Обилие воды, роскошная растительность, здоровый воздух, чудные дворцы, мечети и медресе – все это издавна делало Самарканд в высшей степени привлекательным городом. Неспроста мусульманские писатели называли его «Эдемом древнего Востока». Каким был этот город в отдаленные от нас времена? Современники наши практически знают об этом очень мало. Но о том, что представлял собой Самарканд в эпоху Тимура, достаточно подробно свидетельствуют сочинения не только восточных историков, но и целого ряда европейских путешественников.
По их описаниям город представлял собой жилое пространство, состоящее из двух частей – цитадели и рабата, обширного предместья, раскинувшегося вокруг центра. Размеры его превосходили в то время размеры города Севильи, как уверяет нас посланец кастильского короля Генриха III Рюи Гонзалес де Клавихо, побывавший в 1403 году в столице Тимура. Население Самарканда состояло из 150 тысяч человек, живших не только в городских домах, но и в окрестных пещерах или просто ютившихся в тени деревьев. Но больше всего город этот поражал воображение приезжих людей великолепными загородными садами и воздвигнутыми среди них замками и дворцами. И хотя народная молва, склонная к преувеличению, насчитывает ныне более десятка таких садов, при Тимуре, по описаниям современников великого полководца, их было пять: все они, по существовавшей традиции, носили персидские названия — Баги-Бихишт, Баги-Дилькушо, Баги-Шамал, Баги-Чинар и Баги-Нау.
Первый из них был сооружен в 1377 году по случаю женитьбы Тимура на дочери эмира Мусы – принцессе Туман-ака. Страстно влюбленный правитель ни в чем не отказывал супруге: по ее просьбе он украсил город несколькими изящными монументами и повелел построить к западу от столицы загородный дворец. Задолго до Тимура здесь якобы уже были разбиты 12 садов в соответствии со знаками Зодиака. Но он повелел преобразовать их в единый огромный сад. И возвести в нем дворец, украсив его разнообразной отделкой и роскошью. Дворец этот был поистине эталоном великолепия и потому получил название Баги-Бихишт – «Райский сад».
В 1396 году Самарканд украсился еще одним садом. И снова по случаю очередной женитьбы Тимура на дочери монгольского хана Тукуль-ханым. Местом его разбивки послужила пригородная равнина Канигиль. Астрологи назвали время, в которое рабочие должны были приступить к исполнению повеления владыки. Инженеры создали план новостройки, каменщики приготовились к закладке фундамента дворца. Лучшие архитекторы Ирана и Средней Азии были привлечены к исполнению грандиозного замысла Тимура, который требовал, что новый сад и дворец, возводимый в нем, превосходили бы красоты аналогичных садов и дворцов всего мусульманского мира. Архитекторы предварительно обвели фундаментом большой квадрат земли, каждая из сторон которого составляла 1500 шагов, а в середине каждой из этих сторон поставили небывалой высоты двери.
В Самарканд привезли известнейших художников-декораторов Востока, которым предстояло украсить небывалый по великолепию дворец. После возведения здания стены его были обиты кашанским фарфором, а плафоны украшены многочисленными лампами, мозаичными и скульптурными изображениями. В каждом из четырех углов сада были выстроены высокие павильоны, отделанные таким же фарфором с изумительно изящными деталями, буквально поражавшими зрителей. Земля в саду была на редкость симметрично разбита на аллеи, квадраты, среди которых расположились маленькие садики различных форм.
Вдоль аллей были высажены сикоморы, а против каждого из входов – фруктовые и цветочные деревья. Когда возведение сада было завершено, Тимур дал ему название Баги-Дилькушо, то есть сад увеселения. Трехэтажный дворец в середине этого сада, украшенный руками лучших художников Востока, был окружен мраморной колоннадой, придававшей ему особое великолепие. Вполне естественно, что новый замок повелитель подарил своей новой жене Тукель-ханым.
В следующем году Тимур повелел создать на северной окраине Самарканда еще один сад, который и получил название Баги-Шамол – «Сад севера». Когда повеление это было выполнено, он решил построить и здесь очередной дворец, который должен был превзойти своей красотой и великолепием все предшествующие. Дворец этот предназначался местом игр и увеселений в праздничные дни. Исполнение замысла поручили лучшим архитекторам Персии и Ирака, которые должны были приехать в Самарканд с уже готовыми проектами.
Оба проекта были представлены Тимуру, который был просто восхищен вкусом и профессионализмом зодчих. После долгих колебаний он все же сделал свой выбор. Вновь астрологи выбрали благоприятное время и дали сигнал к началу строительства. Для наблюдения за работой Тимур назначил четырех приближенных к нему эмиров, которые четко выполнили задание и довели строительство до успешного завершения. Персидский архитектор после этого внес еще один штрих в проект, украсив основание каждого угла здания мрамором, специально привезенным из Тавриза.
Стены дворца были расписаны аль-фреско самыми выдающимися мастерами того времени с таким поразительным искусством и знанием дела, что в сравнении с их работой изделия известнейших художников Востока, слава которых перешагнула границы Персии и Индии, просто померкла. Территория дворца была вымощена мрамором, а нижняя часть стен дворца как с внутренней, так и с внешней стороны была обложена фарфором. Некий иностранец, побывавший во многих странах мира, при виде этих шедевров невольно воскликнул, что известнейший по старым книгам Негиар-хана – дворец в Китае, вошедший по своему великолепию в поговорку, не может сравниться по своим достоинствам с Баги-Шамалом.
Тимур посвятил его своей очередной избраннице – дочери Мирзы-Мираншаха принцессе Бегхиси-султан.
Еще один сад Тимур решил высадить в южной части предместья Самарканда. Этот сад был засажен сотнями платанов и потому получил название Баги-Чинар. В середине его был насыпан высокий холм, на котором выстроили замок в форме креста, отделанный причудливыми для глаз мусульман архитектурными украшениями в сирийском стиле: сирийцы до принятия ислама были народом христианским. Внутри дворец был обставлен со сказочной роскошью, прекрасно гармонировавшей со стенами, расписанными фресками.
Последний сад был создан незадолго до смерти Тимура в 1405 году и получил название Баги-Нау (Новый сад). Располагался он неподалеку от Баги-Шамала в южном предместье города. Дворец, по традиции выстроенный посреди этого сада, возводился архитекторами из Дамаска. Это был огромный квадрат, имевший по 1500 шагов в каждой стороне, был отделан мрамором, фарфором и мозаикой тончайшей работы и самых разнообразных цветов в подражание работ по гебеновому дереву и по слоновой кости. В отличие от своих предшественников дворец этот был украшен множеством фонтанов со струями воды различной композиции.
Кроме перечисленных загородных дворцов и садов Тимур создавал подобные зоны отдыха и в самом Самарканде. К сожалению, ни один из них не сохранился, и мы можем судить о них лишь по письменным источникам, в которых фигурируют их звучные названия Арек, Накнид-джеган, Баги-Баланд, Гек-сарай, Баги-чахар.
Побывавший в Самарканде в середине XIX века венгерский востоковед Герман Вамбери заметил: «Судя по настоящим, лишь скудным остаткам от блестящего периода Самарканда, описания прежних великолепных зданий, дошедшие до нас, вовсе не преувеличены».
Рубен Назарьян