История пятнадцатая. Второе отделение «Нужно только переписать репризы»
Продолжаем рассказ о Ташкентском мюзик-холле (четвертом в СССР), который появился по инициативе нашего великого певца Батыра Закирова. На то, чтобы «пробить» идею понадобилось несколько лет. Официальное решение о создании мюзик-холла было принято в 1972 году. А через год, гастрольные маршруты Марка Захарова и Александра Ширвиндта пересеклись в Ташкенте. Батыр Закиров познакомил их со сценарием, показал прогон на сцене и Захаров сказал: «У тебя все готово – нужно только переписать репризы». За несколько дней они доработали сценарий, и в мае начались репетиции. Александр Ширвиндт, вспоминал впоследствии: “Это было лето, Ташкент, запах дымящегося мяса, Алайский базар, восторг, и в это время наш друг, художник и режиссёр Юра Юнгвальд-Хилькевич, в то время главный художник театра оперы и балета имени Навои, познакомил нас с замечательным певцом Батыром Закировым. Мы стали вместе работать над сценарием и за неделю его написали. За что впоследствии были удостоены званий лауреатов премии Ленинского комсомола Узбекистана”.
В основу сюжета легло традиционно-сказочное развитие событий, по мотивам нескольких новелл из «Тысячи и одной ночи», образовавших историю любви главных героев. В программе было две части: «Восточная сказка» и «Ташкентская свадьба».
«Восточная сказка» состояла из семи сцен-картин: 1. «Восточный базар, Похищение»; 2. «Звезды и звездочет»; 3. «Синдбад-мореход»; 4. «Джин»; 5. «Полет птицы «Рух»; 6. «Во дворце хана»; 7. «Воины».
Первое отделение спектакля начиналось на «Восточном базаре», где очаровательная ведущая (Маргарита Хонг) вместе со своими помощниками приветливо знакомила зрителей с участниками представления.
Сюжет «Сказки» был таков. Главные герои: Она (Принцесса-невеста) – Луиза Закирова (в начале проекта). Он (Принц) — Эльер Ибрагимов и, естественно, Синдбад-мореход. Сначала они, разумеется, теряют друг друга. Ее похищают. Он бросается на поиски. По пути встречает Синдбада. Вместе они находят Ее. Ну, конечно же, в гареме у Хана (Владимир Лапин). Тот, как мудрый и благородный властитель, возвращает невесту жениху. На том и сказке и конец. Но не конец спектакля.
Второе отделение продолжалось на «Ташкентской свадьбе». Такая форма позволяла свободно вводить в спектакль новых исполнителей, приглашать других эстрадных звезд, в том числе и знаменитостей. Для этого была придумана сцена «выступление гостей на свадебном пиршестве». В качестве «гостей свадьбы» побывали, например: Владимир Высоцкий, Ирина Понаровская, ленинградская группа «Поющие гитары», ташкентские ВИА «Ялла» и «Наво», ансамбль «Алан» из Северной Осетии, группа «Цвет» из Баку, известные исполнители и коллективы тех городов и областей, где выступал Ташкентский мюзик-холл.
Одни и те же роли в спектакле играли разные актеры. Принцем, например, были Эльер Ибрагимов и Науфаль Закиров, он же исполнял и роль Синдбада в другом составе. Луизу Закирову после премьеры сменила молодая Наташа Нурмухамедова, а Луиза стала ведущей спектакля. Уже к июлю перед гастрольной поездкой в Смоленск она была введена в состав концертной труппы. Талантливый многогранный артист Андрей Петровец (впоследствии выступал в «Садо») ухитрился переиграть роли Визиря, Падишаха, Чёрта и Звездочёта. В спектакле звучали песни, куплеты, стихи, разговорные диалоги, выступали танцоры, жонглеры, акробаты…
«Самыми интересными, — писал впоследствии журнал «Музыкальная жизнь», — были сцены, в которых участвовал отлично поющий, играющий, танцующий Синдбад (Науфаль Закиров).
Что касается хореографии спектакля, то танцевальный ансамбль одинаково профессионально владел как элементами классического танца, так и узбекской национальной хореографией, а также пантомимой и авангардной «механической» пластикой.
Хореографию, построенную на национальных традициях, особенно ярко представлял танец «Ёр-ёр», который как писал в своем исследовании «Основные этапы становления и развития музыкальной эстрады Узбекистана» Леонид Юсупов[1]: «был решен в плане узбекского народного массового танца, где пластика движений, хореография опирались на фольклорные традиции этого танца, исполнявшегося преимущественно на свадебных торжествах.
В «Танец текстильщиц» и «Капитаны голубых кораблей» Юлием Взоровым была удачно вплетена своеобразная пластика «механических танцев», стилизованная под однотонную ритмику работы ткацких станков и поступательное движение комбайнов на хлопковых полях. Удачно оказался выражен трудовой оптимизм молодых ткачих. «Творчество балетмейстера, — отмечал Леонид Юсупов, продолжило традиции представителя российского театрального авангарда Николая Михайловича Фореггера (Фореггер фон Грейфентурн)». Еще в 1922 г. он показал «механические танцы», которым положила начало пантомима «Поезд», где под соответствующие шумы (например, звуки кузнечного цеха) артисты в черно-белых одеждах синхронными ритмическими движенияями безэмоционально изображали работу производственных механизмов, заставляя забывать, что на сцене действуют люди.
Танцовщицы органично вписывались в интермедии вместе с главными героями сказки, исполняли игровые роли в массовых сценах: «Восточный базар», «Похищение», «Во дворце падишаха», «Воины»…
На следующий год было решено обновить танцевальные номера. Юлий Взоров поставил восемь танцев. «Танец с бубном» был просто потрясающим. Но через полгода он уехал в Англию и там остался. Выступая по «Би-Би-Си», сказал, что единственный коллектив в СССР, где он работал свободно и получил колоссальное удовольствие – это был Ташкентский мюзик-холл. В Ташкенте началась паника – из афиш его фамилия была вычеркнута, не все танцы удалось сохранить.
Всеобщее восхищение вызвало виртуозное соло на дойре. Великолепно владея инструментом, лауреат IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов Адыл Камолкаджаев (Камолходжаев) продемонстрировал красочную национальную полиритмию, показав, что в искусных руках дойра не уступит самой современной ударной установке. Как подчёркивал Леонид Юсупов: «Этот номер убедительно раскрыл разницу между милой, но легковесной экзотикой и настоящим национальным колоритом».
Александр Попов
Продолжение следует
На заставке: Бакинская группа «Цвет», которая выступала во втором отделении спектакля на «Ташкентской свадьбе». Справа сидит Наталья Нурмухамедова, которая тогда выступала с ансамблем. Фото: из архива Натальи Нурмухамедовой
[1] Юсупов Леонид Абдурахманович (1944, Самарканд, СССР – 2021, Елец, РФ). Композитор, музыковед, профессор, учился на отделении теории музыки в Самаркандском Музыкальном училище (1961-1963), параллельно работал музыкальным руководителем в детском туберкулезном санатории, детском доме № 5 г. Самарканда. Будучи призван в армию, проходил службу в военном оркестре (1963-1966). В 1973 году окончил факультет истории и теории музыки Ташкентской консерватории, а в 1978 году аспирантуру в том же учебном заведении. В 1991 году Л.А. Юсупов защитил кандидатскую диссертацию на тему «Становление и развитие узбекской музыкальной эстрады. Фольклор в эстрадной музыке» во Всероссийском научно-исследовательском институте искусствознания, г. Москва. Член Союза композиторов СССР (1991), Член Союза композиторов Узбекистана (1995)