Президент Узбекистана указом от 14 января 2019 года «О мерах по коренному совершенствованию системы управления государственными активами, антимонопольного регулирования и рынка капитала» упразднил Государственный комитет по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции. Согласно документу, также упраздняются два центра при Госкомконкуренции — по координации и развитию рынка ценных бумаг и по управлению государственными активами.
Вместо них создаются три независимых госоргана. Антимонопольный комитет будет выполнять функции и полномочиям упраздняемого Госкомконкуренции в части антимонопольного регулирования, развития конкурентной среды, контроля за деятельностью субъектов естественных монополий, лицензирования товарно-сырьевых бирж, защиты прав потребителей и регулирования рынка рекламы.
На Агентство по управлению госактивами возложены функции и полномочия по управлению государственными активами, в том числе находящимися за рубежом, реализация приватизационных мероприятий, передача государственного имущества в аренду, внедрение корпоративного управления в хозяйственных обществах, содействие восстановлению и повышению эффективности производственной деятельности пустующих и неэффективно используемых объектов, финансовое оздоровление экономически несостоятельных хозяйственных обществ и др.
Агентство по развитию рынка капитала займется регулированием рынка ценных бумаг, корпоративного управления и деятельности фондовых бирж, а также лизинговой и страховой деятельности.
Согласно Указу, при Агентстве по управлению госактивами создается Фонд по управлению, трансформации и приватизации государственных активов на базе Фонда содействия приватизированным предприятиям при Государственном комитете Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции.
Изменена пропорция распределения средств от аренды государственного имущества и реализации государственных активов, поступающих в Фонд. Как следует из документа, 73% направляются в госбюджет, 24% — в фонд и 3% – Торгово-промышленной палате.
В документе отмечено восемь проблем управления госактивами в государстве. В их числе:
-во-первых, высокая степень вмешательства государственных органов в текущую операционную деятельность хозяйственных обществ с долей государства в уставном капитале, отсутствие гибкости и восприимчивости к рыночным тенденциям, чрезмерная зависимость хозяйственных обществ от налоговых и таможенных льгот, в том числе индивидуального характера;
-во-вторых, отсутствие системы стратегического планирования, анализа и управления рисками, низкая инвестиционная привлекательность хозяйственных обществ, в том числе в связи с низким техническим уровнем производства, наличием многочисленных непрофильных активов, отвлечением финансовых ресурсов на непроизводственные цели;
-в-третьих, отсутствие налаженной системы учета государственных активов, низкая эффективность управления приватизационными процессами, слабый институциональный потенциал по восстановлению производственной деятельности бездействующих предприятий и пустующих объектов;
-в-четвертых, недостаточный уровень подотчетности исполнительного органа хозяйственного общества перед акционерами, поверхностный подход к утверждению бизнес-планов, определению их ключевых параметров, таких как рост производства, капитализации и дивидендов, а также неэффективность стимулирования развития отраслей экономики в связи с возложением данных функций на самих хозяйствующих субъектов;
-в-пятых, недостаточность институционального потенциала и прав уполномоченного органа для проведения эффективных и своевременных расследований нарушений антимонопольного законодательства;
-в-шестых, несоответствие нормативно-правовой базы антимонопольного регулирования современным требованиям и международным стандартам, отсутствие механизма оценки воздействия актов законодательства на конкуренцию и устаревшие методы анализа товарных и финансовых рынков;
-в-седьмых, отсутствие системной работы по внедрению корпоративных стандартов предупреждения нарушений антимонопольного законодательства внутри хозяйствующих субъектов, устойчивой системы подготовки кадров в сфере антимонопольного регулирования, конкурентного права и политики, а также защиты прав потребителей;
-в-восьмых, отсутствие единого государственного органа по координации государственной политики в области защиты прав потребителей, а также взаимодействия с общественными организациями в данной сфере.
В. НОВИКОВ