back to top
7.7 C
Узбекистан
Вторник, 4 ноября, 2025

В Узбекистане переформатируется деятельность Госкомконкуренции

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,880ПодписчикиПодписаться
В Узбекистане переформатируется деятельность Госкомконкуренции

Президент Узбекистана указом от 14 января 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала» упразднил Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции. Согласно документу, также упраздняются два центра при Госкомконкуренции — по координации и развитию рынка ценных бумаг и по управлению государственными активами.

Вместо них создаются три независимых госоргана. Антимонопольный комитет будет выполнять функции и полномочиям упраздняемого Госкомконкуренции в части антимонопольного регулирования, развития конкурентной среды, контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, лицензирования товарно-сырьевых бирж, защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы.

На Агентство по управлению госактивами возложены функции и полномочия по управлению государственными активами, в том числе находящимися за рубежом, реализация приватизационных мероприятий, передача государственного имущества в аренду, внедрение корпоративного управления в хозяйственных обществах, содействие восстановлению и повышению эффективности производственной деятельности пустующих и неэффективно используемых объектов, финансовое оздоровление экономически несостоятельных хозяйственных обществ и др.

Агентство по развитию рынка капитала займется регулированием рынка ценных бумаг, корпоративного управления и деятельности фондовых бирж, а также лизинговой и страховой деятельности.

Согласно Указу, при Агентстве по управлению госактивами создается Фонд по управлению, трансформации и приватизации государственных активов на базе Фонда содействия приватизированным предприятиям при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.

Изменена пропорция распределения средств от аренды государственного имущества и реализации государственных активов, поступающих в Фонд. Как следует из документа, 73% направляются в госбюджет, 24% — в фонд и 3% – Торгово-промышленной палате.

В документе отмечено восемь проблем управления госактивами в государстве. В их числе:

-во-первых, высокая степень вмешательства государственных органов в текущую операционную деятельность хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале, отсутствие гибкости и восприимчивости к рыночным тенденциям, чрезмерная зависимость хозяйственных обществ от налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера;
-во-вторых, отсутствие системы стратегического планирования, анализа и управления рисками, низкая инвестиционная привлекательность хозяйственных обществ, в том числе в связи с низким техническим уровнем производства, наличием многочисленных непрофильных активов, отвлечением финансовых ресурсов на непроизводственные цели;
-в-третьих, отсутствие налаженной системы учета государственных активов, низкая эффективность управления приватизационными процессами, слабый институциональный потенциал по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий и пустующих объектов;
-в-четвертых, недостаточный уровень подотчетности исполнительного органа хозяйственного общества перед акционерами, поверхностный подход к утверждению бизнес-планов, определению их ключевых параметров, таких как рост производства, капитализации и дивидендов, а также неэффективность стимулирования развития отраслей экономики в связи с возложением данных функций на самих хозяйствующих субъектов;
-в-пятых, недостаточность институционального потенциала и прав уполномоченного органа для проведения эффективных и своевременных расследований нарушений антимонопольного законодательства;
-в-шестых, несоответствие нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования современным требованиям и международным стандартам, отсутствие механизма оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию и устаревшие методы анализа товарных и финансовых рынков;
-в-седьмых, отсутствие системной работы по внедрению корпоративных стандартов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства внутри хозяйствующих субъектов, устойчивой системы подготовки кадров в сфере антимонопольного регулирования, конкурентного права и политики, а также защиты прав потребителей;
-в-восьмых, отсутствие единого государственного органа по координации государственной политики в области защиты прав потребителей, а также взаимодействия с общественными организациями в данной сфере.

В. НОВИКОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На Всемирном саммите по социальному развитию Шавкат Мирзиёев выдвинул ряд инициатив

Выступая на Всемирном саммите по социальному развитию, президент Узбекистана выдвинул ряд инициатив. В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в мире,...

Больше похожих статей