back to top
7.9 C
Узбекистан
Вторник, 26 ноября, 2024

Мы продолжаем КВН. Размышления о популярной игре с Игорем Кучмаром

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Мы продолжаем КВН. Размышления о популярной игре с Игорем Кучмаром

Заходя в небольшой рабочий кабинет Главного редактора Клуба весёлых и находчивых Узбекистана Игоря Кучмара, , уставленный многочисленными кубками, дипломами и призами, сразу понимаешь, что хозяин человек творческий. Участник 6-го Международного фестиваля КВН в Сочи нескольких сезонов и Юбилейного концерта, посвященного 35-летию КВН в Москве в 1996 году, игр Интерлиги КВН в Донецке в 1998 году, Центрально-Азиатской лиги КВН 1999 года в Алма-Ате, чемпион Узбекистана 1998 и 1999 годов. Вот неполный перечень регалий этого человека.

Мы договорились поговорить о популярной игре, поскольку именно в этом году исполняется 50 лет с того легендарного финала, в котором встретились команды Рижского института инженеров гражданской авиации и Ташкентского политехнического института.

— Знаете, Игорь, — начинаю я разговор, — вы, в силу своей молодости не могли видеть той игры, в отличие от меня, наблюдавшего её по телевидению, но поскольку вы профессионально занимаетесь КВН, то конечно знаете об этом знаковом для Ташкента, событии.

— Разумеется. Более того я знаком с Яном Михайловичем Лифицем, капитаном той ташкентской команды. В том сезоне он получил “Золотого Остапа”, как лучший капитан сезона.

— Да, в конкурсе капитанов он начисто переиграл капитана рижан Юрия Радзиевского.

— Кстати, “Золотой Остап” до сих пор в Ташкенте.

— Правда? Он не увёз его с собой в Германию?

— Нет приз остался в Ташкенте. Долгое время Ян Михайлович был в жюри нашего республиканского КВН. Уезжая он оставил “Остапа” лучшему на тот момент капитану КВН Узбекистана Диме Вагапову.

— Знаете Игорь, в том сезоне 1968-69 годов чемпионами стали рижане, победив в финале нашу команду, но у многих, в том числе и у меня сложилось впечатление, что ташкентцы были сильнее. Несмотря на то, что в жюри сидели такие достойные люди, как журналист Ярослав Голованов, актёры Элина Быстрицкая и Михаил Козаков, рижанам подыграли. Я был десятиклассником в 1969 году и первого мая, гуляя с друзьями, мы в небольшом кафе встретились с Яном. Он был с двумя товарищами, кафе было заполнено до отказа, и мы позвали их к нам за стол. Я его тогда спросил, честно ли победили рижане. На что получил такой ответ: “Я не знаю. Скажу только, что после игры Радзиевский подошёл ко мне и извинился”. К сожалению, это было в первый и последний раз, когда ташкентская команда вышла в финал Высшей лиги КВН.

— Да, это правда.

Мы продолжаем КВН. Размышления о популярной игре с Игорем Кучмаром

Мгновение финала 1969 года

— Давайте вспомним. КВН в Узбекистане появился немногим позднее, чем в Москве и тут же стал стремительно развиваться. Команды стали появляться как грибы: в школах, институтах, заводах и фабриках.

— Да, где-то к концу 60-х, началу 70-х был пик развития КВН в Узбекистане. Мой папа был капитаном команды Транспортного института в 1972 году.

— Вот как. Таким образом мы видим уже как бы династию. Что ж, думаю настало время узнать побольше о вашей родословной.

— Я родился в Ташкенте в 1973 году на улице Сельмашской в семье ташкентской интеллигенции — мама логопед, папа инженер. По стопам отца и дяди поступил в Транспортный институт. Этому способствовало и то, что мой дед Марк Исаевич Кучмар был заведующим кафедрой математики института. Правда, к моменту моего поступления его уже не было в живых.

— А вы сами, когда начали играть в КВН, вероятно в школе? Насколько я знаю вы окончили 110-ю школу, а во время моей юности, там была довольно сильная команда.

— Нет. Когда я учился, команды не было.

— КВН же был вообще долгое время запрещён. Слишком остро шутили студенты и сначала он перестал идти в прямом эфире, а в середине 70-х и вовсе был закрыт, под каким-то надуманным предлогом.

— Да нет, в 1986 году КВН уже вновь появился, но я стал играть, уже учась в институте. Я вообще увлекался театром, даже думал поступать в театральный, в институт участвовал в различных студенческих творческих вечерах, в ежегодных смотрах студенческой художественной самодеятельности “Весна” и когда вновь появился КВН, совершенно естественно я увлёкся этой игрой, став участником одной из первых команд, появившихся в Узбекистане. Потом меня заметили ребята из очень сильной команды “Женихи из Ташкента” и пригласили к себе. Вот такой собственно был мой путь в КВН. Первые игры проходили в зале Транспортного института. К тому времени я был организатором-руководителем творческих вечеров на факультете и через какое-то время была создана и команда Транспортного института, которая называлась “Первый в очереди”. В 1994 году появилось уже достаточно команд, точнее шесть и мы создали что-то подобие лиги КВН Узбекистана. В 1995 году я, в составе “Женихов из Ташкента”, съездил на фестиваль в Сочи, а уже через год открылся первый сезон чемпионата Узбекистана по КВН.

Мы продолжаем КВН. Размышления о популярной игре с Игорем Кучмаром

Игорь Кучмар. 1996 г

— И до какого года вы участвовали как игрок?

— До 2000 года.

— А затем?

— Я был капитаном команды “Первый в очереди” и мы рубились в финалах четыре года подряд с 1996 года. Более того в 99-м мы играли тогда уже не только в Ташкенте, а и в Евразийской лиге. Появилась она так. В 1999-м встретились руководители лиг Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Собственно, от Узбекистана было три человека: капитаны команд чемпионов — это я и Дима Вагапов, к тому времени мы с ним уже начали делать редактуру, и был Андрей Каримов, который осуществлял правовое, юридическое сопровождение, поскольку тогда уже нами была создана компания “Геликон”. Вот так появилась Евразийская лига в которой играли две команды из Ташкента: “Женихи из Ташкента” и “Первый в очереди”. Играли в Ташкенте, Алма-Ате, ездили в Воронеж, Донецк, Москву.
А в 2000 мы с Димой разошлись, он ушёл в сезон, а я стал вести КВН и заниматься редактурой. К тому времени у меня уже был достаточный опыт.

Мы продолжаем КВН. Размышления о популярной игре с Игорем Кучмаром

Работа редакторской группы КВН. 2014 г

— То есть с 2000 года вы фактически возглавили движение КВН в республике.

— Ну, я бы не сказал, что возглавил….

— Однако вас называют “узбекским Масляковым”. Это соответствует действительности?

— Совсем нет. Во всяком случае до 2004 года это сравнение абсолютно беспочвенно, поскольку до этого времени я занимался только творчеством – писал сценарии — и редактированием. Александр Васильевич не редактирует. У него этим занимаются другие люди. Масляков смотрит только последний прогон и иногда, рукой мастера вносит какие-то изменения. Я редактор. У Маслякова редакторами были такие асы как Марфин, Куприда и другие.

— Марфина помню. Капитан команды МФТИ. Химик.

— Ну, он не только химик. Доктор наук, между прочим, и очень творческий человек. Он написал более 500 сценариев для телевидения. Кроме того, окончил Московскую консерваторию. Так, вот когда Марфин пришёл к Маслякову редактором, КВН стал другим. Стал более театральным и менее фельетонным.

— Ну, хорошо, до 2004 года вас с Масляковым сравнивать нельзя, а после?

— Видите ли, после 2004 года мой партнёр по бизнесу Андрей Каримов, занялся “Камолотом”, став управделами Республиканского совета этой организации и ему стало не до КВН. И я, как руководитель компании “Геликон Медиа Групп”, целиком взвалил эту работу на свои плечи. Правда, Андрей Турсунович не порвал связей и с КВН. До своей кончины в 2010 году он был бессменным председателем жюри у нас. Что касается сравнения с Масляковым, всё же нет. Александр Васильевич – телевизионный деятель, он и в КВН пришёл из телевидения. У меня путь был совершенно другой: игрок, капитан команды, редактор и потом ведущий. Я, в отличие от Маслякова, не владелец бренда, кроме того КВН в России — это бизнес-проект, чего нет в Узбекистане.

— Да, КВН — это телепродукт, который Первый канал покупает у компании “Амик”.

— Именно, у нас телеверсия игры появилась лишь два года назад. И существует ещё очень много причин, как субъективных, так и объективных, что КВН на русском языке в Узбекистане очень сложная штука.

— С этой точки зрения, такой вопрос. Вы очень долго работаете в этой области. По сути в трёх разных политических системах, начиная с советской. Когда вам легче было работать?

— В каком смысле?

— В смысле прохождения через различные инстанции, в вопросах цензуры.

— Давайте я попытаюсь объяснить, как я к этому отношусь. Понимаете, КВН — это юмористическая передача, но в нём, конечно должны присутствовать и элементы сатиры, поднимающие социальные вопросы. Другое дело какой процент должен там присутствовать. Чисто сатирических передач достаточно много, но КВН это несколько другой жанр. Он не должен превратиться в киножурнал “Фитиль”. И ещё одно, с определённого периода времени КВН превратился в очень мощное молодёжное движение, которое пытаются использовать различные силы, как идеологический инструмент, а учитывая, что это телевизионный продукт, то и как пропагандистский. Поэтому здесь необходима осторожность. Но скажу, что социальная сатира в нашем КВН будет присутствовать всегда. Что касается вопроса, когда было легче, — легче было в начале 90-х, где-то до 96 года. Тогда не было не только цензуры, но вообще редактуры. Мы делали всё, что хотели. Затем потихоньку гайки стали заворачиваться. С 2012 по 2016-й годы было особенно тяжело.

— Сейчас легче?

— Несомненно. Об этом говорит хотя бы появление телевизионной версии. Это признание того, что КВН в Узбекистане существует и не самый плохой. Правда, с появлением телеверсии стало как раз сложнее. Телевидение пока с некоторой опаской относится к нам. Кроме того, мы же ориентированы на на́шу аудиторию, на́ш зал, который готов именно к на́шему КВН на русском языке. А ТВ работает на более обширную аудиторию, которая может не понять, или не захотеть понять наши шутки. Пока телевизионный эфир совсем не то, что мы хотим, но это связано как раз не с тем, что нас там жёстко режут или что-то ещё. Нет, это связано с тем, что, увы, КВН — это очень сложная передача в плане съёмок и монтажа. Несмотря на то, что сейчас нас снимает девять камер, нужно ещё семь. Нужен кран с плечом более 20 метров, а такого нет во всей республике. КВН не театральный спектакль, он играется один раз. Кроме того, нужны и специалисты, которых тоже не хватает.

Мы продолжаем КВН. Размышления о популярной игре с Игорем Кучмаром

В кабинете Главного редактора КВН Узбекистана

— Ну, ладно, это всё технические проблемы, они, думаю, будут вами решены. Поговорим непосредственно о командах. Сколько их всего в Узбекистане?

— У нас есть две Республиканские лиги КВН. Это высшая и премьер-лига. Ежегодно происходит ротация. Чемпион премьер-лиги автоматически попадает в Высшую. Могут попасть и несколько других, если так решит творческое руководство КВН Республики.
Кроме того, существуют региональные лиги, к примеру, Навоийская или Золотая лига. Есть команды в Долине, правда они с нами пока не контактируют. Думаю, где-то около 50 команд есть. В Высшей лиге играет 12 команд и ежегодно разыгрывают чемпионский титул. В этом году чемпионом стала команда “Твои бывшие”.

— Кроме технических и в какой-то степени идеологических, есть ещё какие-то проблемы, мешающие развитию игры в нашей стране?

— К сожалению, есть проблема, она и объективная, и субъективная – это понижение общего уровня интеллекта молодёжи. Если раньше выпускники ВУЗов были специалисты всесторонне образованные, начитанные, обладающие широким кругозором, то сейчас ситуация ухудшилась. Это относится не только к Узбекистану – это мировая тенденция. Опросы молодёжи во всех странах на знание истории, литературы, искусства, показывают нижайший уровень. Кроме того, у нас всё меньше и меньше ВУЗов заинтересованы в развитии творческого начала своих студентов. Когда-то в институтах существовали СТЭМПы – студенческие театры, самодеятельные ансамбли, был ежегодный республиканский смотр художественной самодеятельности студентов “Весна”. Именно там ковались кадры КВН. Сегодня этого либо нет вообще, либо очень и очень мало.

— Да, действительно, проблема. Но кроме чемпионата у вас есть и другие мероприятия в рамках КВН, вот к примеру, в феврале будет “Золотой болт”. Что это за штука и какие ещё есть проекты?

— “Золотой болт”, это по сути наш кавээновский “Оскар” – церемония награждения команд и игроков, за лучшие шутки, лучшие номера. Мы его проводим уже в 20-й раз. Кстати, подобного нет нигде. В марте, надеюсь, состоится “Кубок дружбы”. Игра, на которую обязательно приглашается какая-либо из команд Высшей международной лиги КВН. В этом году должна приехать команда “Борцы” из Тюмени, которые очень хорошо показали себя в этом сезоне, дойдя до финала и выиграв Музыкальный фестиваль в Сочи. В конце года будет традиционно проведён “Кубок молодёжи Узбекистана”.

— Ну, что ж пожелаю вам дальнейших успехов. И чтобы все проблемы, технические и иные, мешающие развитию этой популярнейшей игры в Узбекистане, были успешно решены.

— Спасибо!

Беседовал В. ФЕТИСОВ,
фото С. Фетисовой и из архива И. Кучмара

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Узбекистан продвигает свой опыт гендерного равенства на форуме в Бангкоке

Делегация Узбекистана приняла участие на Азиатско-Тихоокеанской министерской конференции по обзору «Пекин+30», состоявшейся 19-21 ноября в г. Бангкок (Таиланд). Страну...

Больше похожих статей