В Ташкенте с 1 по 7 мая прошел национальный бизнес-форум MAKON ANTI CRISIS в формате онлайн. Ведущие бизнес эксперты, собственники и топ менеджеры крупных компаний делились своим опытом в управлении, маркетинге в кризисных условиях. В заключительный день мы поговорили с организатором форума Диёром Акрамовичем Мирзаахмедовым:
— О бизнес-форуме MAKON MARKETING FORM очень много положительных отзывов. В трудных условиях сегодняшнего дня отменены международные переговоры и встречи. Не состоялись сезонные спортивные чемпионаты. А вы упорно проводите крупнейший в Центральной Азии саммит ведущих узбекских и зарубежных экспертов! Как Вы решились и почему считаете необходимым провести этот обмен мнениями именно сейчас?
— Неделю маркетинга и рекламы мы проводим с 2016 года. На 9-11 апреля мы подготовили очередной уже четвертый форум. Мы решили огромную массу организационных вопросов, пригласили свыше 20 иностранных гостей с разных стран мира. Партнеры, спонсоры, организаторы анонсировали 12 мероприятий. Нас ожидало международное событие самого высокого уровня.
Но из-за отмены авиарейсов мы поняли, что процесс пошёл в другую сторону. Наши партнеры из Лондона уже в начале марта вынуждены были отказаться от участия. Первым нашим шагом было решение просто перенести время. Определили октябрь. Но в течение 15 дней стало ясно, что и это не спасет.
-Вы думаете, что и в октябре не возобновятся международные авиарейсы?
-У всех образовался огромный вакуум в работе. Всё откладывается на неопределенное «потом». Предполагаем, что в конце года, осенью, все будут пытаться удачно завершить год. Им будет не до мероприятий. Мы приняли решение использовать современные технологии и все-таки провести форум, но только в виртуальном формате.
-Какая проведена подготовительная работа? Какое понадобилось новое техническое оснащение и обслуживание? Есть ли в Узбекистане специалисты такого уровня, способные организовать техническую сторону on-line общения или пришлось обращаться за помощью к зарубежным профессионалам?
— Сразу скажу, on-line сектор в Узбекистане развит очень слабо. Долгое время у нас был очень слабый интернет, различные ограничения. Facebook, YouTube, Instagram используют ограниченный круг лиц. Популярен Telegram, но он тоже имеет свой ограниченный функционал хорошего мессенджера. Традиционно наши люди хотят передвигаться на своем автомобиле, видеть все глазами и щупать руками, торговаться, глядя глаза в глаза. Для них смотреть и говорить в камеру, считывать информацию с монитора не то, чтобы не комфортно, это настоящий стресс. В таких условиях перенести мероприятие из of-line в on-line – серьезный вызов. А раз этот сектор не развит, то и специалистов катастрофически не хватает. Наладить on-line трансляцию, подготовить всю информацию, обеспечить функционирование всех необходимых элементов, иметь адекватную связь со спикерами, иметь возможность связи с партнёрами – это сложно и эти структуры находятся у нас в стартовом состоянии.
Но всё равно нужно когда-то начинать. И чем раньше, тем больше шансов, что мы раньше добьёмся результатов.
-Расскажите об истории MAKON ANTI CRISIS. Какая команда единомышленников готовит проведение встречи?
— Мы начинали в 2016 году с первой конференции, выставки и конкурса, объединённых одной Неделей маркетинга и рекламы ADWEEK. Опыт показал, что если вы хотите создать что-то новое, ранее несуществующее, и вы при этом не представляете глобальную организацию, то вас поддержит максимум 10% вашей целевой аудитории, для которой вы стараетесь. Если в первый раз получится хорошо, то второй раз вас поддержат только максимум 50% людей. При этом остальные 50% будут критиковать или быть абсолютно равнодушными. Найдут столько недостатков, что можно испугаться и все бросить.
-В 2016 году вы работали в государственной системе, были крупной фигурой?
-Большой фигурой я не был, меня никто не считал специалистом, способным поднять международный форум. Некоторые считали, что я этим занимаюсь по странным субъективным причинам, такое личное чудачество. Но были компании, которые меня поддержали, прежде всего, это CIB GROUP, которая имела большой опыт в проведении подобных мероприятий. Это Антимонопольный комитет и Агентство защиты прав потребителей, которые до сих пор продолжают поддерживать наши инициативы и сейчас является соорганизатором марафона. Постепенно образовался круг постоянных партнеров. Но вначале надо быть всегда готовым к большой доле равнодушия и недопонимания.
-Сравните, пожалуйста, первый форум и год 2020. Поменялись ли спонсоры и участники? Как расширился круг обсуждаемых вопросов?
-Когда мы начинали в 2016 году, любая коммуникация с иностранными специалистами рассматривалась, как глоток свежего воздуха. Площадок для обмена мнениями между нашими специалистами тоже не хватало. На официальных встречах предприниматели слушали номенклатурных работников и не могли откровенно обсуждать проблемные вопросы. Мы организовали действительно независимую площадку, где бизнесмены могли откровенно высказаться, не оглядываясь на официальную точку зрения. Сейчас эйфория новизны прошла. Стараемся не просто наслаждаться свободой высказаться, но и более углубленно изучать вопросы и соответствовать все более расширяющему кругу интересов наших бизнесменов, а также качеству проведения мероприятий.
-Недавно подобный форум политиков и бизнесменов прошел в России. Прослеживаете ли Вы подобные события по всему миру? Что положительного переняли?
-Я посещаю различные мероприятия за пределами нашей страны. В Таджикистане, Казахстане, в России. Всегда анализирую организацию, методы работы. Везде за этим стоят очень серьезные специалисты. От них все и зависит. Проведение форумов и конференций, я вам прямо скажу, держится на конкретных людях. Есть это желание, вдохновение, энтузиазм — есть мероприятие. Нет этих людей нет мероприятия. Это не как производство бытовой техники или строительство объектов. Очень большое значение имеет личные качества организатора. Мне нравятся такие люди. Яркий пример: в Таджикистане, Лайло Тагаева. У себя в стране она признанный лидер проведения деловых мероприятий. Мы с ней дружим. Она к нам приезжает, мы ездим к ней. Виктор Елисеев в Казахстане. Тоже очень харизматичный человек. Очень интересные форматы проводит Форум Синергия в России. У них можно многому учиться. Настоящим лидером в Центральной Азии среди ивент-специалистов является компания SunHouse Team, которую представляют Сергей Долженков и Сергей Макаров, коллаборация с ними для меня всегда большая школа. Очень интересные форматы проводит Форум Синергия в России. У них мы многому учимся.
Но у нас не только маркетинговый форум. Мы так же делаем и рекламный фестиваль. 5-7 мая заявлен Второй Ташкентский фестиваль рекламы. И там другая аудитория – рекламно-креативная. Здесь мы берем пример уже с организаторов рекламных фестивалей. Это Red Jolbors в Алматы, Red Apple в Москве, Белый квадрат в Минске и многие другие. Я побывал на многих таких фестивалях, восхищаюсь творчеством организаторов, стараемся перенимать все лучшее.
— Как изменятся условия ведения бизнеса после карантина – основной вопрос форума. А каково ваше личное мнение, насколько долго будет восстанавливаться страна после пандемии? Уже сейчас видно, какие потери несут сельхозпроизводители, которые рассчитывали ранние сборы клубники вывезти на север: в Казахстан и Россию!
-Изменения точно будут. Ожидается, что спрос упадет, возможно на 30-40%. Предприниматели должны быть готовы, что будут продавать гораздо меньше. Чтобы при снижении спроса стимулировать людей приобретать на докризисном уровне, надо работать нестандартно, с учетом текущей ситуации: менять ценовую политику, предлагаемый сервис. У всех сейчас обострённое ощущение собственной безопасности и соответственно те, кто дадут гарантии своим потребителям, что они действительно учитывают все риски, будут впереди.
-Трагедия на Сардобинском водохранилище показала, насколько у нас отзывчивы люди на чужую беду. Грузовики с гуманитарной помощью, собранной простыми людьми, идут целыми колоннами. А в бизнесе? Существует ли взаимовыручка или только конкуренция и борьба по принципу выживает сильнейший? Может ли мелкий и средний бизнес рассчитывать на понимание и помощь со стороны тех, для которых потеря нескольких миллионов не является значимым ущербом?
— Нет конечно, не только конкуренция на уровне «человек человеку волк». Сейчас все бизнесмены знают, что необходима взаимная поддержка. Главная тема MAKON MARKETING FORM в этом году тоже взаимовыручка, а вовсе не взаимоуничтожение. Мы наблюдаем время карантина, когда компании представляющие общественное питание объединились. Вплоть до того, что одни покупали продукцию можно сказать своих конкурентов, чтобы их поддержать. Наши рестораторы оказывали помощь врачам, работающим в сложных закрытых условиях. На нашем марафоне известный предприниматель Ахмад Мелибаев про это как раз рассказал. По его наблюдениям в других странах более развито именно конкурентное мышление. В Узбекистане все понимают, если не помогать друг другу, завтра все останутся один на один со своей проблемой, и общий результат будет более плачевный.
— Для многих участвующих спикеров публичные выступления — это их работа. Есть ли среди них такие, которые согласились принять участие в форуме безвозмездно, учитывая сложную финансовую ситуацию?
— Профессиональных спикеров у нас не так много, у нас не такой большой рынок, чтобы кто-то мог просто выступлениями зарабатывать на жизнь. В основном все наши спикеры — это специалисты, имеющие основной вид деятельности и определенный успех. При этом, готовых поделиться опытом с массовой аудиторией. Выступления для них не является заработком.
Для иностранных специалистов есть разная форма участия. Но в этом году все понимают ситуацию и помогают бесплатно.
— Последнее время многие бизнесмены стали завоевывать публичное пространство, активно ведут себя в социальных сетях. Даже соревнуются, кто больше наберет «лайков», создают свои каналы YouTube. К примеру, в России это Олег Тиньков и Евгений Черняк в Украине. Одобряете ли вы такие пиар ходы? Придет ли этот тренд на положительный социальный имидж предпринимателя к нам в Узбекистан?
— У нас тоже есть предприниматели, которые имеют успешный личный бренд. Мы гордимся Зафаром Хашимовым, Мурадом Назаровым, которые хорошо транслируют свои мнения в масс-медиа. Их прекрасно знают люди, уважают их человеческую и профессиональную позицию. Например, Ахмад Мелибаев недавно открыл свой Telegram-канал, старается подробно разъяснять свою точку зрения потребителям. Это важно потому, что потребители хотят знать, кто стоит за данным товаром или услугой. Привлекательная человеческая личность стала играть в бизнесе колоссальную роль. Если раньше имел значение бренд, то теперь гораздо важнее, что за человек этот бренд создаёт.
— Вы занимаетесь рекламой, какие первые заказы вы ждете после карантина? Смогут ли сотрудники работать в прежнем режиме?
— Как предприниматель, могу сказать, что мы стараемся предоставлять распространённую услугу в уникальном формате. Внимательно присматриваюсь к работе моих коллег в других компаниях, которые занимаются производством наружной рекламы, оперативной полиграфией, сувенирной продукцией. У них тоже всегда есть чему поучиться. Наши клиенты очень хорошо осведомлены о их работе, но точно знают наши сильные стороны. Мы всегда знаем, за что клиент предпочитает именно нас. А то, что у наших коллег получается хорошо, стараемся перенимать и использовать.
Что касается первых заказов, уже есть звонки. Первыми звонят те, кто уже сейчас активно работает или хочет оперативно возобновить свою работу после карантина. Мы будем внимательно следить за происходящими событиями на рынке и, скорей всего, у нас появятся новые виды услуг востребованные в постпандемический период.
— Некоторые официальные лица выступают с требованиями, о том, что вся наружная реклама должна быть на узбекском языке, Вы согласны с этим?
— Этот вопрос не первый раз поднимается. Но речь идет о том, что на любой рекламе может быть и русский, и английский текст, но обязательно сопровождение на узбекском языке. Я в принципе согласен с этим. Бываю много за границей, вижу, что реклама везде написана на государственном языке. Например, в Турции реклама на русском лишь дополнение к рекламе на турецком языке, учитывая, что русскоязычных туристов очень много.
Я сам владею четырьмя языками и не понимаю людей, которые принципиально не хотят выучить второй язык. С точки зрения коммуникации, взаимодействия в нашем многонациональном обществе, знание узбекского языка есть факт уважения к государству и народу, который в господствующем большинстве своем думает и общается именно на узбекском. Три дня я вел марафон на узбекском языке, потом перешел на русский. Я сделал это специально, чтобы все понимали, о чем говорит Илья Балахнин на русском и Мурад Назаров на узбекском. Это круто, когда объединяются компании, люди, государства для общих дел. В бизнесе, так же, как и в искусстве, знание нескольких языков расширяет границы мышления, позволяет создавать более креативный продукт или услугу.
Антонина Кныш
зачем и за что хашимовым гордиться?