Если помнит читатель, так назывался фильм о судьбе русского мальчика, который в годы фашисткой оккупации попал за границу, и хотя выжил в польской семье, но утратил и свое имя, и фамилию, и национальность. Герой этой художественной кинокартины, конечно же, вымышленный, но совсем не придуманными были судьбы тысяч и тысяч детей, ставших жертвами той чудовищно жестокой войны. Многие из них затерялись тогда в чужих странах и в чужих семьях, либо в детдомах, так и не узнав своей родословной и своих родителей, давших им жизнь и самое первое, а значит, самое истинное, самое желанное имя. И в этом тоже одна из гримас всеразрушающих войн, которые человечество больше не вправе допустить.
Но разум людской более не вправе допустить и другой, осознанной «манкуртизации», которая совсем не обязательно в военных условиях официально проводилась в течение десятилетий в бывшем СССР. Строго исповедуемое классовое деление общества, открытая борьба с представителями «господствующих» слоев, куда ничтоже сумняшеся легко относили и интеллигенцию, и крепких мастеровых, и мелких лавочников, и зажиточных — то есть умеющих работать крестьян, и служителей религии, и офицеров старых армий, и т.д., или, как минимум, неприязнь к ним, искусственное и повальное возведение над ними самых бедных, -если бы только материально, но и духовно, интеллектуально, нравственно, — во всем этом был не только «триумф справедливости», но и зачастую элементарный подрыв корней нации, народа, расточительное размывание его генофонда. Ведь не случайно в самой России сейчас не найти прямых потомков даже самого гениального ее сына — А.С.Пушкина — разбрелись по всему свету. Ах, если бы он был исключением!
Но было и другое — люди, чтобы спастись, чтобы выжить, наконец, чтобы «сделать карьеру», скрывали свое истинное происхождение, меняли фамилии, отчества, приписывали себе пролетарские корни. Прочтите биографии (и автобиографии!) большинства известных деятелей хотя бы нашего Узбекистана — и не только из бывшего партийно-политического и государственного руководства (это было практически обязательно!), но и в других сферах, — почти в каждой, за редчайшим исключением, вы найдете запись: «из батраков», «из бедняков», «из дехкан», «из семьи подмастерья» и пр. Ладно бы если действительно так — «кадры» выросли из самых низов и проявили талант и способности и в науке, и в культуре, и на руководящем поприще. Ан-нет! И высокое руководство республики — и А. Икрамов, и У.Юсупов, и Ш.Рашидов (только знатное происхождение Ф.Ходжаева невозможно было скрыть, но за это же, в частности, он и пострадал впоследствии), и цвет интеллигенции — и Г.Гулям, и Айбек, и Х. Алимджан, и М.Ашрафи, и А. Садыков, и Я.Туракулов. и сотни других, за редким исключением, вовсе не были детьми обездоленных до революции жалких семей. Но они это скрывали — того требовала конъюнктура прямолинейной догмы. Я уже не говорю о тысячах представителей еврейской нации, которые из-за пресловутой 5 графы вынуждены были менять и свою национальность, и свои исконные фамилии.
А еще было махровое чиновничье равнодушие тех, кто, работая в загсах и в милиции, оформлял документы, Мало того, что многие из них были полуграмотными, но еще и откровенно игнорировали местные языки, обычаи, традиции. Вот и появлялись вместо «Рихсивой» бессмысленное «Рысбай», вместо «Аълохон» — «Ало» — так им было проще, и нечего «мудрить». По небрежности, а то и безразличию днем рождения могли вместо 6.VII обозначить 6.VIII, хотя на другой странице метрики значилось, что она выдана 27 июля, то есть до рождения ребенка, — явный нонсенс.
На недоуменные вопросы махали рукой: «какая разница!». Таких примеров тысячи. Надо ли с этим мириться сейчас, когда делается попытка не только раскрыть «белые пятна» истории, но и дать ей подлинное освещение (будем надеяться, без очередных перегибов и подчисток). Вряд ли кто будет оспаривать необходимость восстановления истины. Другое дело — как? Разумеется, когда речь идет о людях известных, энциклопедической значимости, к тому же уже усопших, то нужна строго научная и документальная проверка — не для того, чтобы что-то доказать, отдавать какие-то предпочтения и приоритеты, а для того, чтобы знать всамделишную правду, без прикрас и очернительства. А если речь идет о простых людях, то, думается, надо дать право каждому написать подлинную автобиографию (биографию предков), может быть, даже не придавая ей правовой законности (если что-то будет смущать юридические органы), но чтобы сохранить для потомков реальную картину человеческого среза жителей нашего неспокойного и противоречивого XXI века.
Жизнь диктует — все во имя интересов человека! В том числе и во имя защиты его имени, его достоверной генеалогии.
А. ХОДЖАЕВ.