Уходящий год, равно как и предыдущий, был богат юбилеями выдающихся людей нашей республики. Но отмечались они по-разному. К примеру, 100-летие со дня рождения Шарафа Рашидова по сути превратилось во всенародный праздник, подкреплённый силой государственной власти, а столетие другого популярного руководителя Узбекистана Нуритдина Мухитдинова практически осталось незамеченным. Равно как и 115-летие со дня рождения незаслуженно забытого государственного и политического деятеля республики середины XX века, бывшего Первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана Аминджана Ирматовича Ниязова.
Он, как и упомянутые выше юбиляры, родился в ноябре, точнее 6 числа, только в 1903 году. Малой родиной его был Маргиланский кишлак Актепа в Ферганской долине Туркестанского края. Отец Ирмат-ака работал издольщиком у богатых землевладельцев, получая небольшую долю урожая. Аминджон старался помочь отцу прокормить семью, но при этом сумел закончить учёбу в школе, выделяясь особыми способностями в освоении физики и математики.
Трудовую деятельность он начал в 1919 году в Ферганском уездном продовольственном комитете, затем был избран секретарем городской комсомольской организации Ферганы. В 1920-1924 годы он прослужил в рядах ЧОН (Части особых назначений), был сотрудником Туркестанского ЧК и ГПУ. Несмотря на огромную занятость, продолжал тянуться к обретению знаний и в 1925 году поступил на рабфак. В молодой республике была большая нужда в грамотных кадрах, и поэтому уже в 1926 году его выдвинули заведующим финансовым отделом исполнительного комитета Ферганского областного Совета народных депутатов. Аминджан Ниязов, не колеблясь, шел туда, где мог принести наибольшую пользу. В 1929 году Окружной комитет партии направил его на работу в государственный семенной фонд.
Нужно было восстановить земледелие, помогать дехканам объединяться в производственные хозяйства. Земельно-водная реформа закрепила отобранные у баев и богачей землю и воду за простыми дехканами. И Аминджан осуществлял на практике эту актуальную реформу. В те годы были и такие дехкане, которые под влиянием духовенства отказывались получать земельные наделы, заявляя «умру с голода, но чужую землю не возьму». Подобное смирение мне пришлось наблюдать в 1980 году в революционном Афганистане. Молодому Аминджану пришлось затратить много сил и энергии, чтобы довести до людей сущность проводимых реформ в сельском хозяйстве, за что он был награжден первой Почетной грамотой Правительства Узбекистана.
В 1930 году Ниязова перебрасывают на важнейший участок – строительство хлопкоочистительной промышленности в Узбекистане, где проявляет незаурядные организаторские способности. Для умелого функционирования новой отрасли нужны были местные кадры С этой целью в Иваново, Зарайск и другие центры текстильной промышленности России было направлено около 900 молодых рабочих, в том числе и мой отец Максум Ходжаев. Вернувшись, они начали работу на Ферганском, а затем Ташкентском текстильных комбинатах. Для повышения знаний в 1930 году А. Ниязов поступает в Москве в промышленную академию. Его однокурсниками были Никита Хрущев и другие будущие государственные и общественные деятели Советского государства.
В 1934 году Ниязов направляется на строительство Чирчикского электрохимкомбината, где начинает работу в качестве прораба, начальника участка, затем — главного инженера строительства. Инициативного руководителя назначают начальником контрольного комитета строительных организаций Совета Народных Комиссаров Узбекской ССР. Грамотные и всесторонне обширные знания дают основания для назначения его в 1940-м году наркомом финансов Узбекистана. Это смелое и умное решение особенно сказалось в суровые годы Великой Отечественной войны, когда Аминджан Ниязов стал верным помощником Усмана Юсупова – «маршала тыла», сумевшего обеспечить эвакуацию в Узбекистан и скорейшее введение в строй множества предприятий из западных и центральных районов страны. К примеру, авиационный завод имени Чкалова уже через 42 дня встал в строй действующих, а всего тогда в Узбекистане были построены и введены в действие 280 новых промышленных предприятий станкостроения, тяжелой промышленности, цветной и черной металлургия. Без своевременного финансирования их, как и всего народного хозяйства, а также создания условий для сотен тысяч беженцев, такой размах был бы невозможен.
В 1946 году Аминджан Ниязов, как высококвалифицированный специалист, назначается заместителем Председателя Совета Министров республики, а 17 марта 1947 года его как очень внимательного и чуткого руководителя, постоянно пекущегося о нуждах населения, избирают Председателем Президиума Верховного Совета Узбекской ССР, то есть конституционным главой республики. И в новой должности он был инициатором строительства крупных ирригационных сооружений — Каттакурганского и Чимкурганского водохранилищ, освоения земель Центральной Ферганы и Голодной степи, улучшения мелиоративного состояния земель Бухарской, Самаркандской и Хорезмской областей.
Через три года, после назначения Усмана Юсупова министром хлопководства СССР, А. И. Ниязов избирается первым секретарем Центрального Комитета Компартии Узбекистана.
В 1950 году в Узбекистане впервые в истории было собрано 3 миллиона тонн хлопка сырца. Под руководством Ниязова разрабатывается программа развития республики на ближайший период, что было подтверждено Постановлениями Правительства СССР «Масштабное материально-техническое обеспечение и снабжение хлопковой отрасли Уз.ССР»; «Списание недоимок с хлопкосеющих колхозов»; «Установление зарплат и пенсий для механизаторов».
Был утвержден план строительства авторемонтного завода в Андижане, построена дизельная электростанция в Бухаре, Наманганская ГЭС № 3, ТЭС в Карши. Принимаются постановления «О повышении закупочных цен на хлопок, каракуль, шёлк», «Об освоении Центральной Ферганы», «О строительстве Кайракумского водохранилища (совместно с Таджикской ССР)», «О переходе на новую систему полива», «О строительстве Ангренской ГРЭС», «О мерах развития хлопководства и животноводства в Узбекской ССР» и другие жизненно важные решения. В Узбекистане началась массовая механизация посева передовым тогда квадратно-гнездовым методом и сбора хлопка-сырца посредством первых отечественных серийных хлопкоуборочных машин СХМ-48 производства завода «Ташсельмаш». За время работы Ниязова (1950-1955 гг.) их было выпущено почти 22 с половиной тысяч.
Усман Юсупов и Амин Ниязов с группой передовиков, только что получивших звание Героя Социалистического Труда
Для снабжения населения городов овощами, фруктами, молочными продуктами в тот период была установлена колхозно-совхозная «Пригородная зона», выделены сельскохозяйственная техника, удобрения, 7500 тонн картофеля на семенные цели, открыта сеть магазинов, ларьков и т.п. Минсельхоз продал колхозам и совхозам этой зоны 3000 голов заграничных племенных пород тёлок.
Не менее активно в начале 50-х годов в республике развивалась сфера науки и образования — созданы Медицинский институт в Андижане, Институт Краевой Медицины Академии Наук, НИИ онкологии и радиологии, построены 42 школы, полностью все школы обеспечивались учебными пособиями и инвентарём, введено государственное питание для 1000 детей школьных интернатов.
Стоит упомянуть и деятельность Ниязова в налаживании связей с зарубежными странами, в том числе с лидерами государств – участников Бандунгской Конференции, Он принимал непосредственное участие в организации первых визитов в СССР Премьер-министра Индии Джавахарлала Неру, его дочери Индиры Ганди, и Премьер-министра Бирмы У Ну.
Объективно говоря, в этот период Узбекистан уже достиг немалых успехов в своём развитии. Не случайно, в 1953 году за большой личный вклад в социально-экономическое развитие республики, укрепление ее материально-технической базы, культуры и науки, повышение благосостояния узбекского народа Аминджан Ирматович Ниязов был удостоен высшей награды — орденом Ленина.
Работать Ниязову пришлось в сложнейшее время — последние годы деятельности Иосифа Сталина и начало управления страной Никитой Хрущевым, что требовало от лидера республики незаурядных деловых и политических способностей во имя защиты интересов своего народа. Но ожесточённая борьба за власть в стране, интриги и разборки были далеки от характера и принципов А.И.Ниязова, который не умел и не хотел подстраиваться под стиль работы тогдашнего руководителя государства, был далёк от аппаратных игр и группировок в самой республике. Как следствие, 22 декабря 1955 года с участием высшего руководства CCCР состоялся внеочередной Пленум ЦК КП Уз., освободивший Аминджана Ирматовича Ниязова от занимаемой должности Первого секретаря ЦК Компартии Узбекистана. В тот же день он был утвержден министром коммунального хозяйства Узбекистана, где в первую очередь занялся проблемой газификации республики — жители впервые стали получать природный газ.
Никита Хрущёв и Амин Ниязов в президиуме пленума
Напряжённая работа (почти 20 лет без отпуска), психологическое состояние, сказались на здоровье Амина Эрматовича – он вышел на пенсию, стал лечиться, но продолжал активно содействовать развитию страны, в частности, помогал министру автотранспорта и шоссейных дорог Узбекистана Н.Стрельцову в строительстве шоссейной дороги Ташкент-Коканд.
В связи с 70-летием в качестве признания его больших заслуг в развитии экономики республики Ниязову было присвоено почетное звание «Заслуженный строитель Узбекской ССР», но очень скоро в декабре 1973, то есть ровно 45 лет назад Аминджан Ирматович Ниязов скончался. …
Давая оценку этой Личности, прежде всего хотелось бы подчеркнуть его удивительную скромность и простоту, высокую нравственность, уважение и любовь к людям. Он никогда не кичился, не демонстрировал свои способности, не пользовался внешними атрибутами – ораторским искусством, ярким проведением помпезных мероприятий и т.д. Несмотря на очень высокое положение в республике, с 30-х годов не менял своего местожительства в 3-м Жуковском тупике, не возводил хоромы, не щеголял одеждой и машинами. Я часто вместе с отцом бывал на его должностных дачах – в выходные дни и на встречах Нового Года. За скромным столом собирались члены его семьи, мой папа – его друг с детства, инвалид войны, далёкий от номенклатурных должностей, комиссар (телохранитель) и одна русская женщина Ольга Максимовна, бывшая секретарём его приёмной в Президиуме Верховного Совета. Иногда бывали его друзья — оперный певец Гулом Абдурахманов (отец будущего дирижёра Дильбар Абдурахмановой) и певица Коммуна Исмаилова. Обстановка всегда была максимально дружественной, непритязательной.
Вместе с супругой Салимахон-опой, которая, кстати, никогда и ни в чём не пользовалась своим положением, была хранительницей семейного очага и верным другом своего мужа,, они вырастили четверых детей: сына Адхамжона — доцента политехнического института, дочь Халиду — врача, сына Рустама — кандидата геолого-минералогических наук, ставшего впоследствии Генеральным директором НИИ «Узбекгидрогеология», и дочь Лолу — преподавателя русского языка и литературы. Все они весьма достойные и уважаемые наши сограждане.
Несмотря на негласные правила после снятия с работы того или иного крупного руководителя менять всю его «команду», в различных структурах продолжали работать его соратники, единомышленники и ученики: Акрам Рустамович Ходжаев, Миновар Турсунович Турсунов, , Нармухаммади Джураевич Худайбердыев, генерал-лейтенант Бурхан Хасанович Сираждинов, Василий Андреевич Былбас, тот же Николай Стрельцов и другие, сохранившие самую добрую память о своём старшем товарище.
В первом ряду слева направо: Ш.Рашидов, А.И.Ниязов и А.Н.Косыгин
В 1972 году уже отставного Ниязова вместе с моим отцом пригласил к себе в область 1-й секретарь Бухарского обкома Каюм Муртазаев. Аминджон — ака был очень доволен позитивными изменениями в области, заслуженным авторитетом её лидера. Он действительно умел радовался успехам любых руководителей, бескорыстно преданных служению народу. Другим примером его поразительной скромности может служить воспоминание бывшего председателя Госкомпрофтехобразования республики Пулата Каюмова. В разговоре он поведал мне о случае в период его работы Председателем Андижанского облисполкома.
«У меня в кабинете состоялись очень долгие переговоры с просителями, эмоциональными и не убедительными. Когда, наконец, просители ушли, зашла секретарь и доложила, что в приёмной давно уже сидит какой-то человек, видимо, приезжий. Я дал указание впустить его и… очень удивился, увидев бывшего 1-го секретаря ЦК Ниязова. — Аминджон Ирматович, почему Вы не информировали меня о своём прибытии, я бы давно закончил эту пустую трескотню. – Я не посмел прервать Вашу беседу, не хотел воспользовавшись моим положением. Ведь Вы на работе, у Вас сидели люди, которым Вы были нужны», — ответил недавний руководитель республики, явно уставший с дороги. Главное то, что в его поступке и словах была не показная рисовка, а выражение истинного внимания к нуждам человека. Затем Амин Ирматович перевёл разговор на коммунальные проблемы области, искренне оценивая положительные подвижки в решении социальных вопросов населения.
Через несколько лет после кончины А.И.Ниязова домой к его семье неожиданно приехал 2-й секретарь ЦК партии В.Г. Ломоносов. Он осмотрел бытовые условия семьи покойного, а потом сказал: «У нас в аппарате ходят упорные слухи, что самым скромным руководителем был Ваш супруг Амин Ирматович. Теперь я склонен думать, что это мнение соответствует истине. Благоденствия Вам, а если в чём-то нуждаетесь, то звоните». Разумеется, никто из членов семьи никогда не воспользовался этой любезностью. Не так воспитаны были эти замечательные люди.
Я решился рассказать читателям об этом почти уникальном Человеке с большой буквы и для того, чтобы восстановить справедливость, и для того, чтобы в жизни оставались конкретные ориентиры.
А. ХОДЖАЕВ
Вот это поистине замечательная история биографии человека вложившего и посветившего себя всего на благие дела .Которые давали результаты так сказать без слов .Не всегда могу сформулировать мысли в комментарии .За что хочется гордится А.И.Ниязовым за его работу в таком направлении как милиорация и иригация .Вода это жизнь особенно в наших климатических условиях .А самое главное скромность такого человека который не зазнался занимая такие высокие посты . Представилось мне на мгновение, что если бы таких людей в СССР было много, и занимали бы они нужные, и стратегические посты .То возможно СССР лишь видоизменился но не такого уровня в котором мы сейчас все пребываем .
Вы абсолютно правы. На таких, как А. Ниязов, держался СССР
Я очень близко знаком с Рустамом Аминовичем. Это мой руководитель и старший товарищ. Рустам Аминович очень порядочный, ответственный и внимательный человек. Профессионал своего дела. Теперь я знаю, что эти качества ему передались от его папы Аминджана Ирматовича Ниязова. Спасибо за статью добрую и познавательную. Аскар.
Я незнал аро этого человека . Прочитав в душе стало тоскливо , какие люди прожили снами в месте и мы про них забыли . Замечательный человек оказывается . Пусть Аллах даст ему место в раю . Аминь .