Кроме джазовых музыкантов из Узбекистана, в программе примет участие Джусуп Айсаев – известный кыргызстанский мультиинструменталист. В его арсенале – практически все традиционные музыкальные инструменты кыргызов. Особенно интересен освоенный Айсаевым не так давно жетыген.
Этот инструмент изначально принадлежал казахам, хотя позднее на нем стали играть во всех странах Средней Азии. Изначально жетыген представлял собой продолговатый ящик, выдолбленный из дерева, без верхней деки (она появилась позднее). Струны (их в ранних вариантах инструмента было семь) натягивались снаружи, под каждую подставлялись два колка из асыков — надкопытных костей овец. Приближая их друг к другу, можно было повышать высоту звучания струны.
Существует старинная казахская легенда о происхождении жетыгена. В ней говорится о старике, у которого было семь сыновей. Голодной зимой они умерли один за другим. Потеряв старшего, старик выдолбил кусок дерева, натянул струну и исполнил кюй, то есть музыкальную пьесу, которую назвал «Карагым» («Родной мой»). С гибелью каждого из сыновей старик добавлял к инструменту новую струну и складывал новую мелодию. Так появились «Канат сынар» («Разбитое крыло»), «Кумарым» («Любимый мой»), «От сонер» («Погасшее пламя»), «Бакыт кошти» («Утерянное счастье»), «Кун тутылды» («Затмившееся солнце») и «Жети баламнан айрылып куса болдым» («Горе от утраты семи сыновей»).
Эти мелодии сохранились до наших дней под общим названием «Жетыгеннын жетеуы» («Семь кюев жетыгена»).
Вслед за расцветом жетыгена, когда возникло множество его разновидностей, последовал упадок. В начале этого века музыканты, играющие на старинном инструменте, остались только в Хакасии. Однако волна интереса к этнической музыке дала жетыгену вторую жизнь.
Джусуп Айсаев специально посетил Хакасию, чтобы научиться играть на жетыгене. Современный вариант инструмента – с верхней декой и четырнадцатью струнами — сохраняет свое уникальное звучание и неизменно производит большое впечатление на слушателей.
Анна НИМ.