back to top
24.7 C
Узбекистан
Суббота, 27 июля, 2024

Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Казим Каюмов. Эскиз творческого портрета

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,590ПодписчикиПодписаться

История двадцать вторая. Часть 2

В первой части шел рассказ о том, что творческая биография Казима Каюмова началась в раннем детстве с выступлений перед соседями по двору, потом в музыкальном училище им. Хамзы он освоил многие народные инструменты, играл и пел в институтском ансамбле, оттуда его пригласили в одну из первых ташкентских рок-групп «Азиаты», после чего он стал солистом «Синтеза», популярнейшего в Ташкенте ансамбля начала 1970-х гг.   

В начале 1977 г. «Синтез» был переименован в «Наво» («Мелодия»). Инициатором выступил министр культуры Узбекистана Гани Наджимович Наджимов. Был объявлен конкурс на новое имя ансамбля. Министр обнаружил в списке название «Наво», которое и предложил. Официально об этом было объявлено в марте 1977 г. на Республиканском семинаре молодых работников театров Узбекистана в доме отдыха «Кристалл» под Ташкентом. Ансамбль был приглашен туда вместе с дискотекой «Ильхом» для проведения культурной программы. К тому времени в ансамбле почти полностью обновился состав и руководил им «выпускник» «Яллы» Алиаскар Фатхуллин.

Большой работой, в которой вместе с новыми участниками коллектива принял участие Казим Каюмов, стала развернутая вокально-инструментальная композиция «Песнь Земли» на музыку Евгения Ширяева. Поэтический ряд составили стихи классиков восточной поэзии Алишера Навои, Омара Хайяма, Лутфи, а также современной узбекской поэтессы Зульфии и москвича поэта-песенника Сергея Острового, автора таких известных советских хитов как «У деревни Крюково» и «Песня остается с человеком»… Концептуально «Гимн…» был выдержан в духе борьбы за идеалы мира, что было очень желательной темой для советской песни тех лет.

«Наво» на записи в студии Гостелерадио: слева направо Мансур Ташматов (тогда тоже выступал с «Наво»), Казим Каюмов, Надира Султанова, Георгий Биркин

В октябре 1977 г. ВИА «Наво» с композицией «Песнь Земли» занял второе место на Всесоюзном конкурсе советской песни, посвященном 60-летию Октябрьской революции. Он разделил эту позицию с джаз-рок ансамблем «Гюнеш» из Ашхабада.  

Ежегодно музыканты «Наво» минимум дважды ездили в Москву: для участия в праздничной программе к 8 марта «Дарите женщинам цветы» и на Новый год, когда в сборном концерте участвовали артисты всех братских республик. Выступали в концертном зале гостиничного комплекса «Россия» по две недели, там же и жили.

В 1979 г. было решено проводить в Ялте, в рамках Всесоюзного фестиваля «Крымские зори» Международный конкурс на исполнение песен стран социалистического содружества. И уже на первом мероприятии «Ялта-79» «Наво» становится дипломантом с мексиканской песней «Лабамба», невероятно популярной тогда в странах Южной Америки и неплохо известной в СССР, куда ее «привез» американский певец Дин Рид, покинувший США, так как искренне поддерживал идеи социализма. В СССР его называли «Красный Элвис», намекая на популярность Элвиса Пресли. Как солист, Казим Каюмов был удостоен на конкурсе третьей премии за исполнение на немецком языке песни авторов из ГДР Петерсона и Шнайдера «Счастливый день» (Ein Glueklicher Tag).

Фонограмма песни «Счастливый день»

«Счастливый день» и «Лабамба» были включены в пластинку, выпущенную по итогам фестиваля на фирме «Мелодия» в 1980 г., так же как и польская песня «Маврошка» в исполнении вокалистки «Наво» Дилором Мадалилходжаевой. Мало того, узбекская песня «Край родной» в аранжировке Евгения Ширяева на стихи Шарафа Рашидова, тогда первого лица Узбекистана, была признана лучшей песней конкурса. Настоящий триумф эстрады Узбекистана! Вышесказанное отражено на второй стороне обложки диска приведенного фото.

Вторая сторона обложки пластинки, выпущенной в 1980 г. по итогам конкурса «Ялта-79»

Готовил Казима на конкурс оперный певец Исмаил Джалилов. Он выступал в «Наво» в самом начале, был солистом в «Ялле». Со своим подопечным ездил в Ялту. Заслуженного артиста УзССР Исмаила Джалилова и народную артистку УзССР Мухаббат Шамаеву Казим Каюмов называет своими первыми учителями на профессиональной сцене.

Во время работы в «Наво» Казим выступал как приглашенный солист в созданном Батыром Закировым Ташкентском мюзик-холле, ездил с этим коллективом на гастроли по стране.
В составе «Наво» Казим Каюмов проработал до 1982 г., а затем как солист перешел в эстрадный оркестр Узбекского Радиокомитета (сейчас эстрадно-симфонический оркестр Национального Телевидения и Радио Узбекистана им. Батыра Закирова). Дирижером оркестра тогда был талантливый аранжировщик, блестящий клавишник Дони Ильясов, брат Рустама Ильясова, музыкального руководителя «Яллы». К тому времени, он с отличием закончил Ташкентский государственный институт искусств по режиссуре и актерскому мастерству.
Казим Каюмов с супругой и дочками

Помимо творческих причин перехода в оркестр у Казима была и житейская: родители стали настойчиво требовать, чтобы он женился, остепенился, перестал пропадать на гастролях. Говорили, все сроки вышли, 27 лет, пора! Ну, как пойти против воли родителей, если любимая девушка дала согласие.

Пять сестер и два брата семьи Каюмовых

Поскольку в нашем рассказе прозвучала тема семейной жизни, думается, будет уместно представить фотографию, где запечатлены Казим Каюмов, его старший брат и пять сестер.

Александр ПОПОВ

Фотографии из архива Казима Каюмова.

Продолжение следует

 

1 КОММЕНТАРИЙ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Эксперты ЦА объединяют усилия в решении проблем реабилитации и реинтеграции граждан, возвращенных на родину из зон боевых конфликтов

26 июля специалисты, вовлеченные в проекты по реабилитации и реинтеграции граждан стран ЦА, возвращенных из зон боевых действий, приняли...

Больше похожих статей