Основой стабильности и порядка в обществе являются установка и определение таких базовых понятий как «хорошо и плохо», «правильно» и «неправильно». Если в обществе не существует установки, что коррупция – это «плохо», то навести порядок в этом обществе невозможно. Формированием базовых установок, мировоззрений и ценностей занимаются государства и институты. И главную роль в этом процессе играет пропаганда.
Сегодня пропаганда стала намного сильнее и мягче, чем раньше. Как и другие отрасли, пропаганда применяет умные технологии для формирования мировоззрения и продвижения определенных интересов. Все это требует огромных ресурсов и знаний, технологий и институтов, ценностей и стереотипов, терминологий и систем оценок, что совместно составляют идеологическую конструкцию.
После падения советской идеологии сформировалось мнение, что в западных демократических странах живут абсолютно свободно мыслящие люди и отсутствует идеология. Это не так. Везде, где есть интересы — там есть идеология и пропаганда, а значит и мышление в рамках определенных базовых параметров. Демократия – это тоже процесс в рамках базовых параметров и не всегда отражает волю граждан. Различные военные операции и неоправданные человеческие жертвы, экономическое расслоение обществ и экологическая катастрофа — нельзя назвать волей граждан сильных демократических стран.
В первой части статьи говорилось об интересах стран в международных отношениях и роли идеологии в продвижении этих интересов. Отмечалось, что интересами в международных отношениях является доступ к рынкам и ресурсам стран на выгодных условиях. И если раньше для достижения этого доступа использовалась твердая сила (колониализм, войны и т.д.), то сегодня используется мягкая сила. Эта статься о том, как работает мягкая сила.
Как формируются ценности. Разделяй и властвуй
Чтобы люди выбрали определенные товары и услуги, идеи и взгляды их нужно красиво оформить и грамотно продвигать, то есть пропагандировать. Классическим и эффективным способом оформления идей и взглядов являются ценности и забота, в том числе.
Для продвижения интересов нужно продвигать взгляды и ценности. Ценности – это все, чем стремятся люди обладать. Желания и стремления приводят к движению, направление которого зависит от тех ценностей, которые люди выбирают. Это означает, что, формируя те или иные ценности можно влиять на выбор людей и вектор развития общества.
Рецепт формирования ценностей достаточно прост. Ценностью может быть все что угодно, и даже кетмень. Чтобы объект стал ценностью люди должны испытывать к нему симпатии, а также материальное, моральное и духовное удовлетворение от обладания этим предметом и ощущения сопричастности к нему. Поэтому объектом воздействия пропаганды является не только разум, но чувства людей.
Люди выбирают то, что им нравится и критикуют то, что им не нравится. Люди видят исключительно положительные стороны того, кто им нравится и отрицательные — кто не нравится (с другой стороны, наука стремится отделить наши чувства от разума, чтобы объективно измерить «истину»).
Чтобы одни ценности укоренились в обществе их нужно идеализировать, а другие — дискредитировать. Важно так же формировать стереотипы, поскольку они застревают в сознании людей настолько прочно, что даже научные обоснования не помогут их вытеснить и переубедить человека.
Если раздать детям футболки белого и синего цветов и систематически критиковать синий цвет и восхвалять белый, то дети станут испытывать симпатии к белым футболкам, а к синим – неприязнь. Дети будут испытывать гордость, если у них белая футболка и комплексы — если синяя футболка. Они будут завидовать детям с белыми футболками, а детям с синими футболками — сочувствовать. Среди детей сформируются стереотипы: «белый – хороший» и «синий – плохой». Белые футболки будут приносить удовольствие, а синие – дискомфорт и комплексы. Со временем дети будут стремиться обладать белыми футболками, а от синих – избавляться.
Точно таким образом, происходит влияние на выбор и поведение людей в обществе. Идеализация либеральных ценностей формирует симпатии к ним и люди делают свой выбор в пользу либеральной политики. А дискредитация протекционизма – порождают неприязнь ко всему, что имеет отношение к протекционизму – политике, взглядам, лидерам и т.д.
Как формируется мировоззрение. Наука как инструмент идеологии
Теория и здравый смысл, симпатии и антипатии, стереотипы и ценности, система оценок и терминологии играют важную роль в формировании мировоззрения и продвижении интересов.
Теорией можно обосновать и оправдать практически всё. Для этого достаточно скорректировать и зафиксировать понятия справедливости и гуманизма, использовать соответствующую методологию и «повесить» на объект определенные ценности. Легализация в некоторых странах эвтаназии, нацизма, торговли оружием и наркотиками, нетрадиционных браков, проституции, смертной казни, абортов и т.д. оправдана на основе различных теорий и научных обоснований.
Точно таким же образом такие теории как классицизм, кейнсианство, монетаризм, неоклассицизм, марксизм и т.д. являлись обоснованием различных идеологий. Идеология социализма строилась на базе марксизма, а идеология глобализма строится на базе классической теории и либеральных ценностей. При каждом кризисе теории и идеологии подвергаются сомнению и корректируются.
Симпатии играют важную роль в формировании взглядов. Люди доверяют и считают правильными то, к чему они испытывают симпатии. Чтобы в обществе успешно реализовать либеральную политику, люди должны испытывать симпатии к либеральным ценностям и антипатии протекционизму. Для этого нужно систематически идеализировать либеральные ценности — эффективность, прозрачность, свободные конкуренция, рынок и торговля и т.д. А протекционизм – критиковать.
Продвижение интересов требует разработки и фиксации соответствующих терминологий и систем оценок. Одно и то же действие можно назвать по-разному и получить совершенно разные вещи. Защиту местного производителя от сильных внешних конкурентов можно назвать как «самозащита» или «протекционизм». Если термину «протекционизм» придать отрицательный образ, то к защитным мерам можно сформировать негативное отношение в обществе. А если для защитных мер применить термин «самозащита» и создать его положительный образ, то к защитным мерам можно сформировать положительное отношение в обществе.
Это формирует стереотипы как «либерализм – хорошо, добро и прогресс», а «протекционизм – плохо, зло и регресс».
Однако данный стереотип можно разрушить, скорректировав и расширив понятие термина «протекционизм» — включив в это понятие не только меры, которые направлены на защиту рынка, но и те, которые направлены на защиту интересов страны.
Например, ограничения сильными странами иностранных инвестиций для сохранения своего суверенитета, консервация нефтяных и природных запасов (США), минимальные требования для местного компонента в сфере госзакупок, ограничения других стран в доступе к собственным активам, рынкам и ресурсам, посредством применения различных санкций и эмбарго, валютных блокад и военных интервенций – являются мерами, которые направлены на защиту интересов страны. И если эти меры обозначить «протекционизмом», то это позволит объективно оценить происходящие в мире процессы – оценить масштаб протекционизма в сильных странах.
Одним из популярных стереотипов является утверждение, что в развитых странах рынки являются свободными. Развитые рынки имеют сильные механизмы для защиты частной собственности, однако свободным их называть неправильно. Свобода относительна, поскольку свобода — это решения и действия в рамках различных административных правил, требований, нормативов и инструкций, то есть ограничений. И если посчитать количество этих ограничений в развитых странах, то можно увидеть, что они намного превышают те в слабых странах. Поэтому правильно будет сказать, что в западных странах рыночные механизмы работают настолько эффективно, что даже огромное количество ограничений не создают проблем и незаметны для бизнеса и населения.
Институты и идеологическая конструкция глобализации
Развитые страны прошли через различные торговые и информационные, военные и идеологические войны. Это позволило им накопить огромные опыт и знания в области формирования мировоззрений, воздействия на человеческие поведение и предпочтения.
Теоретически, глобализм призван сделать рынки и ресурсами общими и экономики открытыми. В идеале это приведет к развитию международных торговли и разделение труда, частного предпринимательства и конкуренции. Это в свою очередь, приводит к эффективному использованию ресурсов, повышению качества и снижению цен на товары и услуги.
Без продвижения и формирования положительного имиджа невозможно продать товары и услуги, идеи и интересы. На западе формирование положительного имиджа превратилось в корпоративную культуру. Чтобы продать товар нужно сперва сформировать само представление о нем и его пользе для потребителя. Аналогичным образом нужно сформировать представления о пользе глобализма, чтобы реализовать его.
Реализация глобализма требует грамотного рецепта и идеологического обоснования, создания и распространения соответствующих знаний, разработки и финансирования реформ. Этими занимаются международные организации, которые владеют значительными капиталом и долей информационного пространства.
Разработка и распространение знаний международными организациями осуществляется посредством:
проведения научных исследований;
* сбора, анализа и подготовки статистических отчетов;
* разработки, систематизации знаний посредством критического анализа и прогнозирования;
* прогнозирования и формирования ожиданий;
* публикации знаний в виде статей и докладов, журналов и глобальных отчетов;
* проведения различных форумов, семинаров и конференций.
Эти знания очень полезны и интересны, включают различные аналитику, прогнозы и оценку, критику и рекомендации. Потребителями этих знаний являются студенты, экономисты, банкиры, финансисты, эксперты, ученые и политики во всем мире, которые используют эти знания в различных научных исследованиях, политических дебатах и экономических форумах, симпозиумах и конференциях. Именно эти знания играют ключевую роль в формировании взглядов в академической, научной, экспертной и политической сферах во многих странах мира.
Поэтому власти и общества смотрят на свои проблемы исключительно через призму этих знаний и видят исключительно то, что публикуются в материалах международных организаций.
Однако эти материалы отражают всего лишь малую часть целого. Они однобоки и обосновывают необходимость глобализации, посредством либерализации стран. В этих материалах либерализация преподносится как решение всех проблем страны, а протекционизм – ее причиной. Терминологии и система оценок (рейтинги) выстроены таким образом, что все что, способствует реализации либеральной политики оправдывается, а все, что препятствует — мягко критикуется. Другую сторону реальности — критики в адрес либеральной политики и одобрения протекционизма в этих материалах нет.
Выводы
Итак, концепцией глобализма является создание общего рынка, а ее стратегией – либерализация локальных рынков. Либерализация требует огромных финансовых ресурсов, знаний и прочной идеологической конструкции.
Чтобы приготовить блюдо или добраться до Парижа нужно обладать ресурсами, разработать рецепты и грамотный план. Однако даже идеально расписанный рецепт приготовления блюда не гарантирует, что блюдо получится вкусным на практике. Даже идеально расписанный план поездки в Париж может дать другие итоги на практике.
Рецепт и план – это теория, а то, что получается в реальности – это практика. Теория относительна поскольку она верна исключительно в рамках определенных условий и ограничений. Теория не обладает методологией, которая могла бы охватить все факторы и условия какого-либо процесса или явления. Целью теории является дать общее представление о реальности, но теория — это не реальность.
Теория, как и различные программы для развития мышления («почемучка» и др.), направлена на формирование и развитие мышления. Мы можем обладать прекрасной способностью мыслить, однако то, что фиксируется в нашем сознание – это не всегда отражение реальности и наоборот.
Поэтому крайне важно объективно изучать и оценивать не только теорию глобализма, но и то, что происходит с глобализмом на практике. Для этого слабым странам нужно проводить собственные исследования и находить ответы на следующие вопросы:
• какой труд достался слабым странам при свободной торговле с сильными странами;
• смогли ли слабые страны на равных конкурировать с сильными странами за мировые и, в том числе, собственные рынки и ресурсы;
• какой долей мировых активов, рынков и ресурсов сегодня обладают слабые и сильные страны;
• какая доля активов, ресурсов и рынков слабых стран принадлежит самими этим странам, а какая доля – сильным странам;
• кто распоряжается активами, ресурсами и рынкам слабых стран;
• предоставляют ли сами сильные страны (инициаторы глобализации) свободный доступ к своим рынкам и ресурсам. То есть, является ли глобализация реальностью или это – миф;
• является ли либеральная политика гарантом для развития слабого общества;
• является ли глобализация целью или это всего лишь инструмент для продвижения интересов инициаторов глобализации.
Аваз КАМАЛОВ
Продолжение следует.
Кто знает историю тот может на будущее смотреть. Мы не 1937 году живём. Учите историю. Делайте хорошое для народа.