Такую точку зрения высказал первый заместитель директора Института стратегических и межрегиональных исследований при Президенте Узбекистана Акрамжон Неъматов в ходе международной конференции на тему: «Сотрудничество ЕС и Турции в Центральной Азии: вызовы и возможности для тесного сотрудничества в регионе».
В частности, эксперт ИСМИ отметил актуальность вопросов диверсификации транзитных путей и озвучил подходы Узбекистана по продвижению транспортных коридоров.
Как отметил первый замдиректора ИСМИ, активная внешнеэкономическая деятельность Узбекистана сдерживается транспортной замкнутостью. В этой связи Узбекистан пытается диверсифицировать пути доставки грузов на внешние рынки, уделяет приоритетное значение развитию международных транспортных коридоров, цифровизации цепочек логистики, в том числе процессов прохождения грузов и транспортных средств через пограничные пункты, оптимизации транспортных и иных затрат в стоимости экспортной продукции, повышению скорости доставки грузов.
В этой связи, подчеркнул эксперт, Узбекистан неуклонно и настойчиво выступает за реализацию проектов трансрегиональной коннективности, которые свяжут кратчайшим путем Центральную Азию через Афганистан с Пакистаном и Ближним Востоком, предоставят возможность выхода государствам Южной Азии и Ближнего Востока на рынки СНГ и Европы.
«Они позволят соединить стремительно развивающийся рынок Южной Азии с населением в 2 млрд. чел. с промышленно развитыми странами Европы через кратчайший сухопутный путь», отметил он.
Так, Узбекистан активно продвигает инициативу строительства железной дороги Мазари-Шариф – Кабул – Пешавар с выходом на пакистанские порты Гвадар и Карачи. Реализация данного проекта позволит существенно сократить сроки доставки грузов до Центральной Азии, СНГ и Европы. Например, при полной реализации проекта транспортировка товаров из Пакистана в Узбекистан займет не 35, а 5-7 дней. Кроме того, данный проект окажет мультипликативный эффект и внесет свой вклад установлению долгосрочного мира в Афганистане.
«В этой связи в Центральной Азии все больше рассматривают Афганистан не как страну, с территории которой исходит угроза миру и стабильности, а в качестве многообещающего моста, способного соединить два региона, раскрыть их огромный потенциал в области транспорта, энергетики и торговли», отметил Акромжон Нъематов.
В то же время, полагает эксперт, в результате укрепления трансрегиональной взаимосвязанности в ближайшей перспективе Афганистан может стать активным участником трансрегиональных торгово-экономических связей, воспользоваться возможностью для развития собственной экономики, превратиться в свободную от войны, терроризма и наркоторговли мирную страну.
Необходимо понимать, что без мира в этой стране сложно добиться стабильного и устойчивого межрегионального развития и взаимосвязанности. В этой связи, как считает А.Неъматов, важно обеспечить совместными усилиями работу по укреплению мира и стабильности в Афганистане, поддержанию его экономического развития и благополучия. С его слов, нельзя оставлять эту страну без внимания, выносить её на обочину глобальной повестки – это наша общая ответственность. Важно вовлекать Афганистан в региональные торгово-экономические связи, что положительно повлияет на эту страну и позволит ей меняться и стремится к интеграции в международное сообщество.
С учётом этого странам ЦА и ЕС необходимо реализовать совместные социально-экономические и инфраструктурные проекты, которые внесут свой вклад в восстановление Афганистана и его вовлечение в мирохозяйственные связи. Важно углублять сотрудничество между ЦА и ЕС в таких сферах, как укрепление государственных границ, повышение потенциала по противодействию терроризму и экстремизму, а также незаконному обороту наркотических средств.
Представитель ИСМИ подчеркнул, что Узбекистан также заинтересован в продвижении мультимодального транспортного коридора «Азиатско-Тихоокеанский регион-Китай-Кыргызстан-Узбекистан-Туркменистан-Азербайджан-Грузия-Турция-Европа».
«Его реализация позволит нашим странам значительно повысить внешнеторговый потенциал на взаимовыгодной основе. В свою очередь это будет способствовать достижению задачи по доведению объемов транзитных перевозок грузов через территорию Узбекистана с нынешних порядка 10 миллионов тонн до 23 миллиона тонн в 2030 году», заключил Акрамжон Неъматов.
В этой связи эксперт ИСМИ призвал к наращиванию сотрудничества по развитию транспортной сферы, а также содействовать созданию транспортных маршрутов между Центральной и Южной Азией. При этом он указал на своевременность разработки Программы Организации тюркских государств по взаимосвязанности в транспортной сфере, предложенную Узбекистаном на саммите ОТГ. Эта программа позволит найти эффективные решения по вопросам развития межрегиональных мультимодальных коридоров, упрощения процедур пересечения границ, цифровизации таможенных, санитарных и других видов контроля, поиска эффективных решений для оптимизации транспортных и транзитных тарифов, считает А.Неъматов.
Напомним, что мероприятие организовано 12-13 мая т.г. в Анкаре турецким Центром евразийских исследований и германским Фондом Конрада Аденауэра. В нем приняли участие эксперты ведущих аналитических и исследовательских центров Турции, государств Европейского Союза и Центральной Азии, Азербайджана.