Конечно, не всякий роскошный концертный или театральный залы могут похвастаться преданными зрителями, покинувшими в холодный январский вечер уютные теплые квартиры, чтобы в очередной раз окунуться в музыкально-поэтический спектакль, созданный талантливым тандемом Андрея и Людмилы Слонимов.
По традиции яркий концерт, состоявшийся под сводами Ташкентской и Узбекистанской епархии, начался со вступительного слова Викентия — митрополита Ташкентского и Узбекистанского.
На этот раз сказочное зимнее действо, разменявшее второй десяток лет, порадовало слушателей насыщенной программой, в которой удивительным образом сплелись земное и небесное начало, раскрывающее внутреннюю суть духовных устремлений Человека.
Этот проект примечателен еще и тем, что в нем наряду с классическими ариями, романсами, народными песням и стихами, особое внимание было уделено одному из всемирно известных поэтов Владимиру Высоцкому. А также, покинувшим земную обитель, народному артисту республики Куркмасу Мухитдинову и «Золушке всея Руси» Людмиле Сенчиной.
В музыкально–поэтическом моноспектакле приняли участие ведущие солисты Государственного большого театра им. А.Навои: заслуженная артистка республики Ольга Александрова, лауреаты республиканских и международных конкурсов Анастасия Юдина, Лятифе Абиева, Надежда Банделет, Рада Смирных и Нурмахмат Мухамедов с дочерью Азизой.
После спектакля мне удалось взять интервью у автора композиции, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Андрея Слонима.
— Андрей Евсеевич, название музыкально-поэтического вечера у многих слушателей невольно ассоциирует с известными со школьных лет строчками из баллады «Светлана», написанной русским поэтом В. Жуковским в 1808-1812 годы. Но каким образом Вам удалось наполнить современную композицию волшебством зимнего празднества?
— Великие праздники Рождества и Крещения, помимо таинств их значения, издревле несут людям радостное оптимистическое начало. И прежде всего потому, что в их канву органично вплетаются святочный маскарад, веселые подпевки, игры и добрый юмор. Ведь долгожданную Матушку Зиму трудно представить без удивительных атрибутов, напоминающих каждому о том, что при встрече с чудом мы в очередной раз как бы возвращаемся в детство с его наивностью, истинной открытостью души и ее устремлениями к Добру.
— Скажите, не используете ли Вы свое «служебное положение» ведущего режиссера — постановщика ГАБТа имени А.Навои, претворяя в жизнь на протяжении двух десятков лет креативные музыкально-поэтические проекты, как на сцене самого главного театра страны, так и под сводами епархии?
— (Смеется) Конечно, в какой-то мере использую! Но, если серьезно, то отвечу без излишнего пафоса – каждый концерт это в определенной степени культурно–просветительская акция, без которых я не мыслю своего существования в искусстве. И наша сложившаяся команда профессиональных солистов с непосредственной радостью дарит свое творчество постоянной «своей» публике, собирающейся под сводами этого прекрасного зала.
Меня очень радует, что на многие из наших концертов, посвященных знаменитым поэтам, исполнителям, музыкантам и даже целым периодам в культурной жизни республики, приходят целыми семьями. А после взрослые люди и молодая поросль задают вопросы, в которых сквозит явная заинтересованность, в очередной раз ведущая и к книжным полкам, и на театральные спектакли.
— Задействованные в Ваших концертных программах исполнители всегда радуют слушателей своей искренностью и темпераментом. А по какому принципу создавался Ваш многонациональный ансамбль?
— В нашей республике в настоящее время дружно проживают более 136 наций и народностей разных конфессий. На мой взгляд, именно культура и искусство по-настоящему сближают это сообщество во всех проявлениях. И меня очень радует ,что при постановке театральных действий солисты ГАБТа им. А.Навои глубоко проникают в самую сердцевину разных культур, обеспечивающее в результате большой зрительский успех.
В связи с этим, нельзя не оценить и то, что самым первым опоэтизированным номером прошедшего вечера стала Рождественская песня «Ночь тиха, ночь свята…» в исполнении представительниц трех национальностей. И мне кажется, что и А Юдина, и А. Мухамедова и Л. Абиева, прекрасно донесли смысл песнопения до каждого слушателя.
Несомненно, особую праздничную атмосферу в зале создали О.Александрова, исполнившая песню А.Варламова (ст.М. Лермонтова) «Ангел» и романсы А. Гурилева (ст. М.Любецкого) «Отвернитесь, не глядите» и «Бубенцы» А.Бакалейникова (ст. А.Кусикова), а также лирический тенор Н. ё Мухаммедов, исполнивший под аплодисменты слушателей три песни: А.Варламова «Вдоль по улице метелица метёт…», «Ах ты, душечка…» и «Тройка».
-Андрей Евсеевич, всем известно, что каждый солист давно «спевшегося» многонациональной артистической группы является убежденным бессребреником, довольствующимся только бурными аплодисментами и скромными букетами цветов. Ведь на протяжении более десятка лет, несмотря на постоянно растущие цены в музеи, галереи и кинотеатры, Вы за вход на концерт по-прежнему не берете ни одного тийина. Наверняка, Ваши коллеги по театру порой подшучивают на деликатную меркантильную тему?
— Бывает. Но я им всегда отвечаю так — а кто Вам мешает? Ведь встречи с прекрасным и величавым происходят не только на домашних и ресторанных тоях. Хотя, по большому счету, именно участие с концертными номерами именно в нашем престижном проекте является эффективной рекламой, привлекающей на оперы с их участием множество меломанов.
Но все же меня очень радует, что в наше непростое время на встречи со столичными артистами с неизменным постоянством приходят не только коренные ташкентцы, но и съезжаются любители оперы, романсов и народного фольклора из Ташкентской области, где практически не осталось домов культуры.
— Кроме того, могу с радостью напомнить, что нам с Людмилой Васильевной удалось в течение трех последних лет осуществить несколько проспектов и на подмостках российских театров. Так, с 2015 по 17 годы мы с солистами нашего «большого» успешно выступили в рамках традиционного Международного творческого фестиваля « Царские дни» на сцене центра « Царский» города Екатеринбурга.
А еще в эти же годы по приглашению московского Центрального дома работников искусств и «Общества любителей музыки Моцарта» нам удалось трижды осуществить мои авторские проекты, посвященные памяти великого певца Ивана Семеновича Козловского при участии мастеров и молодых московских солистов.
— Ваша авторская задача это создание на сцене очередного современного репертуара. Кто помогает Вам в этом — сами исполнители или Ваш постоянный музыкальный руководитель?
— Без инициативы самих исполнителей готовить проекты и «подводки» к каждому музыкальному номеру довольно сложно. Как правило, этот «тоннель» мы «копаем» как бы с нескольких сторон — есть задумки и мои и Людмилы Васильевны, но учитываются и предложения наших солистов. Таким образом, мы стараемся внести неповторимое разнообразие и в содержание, и в форму очередного вечера. Кроме того, постоянные поиски редко звучащих и незаслуженно забытых романсов и песен приносят нам удовлетворение, а слушателям неожиданную радость.
К примеру, на этот раз мы решили одновременно удивить и порадовать собравшихся довольно редко исполняемыми произведениями известного композитора Е. Крылатова (ст.А.Сухановой) «Спаси и сохрани» и романсом М.Глинки (ст.Растопчиной) «Дивный терем стоит…», «сыгранными» на сцене А. Мухамедовой и А. Юдиной.
К радости собравшихся Андрей Евсеевич в «Крещенском вечерке» успешно выступил сразу в трех ипостасях: и как ведущий двухчасового моноспектакля, и как актер, исполнивший с О. Александровой эксцентричную вокальную сценку А.Чернявского (ст. Е.Юрьева) «Да!» или «Нет?», вызвавшую веселых смех и овации.
Но несомненный успех заслужили его поэтические отступления, в которых прозвучали «Тиха, беззвучна эта ночь», «Всё это называется – «Зима»…» и «Холода», наполненные благородным символизмом.
Свои авторские стихотворения Слоним -поэт стремится подобрать и по настроению, и по контрасту. Ведь вся форма заветных вечеров зачастую строится парадоксально, и поэтому контрастно-высокая лирика соседствует с любимыми песнями «ретро», а век салонного пения – с темпом и ритмами нашего времени. В связи с этим, на многих вечерах в исполнении автора проекта хорошо известная классика от Шекспира прокладывает свой путь через патетическую лирику Пушкина к нашим дням.
— Андрей Евсеевич, быть может современная поэзия найдет свое музыкальное воплощение в творчестве одной из участниц Вашего тандема, пополнив репертуар не только солистов ГАБТа им. А.Навои?
— Да, Людмила Васильевна нередко выступает в роли профессионального композитора, создавая талантливые романсы на стихи известных поэтов. Один из них на стихи Б.Пастернака «Свеча горела…» в исполнении Н. Банделет уже знаком слушателям, а со вторым на стихи Е. Евтушенко «Идут белые снеги…», удачно вписавшимся в репертуар солистки театра Р. Смирных, слушатели только познакомились. Минувшим летом эти и другие ее произведения прозвучали в Москве и в Екатеринбурге, и к нашей радости были приняты очень тепло. Конечно же, у нас с Людмилой Васильевной есть немало готовых авторских романсов на мои стихи. Наверное, состоятся и другие…
— Естественно, что в этот зимний день Вы не обошли своим вниманием и 80-летний юбилей Владимира Высоцкого, неделя которого проходит в столице.
По отзывам слушателей Ваше стихотворение «Певец», посвященное знаменитому барду и актеру, как пронзительный лирический метроном прозвучало в застывшем торжественном зале, отзываясь каждым звуком в сердцах слушателей.
Шагами время меряет года,
Смотря вперёд бесстрастными очами.
И что-то, вспыхнув, сгинет навсегда,
А что-то вечно, – остается с нами.
И в скрежете столетий шестерён,
И в шелесте сухой листвы летящей
Пред нашими глазами снова – Он,
Гитары струны нервно теребящий.
Кто жив, тот – смертен. Так уж создан свет.
Кто просто существует, тот – уходит.
Но те, кому земных пределов нет,
Пылая духом, к вечному восходят.
Он пел для нас. И был он Человеком,
Что жил в противоречиях земных
Он в спор вступал с лихим двадцатым веком
И не щадил кипящих струн своих.
Для всех, кто дни в привычности влача,
Лишь тлел, – Он, хриплый бард, в земной печали,
Был Гамлетом, что надорвал, крича,
Свой дух и голос – чтоб его слыхали…
Он жил средь нас. И метил подлецов
Сарказмом, что разил всё Зло на свете.
Из войн столетья выносил бойцов,
Взваливши бремя быть за всё в ответе…
-Скажите, а как Вы себе представляете восьмидесятилетнего Владимира Высоцкого?
— В наш техногенный век — только бунтарем! Ведь он был на редкость искренним и честным человеком, который восставал против воинствующего мещанства и воспевал силу духа настоящего человека с неподдельными, искренними чувствами.
Для меня и многих моих сверстников Высоцкий никогда не был ни кумиром, ни идолом в общепринятом смысле. Да и после смерти Он для нашего поколения так и незабронзовел. Может быть еще не вечер — вздыхают внуки и деды?
-Мы сегодня имеем возможность смотреть в реальном времени многие передачи. Появились ли новые поэты и актеры по таланту и темпераменту равные Владимиру Высоцкому?
— На мой взгляд, на российских подмостках нынче очень напряженно с личностями, потому что в прямом смысле слова на сцену выходят те, у кого круче спонсоры, заказывающие долговременные хорошо оплаченные ротации на радио и телеканалах. А вообще-то, равных Владимиру Высокому по мощи и таланту пока не видно.
— В наши дни многие актеры и певцы пытаются или просто подражать Высоцкому или петь его песни по-своему. На Ваш взгляд опытного режиссера-постановщика, какой путь наиболее перспективен?
— Петь «под Высоцкого» или подражать ему очень трудно, потому что даже самое талантливое исполнение будет всегда проигрывать. Мы знаем многие примеры таких «лжекопий», которые выглядят беспомощно и карикатурно. Наверное, гораздо интереснее и плодотворнее исполнять произведения Высоцкого «от себя»! Ведь каждый певец имеет право на собственную манеру подачи произведений любого автора… Разумеется, при наличии ярких музыкальных и артистических способностей.
— А когда Вы впервые услышали голос знаменитого барда?
— Впервые это случилось в далекой юности, а потом уже его песни постоянно сопровождали меня в студенческие годы. В начале семидесятых годов Высоцкий около четырех раз побывал в Ташкенте, как с гастролями театра, так и с собственными выступлениями в Ташкентском Доме знаний. А вот магнитофонные бобины и виниловые миньоны были практически в каждом семейном собрании музыкальных записей и звучали постоянно.
— Этот поэт жил, писал и играл на театральной сцене в эпоху больших противоречий, отразившихся во всем его многогранном бунтарском творчестве, которое в какой-то мере, безусловно, перекликается с поздним С.Есениным и с В.Маяковским. Все они очень рано ушли из жизни, так и не смирившись с ее обыденностью. Мне кажется, что В.Высоцкий был бы не в обиде, оказавшись в такой кампании. Безусловно, эта параллель напрашивается. Сходится все – и конфликт Поэта с эпохой, и неуклонное стремление противодействовать всему, что чуждо настоящему позитиву, и страстность излучения чувств, и терзающая душу энергетика…
— Как Вы считаете, откуда у молодого артиста В.Высоцкого появился такой необычный тембр голоса и почему он выбрал для сопровождения именно гитару?
-Несмотря на разнообразные объяснения современных музыковедов и критиков, отмечу одну несомненную связь, на которую почему-то никто не обратил внимания. — На мой взгляд, в творчестве барда явно прослеживается влияние исполнителей джаза. И в первую очередь, великого американского джазового музыканта Дэниела Луи Армстронга «Сэчмо» (труба, корнет, вокал, руководитель ансамбля, бэнд-лидер и композитор), ставший одним из символов ХХ века.
Армстронг, исполняя джаз своим выразительным хрипловатым голосом, так же рвал собственное сердце. Эта параллель не парадоксальна — афроамериканские выдающиеся джазмены исконно несли в своем искусстве стремление к свободе. Они экспрессивно и внятно стремились к раскрепощению души. Ну, а гитара издревле считалась самым демократичным инструментом и она кстати бардовской песне, которая отличается тем, что она в своем исполнении «сиюминутна и несет сегодняшнее настроение автора.
Естественно, что это полностью исключает заранее записанную фонограмму. А ведь в наше время далеко не каждый «раскрученный» молодой певец осмелится выйти на сцену без заранее записанной фонограммы.
Булат Окуджава, знаменитый поэт, бард, композитор, сценарист и актёр в 1988 году написал о Высоцком так:
«Был поэт, был голос, было печальное время. Всякий мало-мальски думающий человек, мало-мальски чувствующая натура сознавали эту печаль, ощущали упадок, нравственные потери. Что же нам теперь, размышляя о поэте углубляться в его несовершенства, слабости и просчеты? Мы ведь хорошо знаем, что таланты и бездарности бывают сходны в неудачах.
Зато таланту всегда сопутствует удача, а бездарностям никогда.
Так будем судить о Высоцком по удачам и достижениям, по тому, что очаровывало нас в шестидесятых и продолжает с нарастающим волновать и сегодня.»
— Андрей Евсеевич, продолжите ли Вы в своих следующих музыкально-поэтических спектаклях тему современной поэзии?
-Разумеется! Музыкальное и поэтическое начало в их слиянии это практически основа всех наших спектаклей–концертов.
Уже зреют новые замыслы, раскрывающие в разных сочетаниях разнообразие палитр человеческого духа и многогранность чувств.
НАТА АЙРУМОВА