В подходах определения порога бедности используются монетарные и немонетарные методы. В конце мая 2021 года в Узбекистане впервые была объявлена предварительная оценка стоимости минимальных потребительских расходов (МПР) населения. МПР на одного члена домохозяйства составила 440 000 сумов в месяц, из них продовольственные расходы составили – 69% и непродовольственные – 31%. Таким образом в стране предпринята попытка измерения монетарной бедности.
В течение ближайших 5 лет, используя опыт других стран, в Узбекистане будет значительно улучшена система социальной защиты. Для реализации поставленных задач, планируется параллельно изучать немонетарные методы измерения бедности. В частности, метод ЮНИСЕФ – Multidimensional Overlapping Deprivation Analysis (MODA) и метод ПРООН – многомерная бедность Multidimensional Poverty Measure (MPM).
С этой целью, в Центре экономических исследований и реформ (ЦЭИР) прошёл семинар на тему «Измерение многомерной бедности в Узбекистане».
Семинар был организован Представительством ЮНИСЕФ в Узбекистане при поддержке Регионального офиса ЮНИСЕФ по Восточной Европе и Центральной Азии и Исследовательского центра ЮНИСЕФ (Инноченти).
ЦЭИР в сотрудничестве с ЮНИСЕФ инициировали проект «Совершенствование систем социальной поддержки детей и матерей в Узбекистане», в рамках которого экспертами будет разработана методология по многомерному измерению бедности в Узбекистане,
На основе разрабатываемой методологии будет внедрен Индекс благополучия семей в Узбекистане.
В мероприятии приняли участие ответственные сотрудники профильных министерств и ведомств. Международные эксперты Исследовательского центра ЮНИСЕФ (Инноченти) Гвизер Рис (Gwyther Rees) и Алессандро Карраро (Alessandro Carraro) представили информацию о международном опыте и лучших практиках по измерению многомерной бедности, привели практические примеры из Грузии, Казахстана, и Черногории. Участники семинара также обсудили вопросы внедрения представленных методик в Узбекистане.
Международные эксперты также отметили, что не так много стран во всём мире сумели успешно внедрить Индекс детского благополучия. И начавшаяся работа в этом направлении безусловно выдвигает Узбекистан на передовой уровень.
«Интерес к измерению уровня благополучия семьи или ребёнка начался с 1970-х годов. Это связано с ВВП, с благополучием страны в целом. Подход к измерению благополучия многомерно был внедрён сравнительно недавно, в последнее десятилетие», — сказал Гвизер Рис.
Отмечалось отсутствие общепринятого определения благополучия человека или семьи. Обычно это понятие состоит из нескольких составляющих как: доступ к здравоохранению, образованию, качественному питанию, жилью, занятости и другим подобным возможностям.
Эксперты отметили, что использование Узбекистаном широкого спектра методик по измерению и сокращению бедности заслуживает внимания.
Участники мероприятия отметили, что проведение практического семинара — это возможность обмена опытом и мнениями с международными экспертами по вопросам мониторинговых инструментов и политикам в области благополучия семей и детей.
«Полученные данные, к примеру, позволят в будущем моделировать различные подходы по определению размера детских пособий, что позволит определить необходимый объём их увеличения. Измерение деприваций в отношении жилищных условий позволит скорректировать политику в отношении улучшения социальных условий для использования соответствующими местными исполнительными органами», — отметили организаторы семинара.
Ожидается, что проведенный семинар сформирует фундамент для разработки и внедрения национальной методики по измерению многомерной бедности и расчета Индекса благополучия семьи. Данные измерения предоставят полезную информацию для определения комплексных мер по снижению бедности и повышению благосостояния семей в Узбекистане.
ЦЭИР анализирует состояние экономики и её развития на перспективу, содействует устойчивому экономическому росту, повышению уровня и качества жизни населения, также разрабатывается научное обеспечение хода реализации экономической стратегии страны и проводится оценка реализуемых в стране реформ.
Очень долго ждать придётся. Мои внуки не дождутся здесь ничего. Это просто бла-бла бла-бла