет. Конечно, пели легендарную «Желтую реку» (Yellow River) британской группы Christie[2]. Постепенно стали сочинять свои песни. Шухрат договорился насчёт работы в парке им. С. Кирова, сейчас парк Бабура. Здесь мы уже выступали как «Азиаты». Появились какие-то деньги. Для тренинга я играл гитарные партии из произведений Pink Floyd, Queen, Eagles и других рок-групп.  

Видеосюжет, посвященный трансляции «Желтой реки» из Сопота в августе 1970 г.

Вы приходили в «Яллу», уходили… Как это было первый раз?

— В 1972 г. музыкальный руководитель «Яллы» композитор Евгений Ширяев подыскивал новых музыкантов и «Азиаты» попали в его поле зрения. Он приехал к нам на репетицию в Дом культуры и… пригласил нас в полном составе в «Яллу». Начались репетиции, однако в конечном итоге в ансамбль приняли только меня. Так я первый раз попал в «Яллу». Но связи с «Азиатами» не потерял. А в мае 1973 г. меня призвали в армию[3].

— Спустя два года я демобилизовался и, став снова одним из «азиатов», поступил в училище им. Хамзы по классу виолончели. К тому времени с нами стал выступать Казим Каюмов, впоследствии Заслуженный артист Узбекистана. У него хорошо получались узбекские народные песни: звучали современно, но не теряли национальной окраски. Мы трудоустроились в Хорезмскую филармонию, но реально продолжали играть на танцах в Ташкенте. В тот исторический период как солист ярко вписался Акмаль «Get no». Его прозвали так, потому что он очень круто исполнял знаменитый хит I can’t get no satisfaction группы The Rolling Stones. Без преувеличения скажу, «Азиаты» были в Ташкенте очень авторитетной группой.  Впоследствии, уже без меня, они некоторое время работали с Батыром Закировым.

Александр ПОПОВ

На заставке: Аббос Алиев в составе «Яллы» на музыкальной программе RUNDтелевидения ГДР

Продолжение следует


[1] Сейчас Аббос играет на клавишных, гитаре, рубабе, бузуке, ситаре и ударных инструментах. Он и другие музыканты «золотого» состава «Яллы» выросли на узбекском музыкальном фольклоре, отсюда и элегантное восточное звучание ансамбля, не наигранное, а идущее изнутри, что называется, от природы.

[2] Группа Chistie стала первым западным ансамблем, показанным в прямой трансляции по советскому телевидению. Свершилось это грандиозное событие 30 августа 1970 г. около пяти утра по ташкентскому времени. Передача «Интервидения» (существовавшее тогда международное телевещание стран Восточной Европы) шла из концертного зала «Лесная опера» польского города Сопот, где проходил международный музыкальный фестиваль «Sopot-70». На нем в качестве приглашенных гостей и выступила Christie 

[3] Комментарий. Пока Аббос служил в Вооруженных Силах СССР, на его месте в ансамбле играл Геннадий Садовников, выступали на танцах в парках им. Кирова и Окружного Дома Офицеров (ОДО) — самой популярной площадке города. Геннадий Садовников был известен в Ташкенте как изрядный гитарист, поэт и композитор. Он много сделал для развития рок-музыки, был ее летописцем. На основе его материалов создан сайт www.uzrock.net.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Архитектура не должна нагнетать социальную конфликтность. В противном случае она окажется изгоем и будет безжалостно перечеркнута

Часть первая Произошла, и уже давно, градостроительная перестройка, но не просто замена одной структуры- Госкомархитектстроя на другую - Минстрой, а,...

Больше похожих статей