История 18
Первые шаги на эстраде ансамбль «Ялла» делал под корявым названием «ВИА ТТХИ». Ехать под таким именем на зональный телевизионный конкурс «Алло, мы ищем таланты» в Свердловске (ныне Екатеринбург) весной 1971 г. было никак нельзя. Вошедшее в историю эстрады СССР название коллектива, предложил преподаватель Ташкентского театрального института Анатолий Зухурович Кабулов, будущий народный артист УзССР.
В интервью газете «Правда востока» к 50-летнему юбилею ансамбля Фарух Закиров рассказал об этом так: «Анатолий Зухурович нам много помогал. Его сегодня, увы, уже нет с нами,.. однажды он присутствовал на репетиции, когда репетировали песню «Киз бола»… мы напевали какие-то мотивы — «Я-ла-я-ла». «Послушайте, ребята, ваша группа так и будет называться — «Ялла»!», — воскликнул Анатолий Зухурович. Слово это, считаю, очень точно, красиво и лаконично охарактеризовало наш жанр. В узбекском национальном песенном искусстве есть различные направления. К примеру, маком, ката ашула, лапар. Есть и ялла — жанр, вышедший из фольклора, с веселыми, зажигательными ритмами песен».
Музыкант ансамбля Баходыр Джураев в своей книге «Ялла». Люди, события, судьбы» уточняет дату и трактует версию с такими подробностями: «В марте 1971 г., после женского праздника, поздно вечером, часам к одиннадцати, на репетицию пришёл известный кинорежиссёр Народный артист Узбекистана Анатолий Зухурович Кабулов. Мы сразу его окружили.
— Толя, — обратился Герман (Рожков, руководитель ансамбля) к нему, — на днях мы улетаем в Свердловск на конкурсную передачу «Алло, мы ищем таланты». Вот не знаем, какое имя дать ансамблю? Анатолий Зухурович.., окинул всех быстрым взглядом и не задумываясь произнёс:— «Ялла»!
Перед поездкой в Свердловск в ансамбль пришел Фарух Закиров, который впоследствии стал бессменным руководителем коллектива. «У меня появилось ощущение, — вспоминает Баходыр Джураев, что теперь мы можем свернуть горы и переиграть всех конкурентов».
Но не все было так просто. Чтобы музыкантов отправили в Свердловск, понадобилась поддержка главного редактора музыкальных программ УзТВ Любови Юхновой[1], которой очень понравился молодой ансамбль. Благодаря ей, УзТВ помогло коллективу деньгами для поездки. Решительный, энергичный человек, Юхнова вообще много сделала для развития эстрады Узбекистана.
Ало Ходжаев, давший первый толчок творческой карьере ансамбля, к тому времени занял должность секретаря ЦК комсомола республики и следил за молодыми музыкантами, в которых он справедливо видел большое будущее.
Главным соперником «Яллы» в Свердловске были: лучший представитель российского фолк-рока ансамбль «Ариэль» из Челябинска во главе с легендарным Валерием Ярушиным и позабытые сейчас три коллектива из Свердловска, Кирова и Горького.
«Ялла». «На тот большак» («Песня о любви»)
В Свердловске «Ялла» исполнила замечательную лирическую песню Марка Фрадкина на слова Николая Доризо «На тот большак, на перекресток» («Песня о любви») из кинофильма «Простая история» и зажигательную, танцевальную «Киз бола» Энмарка Салихова с акцентом на экзотику звучания рубаба и ритмические вариации дойры. «Киз бола» уже реально просматривалась как хит ансамбля. Эти произведения, разные по настроению и темпу образовали на редкость органичный «дуэт». «Ялла» была признана лучшей и завоевала право на поездку в Москву на финал конкурса «Алло, мы ищем таланты», который состоялся уже в апреле 1971 г.
К этому времени в группу был приглашён Равшан Закиров, младший брат Фаруха. В Москве он прекрасно выступил с двумя песнями: узбекской народной «Рамазан» в энергичной современной аранжировке и русской лирической «Плывут туманы белые»[2]. Присоединилась к ансамблю и Лариса Кандалова, впоследствии ставшая Заслуженной артисткой Узбекской ССР.
На финал в Москву приехали больше тридцати коллективов. Дипломантами стали двенадцать ансамблей. Объявление результатов для «Яллы» прошло очень драматично. По мере объявления дипломантов, каждый из них исполнял свою песню. Первый номер, второй, пятый, двенадцатый. Но это не «Ялла»! Казалось все, ташкентские музыканты «пролетели»… Вспоминает Фарух Закиров: «Мой брат Равшан хотел перед выступлением выпить сырое яйцо, чтобы лучше звучал голос, но от волнения забыл о нем, сжимая его в руке, и раздавил. Яйцо потекло по одежде, все это было запечатлено операторами». Воцарилась смятенная пауза. Но вот на сцену выходит улыбающийся Александр Масляков согласно специальному решению жюри, торжественно объявляет победителем ташкентский ансамбль. Как говорят, именно его голос стал решающим. Число «тринадцать» стало для «Яллы» счастливым.
Равшан, однако, в будущем не связал свою жизнь с певческим искусством, но проявил себя как хороший художник, директор Фонда Батыра Закирова.
Московский успех с огромным удовлетворением был встречен в Ташкенте и в июле 1971 г. Министерство культуры УзССР утверждает группу как профессиональный коллектив, а музыканты «Яллы» были зачислены в штат Узбекконцерта и Узгосэстрады в составе:
1. Сергей Аванесов — соло-гитара
2. Баходыр Джураев – бас-гитара
3. Равшан Закиров — ритм-гитара
4. Фарух Закиров — дойра, вокал
5. Шахбоз Низамутдинов – рубаб
6. Алиаскар Фатхуллин — клавишные
7. Дмитрий Цирин – ударные
8. Лариса Кандалова — вокал.
Художественный руководитель – Герман Рожков.
Музыкальный руководитель — Евгений Ширяев.
«Поначалу, — вспоминает Фарух, — наш коллектив был задуман как аккомпанирующий состав популярным тогда в Узбекистане певцам Эсону Кандову и Науфалю Закирову».
Спустя недолгое время «Ялла» закрепила успех, став победителем на Конкурсе советской песни, организованном Москонцертом. Тогда же песни «Киз бола» и «Яллама ёрим» в исполнении ансамбля записываются на Всесоюзной фирме грампластинок «Мелодия». Экзотичное звучание дойры и рубаба в них очень органично сочетается с современными музыкальными инструментами.
Небо, солнце… «Яллама ёрим»
В 1974 г. к ансамблю присоединилась как солистка Наргиз Байханова, ставшая первой супругой Фаруха Закирова. Она проработала в коллективе почти десять лет. С «Яллой» за годы ее существования выступали как солисты Наталья Нурмухамедова, Юлдуз Усманова, Эсон Кандов, Исмаил Джалилов, Зиёд Ишанходжаев, в ансамбле играл Даврон Гаипов…
«Ялла» внимательно следила за эстрадными шлягерами тех лет. Тогда была невероятно популярной песня «Разноцветные кибитки» в исполнении польской поп-звезды Марыли Радович. Ансамбль из Узбекистана включил этот хит в свой репертуар. В «Ялле» его пела Лариса Кандалова.
«Разноцветные кибитки» Лариса Кандалова и ансамбль «Ялла»
С течением времени состав ансамбля часто менялся, одни музыканты уходили из коллектива, на их место приходили другие. Состав то разрастался, то сокращался. За время существования ансамбля в нем переиграли более 20 человек. В какой-то период, как я насчитал на одном из фото, в коллективе было 12 музыкантов. Все годы бессменным участником группы был Фарух Закиров — народный артист семи республик СССР.
Фарух Закиров и совсем юная Юлдуз Усманова, впоследствии Народная артистка Узбекистана (1998), Казахстана, Туркменистана и Таджикистана, которую назовут «примадонной узбекской эстрады».
В 1974 г. из коллектива ушел Сергей Аванесов, один из двоих основателей «Яллы». Его новым местом работы стал ансамбль песни и танца МВД Узбекской ССР, потом он несколько лет руководил мультобъединением киностудии «Узбекфильм», писал музыку к мультфильмам, служил в Академическом русском драматическом театре Узбекистана, преподавал в драматической студии при театре, участвовал в спектаклях. В 1976 г. сдал свои полномочия Герман Рожков. Затем Евгений Ширяев был назначен художественным руководителем «Узбекконцерта». Художественным руководителем «Яллы» стал Фарух Закиров. Вопрос решался на уровне ЦК компартии Узбекистана.
Одно время вдруг начались «гонения» на «Яллу». Впрочем, почему вдруг? Музыканты приобрели большую популярность, отрастили длинные волосы, стали хорошо заметны, появились завистники и охранители. «Уместно напомнить, — пишет Ало Ходжаев, — о том, как «в штыки» восприняли новый коллектив некоторые наши деятели «от культуры». Достаточно сказать, что в сатирическом журнале «Муштум» («Кулак») появились карикатуры на длинноволосых «яллашников».
Или же выступление в ЦК партии бывшего заместителя министра просвещения Икбол Тохтаходжаевой, которая требовала не допускать до ТВ солистов, «разлагающих» нашу молодёжь. Пришлось давать им отпор, равно как и ведущему обозревателю газеты «Советская культура» В. Беляеву, который в разгар «узбекского дела» обвинил «Яллу» в скрытой антисоветчине, так как своим названием ансамбль, якобы, прославлял Аллаха. Такая вот бредовая мысль — традиционному народному плясовому с вокалом жанру была приписана религиозная основа. Я по собственной инициативе вынужден был давать разъяснения помощнику всесильного тогда Егора Лигачёва».
Между тем, о Всевышнем говорил и Фарух Закиров в интервью сайту «Ферганские новости». «У слова «Ялла» имеются и более глубокие корни, когда в минуты восторга, радости, человек, обращаясь к Аллаху, восклицает: «Йоо-Алла!». Слово, которое, со временем трансформировалось в «ялла». На русском языке аналогом будет фраза «Слава Богу!». Но у автора названия Анатолия Зухуровича Кабулова таких аналогий и в мыслях не было. Слово «ялла» есть также в арабском языке и на иврите. Означает: «давай, давай», «быстрее».
Александр ПОПОВ
Продолжение следует
На заставке: Первый состав «Яллы» в профессиональном статусе. Слева направо. Первый ряд: Герман Рожков, Сергей Аванесов, Алиаскар Фатхуллин, Лариса Кандалова. Шахбоз Низамутдинов, Баходыр Джураев. Второй ряд: ?, Равшан Закиров, Фарух Закиров, Дмитрий Цирин. К сожалению н удалось опознать трубача. Фото из архива Михаила Рожкова
Автор благодарит за помощь Михаила Рожкова (сына Германа Рожкова) и Тимура Кабулова (сына Анатолия Кабулова).
При подготовке были использованы материала портала «Письма о Ташкенте».
Дорогой читатель, если заметите какую-то ошибку, неточность, пишите. Это будет ваш вклад в воссоздание Истории музыкальной эстрады Узбекистана. Мы будем очень благодарны за уточнение.
[1] В то время сотрудник Гостелерадио Узбекской ССР.
[2] Эту песню часто называют народной песней. Автор текста к ней действительно неизвестен, но музыку написал Владлен Махлянкин — музыкант-любитель, работавший инженером на космодроме «Байконур».
Уже после того, как этот материал был опубликован, благодаря помощи Игоря Халикова удалось установить, что раннее неопознанный улыбающийся музыкант с трубой слева вверху на первом фото это музыкальный руководитель «Яллы» Евгений Ширяев, он же трубач на последнем фото.