На днях в Ташкенте, в галерее «Bonum Factum» (бывшая «Art and Fact»), открылась персональная выставка работ Вячеслава (Юрия) Усеинова под названием «У кромки стола». На выставке экспонируются живопись, гобелены, пастель.
Что же представляет собой эта выставка? Какими целями и задачами руководствовался автор, когда решился соединить в одном проекте такое разнообразие жанров, форм и стилей? И как ему удалось сделать это так гармонично, с таким вкусом и изяществом?
Для ответов на эти и другие вопросы я обратилась к самому художнику Вячеславу (Юрию) Усеинову. Кстати сказать, двойное имя у автора выставки появилось благодаря дню, в который он родился — этот день совпал с первым полетом в Космос советского космонавта Юрия Гагарина.
Концептуально или уютно?
— Юрий, как бы вы сами охарактеризовали свою выставку? Есть ли у нее какая-то основная цель, идея, концепция?
— Задача была, наверно, все-таки сделать некое такое предчувствие Нового года и создать уют, чтобы люди могли визуально наслаждаться, — рассказывает Юрий Усеинов. — Вот вы, например, когда украшаете свой дом, вы же не думаете, чтобы это было концептуально? Вы думаете, наверно, чтобы это было прежде всего уютно. Вот также и здесь — мы постарались, чтобы атмосфера нравилась, чтобы была в первую очередь гармоничной.
Кроме того, сегодняшняя выставка преследует несколько целей. И первая из них — это презентация нового названия галереи — «Bonum Factum»; вторая цель — показать работы без претензии на какую-либо концепцию или тематику, просто для того чтобы все мы — художники, искусствоведы, друзья, знакомые — могли пообщаться. И, наконец, цель третья – это акцент на одном очень важном событии, которое проходило в Узбекистане на протяжении этого и прошлого года, но, к сожалению, осталось незамеченным нашими средствами массовой информации.
Я имею в виду двухгодичный проект от всемирно известного лондонского аукционного дома «Sotheby’s», на площадку которого впервые попали работы узбекских художников. Это событие особенно важно попаданием на международный арт-рынок и проверкой уровня и качества узбекского искусства.
Вспоминая классиков…
— Очень примечателен тот момент, что в «Sotheby’s» приняли участие узбекские художники, начиная от классиков, таких как Рахим Ахмедов и Рузы Чарыев.
В 2014 году была выставлена потрясающая, на мой взгляд, работа Рахима Ахмедова на тему войны под названием «Кому?».
В этой картине, выполненной, на мой взгляд, с очень высоким мастерством, наиболее ярко отражены черты, присущие соцреализму. На момент выставки она находилась в Турции, так как в свое время была подарена Узбекистаном турецкому премьер-министру. Эта картина особенно выделяется из творчества Рахима Ахмедова, и с ней связано множество историй.
Наряду с этими известными художниками, которых, к сожалению, уже нет с нами, в проекте, который курировала Гаянэ Умерова, выставлялись современные художники Узбекистана.
Экспериментальный текстиль
— Если говорить о сегодняшней выставке, расскажите, пожалуйста, подробнее о ваших работах. Если приглядеться к гобеленам — краски из них будто вытекают…
— Было такое интересное высказывание моего друга по поводу здешних гобеленов. Он сказал: «Юра, это уже не какое-то декоративное пятно, это гобелен-живопись. Здесь присутствуют и сочетание нитей, и тональное сочетание плоскостных картин – и все это довольно органично».
Обычно вещи прикладного характера в гобелене забивают живопись своей интенсивностью. А здесь это уже и предмет интерьера, и одновременно самодостаточная вещь прикладного характера, которая энергетически находится сама в себе.
— Сколько обычно времени требует один такой гобелен?
— Всегда по-разному. Это зависит от многих факторов, например, от того, насколько плотно он выткан. Вот на этот большой гобелен уходит примерно два-три месяца, если работать каждый день. Это очень напряженный труд. Если работать в день по десять часов, то получается три месяца. А если с расстановкой, размеренно — так, чтобы оставалось время осмыслить гобелен, то работа может растянуться и на полгода. В то же время, если есть заказ, то график, конечно, уплотняется: люди тогда работают, что называется, «на износ».
Вообще, гобелены – это наша совместная работа с супругой, Петросовой Ниной Дмитриевной. Я делаю эскизы, а она – сами гобелены. Я считаю, что наш тандем дает очень хорошие результаты, тем более что экспериментальный текстиль сегодня — работа сложная в первую очередь в техническом отношении. Более того, пока что он просто не востребован. Может быть, потому, что любой эксперимент требует какого-то времени на осмысление, может, в силу отсутствия рекламы. Но важнее не это, а то, что у нас получается.
— Какие работы еще представлены сегодня, кроме гобеленов?
— Есть вот здесь работа, о которой мне рассказали сами посетители выставки, она называется «Распаханные берега пейзажа», где изображенные поля являются как бы кромками стола. Мне кажется, что это очень интересное визуальное путешествие.
Примечательно также и то, что сегодня здесь представлены работы, которые я называю «ранними», а кто-то их называет «детскими»: «Аваль» и «Силуэтное спокойствие». Они были исполнены мною в 11 лет.
Ради чего?
— Могли бы вы рассказать немного о своих творческих планах?
— Никаких планов, планы есть только у Бога. Я просто работаю. Сама организация персональной выставки — уже большие усилия. Нужно задействовать множество людей, времени и ресурсов. Все это выбивает из привычной колеи и не дает работать. Хотя, если так подумать, — ради этого мы и работаем…
Кроме того, чтобы любая персональная выставка состоялась, очень важно, чтобы и сами работы были на том уровне, где они могли бы «прозвучать».
Выставка «У кромки стола» продлится до первого января, и я лично приглашаю всех на эту экспозицию.
Беседовала Slawa_Nabi
————————————
Для справки:
Выдающийся живописец и яркий представитель ферганской школы живописи, Вячеслав (Юрий) Усеинов живет и работает в городе Ташкенте. В свое время он обучался по новой экспериментальной программе в художественной школе города Ферганы, а затем – искусству резьбы по камню в Бобруйском художественном училище (Белоруссия).
Его работы неоднократно выставлялись не только в Узбекистане, но и за рубежом – в России, США, Италии, Индии, и других странах. В 2014 году одна из его картин — «На территории неба», приобретенная у всемирно известного лондонского аукционного дома «Sotheby’s», заняла место в одной из лучших коллекций Европы.