back to top
6.6 C
Узбекистан
Суббота, 23 ноября, 2024

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Без личности и творчества Али Хамраева трудно представить современную историю киноискусства Узбекистана. “Если и существует великан, который занимает доминирующее положение в истории узбекского кино, — пишет один из ведущих американских кинокритиков Кент Джонс, — так это Али Хамраев, один из тех редких талантов, подобных Уэллсу, Годару или Скорсезе, чья любовь к этому искусству столь сильна, что его лучшие фильмы взрываются от перехлестывающихся потоков энергии и озарений, подобно тому, как небо раскалывают фейерверки…”

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Американский сценарист, актер, режиссер и кинокритик Кент Джонс

К сожалению, на родине в кинотеатрах не увидеть лучшие фильмы режиссера — они лежат на полках, хотя достойны широких просмотров. То же самое происходит и с творчеством художника, о котором Али Хамраев создал свой новый документальный фильм.

— Не секрет, что 99 процентов картин художников мира, — говорит режиссер, — великих и не великих, известных и неизвестных, лежат в запасниках музеев. Конечно, на целевые выставки картины извлекают на свет божий — к какой-либо большой юбилейной дате. Выставочная экспозиция стоит труда и денег, кто это будет делать и оплачивать? Должны — государство или меценаты.

В Татарстане очень трепетно относятся к творчеству Павла Бенькова, его картины украшают музейные залы — некоторые в запасниках, но основные представлены.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

В 1927 году на Всетатарской выставке художник представил «Портрет татарки» (Обреченная невеста), который написал с Халимы Терегуловой. Павел Петрович часто бывал в доме доктора А.Г. Терегулова, у которого в Бухаре были родственники, и общение с ним сподвигло Бенькова в 1928 году посетить этот древний город, а в 1931 году вместе с семьей переехать на постоянное жительство в Самарканд. Он увез из Казани всего лишь нескольких своих картин, в том числе «Портрет татарки», чтобы убеждать узбекских женщин позировать ему. Всегда много писал, и на склоне лет, уже больной, сказал одному из своих учеников, что старается в год написать и выставить хотя бы несколько картин – не напишешь, забудут.

Не забыли бы теперь. В Ташкенте, снимая студенток во дворе художественного колледжа, я спросил, знают ли, кто такой Беньков. Ответили — не знают. И то, что училище носило имя Бенькова, девушек тоже удивило. Не знали. Пока был в дирекции, ребята с помощью своих айфонов прочитали в интернете о Бенькове, и когда я вновь проходил мимо них, оживились: «Знаем Бенькова!» Я подошел к ним с оператором, снял на камеру, как они читали о великом художнике. Но в фильм вставлять не буду, чтобы не говорили потом о Хамраеве, снимающем в родной республике негативные моменты… Надеюсь, посмотрят эти будущие художницы мой документальный фильм, и им станет стыдно что ничего не знали о художнике прежде.

«Солнечный Павел Беньков» дорабатывается в эти дни в Италии. На осень запланирована премьера в Ташкенте, и хотелось бы надеяться на встречу с автором здесь, на земле, отраженной героем его картины в красках и воспетой режиссером в кино.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Да, картины многих художников хранятся в запасниках. Немногим лучше положение с фильмами. Их, правда, можно посмотреть в интернете, но такие просмотры не заменяют широкого экрана. За рубежом не раз проходили ретроспективы фильмов Али Хамраева. В 2010 было проведено всемирное турне. Началось оно во Франции — с кинофестиваля в Нанте. Вот выдержка из газеты Le Monde от 1 декабя 2010 года: «…Поскольку последний художественный фильм Али Хамраева датируется 1998 годом, некоторые думали, что режиссера нет в живых. В Нанте оказалось, что он жив-здоров, свеж как огурчик, восхитительно проводит киновстречи, в которых демонстрирует неистощимый дар рассказчика. Он с улыбкой говорит, как ему приходилось приспосабливаться к советской пропаганде, которая регулярно проводила цензуру («один фильм я снимал для них, один фильм — для себя»); Хамраев разумно объясняет, почему его палитра столь разнообразна («всегда и во всех жанрах хотел доказать, что я не верблюд»), или он неожиданно рассказывает, почему Андрей Тарковский женился на своей второй жене («она была ассистентом, заботилась о нем и работала, как зверь»).

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Али Хамраев с директором фестиваля Евой Санджорджи и аргентинским критиком Роджером Козе. Мехико, 2015 год

Ретроспектива успешно продолжилась в Линкольн-центре в Нью-Йорке, Вашингтоне и Монреале. В 2011 году серию из восьми фильмов («Узбекская рапсодия» — фильмы Али Хамраева») показали в Киноцентре Джина Сискеля (Чикаго). Презентация произведений Али Хамраева прошла также в 2015 году в рамках кинофестивалей FICUNAM в Мехико, Стамбуле, в Израиле. В 2016 году документальный фильм «Страсть Игоря Савицкого» покажут в программе кинофестиваля «Евразия», который состоится в конце сентября в Алматы.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Режиссеры Георгий Шенгелая, Али Хамраев, Сергей Параджанов, актриса Гуля Ташбаева с дочерью Асаль, Мишико Квирикадзе. Тбилиси, 1985 год

Критики сравнивают Хамраева с Тарковским, Германом, Параджановым, Иоселиани – блистательными режиссерами советской Оттепели. Он встречался и дружил с кинодеятелями многих стран и народов. Вот как отзывается о творчестве узбекского режиссера американский журналист Дэвид Уолш: «Самой сильной стороной Хамраева как кинорежиссера является его готовность отражать жизнь прямо и очень искренне, на неизменно высоком и серьезном художественном уровне. …Хамраев бесстрашно погружается в реальность, даже порой делая ошибки, в лучших традициях русской литературы и кино. Это та самая художественная и интеллектуальная традиция, о которой великий русский критик XIX века Белинский писал как о проявлении «благородного сострадания ко всему, что возвышенно и величественно, и которое обращается к самым животрепещущим проблемам жизни, разрушает старые глубоко укоренившиеся предрассудки и поднимает голос негодования против прискорбных аспектов современных нравов и обычаев». Обращаться к «самым животрепещущим проблемам жизни»… Сколько современных кинематографистов могли бы претендовать или хотя бы хотели претендовать на это?»

Не менее весомы отклики ведущих современных киномастеров Узбекистана.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Слово заслуженному деятелю искусств Узбекистана, режиссеру и сценаристу Зульфикару Мусакову:
— Кинематографисты – народ весьма разобщенный… С Али Хамраевым встречался раза четыре. Ни он не искал дружбы со мной (с какой стати?), ни я, в силу уважения к его возрасту и опыту — так, случайные встречи на студии.
Первый раз я его видел в далеких семидесятых — в каком-то ташкентском проектном институте на улице Шота Руставели была встреча с Андреем Тарковским, которого привел Али Хамраев. Мы с моей будущей женой тогда еще учились в девятом классе. Я ходил в драмкружок и кинокружок. Пошли на встречу с живым богом – Андреем Тарковским. Показали «Зеркало». Показали — громко сказано: работал один пост кинопроектора, шум стоял ужасный, каждую часть смотрели с перерывами… Сейчас неловко вспоминать, но мы с женой вышли после встречи – тогда мы ничего не поняли, да и сам Тарковский, видимо, от ужасной проекции сильно нервничал…
А после я увидел замечательный фильм Али Хамраева «Седьмая пуля». Фильм произвел на меня огромное впечатление — это было настоящее кино, которое словами не расскажешь. Вроде, обкатанный жанр — вестерн, но были там эпизоды, цепляющие за душу. Кому-то покажется кощунством, но мне было жалко Хайруллу, сочно сыгранного покойным Хамзой Умаровым, когда он из последних сил добирается до своей старшей жены и говорит ей, что та родит ему сына… А пуля Максумова, сыгранного кумиром моего детства Суйменкулом Чокморовым с японской жесткостью самурая революции, обрывает его светлую мечту…
Комедия Али Хамраева «Ёр-ёр» — неумирающий бестселлер нескольких поколений узбеков с гениальным Соиб-ота Ходжаевым. И было открытие Большого кино – фильм «Без страха». Бездарный режиссер сделал бы из этой вещи красную, как помидор, брежневскую агитку, а тут была рука Художника, был Стиль, было Кино. На беспроигрышной с точки зрения любого продажного конформиста теме Хамраев искренне и честно рассказал о СТРАШНОМ ВРЕМЕНИ. Чинуши от партократии не заметили этого, сегодня фильм смотрится совсем по другому, потому что был момент искусства…
Были еще встречи. Одна из них — в самолете по пути в Нью-Йорк, на высоте 11 тысяч метров. Оказалось, мы с ним братья по несчастью: у обоих страшная аэрофобия. Но у нас с собой было много спиртного… В Нью-Йорке, в Линкольн-центре была неделя Центрально-азиатского кино. Из Сиэтла прилетела Диля Камбарова, из Филадельфии Бахром Матчанов, каждый день у меня в номере устраивали узбекские вечеринки…

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

В мае 2016 года, узнав о приезде режиссера в Ташкент, я без всякой надежды пригласил Али Эргашевича на встречу с моими питомцами в киношколе, которую для меня открыла моя дочь Маша. Каково же было наше удивление, когда Али Эргашевич, только что спустившись с гор, куда он выезжал, пришел к нам. Заметил одну особенность всех талантливых людей: при всей внешней непохожести им присуще одно качество – они трогательно наивны и очень открыты, в них нет понтов. Он говорил с молодыми о профессии и о простых истинах, меньше всего говоря о творчестве себя, любимого… Я искренне позавидовал молодости его духа, здравости ума.
О поступке. Есть вещи, которые не всем доступны, не у всех хватит смелости сделать это. Всем известен факт, что когда Али Хамраеву устроили зубодробительный разнос в ЦК, он встал и прямо в лицо сказал второму человеку в республике: «Я кинорежиссер, я снял 15 фильмов, а вы что сделали?»
Многое импонирует мне в творчестве Али Хамраева. Еще больше — в человеческом общении. Оптимизм, искрометный юмор, иногда авантюризм. Он живой и искренний.
О грустном. Серджио Леоне, Бернардо Бертоллучи, Эмир Кустурица, Акира Куросава, Андрон Кончаловский, Никита Михалков… Пришел к выводу, что все великие сняли свои лучшие фильмы у себя на родине. Али Хамраев — в их числе…
Вот такие откровения узбекского режиссера Мусакова об узбекском режиссёре Хамраеве. Не по службе, как говорится, а по душе.

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Али Хамраев с дочерью Асаль

Режиссер, как мы знаем, сегодня живёт в Италии – там, где проживают его дети и внуки. Он по-прежнему поглощён творчеством, пишет сценарии и снимает фильмы, участвует в международных кинофестивалях, и куда бы ни завела его судьба, неизменно повторяет: «Я был и есть узбекский режиссер». Мечтает, все же, снять фильм на родной земле Узбекистана, как говорит он сам, «любой — художественный, документальный, даже мультипликационный… На телефон пусть снимают молодые — у них вся жизнь впереди…»

Несколько лет назад, отмечая юбилейную дату, Али Хамраев разослал друзьям пригласительные с фотографией, где он стоит с обнаженным торсом, в спортивных трусах и поднимает две огромные гири — неважно, из какого материала! А под фото – весёлая надпись: «75 — буду молодым опять!..»

Али Хамраев – режиссер и человек. Часть 4

Таким он остается и на 80-м году своей жизни — энергичным, страстным и способным успешно осуществить любой задуманный проект. Если, как полушутя говорит режиссёр, на проект найдётся «добрый дядя» в лице государства или денежного мешка.

Тамара САНАЕВА
Фото из личного архива Али Хамраева

Али Хамраев – режиссер и человек: часть 1, часть 2, часть 3

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Таким я видел мир: памяти Евгения Олевского

22 ноября, в Международном  караван-сарае культуры Икуо Хираяма International Caravanserai of Culture of Ikuo Hirayama открывается выставка фотографий  «Таким...

Больше похожих статей