Художественно-документальная картина «Солнечный Павел Беньков», созданная при поддержке Фонда Марджани режиссёром Али Хамраевым, впервые показана широкому кругу зрителей в столице Узбекистана.
Запомним эту дату: 11 ноября 2017 года. Долгожданная официальная премьера фильма Али Хамраева. Событие знаковое, ведь долгие годы картины режиссёра – классику узбекского кинематографа! — не показывали в кинотеатрах страны.
Президент Фонда Марджани Рустам Сулейманов
О СОБЫТИИ
Весть о премьере в считанные часы облетела столицу, и к началу объявленного показа к Дворцу кино — Панорамному, как называют его ташкентцы — шли и шли люди. Демонстрация фильма прошла в Малом зале. Здесь собрались деятели искусств, кинематографисты, знатоки и ценители кино, общественность. Зрители, выросшие на фильмах Хамраева. И молодёжь, никогда не видевшая афиш с его именем на рекламных щитах. Четверть века киноленты лежали на полках в Узбекистане, но успешно демонстрировались на зарубежных ретроспективных фестивалях, и именитые критики заявляли, что лучшие фильмы этого узбекского режиссёра «взрываются от перехлестывающихся потоков энергии и озарений».
Одним из таких озарений стал новый документальный фильм Али Хамраева, посвященный жизни и творчеству знаменитого мастера кисти Павла Петровича Бенькова и сложному времени, выпавшему на долю поколения его ровесников, переживших вместе со всем народом общественно-политические катаклизмы XX века.
Два последних десятилетия своей жизни Беньков прожил в Узбекистане, приехав сюда уже умудрённым 50-летним человеком, известным мастером-живописцем и педагогом.
Он обрёл в Бухаре, а затем в Самарканде кров, работу и нашёл здесь вторую родину. Воплотил любовь к ставшему для него близким солнечному краю в картинах, наполненных легким знойным воздухом и духом неповторимых в своей красоте земли и её людей.
О создании фильма, значении Бенькова в становлении живописи в Узбекистане, роли потомков в утверждении и популяризации творчества великих живописцев и планах Фонда Марджани рассказал перед демонстрацией фильма Президент Фонда Марджани Рустам Сулейманов.
Взволнованным было выступление режиссёра Али Хамраева перед зрителями. Он переходил в своей речи с узбекского языка на русский, делясь воспоминаниями и размышлениями… Рассказал, как война унесла жизнь отца – талантливого артиста Эргаша Хамраева. Трудным было детство. Отеческую поддержку обрёл лишь после окончания института – она нежданно пришла от руководителя республики.
Вот как это было. В январе 1962-го Али Хамраев получил диплом московского института по специальности «режиссёр кино» и пришёл к директору «Узбекфильма».
— У нас своих режиссеров достаточно, — сказал тот. — Вы дипломный фильм снимали в Таджикистане, там и продолжайте работать…
Дома Али рассказал обо всём матери. Вдова солдата, одна воспитавшая сына, закурила крепкий «Беломор» и вздохнула:
— Иди к Сабиру Мухамедовичу, он с папой дружил, вместе когда-то сценарии писали…
Недавно назначенный министром культуры, Сабир Мухамедов пропадал в те дни на стройплощадке реконструируемого кинотеатра «Родина».
Бросил резкое в ответ на обращение:
— Я на улице посетителей не принимаю…
Тут Хамраев вспомнил, что у него было поручение передать Ш.Р. Рашидову – первому секретарю ЦК Компартии Узбекистана – журнал от его друга, режиссёра Романа Тихомирова. Позвонил в справочную ЦК. Ему дали номер помощника.
— Сливкин Иван Иванович у телефона…
— Моя фамилия Хамраев… У меня для товарища Рашидова пакет из Москвы…
— Кто передал?..
— Тихомиров Роман Иринархович, известный кинорежиссер…
— Не кладите трубку…
Через некоторое время услышал:
— Шараф Рашидович ждет вас завтра в десять утра… До свидания!..
На следующий день молодой режиссёр на двух трамваях доехал до ЦК компартии. У входа в здание на стуле сидел милиционер и читал газету. Назвав фамилию помощника, Хамраев услышал в ответ:
— Второй этаж направо первая дверь…
И вот он в кабинете руководителя республики. Высокий человек в светло-коричневом костюме идёт, широко улыбаясь, ему навстречу, крепко жмет руку.
— Вам большой привет от Романа Иринарховича! – произносит юноша и передаёт запакованный в бумагу рулон.
Нужно было видеть, как рассказывал Али Эргашевич! Он проигрывал эпизод в лицах, изображая, как Рашидов разворачивал рулон!
Вспомнила, как полтора года назад наблюдала режиссёра во время съёмок «Солнечного Павла Бенькова» в работе с профессиональными артистами и людьми, далёкими от искусства кино, которых он привлёк к съёмкам. Хамраев не просто ставил задачу – сам проигрывал каждый эпизод, оживляя объяснение недюжинным артистизмом.
Попросил и меня прочитать текст воспоминаний, заверив, что сама я останусь за кадром.
Съёмка проходила в зале театра Марка Вайля «Ильхом». Мне поставили стул, приглушили свет. Сжавшись перед объективом камеры, начала читать по листочку…
— Что это за голос, как у девчонки! — возмутился Али Эргашевич. Ты должна читать размеренно, тоном ниже.
И прочитал первый абзац слегка надтрестнутым голосом. Пришлось перестроиться, подражая интонациям режиссёра.
Выступая перед премьерой, Али Эргашевич рассказывал в лицах, словно проигрывал заново давний эпизод своей жизни:
— Как поживает товарищ Тихомиров? – спросил Шараф Рашидов
— Снимает фильм о танцоре Махмуде Эсамбаеве…
В свёртке оказался глянцевый журнал. Просматривая страницы, Рашидов сказал:
— Я недавно был на съезде Французской коммунистической партии, возглавлял нашу делегацию …
Затем показал обложку журнала:
— Как вам это?..
С обложки журнала «Paris Match» смотрело загорелое, волевое лицо хозяина кабинета.
— Вы хорошо получились!.. — невольно вырвалось у меня.
— Да я не о себе, я о бумаге!.. Какой цвет, какое качество!.. Когда у нас такая полиграфия будет?!..
Рашидов отложил журнал и спросил:
— Чем вы занимаетесь?..
— Я режиссер… Учился в Москве… Недавно снял дипломный фильм в Таджикистане… Теперь вернулся домой…
Рашидов указательным пальцем провел по списку, лежавшему на столе, нашел нужную строку, поднял трубку телефона, набрал номер. Дождавшись ответа, жестко произнес:
— Это Рашидов… Вы знаете молодого специалиста Али Хамраева?.. Почему он снимал дипломный фильм за пределами своей республики?.. Завтра лично доложите, как трудоустроен этот режиссер, как решены его жилищные и другие бытовые проблемы… И как обстоят дела с новыми кадрами для нашего кино!..
Прощаясь, Рашидов спросил:
— Вы не родственник известного актера Хамраева?..
— Нет, Раззак-ака из Бухары, а мой отец из Ферганской долины… Он тоже был известным актером.
— Почему был?..
— Младшим лейтенантом начал войну, в окружении под Вязьмой тяжело ранило, погиб…
Рашидов помолчал, потом приобнял меня за плечи и сказал негромко:
— И я был младшим лейтенантом, и меня тяжело ранило… Ты телефон помощника знаешь, звони, если будет трудно… Не стесняйся… И главное, во время съемок больше старайся бывать в чайханах — тогда родной язык обязательно вернется… Ты понял меня?..
— Спасибо, Шараф Рашидович…
Али Хамраеву в тот год исполнилось 24 года. Рашидову — 44…
Минуло 56 лет — целая человеческая жизнь. За эти годы многое было переиначено в истории республики и судьбах её лучших сыновей . Предавались забвению, порою, и дела, и имена. И фильмы.
Судьба переменчива, и время вносит свои коррективы в ход истории.
К 100-летию со дня рождения вернули добрую, заслуженную славу Шарафу Рашидовичу Рашидову.
Али Эргашевичу Хамраеву, который отметил весной 2017 года 80-летие, дали право на премьерный показ фильма о русском художнике, оставившем огромный след в культуре Узбекистана.
На днях имя Павла Петровича Бенькова восстановили в названии Республиканского художественного колледжа, так что вновь выпускники этого учебного заведения будут именовать себя беньковцами.
Как знать, возможно, организуют, наконец, в Ташкенте и фестиваль фильмов талантливого сына своей родины, знаменитого кинорежиссёра и сценариста Али Хамраева. Зрители надеются вновь увидеть его картины на широком экране.
Тамара САНАЕВА, фото и видео автора