back to top
21.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 22 сентября, 2024

Дорога к раю. Какова она?

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,820ПодписчикиПодписаться
Дорога к раю. Какова она?

Каждый человек на земле хоть раз в жизни, наверное, задумывался над этим извечным вопросом. Как пройти свой путь, чтобы оказаться в мире вечного блаженства? Какими качествами нужно обладать? Что можно делать, а чего нельзя?

Ответы на эти вопросы, скорее всего, получил тот, кто побывал холодным февральским вечером в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана, где состоялась мировая премьера оперы «Дорога в рай» узбекского композитора Нурали Эркаева. Написана она по одноименной поэме нашего великого современника, Народного поэта Узбекистана, Героя республики Абдуллы Арипова. Ее исполнение было представлено в концертном варианте Молодежным Симфоническим Оркестром и Молодежным Хором Узбекистана (художественный руководитель Ю.Хуснутдинова) под управлением заслуженного артиста республики Камолиддина Уринбаева. Солистами выступили лауреат Государственной премии «Нихол» Фарход Камбаров, заслуженные артисты республики Маъсума Болтабоева и Женисбек Пиязов, солисты ГАБТа имени Алишера Навои Рахим Мирзакамалов и Бегзод Давронов. После успешной премьеры оперы нам удалось поговорить с ее автором о творчестве, о любви и о смысле жизни:

— Нурали, расскажите, пожалуйста, с чего началась ваша музыкальная карьера? Ведь, насколько мне известно, о композиторском творчестве вы и не помышляли?

— Да, действительно, получив двенадцатилетнее музыкальное образование, я хотел заняться бизнесом (смеется)… А началось все достаточно «традиционно». С первого класса родители отдали меня учиться в Республиканский Специализированный Музыкальный Академический Лицей имени Рейнгольда Глиэра на отделение академического фортепиано. Не прижившись там, я вскоре оказался на факультете эстрадного фортепиано в классе замечательного педагога, композитора Энмарка Салихова. Но и это не заинтересовало меня на должном уровне. Признаться, я был большим лентяем и часто прогуливал занятия. Педагоги уже не знали, как со мной справляться, а я с ужасом думал, как буду сдавать экзамены. Но вот я закончил лицей, так и «не подружившись с музыкой», однако дорога все-таки привела меня в стены Государственной консерватории Узбекистана. Родители решили отдать меня на композиторский факультет. Главным педагогом здесь для меня стала Абдуллаева Ойдин Атомурадовна — замечательный композитор и человек, профессор кафедры «Композиции и инструментовки». Она буквально заставляла меня заниматься, хотела, чтобы я стал действительно достойным музыкантом. За время консерваторского обучения я участвовал в различных конкурсах, концертах, конференциях, начал писать произведения для различных инструментов и составов, в том числе и для ансамбля современной музыки «Омнибус». И вот теперь я жить не могу без творчества. Ойдин Атомурадовне я обязан всеми своими достижениями и успехами. Если бы не она, композитором бы я не стал.

— Вы упомянули, что участвовали в различных конкурсах. Скажите, пожалуйста, а какой из конкурсов Вы считаете действительно Вашим достижением?

— Думаю, достижением стало первое место на международном конкурсе молодых композиторов «Маэстро», который проходил в Украине в 2012 году. Весьма интересны и сложны были условия данного конкурса. За неделю до его начала нам была отправлена известная тема 24 каприса Паганини, на основе которой нужно было сочинить цикл вариаций. Сложность заключалась в том, что на данную тему уже существуют известные опусы Рахманинова, Брамса, Лютославского и главное, нужно было создать не копировку, не слепок, не бледную копию музыки того же, например, Рахманинова, а проявить новаторство, показать свой индивидуальный стиль.

— И ваш стиль был оценен по достоинству. Цикл вариаций – достаточно крупный жанр. Скажите, пожалуйста, а какими еще жанрами представлено Ваше творчество?

— Можно сказать, что я тяготею к крупным жанрам. В моем музыкальном багаже имеется «Концерт для фортепиано с оркестром», «Фантазия для духового оркестра», «Узбекское каприччио для симфонического оркестра». Последние два произведения, к сожалению, так и не прозвучали на концертной сцене, так как пока еще существуют проблемы с реализацией композиторского творчества. Не следует забывать о том, что дальнейшая жизнь твоего произведения сегодня во многом зависит от инструментовки, то есть от того, насколько удобно и легко написаны партии инструментов. В этом я убедился на собственном опыте. Помимо вышеперечисленных произведений я давно мечтал о создании оперы.

— И написали оперу-ораторию «Дорога в рай» по поэме Абдуллы Арипова. Расскажите поподробнее об истории возникновения данного опуса.

— Опера была написана в прошлом 2016 году, когда я заканчивал обучение в магистратуре. Поступив, я уже тогда решил, что хочу создать крупное, масштабное не только по размерам, но и по глубине воздействия произведение. И возник резонный вопрос по поводу сюжета. Это реальная проблема в наше время: найти подходящий сюжет, потом найти либреттиста, который смог бы грамотно составить либретто для будущего произведения. К сожалению, профессия либреттиста сегодня уже не считается профессией, тогда как история хранит память о выдающихся либреттистах Лоренцо да Понте, Пьетро Метастазио, Эмануэля Шиканедера, Франческо Пьяве, которые высоко ценились как специалисты. Однако сегодня об этом забыли и очень жаль. В итоге либретто пришлось писать самому. Что касается самого сюжета, то о поэме «Дорога к раю» я узнал от своего друга, который посоветовал мне ее прочитать. Это произведение нашего узбекского писателя Абдуллы Арипова действительно выдающееся, и оно, как говорится, на века. Размышления о философском смысле добра и зла, о Рае и Аде, о земных грехах и об их искуплении, о любви и красоте ставят эту поэму в один ряд с великими творениями Данте, Гете, Томаса Манна.

Дорога к раю. Какова она?

— Скажите, а наш великий современник знал о Вашем творческом замысле?

— Да, мне выпало счастье лично познакомиться с Абдуллой Ариповым. И он был очень рад моему желанию написать оперу на его сюжет. Рад потому, что сам считал «Дорогу к раю» одним из лучших своих произведений. Мы с ним подолгу беседовали, и эти беседы стали для меня откровением. Он делился со мной своими ценными, глубокими мыслями о творчестве, о жизни, о вечном. Знаете, он был действительно уникальным человеком — широко образованным, мудрым и очень хорошим. Я очень сожалею, что он так и не увидел постановки своего детища. Когда мы планировали с Камолиддином Уринбаевым концертное исполнение оперы, то, естественно, пригласили Абдуллу Арипова, но в ноябре прошлого года он, к сожалению, ушел от нас. Уверен, его дорога ведет только в рай.

— Нурали, создавая этот опус, какого эффекта в музыкальном отношении вы хотели достичь?

— Я стремился к простоте и доступности музыкального изложения. Я пытался создать музыку для народа. Признаться, для меня, как композитора, важно было, чтобы мою музыку потом пели, чтобы мелодии запоминались и сразу ложились на слух.

— «Дорога к раю» была исполнена Молодежным Симфоническим Оркестром под управлением заслуженного артиста республики Камолиддина Уринбаева. Расскажите, как проходили репетиции?

— Вы знаете, работа с маэстро и его оркестром – одно удовольствие. Сегодня проблема многих молодых дирижеров, кроме Камолиддина Уринбаева и Азиза Шохакимова, состоит в том, что они совершенно не работают над интерпретацией. Они занимаются в основном «математикой» – считают ритм, то есть просто держат ритмическую сетку. А ведь интерпретация – основополагающее качество дирижера, которой нужно заниматься. Сидя на репетициях, я наблюдал за молодым маэстро. Он поразительно чувствует темп, работает над фразировкой, над штрихами, над динамикой, над драматургией. После такой тщательной работы оркестранты начинают вникать в суть произведения и начинают любить и слушать каждую его ноту. Думаю,именно поэтому премьера оперы прошла просто замечательно.

— А что Вы скажете по поводу солистов? Устроила ли Вас их интерпретация Ваших героев?

— Безусловно, есть как плюсы, так и минусы. Кому-то не хватило времени, кому-то усидчивости, а кому-то опыта, но в целомя доволен. Очень приятно было работать с тенором Бегзодом Давроновым — главным персонажем оперы, с сопрано Маъсумой Болтабоевой. Прекрасные актерские данные показал бас Женисбек Пиязов. Особенно я восхищен талантом баритона — Рахима Мирзакамалова.

— Итак, прозвучало концертное исполнение Вашей оперы. Скажите, планируется ли ее постановка на сцене оперного театра?

— Да, конечно. В настоящее время ведутся переговоры о постановке «Дороги к раю» за рубежом, в Кувейте. Запланирована и ее телевизионная версия на одном из каналов республиканского телевидения. Но мне бы очень хотелось увидеть свою оперу на сцене нашего оперного театра имени Алишера Навои.

— А как вы думаете, какова она — дорога к раю?

— Через любовь и верность.

Дорога к раю. Какова она?

Несколько интересных фактов из жизни Нурали Эркаева:

• Автор пишет свою музыку только в стенах консерватории.
• В декабре прошлого года у молодого композитора родился первенец.
• При написании музыки он использует не компьютерные нотные программы, а только нотную бумагу и карандаш.

ЗАРИНА ХАМЗИНА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Татьяна Фадеева: «Я из счастливчиков, которые сразу знали, чего хотят»

Кто-то из средневековых схоластов назвал живопись иллюзией. Он несколько ошибся. Живопись – иллюзия втройне. Сначала художник должен по-своему увидеть...

Больше похожих статей