Тонировка в Узбекистане – это предмет роскоши, и как тёмные стёкла ведут к социальному расслоению общества.
Начнём с мировой практики тонировки стёкол в автомобилях
Практика госпошлин за тонировку не слишком распространена в мире – из всех стран бывшего СССР нужно покупать разрешение только в Таджикистане (от 265 до 500 долларов) и Кыргызстане (около 200 долларов).
В остальных постсоветских республиках, кроме трех центральноазиатских, за тонировку не взимаются никакие обязательные государственные пошлины. Аналогичная ситуация и в странах Евросоюза.
Иногда власти устанавливают сезонные ограничения на использование дополнительных пленок – например, в Азербайджане ездить с затемненными стеклами можно только с начала мая до середины ноября. Штраф за езду на затонированной машине в неположенное время – 80 долларов.
В Беларуси разрешена только заводская тонировка стекол автомобиля – самостоятельно наклеивать пленку нельзя. Штраф за подобное нарушение доходит до 250 долларов.
Приличную сумму за нарушение стандартов придется выложить в Латвии и Литве – 85 и 40 евро соответственно. Ограничения распространяются только на передние стекла автомобиля – лобовое и передние боковые. Задние стекла можно тонировать без ограничений.
В Молдове аналогичные правила – задние стекла можно тонировать сколько душе угодно, но за нарушение требований к светопрозрачности передних стекол придется уплатить до 115 долларов и получить до 5 штрафных пунктов (если набрать 15 очков за полгода, то можно лишиться на некоторое время прав).
В Казахстане запрещено тонировать передние стекла, а на задних разрешена и тонировка, и жалюзи, и шторки. Несоблюдение стандартов карается суммой в 35 долларов.
Лояльнее всего к любителям затемненных стекол относятся в России – согласно действующему положению в Кодексе об административных нарушениях штраф за неправильную тонировку составляет всего 500 рублей или 8 долларов. Впрочем, депутаты Государственной Думы неоднократно предлагали повысить этот штраф, но пока их инициативы поддержки не получили.
А вот к примеру, в Великобритании все автомобили, которые начали использоваться с 1 апреля 1985 года, должны иметь лобовое стекло, пропускающее не менее 75 процентов света, а передние боковые стекла — не менее 70 процентов.
Этот же показатель — не менее 70 процентов — установлен в качестве обязательного в Швейцарии. Местные водители могут использовать антибликовые полосы в верхней части лобового стекла, если они не мешают обзору.
Предназначение тонировки
Первично она служила для защиты салона от палящих солнечных лучей. Со временем тонировка приобрела «особое» значение. Она стала негласным символом роскоши, так как была недоступным удовольствием для многих автомобилистов. Чуть позже ее начали ассоциировать с чем-то противозаконным. Послужили этому факты, когда в тонированных автомобилях молодежь употребляла алкоголь и запрещенные вещества. Во избежание этого правоохранительные органы ужесточили правила использования тонировки.
Сейчас же, многие сравнивают тёмные стекла авто с предметом роскоши, а некоторые эксперты видят в таких высоких пошлинах угрозу социального расслоения общества. И половина населения не может себе позволить затемнённые окошки, учитывая средние доходы граждан. В Узбекистане получается, что все, у кого есть деньги, смогут затемнить стекла, а остальные нет. Как правило: это особенный класс людей на чёрных Gentra или Malibu. К тому же, нет никакой гарантии, что богатые мажоры – ответственные водители.
Правило тонировки в Узбекистане – иметь толстый кошелёк.
С 1 августа 2018 года в Узбекистане была разрешена тонировка авто, которая ранее была запрещена на протяжении 15 лет. В настоящее время каждый водитель имеет право на установку тонировки на стекла 70 процентов. Но для того, чтобы все это было в рамках закона, владельцу тонированного автомобиля следует получить разрешение на тонировку, причём разрешение будет действовать в течение года. Заявление на продление разрешения нужно подавать до истечения срока его действия. В течении всей этой волокиты владелец теряет не только круглые суммы, но и комок нервов.
Стоимость тонировки заднего стекла машины обойдется узбекистанцам в 100$, а за тонировку всех стекол авто кроме лобового нужно будет выложить 1000$.
Разрешение на тонировку авто можно получить в режиме онлайн через портал ЕПИГУ.
Стоит помнить; чрезмерная тонировка стёкол увеличивает риск ДТП, особенно в плохую погоду и тёмное время суток. Именно поэтому во многих странах мира есть жёсткие требования к светопропускаемости стёкл.
«Помните, что правила, регулирующие участие в дорожном движении, написаны «кровью”».
Порядок разрешения на тонировку
Заднее стекло можно затонировать до 100% без какого-либо разрешения;
Стекла задних дверей также разрешается тонировать до 100%;
Передние боковые стекла позволено тонировать до 50%;
На лобовое стекло тонировку можно наносить тонированной лентой шириной 14 см, и тонировать этот участок стекла разрешается до 100%.
Минивэнам, автобусам и микроавтобусам, которые обслуживают непосредственно туристов, разрешается тонировка авто на 50% после получения соответствующего разрешения.
Штрафы за тонировку стекол
Штраф за езду с тонированными стеклами в Узбекистане, не имея соответствующего разрешения равен 7 500 000 сумов, то есть 25 БРВ.
После оформления штрафа за тонировку, машина отправляется на штрафстоянку до полного устранения причины задержания.
Из всего сказанного выше, хочется закричать в «воронье горло» …
-Почему штраф за тонировку, значительно превышает штраф за избиение женщин или убийство животных? Учитывая наш солнечный климат?
-Почему не учитывают категорию людей больных онкологией? Ведь солнце играет негативную роль в их жизни, провоцируя фотоаллергические реакции на коже. Причина здесь простая, для большинства владельцев авто финансовая сторона сильно кусается. Пока же остается ждать и копить деньги на недешевую защиту от палящего солнца.
Было бы оптимальным сделать штрафы дифференцированным, то есть учитывать категории автомобилей и их владельцев. К примеру в одном варианте можно сделать штраф для малолитражки в размере 500т/сум, для среднего класса 700-900т/сум, а для дорогих машин 2 млн/сум. В другом варианте, учитывать доходы индивидуально каждого водителя. Несомненно, надо помнить и изначальные причины запрета на тонированные окна: распитие алкоголя, употребление наркотиков, насилие.
Учитывая эти причины, полностью тонированные автомобили брать на учёт в ОВД. Тонировка нужна! К примеру, ее можно разрешить на полгода, так как осенью и зимой она ухудшает обзор и не нужна. Также думаю, можно разрешить ее только опытным водителям со стажем от 5 лет. Пока же возможность затонировать стекла остается только прерогативой для состоятельных водителей.
Гузель КУРТВЕЛИЕВА