В разделе «Мои Узбекистанцы» мы публикуем материалы о наших соотечественниках, которые своей активной трудовой деятельностью внесли свой заметный вклад в развитие нашей республики. Но в данном случае предлагаемый читателям материал несколько необычен, потому что героем публикации является гражданин Российской Федерации, который, тем не менее, считает себя патриотом Узбекистана. Речь идёт о Гугеле Игоре Викторовиче, с которым я недавно познакомился на поминках в память 30-летия кончины Германа Рожкова, который был соорганизатором и первым художественным руководителем знаменитого ансамбля «Ялла». В российской диаспоре, проживающей в Узбекистане, всегда было много ярких и интересных личностей, которые крепили дружбу между народами и пользовались искренним уважением местного титульного населения. Мы о них пишем, хотя, к сожалению, чаще всего в связи с их уходом в мир иной. Но на этот раз хочется рассказать о человеке, который наоборот, Элеонора Львовна Рожкова предупредила, что на поминках будет Игорь — давний приятель Геры, недавно вернулся в Ташкент. На вечере мы разговорились с ним, и я вкратце узнал любопытную историю жизни человека, который, после долгого отсутствия, на склоне лет, решил вернуться в Узбекистан, чтобы прожить остаток лет своих в нашей солнечной республике.
Я решил взять у него интервью, которое, мне думается, может представлять интерес и для нашего читателя.
А.Х.: — Представьтесь, пожалуйста.
И.Г. – Я, Гугель Игорь Викторович, родился 26 февраля 1933 года в г. Ленинграде в семье служащего. Когда началась Великая Отечественная война меня, 8-летнего мальчика, наряду с сотнями других детей, перевезли в Ташкент и, крайне ослабленного и больного, разместили в детдом №8 на Шейхантауре. Я лежал в изоляторе, когда детский дом посетил тогдашний руководитель Узбекистана, по выражению Сталина «маршал тыла» Усман Юсупов. Заглянул он и в медицинский изолятор, где увидев абсолютно обессиленного подростка, поднял меня на руки, вынес во двор и уложил на скамейку, обогреваемую солнцем. Разузнав обо мне подробнее, он сказал окружившим воспитателям и детям: «Сделайте всё, чтобы выходить этого ленинградского мальчика, он должен стать на ноги, а мы поможем с лекарствами». И я постепенно стал выздоравливать.
Через 2 года, после прорыва блокады, в поисках сына в Ташкент приехала моя мама, с которой мы остались жить в Узбекистане. А отец был на фронте, в частности, командовал понтонным батальоном на Волге под Сталинградом. В 1947 году он также переехал в Узбекистан и трудился проектировщиком в строительных организациях.
После окончания школы, а затем последовательно двух Ташкентских институтов – политехнического и физкультурного, я долгие годы работал старшим тренером мужской волейбольной команды республики, в 1967 году ставшей призёром Спартакиады народов СССР. Тогда, впервые в Узбекистане, все 12 игроков получили звание мастеров спорта СССР. А я сам, в качестве игрока и тренера, был признан 11-кратным чемпионом Узбекистана.
Вскоре меня пригласили на работу в Москву, где я поначалу проработал старшим тренером команды «Спартак». Популярная команда добивалась немалых успехов, во всяком случае она шестикратно становилась чемпионом столицы. Всё складывалось для меня вполне успешно, но в результате ненормированных условий труда и быта я заболел язвой желудка и вынужден был оставить беспокойную спортивную стезю. Тогда я принял предложение Егора Яковлева – главного редактора одной из самых известных в то время газеты «Московские новости» — стать его заместителем по хозяйственным и коммерческим вопросам. Впоследствии я возглавил кооператив при этой газете, затем работал в других структурах, трудился и за границей.
А.Х.: — Да, вполне благополучная карьера, но когда же и почему состоялось «возвращение блудного сына»?
И.Г.: — Я не считаю себя «блудным сыном», во-первых, потому что уезжал по приглашению в столицу нашей общей супердержавы и не менял, при этом, свой паспорт. Во-вторых, я всегда продолжал интересоваться делами в моей родной республике. К примеру, именно я вместе с тренером Ташкентского «Автомобилиста» А.Израиловым содействовал переезду в Ташкент из Краснодара Веры Дуюновой, которая впоследствии стала Олимпийской чемпионкой по волейболу.
Второй пример: – в 1981 году по просьбе руководства спорткомитета республики я на полтора года взялся за подготовку команды девушек – дубль команды мастеров класса «А» «Автомобилист» к участию в школьной спартакиаде СССР, на которой ташкентские девушки завоевали звание чемпиона. Редчайший случай!
Таким образом деловых связей с Узбекистаном я никогда не прерывал, и он продолжал вызывать у меня самые добрые чувства благодарности и любви.
Мои родители скончались и были похоронены в Ташкенте, а дети – сын и дочь – устроили свои жизни в других странах. Поэтому после некоторых раздумий и сомнений я принял окончательное решение – вернуться в родной Узбекистан, который всегда оставался для меня синонимом тепла и радости.
А.Х.: — Скажите, а повлиял ли на Ваше решение фактор радикальных перемен, которые происходят в нашей республике в последнее время?
И.Г.: — Бесспорно! Я всегда внимательно следил за важными переменами и событиями в Узбекистане, особенно в годы обретения им Независимости. Я бы солгал, если бы не признался, что далеко не всё и не всегда меня радовало и вдохновляло. Но в высшей степени кипучая и плодотворная деятельность нашего нового президента Ш.М.Мирзиёева меня просто восхищает! Так хочется быть хоть в какой-то степени этому сопричастным, поэтому я по-особенному воспринял призыв Шавката Мирамоновича к соотечественникам, проживающим ныне за рубежом, вернуться на Родину, чтобы практически содействовать её развитию и расцвету.
На днях мне исполняется 85 лет, но я крепок физически, молод душой и полон творческих замыслов. Простите, может это прозвучит нескромно, но меня всегда отличала пытливость ума, помноженная на обретённые за долгие годы большие практические знания и навыки, а это не даёт мне спокойно существовать. Я написал несколько проектов, заключающихся в оптимизации деятельности руководящих структур, в совершенствовании методов управления и хозяйственного расчёта в различных отраслях народного хозяйства. Я передал их руководству министерств сельского хозяйства и здравоохранения, агроуниверситета, других ведомств. Отовсюду получаю благодарственные письма и обещания детально рассмотреть мои предложения, но «воз и ныне там». Реальные шаги пока не предпринимаются, хотя для этого не требуется дополнительных государственных средств, а сам я не жду каких-либо финансовых вознаграждений.
А.Х.: — Любопытно! Можно ли чуть подробнее остановиться хоть на одном примере?
И.Г.: — Не знаю, будет ли это интересно широкому читателю, но все мы сталкиваемся с необходимостью экономить электроэнергию, не так ли? А насколько мы пользуемся возможностями наличия у нас 320 солнечных дней в году? Всем известно, что изготовление электродвигателя в десятки раз дешевле, чем двигателя внутреннего сгорания – из-за наличия аккумуляторов. Для экономии я предлагаю объединить принципы работы троллейбуса и трактора. Работает платформа на колёсах с достаточным количеством солнечных батарей для работы трактора, который может вспахивать поле размером 100х100, при этом двигая на колёсах столбы с бухтами проводки. Кроме вспахивания и культивации земель, на основе таких солнечных батарей можно будет устраивать парниковые хозяйства с нужным температурным режимом и автоматизированным рациональным поливом растений с добавлением необходимых удобрений. Предусмотрен автоматизированный сбор урожая с последующей переработкой оставшихся растений. Здесь не место для детализации всех вопросов, но это потребовало бы переустройства всей системы обучения студентов и развития научных исследований.
А.Х.: — Каюсь, но лично для меня это почти непостижимо. Не знаю, есть ли здесь элементы утопии, но думаю, что этот вопрос заслуживает тщательного изучения и анализа, так как история убедительно доказывает, что новые открытия иногда возникают на стыке наук, либо благодаря совершенно новому, «наивному» взгляду на существующее положение вещей.
Я далёк от мысли, что все Ваши проекты полностью жизнестойки и приемлемы в наших условиях, но, не скрою, меня поражает ваша кипучая энергия, по-юношески активный задор и непокой, ваше стремление отблагодарить Узбекистан за всё доброе, что Вы испытываете от общения с нашим народом. Спасибо Вам, Игорь Викторович, за Вашу сердечность и благородство!
А. ХОДЖАЕВ
Спасибо таким людям. Пример нам для подражания!
Да, читается все красиво благородно. Но он от всей семьи скрылся, уехал, спрятался и делает вид, что он одиночка и ни с кем не общается. По своим причинам уехал из Израиля все бросив… Это пишет его дочь Гугель Наталья Игоревна. Если папа захочет общаться, то вот мой тел: +972 547861884!