Цикл повествований о весенних
традиционных национальных праздниках.
Дума Первая, Еврейская.
— Ты знаешь, что египтяне празднуют еврейскую пасху?
— В смысле? Ведь это же праздник евреев! Спасительный Исход евреев из земли Египетской!
— Ну так, вот египтяне и празднуют!
Во все времена истинная культура человека определялась отношением к религии. И чем образованнее был человек, тем он был религиознее.
И в наши дни существуют национальные традиции, объединяющие людей разных религиозных сознаний. В Узбекистане издавна существует добрая традиция чуткого и внимательного отношения к разным национальностям, их традициям и культуре. К чудесным признакам позитивного общения и познания относятся весенние Пасхальные праздники. Еврейская Пасха учит нас не бояться врага, Христианская – любить друг друга, а Мусульманская Ураза учит нас познавать себя.
Тот факт, что все эти праздники начинаются Весной, напоминают о пробуждении, обновлении и усилении наших чувств.
Уважаемый читатель! Хочу предложить вам поближе познакомиться с традиционными национальными и религиозными застольями весенних праздников, чтобы вспомнить суть и значение праздника , поближе узнать друг друга. Соблюдая очерёдность, начнём с Еврейской Пасхи, которая начинается в этом году с вечера 10 апреля и продлится неделю.
Отмечая любой праздник, проникаясь его настроением, люди всегда обращают свои чувства и помыслы к некоему знаменательному событию. Песах -особое явление в череде еврейских праздников. Исход из Египта в эти дни не только заново осмысливается, но как бы реально заново переживается: «В каждом поколении каждый из нас должен чувствовать, что это лично его вывели из Египта»
Глагол «пасах» на иврите означает «проходить мимо ». Название праздника «Песах» еврейская традиция связывает с тем, что Бог прошёл мимо домов евреев, не тронув их во время 10 египетских казней, так как двери их домов были обмазаны кровью жертвенных агнцев .
Евреи считаются первым народом на Земле, попавшим в рабство, пребывавшим в нём более трёхсот лет и сумевшим, благодаря своему вождю Моисею, вырваться из египетского рабства. Они сорок лет бродили по пустыне, и пришли в землю обетованную свободными, независимыми людьми, оставаясь таковыми навеки веков.
Вспоминаю любимое изречение евреев: «Нас хотели убить, у них ничего не вышло. Давайте покушаем!»
Праздничная трапеза в вечер наступления «Пэсаха» и все ритуалы этой ночи называются «сэдэр», буквально — «порядок». Главное предписание этой церемонии — рассказывать детям об Исходе из Египта.
Что же ставят на стол? Прежде всего – мацу. Обязательным является и красное вино, которое позволяется заменить виноградным соком.
Теперь самое интересное.
На специальном пасхальном блюде (Зероа) в определенном порядке располагаются: пропеченный кусок мяса с косточкой — память о пасхальном агнце. Бейца — крутое яйцо, символизирующее праздничную жертву. Марор — горькая зелень, напоминающая горькую жизнь израильтян в Египте. Обычно используют листья салата или цельные кусочки хрена. Харосет — смесь из тертых яблок, молотых орехов, вина и корицы, в память о глине — материале, с которым работали евреи-рабы на «великих стройках» Египта. Карпас- сельдерей, петрушка, лук или другая съедобная зелень — символ весны, плодородия и вечно возрождающейся жизни. Необходимо также поставить блюдечки с подсоленной водой, в которую обмакивается зелень. Вода символизирует слезы, пролитые еврейскими рабами в Египте.
А теперь я расскажу вам про самое-самое главное, а именно про то, без чего еврейской Пасхи просто не может быть. Про её Величество МАЦУ!!!
Маца – это не только «душа» многих лакомых блюд, но и средоточие возвышенной еврейской символики. Моя мама называла мацу- «мацепеченьем», ведь для того чтобы насладиться мацой её можно есть и со свежими фруктами, и с чаем или компотом. Сухая и тонкая, пронизанная сетью маленьких дырочек маца — отличная основа для многослойных запеканок, а оладьи из молотой мацы гораздо вкуснее, чем из обычной муки. Разумеется, хозяйки используют мацу не только в дни Песах, но и весь год.
И так, маца — это культовый пресный пасхальный хлеб из пшеничной муки в виде очень тонких сухих лепёшек.
Наши отцы и деды в советские годы выстаивали за ней очереди, сравнимые только с очередями за дефицитной икрой или на выставки западного искусства, а еще раньше — с риском для жизни изготовляли ее в гетто на территории, оккупированной нацистами, и в лагерях ГУЛАГа. Вопрос о ее выпечке или доставке из-за рубежа решался порой на уровне Политбюро ЦК КПСС и руководства КГБ.
Само слово «маца»(«мацот») означает в буквальном переводе «выжатое» или «лишенное влаги». Для верующих евреев это единственный вид хлеба, разрешенный к употреблению в течение праздника Пейсах. Употребление мацы напоминает евреям о том, что во время Исхода из Египта их предки не успели сделать продовольственные запасы и испекли тесто, которое не стало квасным. Поэтому даже сейчас в состав мацы входят лишь два компонента -мука и вода. Все остальное (даже соль) добавлять запрещено. В связи с этой непритязательностью мацу называют «хлебом скорби и скудности», отождествляя это как смирение и покорность.
Мацу изготовляют, предотвращая брожение. При выпечке средством борьбы с закваской является прокалывание теста, позволяющее удалить находящиеся в нем пузырьки воздуха. Весь процесс изготовления мацы до момента выпечки не должен превышать 18 минут (минимальный срок для начала естественных процессов заквашивания). Тот, кто печет мацу, должен спешить не меньше, чем евреи, спасающиеся от египетского фараона.
Многие столетия каждая еврейская семья готовила себе мацу самостоятельно в собственной печи, а общины выпекали мацу для тех, кто не в состоянии был сделать это сам. Процесс изготовления мацы не простой, и, опуская подробности, скажу, что только в середине XIX века появился новый способ изготовления мацы — машинный. Впервые он был применен в Австрии в 1857 году. Несмотря на споры между раввинами машинный способ победил, и это привело к изменению формы мацы, из круглой или овальной лепешки она превратилась в столь знакомый нам квадрат, поскольку машинам было удобно нарезать квадратные куски.
Что же можно приготовить из мацы? Я вам сейчас расскажу.
Есть два основных технологических варианта — мацу просто разламывают на небольшие кусочки или превращают в муку. В первом случае мацу нужно запарить кипятком или горячим бульоном и дать «отпариться». Потом добавить в неё соль, перец, яйцо. Образовавшуюся массу можно разделать и готовить обжаривая на растительном масле в виде запеканки, бабки, оладьев. Подавать можно со сметаной, сливками. Запивать сладким чаем с лимоном. А можно делать бутерброды с колбасой и сыром. Мммм…Это очень вкусно! Ну, это уже личное.
По второму варианту с перемолотой мацой могу посоветовать буквально заварить тесто в кастрюльке с кипящей подсоленной водой (или бульоном). Дать остыть, а потом, добавив яйцо, соль, перец, сделать КНЕЙДЛАХ, как заправку к бульону. Из приготовленной массы, смоченными в холодной воде руками нужно скатать небольшие шарики. Потом опустить их в кипящий куриный или говяжий бульон. Когда шарики всплывут, дать им повариться 2-3 минуты и вынуть шумовкой. Честно говоря, это моё любимое лакомство. Как в горячем, так и в холодном виде – это вкусно, вкусно и вкусно !!! Один раз меня угощали шариками кнейдлах с сюрпризом, в серединке которых было немного жареного лука. Любителям — рекомендую попробовать !
Маца — чудо из чудес еврейской кухни. Что такое пластинка мацы? Всего лишь мука и вода: первозданность, естественность, простота. У нее почти нет вкуса, у нее почти нет веса, она выпекается за минуту. Маца – точка отсчета, вечное начало, из года в год переживаемое заново мгновение еврейской истории.
Увы, немного я успела вам рассказать, но уверяю, что к пасхальному столу можно приготовить много разных и очень вкусных блюд, включая и фаршированную рыбу, и кисло-сладкое жаркое, и разные закуски с десертами.
Конечно же, всё перечисленное очень важно знать и соблюдать. Но самое главное, друзья мои, всегда помнить о том, что мы ведь, в принципе, можем обходиться самым малым. Мы должны ценить всё то, что имеем, для чтобы стать по настоящему свободными, счастливыми и здоровыми!
Приятного аппетита!
БЭЛА ФЕЛЬДМАН