История двадцать вторая. Часть 2
В первой части шел рассказ о том, что творческая биография Казима Каюмова началась в раннем детстве с выступлений перед соседями по двору, потом в музыкальном училище им. Хамзы он освоил многие народные инструменты, играл и пел в институтском ансамбле, оттуда его пригласили в одну из первых ташкентских рок-групп «Азиаты», после чего он стал солистом «Синтеза», популярнейшего в Ташкенте ансамбля начала 1970-х гг.
В начале 1977 г. «Синтез» был переименован в «Наво» («Мелодия»). Инициатором выступил министр культуры Узбекистана Гани Наджимович Наджимов. Был объявлен конкурс на новое имя ансамбля. Министр обнаружил в списке название «Наво», которое и предложил. Официально об этом было объявлено в марте 1977 г. на Республиканском семинаре молодых работников театров Узбекистана в доме отдыха «Кристалл» под Ташкентом. Ансамбль был приглашен туда вместе с дискотекой «Ильхом» для проведения культурной программы. К тому времени в ансамбле почти полностью обновился состав и руководил им «выпускник» «Яллы» Алиаскар Фатхуллин.
Большой работой, в которой вместе с новыми участниками коллектива принял участие Казим Каюмов, стала развернутая вокально-инструментальная композиция «Песнь Земли» на музыку Евгения Ширяева. Поэтический ряд составили стихи классиков восточной поэзии Алишера Навои, Омара Хайяма, Лутфи, а также современной узбекской поэтессы Зульфии и москвича поэта-песенника Сергея Острового, автора таких известных советских хитов как «У деревни Крюково» и «Песня остается с человеком»… Концептуально «Гимн…» был выдержан в духе борьбы за идеалы мира, что было очень желательной темой для советской песни тех лет.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/01/2-16.jpg?resize=696%2C605&ssl=1)
В октябре 1977 г. ВИА «Наво» с композицией «Песнь Земли» занял второе место на Всесоюзном конкурсе советской песни, посвященном 60-летию Октябрьской революции. Он разделил эту позицию с джаз-рок ансамблем «Гюнеш» из Ашхабада.
Ежегодно музыканты «Наво» минимум дважды ездили в Москву: для участия в праздничной программе к 8 марта «Дарите женщинам цветы» и на Новый год, когда в сборном концерте участвовали артисты всех братских республик. Выступали в концертном зале гостиничного комплекса «Россия» по две недели, там же и жили.
В 1979 г. было решено проводить в Ялте, в рамках Всесоюзного фестиваля «Крымские зори» Международный конкурс на исполнение песен стран социалистического содружества. И уже на первом мероприятии «Ялта-79» «Наво» становится дипломантом с мексиканской песней «Лабамба», невероятно популярной тогда в странах Южной Америки и неплохо известной в СССР, куда ее «привез» американский певец Дин Рид, покинувший США, так как искренне поддерживал идеи социализма. В СССР его называли «Красный Элвис», намекая на популярность Элвиса Пресли. Как солист, Казим Каюмов был удостоен на конкурсе третьей премии за исполнение на немецком языке песни авторов из ГДР Петерсона и Шнайдера «Счастливый день» (Ein Glueklicher Tag).
Фонограмма песни «Счастливый день»
«Счастливый день» и «Лабамба» были включены в пластинку, выпущенную по итогам фестиваля на фирме «Мелодия» в 1980 г., так же как и польская песня «Маврошка» в исполнении вокалистки «Наво» Дилором Мадалилходжаевой. Мало того, узбекская песня «Край родной» в аранжировке Евгения Ширяева на стихи Шарафа Рашидова, тогда первого лица Узбекистана, была признана лучшей песней конкурса. Настоящий триумф эстрады Узбекистана! Вышесказанное отражено на второй стороне обложки диска приведенного фото.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/01/3-12.jpg?resize=600%2C588&ssl=1)
Готовил Казима на конкурс оперный певец Исмаил Джалилов. Он выступал в «Наво» в самом начале, был солистом в «Ялле». Со своим подопечным ездил в Ялту. Заслуженного артиста УзССР Исмаила Джалилова и народную артистку УзССР Мухаббат Шамаеву Казим Каюмов называет своими первыми учителями на профессиональной сцене.
Во время работы в «Наво» Казим выступал как приглашенный солист в созданном Батыром Закировым Ташкентском мюзик-холле, ездил с этим коллективом на гастроли по стране.
В составе «Наво» Казим Каюмов проработал до 1982 г., а затем как солист перешел в эстрадный оркестр Узбекского Радиокомитета (сейчас эстрадно-симфонический оркестр Национального Телевидения и Радио Узбекистана им. Батыра Закирова). Дирижером оркестра тогда был талантливый аранжировщик, блестящий клавишник Дони Ильясов, брат Рустама Ильясова, музыкального руководителя «Яллы». К тому времени, он с отличием закончил Ташкентский государственный институт искусств по режиссуре и актерскому мастерству.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/01/4-6.jpg?resize=600%2C669&ssl=1)
Помимо творческих причин перехода в оркестр у Казима была и житейская: родители стали настойчиво требовать, чтобы он женился, остепенился, перестал пропадать на гастролях. Говорили, все сроки вышли, 27 лет, пора! Ну, как пойти против воли родителей, если любимая девушка дала согласие.
![](https://i0.wp.com/nuz.uz/wp-content/uploads/2024/01/5-5.jpg?resize=600%2C451&ssl=1)
Поскольку в нашем рассказе прозвучала тема семейной жизни, думается, будет уместно представить фотографию, где запечатлены Казим Каюмов, его старший брат и пять сестер.
Александр ПОПОВ
Фотографии из архива Казима Каюмова.
Продолжение следует
На втором фото сверху запечатлен момент репетиции ансамбля «Синтез», а не «Наво». Позднее «Синтез» был переименован в «Наво».