1 февраля в Ташкенте состоялась пресс-конференция, посвященная итогам деятельности Национального агентства перспективных проектов Республики Узбекистан (НАПП) за 2022 год.
Пресс-конференцию провели первый заместитель директора Агентства Вячеслав Пак, заместитель директора Агентства Даврон Максудов, начальник отдела развития сферы оборота крипто-активов Аскаржон Закиров и начальник отдела лицензирования и разрешительных процедур Нодиржан Джураев.
Спикеры рассказали о работе, проделанной Агентством в 2022 году,
достигнутых результатах и ближайших планах.
Однако основным вопросом повестки дня стало обсуждение новейшей для банково-финансовой сферы темы оборота крипто-валюты. Тема не просто новая, но и для многих не совсем понятная – каким образом можно зарабатывать путем майнинга. Заметим, что 2022 год стал прорывным
для сферы оборота крипто-активов в Республике Узбекистан.
Именно в этом году в результате реализованных инициатив Агентства, поддержанных главой государства, создана и расширена институциональная структура национального крипто-рынка, внедрена обновленная система лицензирования деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов, определены общие правила осуществления майнинга.
По итогам реализованных инициатив, институционально расширен национальный рынок крипто-активов, в частности, за счет внедрения новых видов провайдеров услуг. Выданы 4 лицензии на осуществление деятельности крипто-магазина, которые являются первыми легальными крипто-магазинами на пространстве СНГ и Центральной Азии.
Обновление системы лицензирования и внедрение системы уплаты фиксированных сборов за осуществление деятельности в сфере оборота крипто-активов обеспечили поступление в бюджет дополнительно 3,5 млрд. сум.
Поскольку тема крипто-активов для Узбекистана новая и большинство населения с трудом представляет себе, как это работает и, как зарабатывать крипто-деньги или правильнее будет сказать – крипто-активы, сотрудниками НАПП были даны соответствующие разъяснения.
Понятия терминов, которые употребляются в сфере оборота крипто-активов и, которые официально закреплены в законодательстве Узбекистана разъяснил начальник отдела развития сферы оборота крипто-активов Аскаржон Закиров: «КРИПТО-АКТИВ – это имущественное право, представляющее собой совокупность цифровых записей в распределенном реестре данных, имеющее ценность и владельца.
В свою очередь, РАСПРЕДЕЛЕННЫЙ РЕЕСТР ДАННЫХ представляет собой технологию, в которой данные распределены в специализированные блоки, при этом каждый новый блок связан с предыдущим блоком криптографической подписью.
В сфере оборота крипто-активов существует несколько видов деятельности.
Важным звеном здесь является Провайдер услуг в сфере оборота крипто-активов (юридическое лицо) — резидент Республики Узбекистан, оказывающий услуги для физических и юридических лиц, в том числе от их лица, по покупке, продаже, обмену, хранению, выпуску, размещению и управлению крипто-активами.
В перечень услуг, предоставляемых «Провайдером» входят:
КРИПТО-БИРЖА – организация, предоставляющая электронную платформу для покупки, продажи и (или) обмена крипто-активов;
МАЙНИНГ-ПУЛ – организация, предоставляющая электронную платформу для консолидации вычислительных мощностей с целью обеспечения процесса майнинга;
КРИПТО-ДЕПОЗИТАРИЙ – организация, предоставляющая электронную платформу и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по выпуску крипто-активов, осуществлению их первичного размещения и хранения;
КРИПТО-МАГАЗИН – организация, предоставляющая электронную платформу и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по покупке и (или) продаже крипто-активов.
Конечным БЕНЕФИЦИАРНЫМ СОБСТВЕННИКОМ является физическое лицо, которое прямо или косвенно владеет юридическим лицом, являющимся прямым или косвенным учредителем, или владельцем доли в уставном фонде (уставном капитале) провайдера услуг, либо контролирует его.
И, наконец, что означает понятие «майнинг». МАЙНИНГ – это деятельность по поддержанию распределительной платформы и созданию новых блоков с возможностью получать вознаграждение в формате новых единиц и комиссионных сборов в различных крипто-активах».
Здесь надо обратить внимание на весьма существенную деталь. МАЙНИНГОМ может заниматься только юридическое лицо и осуществлять свою деятельность исключительно с использованием электроэнергии, произведенной фотоэлектрической станцией (ФЭС).
Согласно законодательству «майнерам» разрешено подключаться к единой электроэнергетической системе. Но, необходимо напомнить гражданам (и субъектам предпринимательства), что пока не вступил в силу специальный нормативно-правовой акт, определяющий все требования и условия для организации деятельности по «майнингу», на территории республики осуществлять «майнинг» будет являться нарушением законодательства.
Как, когда и на каких основаниях (по каким тарифам) можно будет подключаться к единой электроэнергетической системе — это будет уже решать профильное ведомство, отвечающее за энергетику в стране.
Тут нужно также заметить, что согласно требованиям, указанным в решении Президента РУз., заниматься «майнингом» можно только после получения разрешения (документа разрешительного характера), юридическим лицам, которые, в свою очередь, будут подключаться к солнечной ФЭС.
Требования к лицам, планируемых организацию юридического лица, уже определены действующим законодательством.
В рамках пресс-конференции было отмечено, что запрещается оказывать услуги несовершеннолетним гражданам со стороны «провайдеров услуг».
О том, как будет осуществляться налогообложение в сфере оборота крипто-активов рассказал первый заместитель директора НАПП Вячеслав Пак.
Здесь мы хотели подчеркнуть, что на данный момент апробированного и работающего механизма налогообложения операций с крипто-активами пока нет (в том числе в развитых странах мира).
В связи с чем, НАПП совместно с Минфин и ГНК разработали и приняли документ, который устанавливает фиксированное сборы для «майнеров» и «провайдеров услуг» (регистрационный номер Минюст — 3388). При этом, в случае появления такой возможности в будущем, механизмы налогообложения операций с крипто-активами могут быть апробированы в рамках «Специального режима».
В рамках этого участники освобождаются от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений, а также таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимые для собственных нужд оборудования, комплектующие части, детали и др. не производимые в Республике Узбекистан.
Единственным видом платежей в бюджет для участников оборота крипто-активов будут фиксированные сборы за осуществление деятельности.
Для деятельности майнеров — 10 БРВ;
По провайдерам услуг:
крипто-биржа — 400 БРВ;
майнинг-пул — 100 БРВ;
крипто-депозитарий — 5 БРВ;
крипто-магазин — 20 БРВ.
При этом, доходы в виде оплаты труда, облагаются налогом на доходы физических лиц по фиксированной ставке 7,5 процента и не включаются в объем совокупных годовых доходов физических лиц, определяемых в целях налогообложения.
Резиденты Республики Узбекистан вправе осуществлять на электронной платформе крипто-биржи все виды торгов крипто-активами за национальную валюту, а с нерезидентами Республики Узбекистан исключительно операции по продаже крипто-активов за иностранную валюту. Но на территории Республики Узбекистан запрещается использование крипто-активов в качестве средства платежа или приема оплаты.
Вячеслав Пак также особо отметил, что особым приоритетом является обеспечение соблюдения требований международных стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма (Рекомендации ФАТФ), внедрения механизмов, обеспечивающих защиту прав инвесторов и предупреждающих использование крипто-активов в противоправных целях.
Если примерять Узбекистан к странам СНГ и ЦА, то можно смело говорить, что республика стала уникальной площадкой, где сформирована нормативно-правовая база для осуществления деятельности крипто-компаний, имеется единый регулятор, предоставлены возможности банковского обслуживания и апробации пилотных проектов в «регулятивной песочнице», налоговые льготы и ряд преференций.
М.ДЖАНГИРОВ, фото автора
Вам не стыдно за уровень языка, которым написана данная статья?
Просто позор.
Спасибо что убили развитие блокчейна и криптоиндустрии в Узбекистане. Про майнинг и обложение платежем деятельностей в этой сфере я молчу. Это рука лицо.
А Binance зачем заблокировали? Чтобы в нашей национальной никчемной бирже, где всего 10 торговцев и вообще нет волатильности продавать крипту за полцены барыгам и покупать у них же в 2 раза дороже? Чтобы развивать криптоиндустрию надо давать привилегии и поощрять, а не ограничивать и облагать налогами. Например, Казахстан. Он уже давно сотрудничает с Binance. Как и большинство других стран. Не надо придумывать велосипед заново. Все давно сделано. Надо это взять и правильно использовать, а не проталкивать законы, которые в интересах определенных лиц.