Недавно постановлением Кабинета министров было внесено изменение, устанавливающее о введении обязательной цифровой маркировки газированной и негазированной воды и прохладительных напитков с 1 марта 2024 года.
В связи с этим, мы узнали у пресс-службы национальной системы цифровой маркировки и прослеживания товаров “Asl Belgisi” подробнее о системе, о сроках, о значимости, а также поделимся с вами мнением одного из участников маркировки.
Цифровая маркировка – это нанесение на упаковку товара специального Data Matrix кода и его фиксация на каждом участке пути: от производственной линии до конечного потребителя. Информация о каждом продукте сохраняется в электронной базе данных, которая может быть просканировано как потребителем, так и производителем. Цифровая маркировка защищает интересы покупателей, так с ее помощью потребитель может узнать все о продукте, что снижает риск покупки опасного или некачественного товара.
Три группы системы маркировки
Система цифровой маркировки разбивается на три группы. Первая группа оказывает эффекты для государства. Это повышение прозрачности товарных рынков, рост собираемости налоговых и таможенных платежей, повышение эффективности государственного контроля. Вторая это защита потребителя за счет повышения качества и подлинности приобретаемой продукции, наличие эффективного инструмента государственного контроля, уменьшение фальсификата. Третья группа связана с бизнесом — повышение качества бизнес-аналитики на основе данных системы маркировки, защита бренда, улучшение его экономических показателей и повышение прибыльности. Это происходит благодаря тому, что условия для всех уравниваются, а компании получают доступ к данным о том, как производится и передвигается их продукция.
Одной из основных задачей маркировки является гарантия потребителям подлинности и качества приобретаемого товара, с этим мнением также согласна и ВЭД менеджер дистрибьютерской компании “Kalipso” Назарашвили Мария.
Компания “Kalipso” имеет прямое отношение к цифровой маркировке, так как их основным направлением является дистрибьюция пивной продукции заводов Казахстана, России и Белоруссии и внедрялась маркировка с самого начала появления в Узбекистане. Компания уже готова маркировать воду и прохладительные напитки.
По словам ВЭД менеджера Назарашвили Марии, благодаря цифровой маркировке в компании модернизировались многие рабочие процессы. Если брать глобально, частично очистился рынок от контрабандной продукции, что поспособствовало увеличению объема продаж.
-“Для нас ранее была проблемой контрабандная продукция, которая имела преимущество в цене, за счет неофициального ввоза в страну. С внедрением цифровой маркировки и ее обязательного наличия на продукции, постепенно вопрос с контрабандой исчез. А если вопрос заключался именно в отношении, то в оно вполне лояльное, мы понимаем всю ее важность и миссию. Также мы против развития нелегальной торговли”, добавила ВЭД менеджер “Kalipso”.
Как сообщает пресс-служба cистемы, требование маркировки вступит в силу как для местных производителей, так и для импортеров. Коды цифровой маркировки оператор системы предоставит бесплатно для негазированной воды, которая выпускается на территории Узбекистана в ПЭТ бутылках объемом до 0,5 литра.
В пресс-службе также отметили, что при помощи бесплатного приложения “Asl Belgisi” можно получить всю необходимую информацию о товаре, отсканировав Data Matrix код. Количество пользователей приложения выросло в шесть раз и превысило 600 тыс. человек. С “Asl Belgisi” можно проверять на подлинность бытовую технику, лекарственные препараты, алкогольную, пивную и табачную продукцию. А позже можно будет проверить на подлинность любимые прохладительные напитки, воду и соки. Интерфейс приложения доступен на русском и узбекском языках.