Чем мы занимаемся в период карантина? Да, кто чем. Вот сижу и наслаждаюсь в одной ленте душевными стихами, интересными картинами, уникальными архивными данными, забавными шутками про карантин… — это страничка в социальной сети уважаемой мной Мариники Бабаназаровой. Я ее знаю прежде всего, как маму своей одноклассницы Динары. Благодаря ее маме только в нашем классе был дополнительный урок – искусство, на который к нам приходили гиды из музея и самозабвенно рассказывали о мировом искусстве и об уникальных экспонатах каракалпакского музея Игоря Савицкого. Из нашего класса никто не стал искусствоведом, но у каждого есть творческое начало, свой вкус, стиль и, мне кажется, в этом заслуга тех уроков об искусстве в том числе.
Когда случается какая-то напасть, многие причитают: «Ой, за что мне это? За что?», а некоторые задают себе вопрос «Для чего мне это?» Думаю, мама моей одноклассницы – одна из тех, кто не просто задает себе такой вопрос в период карантина, но и отвечает на него. Знакомьтесь ближе – Мариника Маратовна Бабаназарова — искусствовед, директор Государственного Музея Искусств Республики Каракалпакстан имени Савицкого с 1984г. по 2015г., ныне председатель Общественного совета при Минкультуре Республики Каракалпакстан.
— Мариника Маратовна, здравствуйте! Читаю Ваши посты в социальных сетях и еще раз убеждаюсь в том, что деятельные личности, как работали, так и работают – из Ваших сообщений на просторах интернета я постоянно узнаю что-то новое, интересное. Но поста про коронавирус я не видела, может, я что-то пропустила? Что Вы думаете по поводу сложившейся ситуации в мире?
— Это, естественно, главный вопрос, по-моему, для всего человечества и эту тему каждый житель планеты сейчас переживает, пропускает через себя. Конечно, помимо того, что это вселенская катастрофа, надо проанализировать ситуацию каждому жителю планеты, во всяком случае мне так кажется. Это, конечно, испытание для всех нас и это такой толчок для того, чтобы все мы проанализировали свою жизнь, свое отношение к окружающему. Чем дольше длится этот карантин, тем больше рождается в голове каждого каких-то выводов определенных, но с другой стороны говоря о сложностях, трудностях и, учитывая какие-то прогнозы, хочется отметить и положительные моменты, ну вот, в частности, буду говорить о себе, для меня период самоизоляции предоставил возможность сделать то, что хотелось сделать годами.
— Почитать книги – в первую очередь?)
— Да, помимо интернет-ресурсов это, конечно же, классические книги, которых предостаточно в моей богатейшей домашней библиотеке. Прежде не было возможности полностью читать какие-то интересные издания или же вообще не доходили руки до каких-то солидных публикаций, а вот сейчас представилась такая возможность и я с удовольствием этим занимаюсь. Перечитываю классику, осмысливаю ее совсем по-другому. В то же время карантин не ограничивает возможностей виртуального общения. Речь идет об общении со специалистами во всем мире, потому что многих интересуют коллекция Нукусского музея, некоторые авторы. Пишут исследователи со всего мира и мы обмениваемся информацией, изучаем вопросы.
— Музей Савицкого – это центр притяжения для искусствоведов и ценителей прекрасного. История Каракалпакии – тоже постоянно пополняется фактами. И, казалось бы, все сказано, все показано, но нет, открывается неизведанное, появляются новые данные! Скажите, откуда Вы черпаете дополнительную информацию?
— Из архивов. В нашем большом семейном архиве, который, слава богу, у меня сохранился от моего отца, содержится много информации по истории Каракалпакии и, естественно, развития культурных учреждений, проектов. Это очень ценный материал и он весьма востребован. Наш народ интересуется своей историей, и я счастлива, что удается помогать многим исследователям и заинтересованным лицам. Вот в архиве отца нашла материалы о Владимире Каракалпакове — первом художнике-каракалпаке, выпускнике Академии Художеств России в конце 19 века, о памятниках античности и средневековья на территории Каракалпакии, фотокопии работ Николая Каразина, выполненные во время его путешествия в Каракалпакию в конце 19 века. Отмечу, что исследователи из США, Италии, Франции, Казахстана — мы постоянно состоим в контакте, переписываемся, публикуем статьи, готовим материалы, реализуем проекты и твердо уверены в том, что занятие это весьма полезное и нужное. Я очень счастлива, что удалось раскопать сведения о близких родственниках основателя Нукусского музея Игоря Савицкого.
— Интересно, его биография при жизни была малоизучена. Какие новые факты Вы обнаружили?
— Обнаружились сведения еще об одном дяде, брата матери Савицкого, который эмигрировал в Англию в 1920 г., а оттуда в Америку в 1923 г. Он всю жизнь преподавал в Стэнфордском университете, опубликовал труды по истории и экономике России, похоронен в Швейцарии. Разыскала его архив исследовательница из Узбекистана Зухра Касымова, которой я помогала в свое время в ее работе. С ее подачи уже нашлись дополнительные сведения о старшем дяде, репрессированном в 1934 г. и расстрелянном в 1939 г. Фонд » Мемориал» даже дает информацию о его захоронении. Она также нашла уникальную переписку Савицкого в Российском архиве литературы и искусства. Работала она и с моим личным архивом, который я привожу в порядок в течение 4-х лет.
— Удивительные данные… спустя столько лет… Интересные родные у Савицкого, чувствуется, тоже деятельные, имеющие свою твердую жизненную позицию. Мариника Маратовна, Вы говорили, что у вас есть и интересные сведения о художниках из каракалпакской коллекции, те, кто в силу разных причин не были известны исследователям, любителям искусства, о ком речь?
— Эти материалы уже опубликованы — в частности, вышел ряд моих публикаций во Франции и в Казахстане о художнике В.Лысенко — авторе нашего знаменитого «Быка». Также я познакомилась с потомками художника М.Курзина и веду с ними активную переписку, раскрывая новые факты из его биографии. Также опубликована информация об Усто Мумине, Елены Коровай и многих других.
— Слушаю Вас и думаю: как же здорово, что есть в мире люди, которые берегут и передают факты о замечательных личностях, исторических событиях, а другие их по крупинкам собирают и публикуют, а третьи читают их с благодарностью… Вы, кстати, хранитель, собиратель и читатель в одном лице) и просто интересный собеседник. Знаю, Вы еще и Жерара Депардье и его продюсера Арно консультировали при подготовке к документальному фильму об Узбекистане. Расскажите об этой встрече.
— В 2012 году Арно Фрие – продюсер Жерара Депардье — побывал у нас в Нукусе со своей мамой, провел несколько часов в нашем музее и был потрясен. У него была давно идея сделать киноматериал о нашей коллекции и, как известно, впоследствии получилось так, что Депардье был приглашен в Узбекистан для создания проекта документального фильма, посвященного странам Шелкового пути, в том числе Узбекистана. Фильм должен был осветить наиболее привлекательные для туризма достопримечательности страны и в том числе Нукусскую коллекцию. Французы захотели узнать об истории музея и художниках, так сказать, из первоисточника, и зная, что я 32 года посвятила развитию и сохранению этого музея, они попросили меня прилететь из Ташкента в Нукус и уделить им хотя бы 2 часа, чтобы сделать этот материал. При всей популярности нашего музея во Франции гости не так много знали о музее. Я подарила им каталог нашей французской выставки во Франции в 1998 году, которая состоялась под патронажем президентов двух стран, мы обсуждали этот проект и посетили не только залы музея, обсудили картину, которая стала символом нашего собрания «Бык» Василия Лысенко, но и фондохранилище. Господин Депардье заинтересовался этими картинами, которые составляют большую часть коллекции. Ну, будем ждать фильма, посмотрим, что получилось из наши встреч.
— Мариника Маратовна, до карантина Вы читали лекции об искусстве в галерее Human House в Ташкенте, проводили он-лайн экскурсии в ю-тюбе . Над чем сейчас работаете? Чем планируете порадовать ценителей каракалпакского искусства в ближайшем будущем?
— Сейчас работаю над проектом «Souvenirs of Savitsky» — прощальная публикация клуба «Друзья Нукусского музея».
— Прощальная…Звучит немного грустно, но, я уверена, впереди много новых открытий и проектов. В завершение предлагаю Вам выразить свои пожелания нашим читателям.
— Всем жителям, которые переживают эти трудные времена, могу дать простой совет, если он полезен. Надо понимать, что это еще не самое худшее и мы знаем из истории нашего же народа, вспомните о блокаде Ленинграда, например, о трудных военных годах, когда людям приходилось намного тяжелее. Просто надо понимать, что да, всем тяжело, мы привыкли к разным свободам, но надо набраться терпения и направить свою деятельность в нужное русло и дождаться лучших времен.
— Благодарю за пожелания, всех Вам благ!
— И Вам спасибо!
Сайёра Ербаева.
почтовые марки — изобразительное искусство, самая большая тема в филателии, не имеющая границ. НУ НЕТ НИ ! МАРКИ из музея Савицкого! А как бы, филателисты всего мира, обрадовались, если бы выпустили серию марок из музея! а еще у нас модно издавать книги с вложенными марками и аннотацией, стоимостью до 100$. ЕСть такие по городам Бухара, Хива, Самарканд и И.Каримову.