Интервью с Рафаэлем Некталовым, продюсером, главным редактором еженедельника The Bukharian Times, координатором Конгресса бухарских евреев США и Канады
Уважаемый г-н Некталов, Вы много работаете над проектами, которые связывают Узбекистан и США в области культуры и искусства. Как вам нравится роль народного дипломата?
— С 1994 года, когда я стал редактором газеты “Мост”, большинство читателей были выходцами из Узбекистана и Таджикистана. Примерно с этого времени у читателей, да и у самой редакции все чаще возникал вопрос: как нам надо относиться к странам исхода? В это время в Нью-Йорке уже работали дипмиссии Узбекистана при ООН, Генкосульство Узбекистана, а в Вашингтоне – посольство страны. Президент бухарско-еврейского Центра Ханан Бенджамини, вице-президенты Давид Аминов, Рахмин и Нисим Некталовы относились с большим уважением к сотрудникам дипломатической миссии Узбекистана, всячески поддерживали их. Особенно мне запомнилась церемония открытия посольства Узбекистана в Вашингтоне и встреча с первым президентом Узбекистана Исламом Каримовым, его первое интервью американскому журналисту из газеты «Мост». Именно тогда я стал понимать, что хорошего могу сделать для страны, в которой родился и которая встала на путь выстраданной столетием независимости.
Чуть позже, 2 мая 1999 года, когда было объявлено о создании Конгресса бухарских евреев США и Канады, его президент Борис Кандов с высокой трибуны заявил, что нашим приоритетом будет развитие дружеских отношений со странами Центральной Азии, и в первую очередь с Узбекистаном.
Такие отношения никак не связаны с политическими курсами в наших странах, с тем, кто и какие посты занимает в правительствах. Для нас наиважнейшим является поддержание теплого, равноправного, взаимовыгодного сотрудничества между Узбекистаном и США, узбекским и американским народами.
Мы искренне любим страну, в которой родились и выросли, но мы не агенты Узбекистана в США. Наша миссия – народная дипломатия, главной задачей которой является укрепление мостов дружбы через культуру, искусство и контакты с гражданским обществом, например, таким, как общество дружбы народов «Узбекистан-Америка».
В США сегодня проживает достаточно большая диаспора из Узбекистана. Насколько, по вашему мнению, члены диаспоры ностальгируют по узбекской музыке, танцам, кино, театру, изобразительному искусству? Каковы возможности продюсеров в расширении культурных связей наших стран?
— Время, когда ностальгировали по музыке, фильмам, танцам, звездам эстрады, прошло. Сейчас не 90-е, не 2000-е, даже не 2010-е годы. В мире поистине царствует Интернет. Любые программы, передачи, показанные в прямом эфире в Ташкенте, в эти же минуты доступны в США, ваши статьи в газете «Новости Узбекистана» (это не потому, что я вам, коллега, интервью даю!) пользуются уважением и доверием среди наших читателей. В Америке сейчас, проживает около 150 тысяч выходцев из Узбекистана. И совершенно естественно желание поддерживать в нас, наших детях, интерес к стране исхода, к языку, культуре и искусству народа, который подарил миру великих ученых, мыслителей, философов, поэтов, композиторов и музыкантов. Кстати, представители бухарско-еврейской диаспоры постоянно действуют в этом направлении.
На мой взгляд, сформировавшаяся узбекская диаспора (куда входят и бухарские евреи) в США требует нового отношения к ней со стороны руководства Узбекистана. Ведь никто не сомневается, что эта диаспора становится важной доминантой в укреплении экономических, политических и культурных связей между двумя странами.
Не случайно в других странах созданы государственные структуры, которые отвечают за эффективное сотрудничество со своими диаспорами: в Израиле – «Сохнут», в Азербайджане – комитет по делам диаспоры, о Китае и говорить не буду – все ясно.
В США многие диаспоры поддерживают интерес к исторической родине, в первую очередь, через изучение родного языка: в Лос-Анджелесе действуют школы, в которых обучение идет на армянском языке, в Нью-Йорке – на греческом, итальянском. Знаете, креолы – это народ без письменности, но детям креолов основные предметы преподают на креольском языке (полуиспанском, полуфранцузском).
В Америке необходимо начать проект по укреплению интереса к узбекским языку, культуре, искусству, музыке, в первую очередь, среди подрастающего поколения выходцев из Узбекистана.
Кино, конечно, – важнейший инструмент продвижения узбекской культуры, экономики в США. Сегодня для продюсеров, снимающих фильмы на темы, связанные с историей, культурой Узбекистана, в США открываются большие возможности: интерес к стране высок, устойчив, как никогда.
Пионером этого дела является Максуд Таджибаев. Он достиг соглашения с американским продюсером Даниэлем Таттом по созданию сериала, рассказывающего о жизни выдающихся исламских философов средневековья, проживавших на территории Центральной Азии. При поддержке Д.Татта подготовлен сценарий кинофильма В.Булгакова «Рассказы дяди Миши» о жизни европейских евреев, оказавшихся во время войны эвакуированными в Ташкент.
Хочу вернуться к одному из самых популярных и востребованных видов народного творчества Центральной Азии – исполнению шашмакома. Не сомневаюсь, что выходцы из Узбекистана с удовольствием посещают концерты известных макомистов. А как к такому искусству относятся обычные американцы?
— Конечно, мне, как музыковеду, приятно констатировать рост интереса к макомам в последние три года.
Здорово, что на культурной карте страны теперь мы видим Бухарский Шашмаком, Ташкентский Шашмаком, Ферганские макомы, Хорезмские макомы. Представляете чувства почитателей этого вида искусства, когда в Америке Президент Узбекистана награждает Эзро Малакова, выдающегося макомиста Узбекистана и США, званием народного артиста Узбекистана!
Популяризация музыки Бухарского Шашмакома стала моим делом в последние годы, и это не удивительно, достаточно убедиться в том, как простые американцы относятся к этому виду профессионального музыкального искусства.
Знаете, в США с огромным интересом слушают индийские раги, китайскую, индийскую и вьетнамскую профессиональную народную музыку.
Я был уверен, что совершенно логично пополнить этот список такой жемчужиной, как маком.
Причем, исполнять макомы должны музыканты разных национальностей вместе, как и было в Центральной Азии: и узбеки, и таджики, и бухарские евреи.
Для популяризации макомов необходимо также проводить международные конференции, фестивали с участием узбекских, таджикских и американских музыковедов. И у меня это получилось.
Под эгидой Конгресса бухарских евреев США и Канады, при поддержке фонда им. Ицхака Мавашева, с 2012 по 2018 год прошли четыре фестиваля «Shashmaqam Forever», ставшие событием в культурной жизни столицы мира – Нью-Йорка.
В 2019 году фестиваль был обидно сорван. Мне, в Узбекистане, вряд ли было бы правильно оценивать работу консула США, отвечающего за выдачу въездных виз в эту страну. Но скажу, что вызывает определенное недоумение, например, то, что Посол США в Узбекистане во время встречи с журналистами в Самарканде выразил сомнение в искреннем желании узбекских макомистов вернуться после поездки в США в Узбекистан. Что Вы думаете по этому поводу?
— Я лично знаю господина посла Даниэля Розенблюма как серьезного дипломата, близко знакомого с Борисом Кандовым, хорошо осведомленного о жизни бухарских евреев США.
Я не совсем понимаю, о чем он говорит, приводя доводы в оправдание невыдачи виз узбекским макомистам со стороны генкосульства. Там что, трудятся не сотрудники Госдепартамента США?
Скорее всего консул США в Узбекистане должен правильно работать с нами, общественными организациями в Америке, ответственными за народную дипломатию, реализующими серьезные культурологические программы, которые требуют профессионализма как со стороны организаторов, так и со стороны исполнителей.
Мне также кажется, что консул должен с уважением относиться к макомистам, чей визит в США был поддержан Министерством культуры Узбекистана и дипмиссиями Узбекистана в США.
И вот что еще крайне важно: ни один из узбекских макомистов, принявших участие в международных фестивалях, не нарушил правила пребывания в США.
Вспомним о семьях Тургуна Алиматова, Юнуса Раджаби, певце Ульмасе Аллаберганове – что им делать в Америке? У них многомиллионная аудитория на родине!
Также констатирую, что во всех информационных материалах проектов Конгресса бухарских евреев США и Канады обязательно указывается: мероприятие проводится при поддержке Генкосульства Узбекистана в Нью-Йорке, дипмиссии при ООН.
Фестиваль «Shashmaqam forever» в прошлом году организаторы планировали торжественно открыть в одном из залов ООН. Об этом знал Джонатан Коэн, постоянный представитель США при ООН, обещавший руководству нашего общинного Конгресса после проведения фестиваля в Нью-Йорке, пригласить узбекских и бухарско-еврейских макомистов в Египет. Ему пришлась по душе идея иудейско-мусульманского диалога в музыкальном искусстве.
Нам здесь, в Америке, кажется, что консул США в Узбекистане должен учитывать значимость проектов, которые инициирует общинный Конгресс, и всемерно их поддерживать. Ведь в Узбекистан сегодня охотно едут не только американские туристы, но и политики.
Вы много лет продюсер международного фестиваля «Shashmaqam Forever». Какие новые грани могут быть у фестиваля? Расширение концертной географии в США? А, может быть, и в других странах? Например, как могут встретить макомистов в Канаде, Германии, Израиле?
— Хороший вопрос. Граней у такого фестиваля действительно немало. Знаете, есть такая еврейская профессия – превращать алмазы в бриллианты. Шутка. Но если серьезно, то можно отрыть Американский центр по изучению Бухарского Шашмакома в Нью-Йорке. Мы об этом недавно говорили с моим учителем Отаназаром Матяхкубовым. Такой Центр может стать платформой для расширения круга стран, в которых растет интерес к макому.
В Центре можно преподавать основы макомного искусства в классах Эзро Малакова, Рошеля Аминова, Рошеля Рубинова, Очиля Ибрагимова. Сегодня около ста детей бухарских евреев, уроженцев США, обучаются искусству Шашмакома в классе Эзро Малакова.
В Америке работает профессор Теодор Левин, автор книги «Музыкальные путешествия в Центральную Азию и… Квинс». Конгресс бухарских евреев США и Канады издал книгу О. Матякубова «Беседы с Ильясом», посвящённую творчеству макомиста и поэта Ильяса Маллаева.
Там, где есть бухарские евреи – всегда будет Бухарский Шашмаком.
Уже выше ста лет поют макомы в Израиле. После того, как в Нью-Йорке, в Карнеги Холл, был первый фестиваль «Shashmaqam Forever», позже, в 2016 году, в Израиле прошел фестиваль и конференция макомистов с участием Ильяса Арабова. В Германии работает внук Усто Левича-хофиза Бобоханова, крупнейший знаток Бухарского Шашмакома Ари Бобоханов. С ним сотрудничает профессор из Веймара Ангелика Юнг (аспирантка Ташкентской консерватории), которая издала «Бухарский Шашмаком» в редакции Ари Бобоханова.
В Австрии работают макомисты Бабаджановы, а также прекрасный хореограф и танцовщица, поэтесса Бася Малаева, которая в совершенстве знает узбекский классический танец и поэзию.
Бухарские евреи – носители Шашмакома и послы мира, которые направляют всем странам один месседж: Узбекистан, страна, подарившая миру Шашмаком, не только прекрасна своими великими и древними городами, архитектурой мирового класса, но и одухотворена высокой поэзией, обладает серьезной профессиональной музыкальной культурой, которая должна занять подобающее её классу место в Америке.
Спасибо за интересную и содержательную беседу.
Беседовал Виктор Михайлов
Эзро Малаков 2018 году приезжал в Ташкент с исполнителями макома. Был концерт, я была очень рада услышать знакомые голоса. Порадовал, тот факт, что Эзро Малаков создал школу макома, внуки его пели. Выдающаяся исполнительница макома Берта Довыдова, светлая память. Маком это вид национального искусства народов мира, только называется у всех народностей по разному. Спасибо Р. Некталову, что организовывает международные фестивали макома.