«Можно ли быть биологом и при этом хорошим поэтом?» – так начинается статья «Незабываемые встречи с поэтом Дмитрием Сухаревым в Ташкенте, Андижане и Москве» известного ташкентского журналиста Бориса Бабаева, опубликованная на сайте Kultura.uz. Посвящена она нашему земляку, чье имя автор вынес в заголовок. Статья написана тепло, с позитивными нотками ностальгии о встречах с интеллигентным, добрым человеком и интересной личностью в далекие 80-ые годы прошлого столетия. Встречалась с Дмитрием Антоновичем и я, так что приятные воспоминания волной накрыли и меня…
Это была самая яркая эпоха, когда общество еще не поглотило увлечение «прогрессивными ценностями». Ей мы обязаны появлением в кинопрокате фильма Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», представляющим собой лирическую историю о судьбе трех подруг-провинциалок, приехавших покорять столицу. Многие его помнят, любят, имеют в личной коллекции, пересматривают. Популярной стала и песня из этого фильма «Александра» в исполнении бардовского дуэта Татьяны и Сергея Никитиных. Ее и сегодня распевают везде и всюду. Многим известно, что музыку этой песни написал Сергей Никитин, а вот автора слов знают не все. Не знала об этом и я, когда получила задание редакции газеты «Комсомолец Узбекистана» взять интервью у Дмитрия Сухарева – одного из самых уважаемых знатоков жанра авторской песни, приехавшего в Ташкент на очередной вечер поэзии.
Шел 1987-й год. Готовясь к встрече со своим героем, я досконально изучила информацию о нем, чтобы не плавать в фактах его биографии и творческой деятельности. Тогда я и узнала, что Дмитрий Антонович является не только автором слов таких невинных и веселых песен как «Александра», «Брич-Мулла» и многих других, но и крупным ученым, доктором биологических наук, заведующим лабораторией одного из московских институтов. И известность ему принесла не наука, а поэзия и песни, написанные на его слова. В то время они звучали в туристических походах и городских квартирах, на телевидении и радио, в концертных залах и на слетах клубов самодеятельной песни. С таким вот удивительным человеком, прочно занявшим в ХХ веке достойное место, мне и предстояло встретиться.
Вскоре эта встреча состоялась. Дмитрий Антонович с первых минут пленил своей удивительной естественностью, улыбчивостью, добротой, демократичностью, тактом, гармоничностью. Он охотно и тепло говорил о Ташкенте, о своей работе, о поэтическом творчестве, и особенно об авторской песне. Мне думается, это интервью, не потеряло актуальности и сегодня.
— Я родился в Ташкенте, – вспоминает Дмитрий Антонович. Мои родители тоже родились и выросли в Узбекистане, так что любовь к этой земле досталась мне по наследству. Окончил биологический факультет Московского университета. По специальности физиолог, занимаюсь физиологией нервных клеток. Благодаря темам, которые лаборатория разрабатывает совместно с зарубежными учеными, мне довелось не раз работать в некоторых зарубежных странах. Все это находит отражение в стихах. Например, в моей книге «Читая жизнь». И, конечно же, в каждом сборнике можно найти стихи, связанные с Узбекистаном: это или воспоминания военного детства, или впечатления от новых встреч с дорогими мне краями.
— Когда вы стали писать стихи?
— Поздно. Мне было около 25 лет. К этому времени я уже заканчивал аспирантуру и настолько вошел в науку, что трудно было уходить из нее. Мои друзья, вместе с которыми я начинал в литобъединении Московского университета, были помоложе, поэтому почти все рано или поздно, целиком уходили в литературу. Лично у меня наука отнимает почти все мое время. Работа в коллективе, руководство научной молодежью делают жизнь интересной. Приходится реально заниматься перестройкой. Меня, например, назначили в институте председателем комиссии по премиям за лучшие научные исследования. Этому тоже надо уделять немало внимания. Но все это помогает мне как литературу, не приходится «изучать» жизнь, я просто в ней участвую.
Кроме работы с молодыми учеными, я много занимаюсь с молодыми поэтами и с теми, кто сочиняет песни.
— Как вы оцениваете нынешнее состояние жанра авторской песни?
— Авторская песня как культурное явление прошла несколько разных периодов своей истории. У нее четко выражено время рождения, время всплеска, появления наиболее крупных авторов, не похожих друг на друга, имевших собственное лицо и почерк. Таких, как Ю.Визбор, А.Городницкий, Б.Окуджава, Н.Матвеева, В.Высоцкий. Позже появились авторы другого плана, которые писали только музыку: А.Дулов, В.Берковский, С.Никитин.
Авторская песня всегда стремилась и стремится противостоять стандартизации, бездуховности и бездумности. В лучших своих образцах она пишется думающими людьми для думающих. Она не боится сложной, развитой поэзии. Авторская песня никогда не будет массовым явлением, каким может стать любое модное молодежное движение, но она всегда будет привлекать к себе определенную часть людей. И это хорошо, что песни дифференцированы: одному человеку нужны одни песни, а другому – другие.
Появляются и новые талантливые авторы. В Москве, например, это Георгий Васильев и Алексей Иващенко, которые вместе сочиняют и вместе поют. Это ни на кого не похожие ребята. Очень активные, я бы даже сказал общественно активные. В праздничные дни они выходят с гитарами на улицы Москвы. К сожалению, телевидение, знакомя неполно и односторонне с творчеством этих ребят, создает о них неправильное представление, как, впрочем, о большинстве бардов. Песни непонятным образом редактируются, режутся, склеиваются…
Назову еще Ольгу Качанову из Алматы. У нее прекрасное чувство слова. Короче, новые имена есть. Их не очень много, но их и не должно быть много. Много – это ненормально в любом жанре. Ведь авторская песня – это, по сути дела, особый жанр.
— Можете ли вы назвать имена наиболее интересных ташкентских бардов?
— Недавно в одном из концертов мое внимание привлек Юрий Алеников из клуба «Орфей». Он пишет песни на стихи интересного ташкентского поэта Рудольфа Баринского и хорошо их исполняет.
Назову также и имя Александра Стрижевского, хорошо известного любителям авторской песни барда из клуба «Апрель». Конечно, для такого большого города это очень мало. Но авторская песня имеет в Ташкенте своих поклонников. Я это знаю. А раз так, то, несомненно, появятся и новые талантливые авторы.
— Не секрет, что сейчас авторская песня стала заметным явлением в культурной жизни страны, она часто звучит по радио и телевидению. Расширяет ли это ее аудиторию?
— К сожалению, нет. Мне кажется, что телевидение только создает впечатление, что оно пропагандирует авторскую песню. На самом же деле оно подчас тиражирует песни довольно низкого уровня, вызывая тем самым отрицательное отношение непосвященной публики к авторской песне. Оно не показывает таких ярких и талантливых людей, как Ю.Ким, Е.Клячкин (1934–1994), В.Берковский (1932–2005), А.Городницкий. А если и показывает, то очень ограниченно – одной-двумя песнями.
— Как вы считаете, могут ли творческие союзы активнее поддерживать авторскую песню?
— Это было бы хорошо. Но пока что в Москве трудно рассчитывать на то, что Союз писателей и Союз композиторов будут поддерживать авторскую песню. Так, в Союзе писателей имеется комиссия по песне, но в нее входят текстовики-профессионалы, которые всегда были против нашего жанра. Они будут не помогать, а мешать развитию литературной песни. В Союзе композиторов еще непримиримее голоса, выступающие против авторской песни. Так что ждать помощи от творческих союзов пока, на мой взгляд, нереально.
— На фестивали и конкурсы часто авторскую песню отбирают некомпетентные люди. Но это все-таки дело специалистов. Только в этом случае жанр будет огражден от потока неинтересных и бездарных песен.
— До сих пор бывало так: органы профсоюзов или органы культуры вводили в состав жюри одного-двух людей, непосредственно связанных с авторской песней. Но преимущественно это были люди, далекие от этого жанра. Поэтому неудивительно, что клубы самодеятельной песни зачастую старались проводить свои конкурсы подальше от органов культуры и других контролирующих организаций. Надеюсь, что этого уже не будет. Все-таки за 30 лет можно было убедиться, что КСП – это движение в основе своей патриотическое, что оно выражает культурные устремления наиболее зрелой части молодежи. В клубах самодеятельной песни никогда не знали пьянства, других негативных явлений. Давно уже пора доверить этим людям самим заниматься своим делом. И мне кажется, что сейчас такая тенденция наметилась.
— Каким вы видите будущее авторской песни?
— Мне кажется, что она, пройдя через крайности своей истории – период бурного рождения и период подавления, оставит в своих рядах истинных любителей поэзии, которых всегда было не слишком много. Правда, во времена поэтического бума 50 – 60-х годов казалось, что у поэзии огромное количество поклонников. Поэтические вечера проходили чуть ли не на стадионах. Но многие из этих поклонников были просто фанатами, а это ненормально. Фанаты могли ходить на выступления Вознесенского, но не знать Блока. Нет, это не были любители поэзии! Вот сейчас ситуация и в поэзии, и в авторской песне ближе к норме. В целом в современной поэзии, в том числе в авторской песне, обстановка доброкачественная. Много делается интересного, серьезного, талантливого. Так что будущее авторской песни кажется мне интересным.
Вот таким объемным получилось интервью с одним из самых известных на сегодняшний день деятелей авторской песни. С тех пор прошло свыше 30 лет. Дмитрий Антонович Сухарев по-прежнему востребован. Он – член Союза писателей России. Лауреат премии имени Андрея Синявского «За благородство и творческое поведение в литературе» и российской государственной премии имени Булата Окуджавы. Как ученый известен трудами в области нейроэтологии – науки об элементарных (клеточных и химических) механизмах поведения, лауреат премии имени Л.А.Орбели. Кто-то из окружения Сухарева очень верно заметил, что в поэзии он профессор, а в науке поэт. Поэтому советую вам, дорогие друзья, окунуться в особый, теплый мир русской поэзии нашего земляка.
Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из интернета.
Инна, как всегда в точку.
Инна, как всегда в точку. Хороший материал, актуальный и сегодня.