Осенью 2015 года в московском издательстве «Аякс-Пресс» тиражом 10 тысяч экземпляров будет выпущен путеводитель «Узбекистан». Издание печатается по заказу компании «Marakanda Expedition».
Новый путеводитель был представлен публике на презентации, организованной «Marakanda Expedition» совместно с Ассоциацией частных туристических организаций Узбекистана 8 июля. Журналисты и представители туристического бизнеса узнали об особенностях будущего издания и внесли свои предложения.
Серия карманных путеводителей «Полиглот» издательства «Аякс-Пресс» выпускается с 1994 года. На сегодняшний день она включает в себя уже более двухсот изданий. Серия хорошо зарекомендовала себя, по сравнению с аналогичными путеводителями других издательств она имеет ряд достоинств, привлекательных для покупателя. Книжки удобного формата в прочном переплете включают в себя схемы метро, карты кварталов и построек, мини-разговорник, подборку популярных туристических маршрутов и мини-карт к ним. Кроме того, они снабжены большой картой, вложенной в специальный пластиковый карман на обложке. В новом издании на одной стороне будет находиться Узбекистан, на другой – Ташкент.
На картах будут отмечены туристические объекты, представляющие интерес для гостей страны – от 100 до 150 точек. Подробнее узнать о них можно будет из справочной части путеводителя. Помимо общеизвестных достопримечательностей, в справочник войдут и малоизвестные туристические места Узбекистана – новые горные курорты, малоизвестные памятники древности Сурхандарьи и Хорезма, и так далее.
Участники презентации активно участвовали в обсуждении содержания путеводителя, внося свои предложения. Среди предложенных идей были такие, как маршруты для семейного путешествия с детьми, этно-туристические маршруты, предлагающие, к примеру, ночевку в горных селеньях или участие в приготовлении плова.
Также было высказано пожелание вслед за общим путеводителем по Узбекистану выпустить аналогичные издания, предназначенные для отдельных городов нашей страны.
В городе Мазари-Шариф вышла в свет книга «Узбекская национальная идея и преподавание языка в Афганистане» узбекистанского исследователя Шухрата Барлоса. При тираже в 2000 экземпляров она разошлась в рекордные сроки: только за один день было продано 1 270 книг.
Аудиторией издания стала узбекская диаспора в Афганистане, для которой развитие своего языка и культуры является приоритетной задачей. В Афганистане, где издаются книги на узбекском и открываются школы для детей диаспоры, до сих пор не было аналогичных пособий. Работа Шухрата Барлоса стала первой в этой сфере, чем и объясняется ее востребованность.
Спонсором издания выступил афганский предприниматель Хайрмухаммад Салджукий. Среди читателей книги – преподаватели, представители интеллигенции, молодежь узбекской диаспоры.
Министерство иностранных дел РК и Союз журналистов Казахстана подвели итоги Второго международного конкурса среди иностранных журналистов «Казахстан – глазами зарубежных СМИ», сообщает пресс-служба МИД РК.
В оргкомитет поступило 55 заявок из 35 стран мира, из которых конкурсной комиссией определены пять победителей, по одному от следующих макрорегионов: СНГ, Европа, Америка, Азия и Океания, Ближний Восток и Африка. Победителем среди авторов из стран СНГ жюри определило колумниста сайта www.nuz.uz Ало Ходжаева (чем мы очень гордимся).
Среди европейских авторов победителем признан журналист из Польши Бартош Мендык, от стран Америки — автор из Аргентины Эвелин Армеллу, из стран Ближнего Востока и Африки — журналист из Египта Ахмед Абду Тарабек, от стран Азии и Океании — журналистка из Индонезии Марвана Зубайди
Помимо победителей, в каждом из пяти регионов были определены по две дополнительные публикации, авторы которых получат сертификаты с благодарностью от имени жюри.
Первый подобный конкурс состоялся в прошлом году. Победителями тогда стали журналисты из Бельгии, Малайзии, Катара, Гайаны и Украины.
С 10 по 19 июля 2015 года в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы будет идти персональная выставка живописца Исфандияра Хайдарова. Она посвящена Году внимания и заботы о старшем поколении.
Какие именно работы мастера войдут в экспозицию и сколько их будет, пока не сообщается.
Исфандияр Хайдаров родился 21 октября 1948 года в Заминском районе Джизакской области Узбекистана. Учился в Республиканском художественном училище им. П.П.Бенькова, в Ташкентском государственном театрально–художественном институте им. А.Островского и в Ташкентской творческой мастерской. Его учителями были народный художник Узбекистана, лауреат государственной премии, действительный член Академии Художеств Узбекистана Неъмат Кузибаев и народный художник Узбекистана Рахим Ахмедов.
Выставляться Исфандияр Хайдаров начал с 1970 года. Тогда же он стал и членом Союза художников Узбекистана. Участвовал во многих республиканских и международных выставках, в 1989 году состоялась его персональная выставка в Италии.
В 1994 году полотно Исфандияра Хайдарова «Алтынгюз» приобрел для своей коллекции парижский музей Лувр.
Работы художника находятся в Государственном музее искусств Узбекистана, Музее киноискусства Узбекистана и других, а также в частных коллекциях зарубежных ценителей живописи.
Творческая группа НАЭСМИ представит новый документальный фильм «Далекий и близкий Оман», снятый при поддержке посольства Султаната Оман в Узбекистане.
Его премьера состоится 12 июля. В 19:30 фильм будет показан в эфире региональных телеканалов, входящих в ассоциацию НАЭСМИ, и на столичном телеканале «Менинг юртим».
Фильм рассказывает об Омане с разных точек зрения. Телезрители увидят и красоту природы этой страны, и ее архитектурные достопримечательности, исторические памятники и места, любимые туристами. Большое внимание уделено национальным ремеслам Омана. Съемочная группа запечатлела процессы изготовления славящихся на весь мир оманской халвы, кинжалов и керамики. Мастера города Низва согласились поделиться с узбекистанцами своими секретами.
Особенно же интересна лента тем, что в ней рассказывается о точках соприкосновения Узбекистана и Омана. Например, на 20-й Международной книжной выставке-ярмарке в Маскате документалисты с гордостью увидели, какой неподдельный интерес оманцы проявляют к книгам Ибн Сино, Аль-Хорезми, Махмуда аз-Замахшари, Абу Рейхана Аль-Беруни, Имама аль-Бухари, Имама ат-Термизи. А в музее Байт уз-Зубайр хранятся рукописи Абуллайса Самарканди и Низомиддина Шоши Ханафи, являющиеся одними из ценнейших экспонатов его коллекции.
С 7 по 10 июля в столице проходят Дни переводчиков. Они организованы Гёте-Институтом Ташкент в сотрудничестве с Союзом писателей Узбекистана. В рамках регионального проекта «Ступени перевода» идет семинар для переводчиков. На нем обсуждаются особенности перевода с узбекского языка на немецкий и наоборот.
Цель семинара – популяризация немецкой литературы в Узбекистане посредством качественно сделанного и современного перевода, отвечающего нуждам читательской аудитории.
Модерирует семинар Марио Пшера, управляющий делами и лектор издательства «Dagyeli Verlag». Он участвовал в Днях переводчика-2014 и имеет большой опыт в проведении мастер-классов в этой сфере.
В работе семинара приняли участие как опытные переводчики, так и их молодые коллеги по ремеслу, осваивающие тонкости искусства перевода. В качестве практического задания им было предложено перевести на выбор отрывок из классических произведений писателей.
Как сообщает ИА «Жахон», в течение четырех дней семинара будут проведены мастер — классы и дискуссии на темы «Приемы, способы и советы по профессиональному переводу», «Культура и переводы», «Какие языковые стили имеет узбекский язык», «Как достичь правомерного перевода». В программу также вошла демонстрация двух документальных фильмов об узбекских переводчиках.
Скорее всего, невольно в эту статью закрались по меньшей мере две серьезные ошибки, которые, по моему мнению, необходимо поправить. Неверную информацию читатель может проследить по скриншоту статьи и сравнить с приведенными ниже фактами, являющимися реальностью (легко проверяется через поисковые системы).
Первые демонстрации кинофильмов состоялись в Ташкенте в 1897 г. В 1924 г. было организовано русско-бухарское товарищество «Бухкино», которое в 1925 году выпустило ряд документальных фильмов с киностудией «Севзапкино» — художественный фильм «Минарет смерти». В этом же году «Пролеткино» и «Бухкино» выпустили художественный фильм «Мусульманка». В 1925 году был организован трест «Узбекгоскино» и открыта кинофабрика «Шарк Юлдузи» («Узбекфильм»).
В годы Великой Отечественной войны, студия носила название «Ташкентская киностудия» и объединяла узбекских и эвакуированных кинематографистов России, Белоруссии, Украины. Художественным руководителем был известный режиссёр Михаил Ильич Ромм. А в 1958 году, киностудии было возвращено прежнее название — «Узбекфильм».
В 1965 году при «Узбекфильм» был открыт мультипликационный цех и создан первый мультфильм, который назывался «В квадрате 6 х 6» (режиссёр Дамир Салимов).
Всемирную известность получила картина «Будет ласковый дождь» (1984), (Режиссёр Назим Тулаходжаев и художник-постановщик Сергей Алибеков). Кстати, не только этот, но и многие другие узбекские мультипликационные фильмы длятся более 10 минут.
Только за годы независимости создано более девяноста мультфильмов, которые, в основном, посвящены национальной тематике. Престижных премий международных фестивалей удостоены ленты: «Кулол» («Гончар»); «Бор, барака» («Была не была»); «Букри ошик» («Влюбленный горбун»); «Ур, тукмок» («Бей, дубинка»); «Икки кушни ва ковун» («Два соседа и дыня»).
Первый 3-D мультфильм «Инопланетный гость» снят в 2010 году. В 2011 году по мотивам литературных произведений, народных сказок и легенд созданы мультфильмы «Легенда о Шираке», «Прекрасная кукла», «Джурахан», «Зумрад и Киммат», «Вы не поверите».
11 июля 2015 года в Республиканском научно-учебном консалтинговом центре НК «Узбектуризм» пройдет мероприятие, посвященное памяти Академика АН РУз, доктора исторических наук, профессора Ю. Ф. Бурякова. Оно состоится в рамках меморандума «О долговременном сотрудничестве Республиканского научно-учебного консалтингового центра НК «Узбектуризм» с Ташкентским областным отделением Международного Благотворительного фонда «Олтин Мерос».
Юрий Федорович Буряков ушел из жизни 27 июня 2015 года. Всего год назад, в марте 2014 года, коллеги отметили его 80-летие. К этому юбилею в столице был проведен научно-теоретический семинар «Актуальные проблемы и современные междисциплинарные методы изучения истории и археологии». Сам юбиляр активно участвовал в семинаре, на котором представил доклад об исторических реконструкциях в археологии.
Академик АН РУз с 1995 года, доктор исторических наук, профессор, крупный специалист по археологии, истории древнего мира, истории материальной культуры, заведующий отделом «Древней истории и материальной культуры», организатор и участник многих археологических экспедиций, Ю. Ф. Буряков всю свою жизнь отдал науке. Он родился 15 марта 1934 года в городе Ош (Кыргызстан). В 1956 году окончил исторический факультет САГУ (теперь НУУз) по специализации «археология», позже защитил кандидатскую и докторскую диссертацию. Был сотрудником Института истории АН РУз и кафедры археологии НУУз, Института археологии АН РУз.
Он входит в число основоположников современной школы археологов Узбекистана. Особенно Ю.Ф. Бурякова интересовали памятники культуры Ташкентского оазиса, изучению которых посвящены многие его труды.
В траурном митинге на Боткинском кладбище приняли участие академик АН РУз А.А. Аскаров, директор Института истории АН РУз, д.и.н. Р.М. Абдуллаев, ученики и коллеги покойного. Соболезнования по поводу кончины ученого прислали Институт археологии им. А.Х. Маргулана (Алматы, Казахстан), Каракалпакский научно-исследовательский институт гуманитарных наук (Нукус), Институт археологии АН РУз (Самарканд) и член-корреспондент Национальной академии наук Азербайджана, д.и.н. Шаин Меджидович Мустафаев (Баку, Азербайджан).
Желающие принять участие в мероприятии, посвященном памяти академика Ю.Ф. Бурякова, могут обращаться за информацией по телефону 233-92-27.
С 1 августа 2015 года эстрадное объединение «Узбекнаво» изменит порядок работы художественных советов телеканалов узбекистанского телевидения. Все они будут объединены в единый совет, работающий при эстрадном объединении «Узбекнаво».
Как сообщил в интервью Sayyod.com начальник отдела лицензирования эстрадного объединения «Узбекнаво» Одилжон Абдукаххаров, эта мера выведет на новый качественный уровень контроль за материалами, транслируемыми телевидением.
«Это освободит певцов от необходимости снимать на одну песню разные клипы для телеканалов», — приводит 12news.uz слова Абдукаххарова.
Сайт www.nuz.uz c удовольствием сообщаtn, что нашему колумнисту Ало Масумовичу Ходжаеву сегодня исполнилось 75! Удачи и здоровья, долгих лет в кругу родных и друзей. Вниманию читателей предлагаем суждения Ало Ходжаева о Книге…
Несколько лет назад мне посчастливилось побывать в турецкой Малой Азии, в небольшом городке Чанак-Кале, неподалёку от которого находятся руины знаменитой Трои (по-турецки — Труйя).
Тысячи туристов, движимые трепетным желанием как-то прикоснуться к седой и героической истории и простым любопытством, приезжают сюда ежегодно с различных концов планеты. Я наблюдал за их лицами — там не было просто созерцающих, как правило, все живо обсуждали и хитроумные внутренности «троянского коня», и местонахождение фортификационных сооружений, и размеры ристалищ — и все со знанием дела, споря между собой и изумляясь подтверждению своих книжных представлений.
Тогда я подумал — на Земле нашей множество останков бурной многовековой истории, но редко какое место так же притягивает к себе людской интерес, а всё потому что в сознание всего человечества уже давно вошла «Илиада» Гомера, так красочно и торжественно поведавшая миру о подробностях великой античной войны.
Книга отмерила людям живое представление о зигзагах и парадоксах исторического развития. Найденная случайно (а может, и нет!) в начале 19-го века Алексеем Мусиным-Пушкиным летописная книга «Слово о полку Игореве» раскрыла не только тайны драматической истории порабощённых и вассальных русских княжеств, но и истоки раздробленности интересов и взглядов, душ и характеров россиян, которую не удаётся избежать и по сей день.
А великое «Бабур-Наме»? Где ещё можно было бы так подробно и точно узнать о природе средневекового Междуречья, Афганистана и Индии, как не в талантливо запечатлённых в книге тонких и острых наблюдениях нашего предка Захир ад-дин Мухаммад.Бабура! И таких книг, аналитически определяющих те или иные отрезки мировой истории, немало.
Но книги несут не только благородную познавательную миссию, это не только «кладезь» знаний и чувств, книга есть субстанция и эстетическая, и интеллектуальная, и духовная. Не случайно, Амир Темур придавал такое огромное значение искусству каллиграфии и миниатюры, не случайно, что современную большую культуру Европы и России возводят к первопечатным книгам.
Лично я, вслед за классиком-самоучкой, всегда признавал: «Всем хорошим в жизни я обязан книгам». Уверен, что и самые великие учёные-энциклопедисты тем более имели основание сказать то же.
Я делаю этот вольный и краткий экскурс в нашу культурную родословную, чтобы ещё раз попытаться привлечь внимание читателей к сегодняшнему месту книги в духовной жизни людей. Грустно сознавать, что книги перестали быть в хорошем смысле «идолами» людей, их путеводными звёздами, их собеседниками и формирователями мировоззрения и чувственности. Сравнительно недавно правилом хорошего тона считалось обязательное наличие в домашней библиотеке хотя бы нескольких собраний сочинений мировых классиков или подборки изданий по интересам, а в дружеских и «светских» разговорах обсуждались журнальные новинки.
Бестселлерами были романы Чингиза Айтматова, Габриэля Гарсиа Маркеса, Кобо Абе, стихотворения Андрея Вознесенского, Абдуллы Арипова…Правда, и тогда немало людей в угоду моде держали книги лишь для интерьера, так ни разу не раскрыв их. Всегда казалось, что нет страшнее и печальнее зрелища девственно нетронутой нечитанной книги!.. Теперь же обыватель откровенно циничнее — он просто не покупает книги, во всяком случае — серьёзную литературу, ограничиваясь порой только макулатурным чтивом. Гораздо охотнее — если позволяют средства — он приобретает модные картины — и более заметно, и стена украшена, и «капитал» на будущее. Такой вот полуциничный прагматизм.
Настоящие, достойные книги всё меньше издают, всё меньше покупают, всё меньше дарят друзьям, любимым, молодожёнам. Да-да! В семье предков Гафура Гуляма из поколения в поколение передавалась книга стихов Физули, в Грузии на свадьбу совершенно обязательным подарком был «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели. А непременный Пушкин в любой российской семье , хотя бы его «Сказки», а «Кобзарь» Тараса Шевченко в Украине, а Низами в Азербайджане, а традиции Месропа Маштоца, чьим алфавитом армяне пользуются уже почти 1600 лет, а священно-трепетное отношение иудеев к своим великим книгам «Талмуд» и «Песнь Песней» — перечень можно продолжить.
Так неужели это всё позади? Неужто в нынешнем «рыночном» убранстве нет места для бесценного человеческого достояния — книги? При всём всепоглощающем засилье телевидения и интернета? Конечно, не так. Мы обозначили себе духовно богатое будущее а значит, должны быть Праздники книг, литературные балы и викторины, постоянно действующие детские книжные ярмарки, публичные презентации новых книг, читательские встречи, и т.д.
Так актуален ли этот лозунг: «Да здравствует книга!»? Именно она делает человека и культурным, и разумным «гомо сапиенс». Хвала Книге!
В связи с масштабными боевыми действиями в северной части Синайского полуострова, где египетская армия контратакует боевиков группировки «Вилаят Синай» («Провинция Синай», другое название – «Эмират Синай»), ассоциированной с «Исламским государством», 1 июля силы Армии обороны Израиля около египетской границы были приведены в состояние повышенной готовности. В приграничных населенных пунктах ЦАХАЛ провел инструктаж населения. По приказу министра обороны Израиля Моше Яалона, 1 июля были закрыты КПП «Керем Шалом» и «Ницана» (утром 2 июля КПП «Керем Шалом» возобновил работу, чтобы пропустить в Газу около 600 грузовиков со строительными материалами и гуманитарными грузами).
1 июля в результате атак боевиков погибли не менее 70 египетских военнослужащих и полицейских, были убиты около 100 исламистов, передает агентство MENA.
В ночь на 2 июля, как сообщает арабская редакция телеканала Sky News, египетские военные на севере Синая ликвидировали более 20 боевиков. Утверждается, что среди убитых один из лидеров «Вилаят Синай». Сообщается, что египетская армия задействовала против боевиков самолеты F-16. Вертолеты Apache уничтожили бронетехнику, захваченную террористами 1 июля.
Тот же источник накануне сообщал, что исламистам удалось взять под свой контроль большую часть города Шейх Зуэйд, а также отрезать Рафах от города Эль-Ариш, установив контроль над автомобильными трассами. Но египетские СМИ заявляют, что армия уже полностью контролирует Шейх Зуэйд.
Арабская пресса отмечает, что столь масштабных боевых действий на Синае не велось с 1973 года, когда египетская армия противостояла ЦАХАЛу.
Согласно мирному договору между Израилем и Египтом, любое наращивание военного присутствия на Синае требует израильской санкции. Иерусалим сообщил, что удовлетворит все подобные просьбы Каира.
В связи с обострением ситуации на Синайском полуострове собирается экстренное совещание Лиги арабских государств. В арабских СМИ говорится о том, что «Исламскому государству», по всей видимости, удалось «открыть новый фронт» борьбы со светскими режимами – в Египте, что является продолжением действий ИГ в Сирии, Ираке и Ливии.
Отметим, что лидеры «Вилаят Синай» открыто угрожали нападением на Израиль. Ранее данная группировка несколько раз осуществляла ракетные обстрелы Эйлата. При этом «Вилаят Синай» выступает и против режима ХАМАС в Газе, обвиняя его в притеснениях местных салафитов и угрожая войной хамасовцам с последующим захватом Газы.
Террористическая группировка «Вилаят Синай», именуемая также «Исламским государством на Синае», а ранее называвшая себя «Ансар Байт аль-Макдис», представляет серьезную угрозу, так как ее ряды постоянно пополняются, в том числе за счет радикальных исламистов, прибывающих из Газы.
Штаб по борьбе с террором при правительстве Израиля категорически не рекомендует израильским гражданам посещать Синайский полуостров, несмотря на то, что в последнее время на юге Синая, где расположено большинство туристических центров и отелей, относительно спокойно.
Ташкентский Дом фотографии представил выставку, составленную из работ выпускников Школы-студии творческой фотографии. Она работает при Доме фотографии с 2006 года, и нынешний выпуск – уже восемнадцатый по счету.
Отчетная выставка вынесла на суд публики работы пятнадцати студентов. Большинство из них пробует себя в жанре фотографии впервые, и выставка стала для них дебютом. Это Айнура Байрамова, Айтакин Байрамова, Нодира Алимова, Мария Кузнецова, Руслан Сакиев, Александр Страутин, Равшан Султанов, Марина Пак, Камила Холдарова, Темур Усманов, Нигина Назарова, Стефания Аббасова, Анастасия Малиновская, Дмитрий Цой, Алижон Махмудов. А тонкостям фотографического мастерства их обучали такие профессионалы, как Искандер Садыков, Рустам Шарипов, Михаил Левкович и Хасан Файзиев.
Всего представлено около 270-ти фотографий, сделанных в разных жанрах. В процессе обучения молодые фотографы работали и с постановочными снимками, и с моментальной фотографией, улавливающей объект в движении, пробовали разные темы и подходы, отыскивая те, которые окажутся им ближе всего. Как отмечали специалисты, результаты этих экспериментов весьма удачны – снимки сделаны профессионально и способны заинтересовать зрителя.
На открытии выставки всем выпускникам Школы-студии были торжественно вручены сертификаты об окончании курсов фотографического мастерства.
В Ургенче открылась выставка скульптур Шавката Усманова — члена Академии искусств Узбекистана, известного художника и скульптора.
Как сообщает telegraf.uz, в картинной галерее города представлена серия скульптурных портретов мастера. Это личности, оставившие след в истории нашей страны: Алишер Навои, Амир Темур, Джалалиддин Мангуберди, Аль-Хоразми, Аль-Беруни, Мирзо Улугбек, Абулгози Баходирхон, Пахлавон Махмуд, Огахи, Мухаммад Рахимхон Феруз, Комилжон Отаниязов.
Открытие выставки посетили скульпторы, журналисты, представители общественности, а также студенты Государственного университета Ургенча, учащиеся профессиональных колледжей и общеобразовательных школ.
Представители областного управления по делам культуры и спорта поздравили Шавката Усманова с открытием персональной выставки и вручили ему памятные подарки.
Персональная выставка узбекистанской художницы Инны Сандлер состоялась 16 июня 2015 года в Париже.
При поддержке Посольства Франции и Французского института Инна Сандлер работала три месяца (с 3 апреля по 29 июня) в Международном центре искусств Cité internationale des arts в Париже. Итогом ее творческой поездки стала серия «Dada» из двух десятков полотен. Тематика серии – деревянная лошадка-качалка и карусельная лошадка. Взгляд художницы придал этому образу неожиданное воплощение.
Инна Сандлер окончила Республиканский художественный колледже им. П.Бенькова по отделению дизайна. Член Творческого объединения Академии художеств Узбекистана. Принимала участие в различных выставках, в том числе таких, как выставка современного искусства в зале Академии Художеств, «Загадка Аристотеля», «Искусство в общественном пространстве» и в вернисаже в галерее «Multitudes Gallery» (США).
В ближайшее время выставка серии «Dada» будет представлена и в Ташкенте.
Международный центр искусств, включающий в себя 324 мастерские, каждый год приглашает в Париж около тысячи художников из 50 стран мира. Как сообщает пресс-служба Посольства Франции в Узбекистане, только за последнее время в Cité internationale des arts побывали узбекистанцы Бобур Исмаилов и Юлия Дробова, а в этом году — Жамол Усманов.
2 июля во дворце «Туркистон» выбрали победителей Ташкентского городского этапа Республиканского смотра-конкурса на премию «Нихол».
За премию «Нихол», присуждаемую по номинациям «Эстрада», «Инструментальное исполнение», «Классическая песня», «Исполнение народных сказаний» и «Танцевальное искусство», борются молодые исполнители в возрасте от 17 до 25 лет. Всего было подано 237 заявок. Из этого числа в районных этапах конкурса было отобрано 76 человек. Ташкентский городской отборочный этап сумели пройти 24 из них.
Теперь победителям предстоит участие в финальном, республиканском этапе конкурса на премию «Нихол». Он состоится 8 июля.
Юные танцовщицы из Узбекистана привезли две награды с Международного хореографического фестиваля «Арабеск» в Юрмале (Латвия).
Мария Ефимова, Ясмина Салам и Малика Нумонжонова, ученицы второго класса хореографического отделения детской школы музыки и искусства №14 Мирзо-Улугбекского района Ташкента, где они обучаются под руководством Марии Зодчевой, успешно выступили на латвийской сцене. В возрастной группе 8-10 лет они получили первое место в категории «Эстрадные индийские танцы» и второе место в категории «Народные узбекские танцы».
Фестиваль, который уже в пятнадцатый раз проводится с 24 по 29 июня, поддерживают Рижская и Юрмальская думы, Министерство культуры и Ассоциация профессионального балета Латвии. В нем участвует около тысячи танцоров из разных стран мира. Программа фестиваля открывается праздничным шествием по центральной улице Юрмалы, а завершается гала-концертом.
Для несведущих поясню, что «логос» — по древнегреческому философу-материалисту Гераклиту, кому, собственно, и принадлежат приведенные в заголовке слова, — это всеобщая закономерность (мысль), а по философу-идеалисту Платону — это духовное первоначало, божественный разум. И в том, и в другом случае — божественная ли основа или же самоорганизованное закономерное понятие — этот фактор обязателен для «работающей» души нормального человека.
Напомню ещё раз: «Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!»
Но для этого душа должна быть наполненной, воспитанной, если хотите — образованной, эмоционально и нравственно заряжённой. Для того, чтобы адекватно воспринимать прекрасное, усваивать его, обогащаться и стимулироваться им. Может ли этот плодотворный процесс идти сам по себе, без всяких усилий со стороны человека? Глухая, слепая, тёмная и заскорузлая душа субъекта, чьи интересы и желания ограничены лишь материальными благами или амбициозным самоутверждением, не может развиваться, самосовершенствоваться, не может органично отзываться на весь спектр самых прекрасных духовных обретений человечества, на красоту самой природы. А коли так, то данный человек, как бы он ни хвастался, вряд ли «украшает» собой жизнь, вряд ли вносит свою лепту в осуществление вековой людской мечты о гармонизации окружающего мира.
Любопытную мысль высказал в своей «Автобиографии» Чарльз Дарвин: «Если бы мне пришлось во второй раз прожить свою жизнь, я бы поставил себе за правило хоть раз в неделю читать стихи и слушать музыку; таким образом все клетки моего мозга сохранили бы свою живучесть. Атрофия художественных вкусов влечёт за собой утрату известной доли счастья, а может быть, и вредно отражается на умственных способностях».
Не знаю, как насчёт «умственных способностей», но лично я никак не могу чувствовать себя счастливым, если периодически не слушаю классическую музыку, не читаю стихи, не наслаждаюсь хорошей актёрской игрой.
И не обязательно профессиональной. Наблюдения за любительским искусством занимательны ещё и потому, что обычные участники художественной самодеятельности преображаются на глазах, становятся возвышеннее, благороднее, тоньше, чище, значительнее. Особенно наглядно это проявляется в театральных кружках. Убеждён, что в таких коллективах формируется не только общая культура его участников и зрителей, но очень часто подлинные личности.
Я это понял давно. Так случилось, что будучи младшеклассником, я впервые услышал о комедии Гоголя «Женитьба» не в школе, а потому что главную роль в ней сыграл в драмкружке тогдашнего сельхозинститута поклонник и будущий муж моей тётушки Ислам Тешабаев. Нет, Ислам-ака не стал профессиональным артистом — он стал покорителем «Голодной степи», получил звание «Заслуженный агроном Узбекистана» и множество других наград, но на всю жизнь остался человеком широких современных взглядов, интеллектуалом и эрудитом. А во время учёбы в ТашГУ я частенько ходил в Актовый зал смотреть на репетиции «Гамлета» в постановке Шукура Бурханова. И поражался тому, как великий мастер, народный артист страны долго и терпеливо работал с артистами-студентами, отнюдь не рассчитывая сотворить из них профессионалов. Но зато Шукур Холмирзаев, сыгравший принца датского, впоследствии стал известным, самобытным писателем; насыщенной духовной жизнью, насколько я знаю, живут и другие участники того замечательного спектакля.
Позже я с удовольствием откликался на приглашения посетить спектакли театральной труппы политехнического института, где под руководством также народного артиста Кудрата Ходжаева были поставлены «Алишер Навои» и «Отелло». И опять же блистательный исполнитель главных ролей Тулкун Миркамилов впоследствии стал доктором химических наук, академиком, депутатом Олий Мажлиса республики. Выступая перед студенческой молодёжью в своей «альма-матер», даже на лекциях, он продолжал поражать всех красивой дикцией, постоянным обращением к сокровищницам мировой поэзии. Были театральные коллективы, где работали со студенчеством другие большие мастера и в других вузах (я не имею в виду Шухрата Аббасова, который преподаёт в специализированном Театральном институте).Вот бы восстановить эту добрую традицию!
Искусство преображает человека, даже далёкого от гуманитарной сферы — в этом ещё несколько лет назад мы убеждались не раз на спектаклях Абдуманапа Алимбаева в объединении «Узэлектроаппарат». Очень жаль, что после смерти этого нестандартного человека и руководителя его театральный коллектив распался.
Я поделился своими раздумьями в связи с тем, что на нашем портале было сообщение о проведённом 29 июня в Национальной библиотеке Узбекистана республиканский этапе творческого фестиваля «Юксак маънавиятли авлод» — «Высокодуховное поколение». Организаторами фестиваля выступил Республиканский центр духовности совместно с министерствами высшего и среднего специального образования и народного образования.
Оказывается, финал собрал 326 молодых художников, дизайнеров, народных ремесленников, мастеров декоративно-прикладного искусства, ораторов, музыкантов, журналистов и литераторов, победивших в Каракалпакском, областных и Ташкентском городском этапах. Это ученики школ, академических лицеев, колледжей и вузов, соревновавшиеся в трех возрастных категориях.
Были проведены соревнования в номинациях «Знаток произведений Президента», «Знаток истории независимости», «Художественное творчество», «Самый талантливый ремесленник», «Художник, отразивший в своих работах национальный дух», «Дизайнер, отразивший в своих работах национальный дух», «Певец Родины» и «Литературное творчество (поэзия, проза, журналистика)». Прекрасно! Только жаль, что среди нашей молодёжи не нашлось (?) любителей сценического искусства.
В течение всего первого полугодия ташкентские любители музыки наслаждались великолепными голосами и игрой талантливых исполнителей из Латвии. Все концерты проходили в рамках большой культурной программы проекта ЕС «Восточное партнерство». Латвия, как известно, все это время исполняла председательские функции в Совете Европы. Концерты, организованные посольством Латвии проходили при непосредственной поддержке делегации ЕС в Узбекистане. Заключительный концерт «Рижского квартета саксофонистов» состоялся в Большом зале Ташкентской консерватории.
Открывая концерт, посол Латвии в Узбекистане Эдгарс Боднарс отметил, что ташкентцы по достоинству оценили выступления лучших музыкальных коллективов Латвии. На концерты приходило много зрителей и, в зале все время была отличная атмосфера. Это оставило у нас желание продолжать культурное сотрудничество.
«Рижский квартет саксофонистов» серьезно заявил о себе в 1992 году, и именно с его деятельностью в Латвии связывают начало эры академической саксофонной музыки. Бессменным руководителем квартета остается его создатель Артис Симанис.
Квартет выступает не только в концертных залах, но и в школах, церквях и на открытых площадках. Благодаря виртуозной игре, музыканты завоевали признание публики и самых взыскательных музыкальных критиков. В репертуар квартета входит самая разнообразная музыка: переложения для квартета саксофонов произведений И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, В. А. Моцарта, классическая музыка для саксофона 20 и 21-го веков (Эндрю Поппи, Карлтон Мейси, Филип Гласс и др.).
Одно из направлений деятельности связано с мировыми музыкальными ритмами и лирическими мелодиями. Есть и аранжировки и оригинальные произведения хорошо известных в мире джазовых композиторов (Д. Гиллеспи, Д. Эллингтона и многих других джазменов).
За более чем двадцать лет своего существования квартет выступил с концертами в более чем 20 странах мира. Музыканты принимали участие в таких международных фестивалях, как Probaltica (Польша), Jazz Kaar (Эстония), Upbeat (Норвегия и Швеция), Всемирных конгрессах саксофонистов в Монреале, Любляне и Сент-Эндрюс.
За активную концертную деятельность и творческие заслуги в 1999 году Рижский квартет саксофонистов был удостоен Большого музыкального приза — самой почетной государственной награды Латвии в области музыки. Квартет является центральным стержнем Международного фестиваля саксофонной музыки «Saxophoniа», который с 1999 года каждый второй год проходит в концертных залах Латвии. Максад ДЖАНГИРОВ Фото автора
Государственный музей искусств Каракалпакстана имени Савицкого готовится к празднованию столетнего юбилея своего основателя. 4 сентября 2015 года здесь пройдут торжественные мероприятия, посвященные памяти художника и собирателя картин Игоря Витальевича Савицкого.
Музей по праву считается уникальным – в его коллекции около 100 тысяч экспонатов. Это предметы древнего, народно-прикладного и современного искусства. Последняя часть собрания музея не имеет аналогов. Крупнейшая художественная коллекция центрально-азиатского региона включает в себя работы мастеров русского авангарда начала и середины ХХ века. Искусство, не признававшееся официально, собиралось и бережно хранилось Игорем Савицким. Удаленное положение музея, его «закрытость» давали возможность приютить в фондах картины, которые не позволили бы приобрести центральным музеям, бывшим на виду у чиновников.
Игорь Савицкий был энтузиастом своего дела. Он оставил после себя не только богатейшую коллекцию, но и круг единомышленников и учеников, продолживших начатую им работу. И собрание авангарда, получившее наконец право на существование, стало предметом гордости Узбекистана.
В 2002 году Савицкий был посмертно награжден орденом «Буюк Хизматлар Учун». А в 2003 году обновленную экспозицию музея открыл лично Президент Ислам Каримов, подчеркнув тем самым его значение. Сейчас Нукус – один из лидеров туристических направлений Узбекистана, уступающий только древним городам Самарканду, Бухаре и Хиве. Здесь строится новый музейный ансамбль, который позволит представить коллекцию Игоря Савицкого во всем ее великолепии.
В мире музей получил широкую популярность после показа фильма «Пустыня запрещенного искусства» («The Desert of Forbidden Art»), снятого американскими документалистами Амандой Поуп и Чавдаром Георгиевым. Лента, рассказывающая об истории создания музея, демонстрировалась на многих международных кинофестивалях, в том числе в Германии, Бразилии, Израиле, Новой Зеландии, Китае, Великобритании. Из последней страны в преддверии юбилея художника пришла радостная новость: книга «Биография Игоря Савицкого» на английском языке, изданная в Hertfordshire Press, стала лидером продаж издательства. Выходец из Узбекистана Марат Ахмеджанов, которому принадлежит Hertfordshire Press, отмечает большой интерес британской публики к личности Савицкого и собранной им коллекции.
Сейчас в музее идут подготовительные работы к юбилею. Изданы каталог и два альбома. Готовится персональная выставка картин Игоря Витальевича Савицкого.
На торжествах публике представят два новых документальных фильма об основателе музея. Будет проведен вечер воспоминаний с участием людей, близко знавших Савицкого. Ожидается прибытие гостей из ближнего и дальнего зарубежья.
Эстрадное объединение «Узбекнаво» принимает серьезные меры в отношении певцов, нарушивших требования лицензионного соглашения. У троих из них — Анвара Собирова, Тамилы и Ягоны, — начиная с 1 июля 2015 года, отозваны лицензии.
Кроме того, пресс-служба «Узбекнаво» обнародовала обширный список работников эстрады, которым вынесено предупреждение. Среди исполнителей, оказавшихся под угрозой потери лицензии — заслуженные артисты Узбекистана Сабиржан Муминов, Илхамжон Парманов, Дилноза Исмияминова, обладатели премии «Нихол» Ёдгорбек Мирзажонов, Шахноза Отабоева, Достон Убайдуллаев, Шерзодбек Ортиков, а также Масруржон Усманов, Жасурбек Умиров, Хилола Хамидова и Умар Шамсиев.
Как предупреждает «Узбекнаво» в заявлении, распространенном пресс-службой, «каждый артист должен соблюдать требования законов Республики Узбекистан и постановлений Кабинета Министров».