back to top
2.5 C
Узбекистан
Суббота, 20 декабря, 2025

Регистан сохранен в 3D

0

Регистан сохранен в 3D Важнейший архитектурный памятник Самарканда, ансамбль Регистан, вошел в проект CyArk500. Он направлен на сохранение цифровых трехмерных моделей 500 объектов культурного наследия.

В течение ближайших 5 лет выбранные объекты со всего мира будут оцифрованы в в 3D-формате. Среди них — Пизанская башня, Сиднейский оперный театр, Лондонский Тауэр и другие. Сейчас проект CyArk уже закончил 40 проектов из планируемых 500.

Съемки Регистана в 3D-изображении вела узбекская компания «Smart Scanning Solutions» в сотрудничестве с ООО «BNZ Industrial Support».

Анна НИМ.

Фархад и Ширин заговорят по-украински

0

Готовится к изданию поэма Алишера Навои «Фархад и Ширин» в переводе на украинский язык. Инициатор проекта — Посольство Республики Узбекистан в Киеве в сотрудничестве с издательским домом «АДЕФ-Украина» и при финансовой поддержке компании «УкрУзАвто».

Фархад и Ширин заговорят по-украински

Текст поэмы будет представлен на узбекском и украинском языках, идущих параллельно. Кроме того, издание украсят вставки оригинальной рукописи «Фархад и Ширин».

Фархад и Ширин заговорят по-украински

Книга будет издана на эксклюзивной дизайнерской бумаге. Цветная печать издания будет дополнена металлизированной бронзовой краской. Страницы украсит аутентичный орнамент XV века из «золотой» фольги, нанесенной на бумагу методом горячего тиснения. Общий объем поэмы составит 366 цветных страниц.

Фархад и Ширин заговорят по-украински

Переводить поэму «Фархад и Ширин» на украинский язык начал поэт Николай Бажан еще в 1940-х годах. Он не окончил работу, хотя перевел две трети произведения. Недостающие фрагменты были переведены украинскими экспертами в сотрудничестве с научными сотрудниками Академии наук Узбекистана.

Планируется выпустить аналогичные издания на английском, французском, немецком и турецком языках.

Анна НИМ.

Обновленный, юбилейный

0

Обновленный, юбилейный Десятый, юбилейный международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари» будет проходить в Самарканде с 25 по 30 августа 2015 года. Многое в его организации изменилось по сравнению с прошлыми фестивалями. Подходят к завершению масштабные работы по благоустройству улиц и площадей Самарканда, на которых будут идти фестивальные мероприятия.

В первую очередь подвергся масштабной реконструкции комплекс Регистан. Здесь традиционно проходят основные мероприятия фестиваля. В прошлые годы для размещения зрителей на площади монтировался амфитеатр из металлических конструкций. С этого года решено отказаться от подобной практики. У входа на площадь построено возвышение в 24 ступени, на котором будут размещены сидения для зрителей. Таким образом, специально монтироваться для фестиваля будет только сцена. По отзывам посетителей Регистана, новый амфитеатр гармонично дополняет остальной ансамбль.

Обновлена система освещения комплекса и амфитеатра. Теперь в Регистане будут использоваться самые современные технологии. Над проектом работают специалисты предприятия «Тошшахарнур» в тандеме с германскими коллегами.

Новая система включит в себя не только архитектурное освещение, но и лазер-шоу, а также демонстрацию в формате 3D, для которой по бокам амфитеатра запланировано установить два постоянно действующих монитора.

Реставрируются также медресе Шердор, Тиллакори и Улугбека. Здесь пройдут традиционные выставки национальных музыкальных инструментов, ремесленной продукции, исторических костюмов, а также творческие встречи, устраиваемые в рамках фестиваля.

Сейчас на площади уже идут репетиции ансамблей и эстрадных исполнителей, которые будут участвовать в десятом фестивале «Шарк тароналари».

Анна НИМ.

Свободной птицы царственный полёт

4

В течение долгих тысячелетий философы, психологи, физиологи пытались и пытаются разгадать природу таланта, феномен художественного и научного гения человека. Тщетно. Сия тайна подвластна, пожалуй, только самому Создателю. Но все исследователи практически едины в одном:
истинный талант — дар редкостный, отмеченный «искрой Божьей», он — свидетельство каких-то особых, незримых, неосознанных связей его обладателя с «высшими силами», а потому не вписывается в обыденные обывательские или казённые правила. Не случайно во все времена личностями талантливыми, тем паче — гениальными, всегда было трудно верховодить, подчинять их корыстным целям.

Свободной  птицы царственный полёт

Разумеется, этот умозаключительный «пассаж» не случаен. Вызван он относительно регулярными слухами об очередном сенсационном успехе удивительно оригинальной и талантливой Личности, коим является режиссёр, сценарист и художник Рустам Хамдамов. То появлялось сообщение о том, что в 1991г. на МКФ в Каннах он был реальным претендентом на золотую пальмовую ветвь за фильм «Анна Карамазофф», с Жанной Моро в главной роли, где получил Приз кинопрессы и Приз «Век кино», как «Режиссер и художник, опередивший время, создатель новой киноэстетики и нового киностиля», то, что он в 1992 году получил грант Жака Ширака для выдающихся деятелей мировой культуры мэрии города Парижа и до 1995 года жил в Париже, где анонимно рисовал для домов Высокой моды Милана, Парижа и Нью-Йорка, работал как художник-прикладник, проектировал ювелирные изделия для американской компании «Russian World Gallery», то, что он стал обладателем престижной Российской независимой премии «Триумф», то, что он удостоен Свободной  птицы царственный полётгран-при «Культурное достояние нации», что стал первым художником, картины которого при жизни вошли в коллекцию Эрмитажа, то, что на МКФ «Фестиваль фестивалей» он получил Гран-при и Приз Санкт-Петербурга «За высокий вклад в мировой кинематограф и активную деятельность в области международного культурного сотрудничества», что он удостоен Специального приза жюри за фильм «Вокальные параллели»., то, что проводились его персональные выставки в Москве, Париже, Нью-Йорке и других городах. А его работы также находятся в Коллекциях Государственной Третьяковской галереи (Россия), Зиммерли музея Роткерс Юниверсити (США), Национальной галереи г. Ровенна (Италия), а также в многочисленных частных
коллекциях по всему миру.

Свободной  птицы царственный полётВыдающийся режиссёр, сценарист и художник, одна из самых таинственных легенд российского кино будоражит умы всех, кто как-то причастен к
киноискусству. Вот несколько авторитетных отзывов о нём: Андрон Кончаловский: «Забавно, что «Дворянское гнездо» сделано под влиянием
Феллини и Хамдамова. Великий классик и студент ВГИКа». Режиссер Кира Муратова: «Я не согласилась бы, наверное, говорить ни о ком, кроме как
о Хамдамове… Когда меня спрашивают: «Кто на вас повлиял? Кто был для вас учителем?, я отвечаю так: «Наверное, масса людей, но определенно
— Параджанов и Хамдамов».

А вот мнение великого Тонино Гуэрра.:
«Знаете, сколько он пережил?! Но, несмотря ни на что, продолжал рисовать свою сказку. Когда я возвращался из Москвы в далекие времена моих первых приездов в Россию, у меня с собой всегда были драгоценные рисунки Рустама Хамдамова. Я вез и показывал их Висконти, Феллиини, Антониони, и они восхищались вместе со мной. Сейчас в моем саду висит его икона и огромная кружка с грушами — удивительная картина! Ему дан талант милостью Божьей — дар художника, режиссера, дизайнера. А главное — он человек глубокой тайны». Согласитесь, уникальная личность!

А многие ли знают, что Рустам — узбек, наш земляк, ташкентец? Сын Усман-аки Хамдамова, долгие годы проработавшего в сельском хозяйстве республики, младший брат Пулата Хамдамова, доктора наук, много лет преподававшего в ТашГУ, помощника Ш.Р.Рашидова, он, ещё, будучи учеником 110-й школы, поражал всех своими необычными рисунками и выразительной лепкой. С детства, мечтая «делать» кино, он поступил во ВГИК на режиссёрский факультет. И была его первая студенческая работа — короткометражка «В горах моё сердце», ставшая сенсацией, «новым словом», программным манифестом творческих поисков и открытий.

Но потом начался длительный конфликт несовпадения яркой художественной индивидуальности с эстетическими нормами тоталитарной монофонической идеологии бывшей империи. И стало происходить страшное: была уничтожена его картина «Нечаянные радости», не осуществлён им замысел фильма об актрисе Вере Холодной. Хотя, как известно, используя именно его экспликации, сюжетные разработки, рисунки и эскизы костюмов, Никита Михалков сделал фильм «Раба любви», за что долгие годы нет-нет подвергался обвинениям в плагиате. Кем угодно, но не самим Р. Хамдамовым. Он всегда был далёк от земной суеты, в течение десятилетий не имея в Москве ни своего жилья, ни прописки, ни постоянной работы.

Ведущие кинематографические державы Франция и Италия — приглашали к себе Хамдамова — творить, жить, высвободиться из-под пут официальной
«удавки». Почитаемый такими мэтрами, как Антониони и Феллини, взыскательный, требовательный, исповедующий высшие критерии в творчестве, сохраняющий истинное достоинство художника, Р. Хамдамов не бросился очертя голову в заманчивый омут западной цивилизации. За долгие годы, по сути, он закончил всего одну картину «Анна Карамазофф», которую до сих пор практически не видел зритель, так как она является собственностью французского продюсера.

Правда, в Москве, Париже, США неоднократно проходили выставки его изобразительных работ — огромный праздник даже для весьма искушённых и избалованных ценителей прекрасного.

А что же его Родина? Забыл ли он о ней, став «блудным сыном»? Наоборот, скорее его сделали «отрезанным ломтем». Очевидно, прежнее идеологическое руководство республики не решалось приютить у себя творца, который тогда не был воспринят Москвой. Таковы были «правила игры». А он тянулся к Узбекистану, делал костюмы к фильмам «Седьмая пуля», «Я тебя помню». В начале 90-х у автора этих строк появилась возможность встретиться с Рустамом. На моё предложение он с готовностью ответил, что и сам мечтает снять картину на «Узбекфильме», что он в долгу перед отчим домом. Увы, не было денег, студия тогда не финансировалась.

Последующие руководители нашего кинематографа, видимо, не проявляли интереса к сотрудничеству с Р. Хамдамовым, во всяком случае, проект так и не был реализован.

Можем ли мы и должны ли осуждать этого уникального творца за то, что его сейчас нет среди созидателей нового Узбекистана? Непростой вопрос… Сожалеть должны, а осуждать — вряд ли. Ведь невозможно судить аль-Хорезми, аль-Бухари, аль-Фаргони, аль-Фараби, Бабура, Машраба, десятки других выдающихся учёных, писателей обеих ренессансных эпох в истории нашего края, наконец, Фурката, Аваз Отар-угли, или жертв бурного двадцатого столетия, за то, что они в силу разных причин — в поисках ли достойной творческой атмосферы, или лучшей доли, или как изгнанники, уезжали из родных мест в арабские страны, в Индию, Китай, Россию, Европу, или ещё куда? Но где бы они ни были, они оставались детьми и певцами своей земли, своего народа. И обогащали мировую цивилизацию.

Конечно, сейчас во-многом иная ситуация. — в нашем молодом государстве делается немало для творческой интеллигенции. Без их вдохновенного труда немыслимо достойное будущее страны. А потому хотелось бы, чтобы посильное участие в этом приняли все, кому не безразлична судьба нашей Родины. Тем более, что, наверное, полный «триумф» возможен лишь при условии, что художник востребован и понят собственным народом.

А.Ходжаев.

Альбом Акмаля Нура

0

Альбом Акмаля Нура Фотоальбом «Мир образов Акмаля Нура» вышел в свет в издательстве журнала «San´at».

Акмаль Нур – один из известнейших живописцев, председатель Академии художеств, народный художник Узбекистана. Его работы высоко ценятся специалистами и широкой публикой, вызывая большое внимание на выставках как у нас в стране, так и за рубежом.

Стиль Акмаля Нура легко узнаваем, в нем восточный колорит смешивается с произведениями западного романтизма, создавая светлый и праздничный мир, населенный одухотворенными персонажами.

В фотоальбом вошли репродукции около двухсот работ художника. Снимки для него сделаны Н.Утарбековым, М.Балтабаевым, А.Джумаевым, А.Зуевым и другими профессиональными фотографами Узбекистана. Составителем и автором вступительной статьи выступила доктор искусствоведения Камола Акилова.

Отдельно стоит отметить оригинальный и очень удачный дизайн А.Абдулова. Альбом печатался на оборудовании итальянского издательства «Графишен Тинторетто», что позволило добиться высокого качества репродукций. Издание станет прекрасным подарком для ценителей творчества Акмаля Нура.

Анна НИМ.

Библиотека издала свой вестник

0

Библиотека издала свой вестник Национальная библиотека Узбекистана им. Алишера Навои представила первый номер информационно-библиотечного вестника “INFOLIB”. Презентация прошла в библиотеке 15 июля 2015 года.

Журнал создается сотрудниками библиотеки и печатается в ее собственной типографии.

Презентацию посетили работники библиотек и издательств, пользователи библиотеки и журналисты.

Директор Национальной библиотеки Узбекистана А. Ходжаев, представляя собравшимся новое издание, отметил назревшую необходимость в подобном журнале. Он назвал цели и задачи вестника: освещение реформ и государственных программ в информационно-библиотечной сфере, событий и новых течений в этой области, распространение информации о профессиональных разработках, как у нас в стране, так и за рубежом, сообщение о новых поступлениях библиотеки.

Планируется, что на базе издания будут проходить обсуждения и формирование новых идей для последующего их применения в информационно-библиотечных учреждениях страны.

О структуре вестника в своей презентации рассказал заместитель директора Национальной библиотеки Узбекистана А. Ишматов. Издание включает в себя рубрики “Трибуна”, “Гость номера”, “Новости”, “Практика”, “Нормативные документы”, “Наследие”, “Памятные даты”, “События”, “Новые поступления”, “Статистика”, “Вопрос-ответ”.

Кроме того, на презентации выступили руководитель научно-методического отдела Республиканской научно-педагогической библиотеки Р.Ратнер, д.и.н. профессор Э.Ахунджанов и д.ф.н. Э.Умаров. Они отметили важность нового издания и поздравили Национальную библиотеку Узбекистана, а также специалистов информационно-библиотечной сферы с его выходом.

Анна НИМ.

Можно ли побороть бруцеллез? Узбекские ученые отвечают – с абсолютным успехом!

1

Можно ли побороть бруцеллез? Узбекские ученые отвечают – с абсолютным успехом! «УЗБЕКСКАЯ МОДЕЛЬ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БРУЦЕЛЛЕЗА КОЗЬЕ-ОВЕЧЬЕГО ВИДА В СТРАНАХ С ОТГОННЫМ ЖИВОТНОВОДСТВОМ». Так называлась статья, некоторое время назад опубликованная в одном из научных журналов тремя узбекскими учеными из научно-исследовательского института Эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний И.Х. Маматкуловым, О.Ш. Косимовым, А. Акбаровым.

Нашему корреспонденту представилась возможность побеседовать с доктором медицинских наук, профессором Маматкуловым Ибрагимом Хомидовичем, и рассказать о вкладе узбекских ученых в решение проблемы бруцеллёза в нашей стране.

Уважаемый Ибрагим Хомидович, давайте начнем нашу беседу с понятий и терминов. Вкратце, что же такое бруцеллёз?
Можно ли побороть бруцеллез? Узбекские ученые отвечают – с абсолютным успехом!
Бруцеллёз — инфекционная болезнь, поражающая млекопитающих, которая передаётся человеку через слизистые оболочки ротовой полости, желудочно-кишечного тракта, глаз; реже — через дыхательные пути, а также через повреждённые и мацерированные кожные покровы продуктами животноводства. Бруцеллёз вызывает у человека поражение нервной, сердечно-сосудистой системы и костно-суставного аппарата.

Виновниками этой болезни, являются микробы, которые впер¬вые в 1886 году обнаружил английский учёный Дэвид Брюс. В его честь их и назвали бруцеллами, а вызываемое ими заболевание — бруцеллёзом.
Источником опасных для человека бруцелл являются главным образом козы, овцы, коровы и свиньи.
В Азиатских странах наиболее распространённым является бруцеллёз козье-овечьего вида.
Можно ли побороть бруцеллез? Узбекские ученые отвечают – с абсолютным успехом!
Основное заражение человека и перезаражение всего поголовья скота происходит при непосредственном контакте с абортированным материалом, содержащим миллиарды инфицирующих доз возбудителя (для заражения людей бруцеллёзом козье-овечьего вида и перезаражения овец достаточно от 1 до 10 клеток возбудителя; для заражения бруцеллой крупного рогатого скота — от 1 млн. клеток).

Кроме того человек может заразиться употребляя в пищу заражённые продукты — сырое молоко, сыр, брынзу, каймак, изготовленных без термической обработки. Бруцеллёз нередко заканчивается инвалидностью, связанную с неврологическими расстройствами, в том числе поражением, как центральной, так и периферической нервной системы.

Понятно, что борьба с бруцеллезом серьезная проблема и планы по ликвидации такого страшного заболевания строились много лет, не правда ли?

Конечно. Ещё в начале 50-х годов прошлого столетия Сталиным был подписал Указ «О ликвидации бруцеллеза в СССР». И позже Правительство СССР публиковало несколько своих Постановлений, в соответствии с которыми выделялись огромные финансовые средства, привлекалось большое количество ученых, практических работников и технического персонала для разработки новых иммунобиологических препаратов для борьбы с бруцеллезом, наносящим огромный социально-экономический урон народному хозяйству.

И каков был результат?

А никакого, проблему бруцеллеза так и не удавалось решить.

В чем по Вашему была главная причина отсутствия значимого результата?

Скорее всего, причина заключалась в отсутствии оптимального научно-технического подхода к решению такой специфической проблемы. Ведь в основу всех постановлений Правительства того периода специалисты вкладывали меры специфической профилактики, но ни одна из созданных сотен вакцин не обладала высокоиммуногенными свойствами.
То есть, количество антител, образуемых после вакцинации, было явно недостаточно для борьбы с поступающими в иммунизированный организм животных миллиардов инфицирующих доз.

Кроме того, ученые не учитывали основной этап патогенеза (патогенез — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. прим. редакции) бруцеллеза, при котором бруцеллы, внедрившись в макрофаги, сохраняя свой биологический вид, становятся недоступными для антител, образующихся после вакцинации.

Стоп, давайте поясним читателям неискушенным в современной науке некоторые аспекты иммунологии и вирусологии.

Макрофаги (участники или одно из звеньев иммунологической защиты организма) — специальные клетки, которые захватывают и переваривают бактерии, умершие клетки и другие чужеродные или токсичные для организма частицы(этот процесс и называют фагоцитозом)

Антитела – это белковые соединения плазмы крови, препятствующие размножению микроорганизмов и нейтрализующие выделяемые ими токсические вещества (антигены). Антитела вырабатываются и после проведенной вакцинации.

Понятно, и что же предложили узбекские ученые?

Итак, вакцинация не обеспечивает надёжного иммунитета и бруцеллёз под «прикрытием» используемых вакцин медленно «расползается» в популяции, и совершенно естественно, что среди вакцинированных животных появляются всё новые и новые инфицированные особи.
Скорее всего вся мистификация с вакцинопрофилактикой при бруцеллёзе связана с самим словом «вакцина», которое многие считают волшебным.

Наши специалисты подошли к этой проблеме нестандартно. Решение оказалось достаточно логичным и простым. Раз с вакцинами возникают такие сложности, то необходимо с помощью иммуностимулятора помочь макрофагам уничтожить антиген-бруцеллу и завершить фагоцитоз.

Такой иммуностимулирующий препарат в нашей стране был создан. Для удобства выбора необходимой дозы препарата, его вводили в состав соли-лизунца, которая получила название – Имнамак «Им-» — иммунизирующая «намак» — соль.

И как использовали Имнамак?

Была разработана специальная Программа, в соответствии с которой Имнамак испытали в Нурабадском районе Самаркандской и Жондорского района Бухарской области. Препарат давали животным в самый опасный, с точки зрения эпидемиологии период, когда возбудитель бруцеллеза в огромных количествах выбрасывается во внешнюю среду – в пред- и окотную кампанию. В параллельной группе животных использовали плацебо — соль-лизунец без иммуностимулятора.

Чабаны рассыпали эту соль в риштаки – специальные корытца, откуда овцы её свободно поедали. Таким образом, минимизировался пресловутый «человеческий фактор», а основная ответственность за проведение мероприятий была возложена на самих баранов и овец. Для того, чтобы не расходовать лишнего препарата очень важно было определить период наиболее эффективного воздействия. Ученые установили, что лучше всего начинать скармливать Имнамак животным за 3-4 недели до начала массовых окотов и продолжать процесс в течение 30-40 дней.

Ну и к чему привел эксперимент, каковые были его результаты?

Результаты были впечатляющими. Впервые масштабные испытания начали проводить в Нурабадском районе Самаркандской области по просьбе местных властей.

Хотя этот район считался по заболеваемости бруцеллёзом относительно благополучным, в отарах все же абортировали более 20% овец.
В период 2001-2002 годов препарат Имнамак был применен более чем у 112 тыс. голов мелкого рогатого скота трижды, причем в начале 2001 г. препарат получило практически всё общественное поголовье скота, а это 62% от общего по всему району. К концу 2001 и в начале 2002 года препарат применили всему поголовью скота.

Так вот, если до начала мероприятий в Нурабадском районе официально регистрировались до 280 случаев обострения хронического бруцеллеза у людей, то в 2001 г. было зарегистрировано 74 больных, а в 2002 г. только 47. А после того как всё поголовье животных района получило препарат Имнамак — заболеваемость людей с впервые установленным диагнозом бруцеллеза к концу 2002 года была сведена к нулю.

Интересным и отчасти неожиданным результатом явилось резкое снижение количества больных людей, поступивших с рецидивами хронических форм бруцеллеза. То есть при снижении количества циркулирующего возбудителя, служащего причиной суперинфицирования, снижается и количество обострений хронических форм заболевания.

Другим интересным показателем, характеризующим динамику эпидемического процесса при бруцеллезе, явился серологический скрининг населения Нурабадского района. Если до использования препарата Имнамак количество людей, реагирующих положительно на бруцеллез составляло 32,4%, то в первый же год частичной реализации Программы этот показатель снизился до 8,2%, а в 2002 году после реализации Программы в полном объеме, этот показатель составил всего лишь 1%. И это наиболее достоверно свидетельствует о снижении эпидемической напряженности в исследованном регионе.

Полученные результаты доказали затухание эпидемического процесса в Нурабадском районе и высокую эффективность проводимых мероприятий.

А каковы экономические результаты использования препарата Имнамак?

Действительно, экономические показатели – важный аспект применения Имнамака, Ветеринарной и административно-хозяйственной службами района, был зафиксирован значительный экономический эффект в животноводстве — на 20-25% возросла сохранность молодняка, увеличился его привес и упитанность, а настриг шерсти в 2001 г. в общественном секторе (там, где реализовывали Программу) возросло на 50% (с 0,8 кг до 1,2 кг на голову).

Но ведь полностью ликвидировать бруцеллёз таким образом вряд ли возможно. Больные животные будут оставаться в отарах и источник инфекции окончательно не исчезает. Не так ли?

Да, это именно так. Однако медики понимают, что борются с серьезным заболеванием и естественно, что в этом случае необходимо использовать все имеющиеся возможности для достижения положительного результата.

При этом специалисты исходят из того, что отгонное животноводство формировалось веками, со своим укладом и традициями. Поэтому ученые должны максимально приблизить свои разработки к существующим методам хозяйствования.
Мы понимаем, что в реальности невозможно в одночасье азиатские отары перевести на контролируемые технологии западноевропейских ферм. Поэтому в наших условиях, задачей первого этапа было нивелировать интенсивность последовательного заражения здоровых животных, быстро ликвидировать аборты у овец, и, самое главное, сделать так, чтобы люди не болели. Ну а уже на втором этапе решить главную задачу полностью зачистить регион от бруцеллёза.

Мне кажется, что у нас в стране точно никто не может назвать точное количество рогатого скота. Отсутствие контроля ведь тоже является существенной проблемой при ликвидации бруцеллёза?

Такая проблема существует, но решить её можно проводя масштабные мероприятия по применению Имнамак. Чем больше масштаб – тем выше его эффективность — это закон эпидемиологии и эпизоотологии. При широком охвате поголовья снижается даже опасность неконтролируемого движения скота из отары в отару. Ведь эти процессы будут проходить уже внутри популяции с низкой распространённостью бруцеллёза.

Конечно, потребуется не один год, чтобы в отгонном животноводстве искоренить эту инфекцию таким образом. Но мне представляется, что данная Программа борьбы с бруцеллёзом – наиболее приемлема и эффективна на современном этапе.

Какие выводы сделали узбекские ученые?

Многолетний эпидемиологический анализ официально регистрируемой заболеваемости, с установленным диагнозом бруцеллеза показал, что интенсивный показатель заболеваемости на 100 тысяч населения за период 1985-2014 гг. варьировал а пределах от 7,2 до 1,2, а в период использования препарата Имнамак в самых неблагополучных по заболеваемости людей регионах — он был самым низким за последние 30 лет по республике – 1,2! Полученные статистические показатели являются неопровержимым доказательством возможности искоренения бруцеллеза по методике предложенной узбекскими учеными.

Теперь же стало вполне очевидным, что используемая со времен бывшего СССР система вакцинации животных не привела к избавлению от этой напасти. Узбекская же модель борьбы с этим страшным заболеванием позволяет получать дополнительное количество поголовья, предотвращая забой ценных пород скота.

На сегодняшний день созданы все объективные предпосылки для ликвидации бруцеллеза козье-овечьего вида при использовании разработанной нами методики, причем не только в Узбекистане, но и в других странах с системой отгонного животноводства.

Уважаемый Ибрагим Хомидович спасибо за интервью, будем надеяться, что опыт узбекских ученых по достоинству оценят ваши коллеги в других странах.

Два документальных фильма — доказательства успеха узбекских ученых.

Беседовал Виктор МИХАЙЛОВ

Узбекистанские дизайнеры в Монте-Карло

0

В неделе моды Fashion Week в Монако приняли участие узбекистанские дизайнеры Zulfiya Sulton и Lali.

Узбекистанские дизайнеры в Монте-Карло

С 6 по 8 июля 2015 года продлился третий сезон MC Fashion Week, организованный Палатой Моды Монако при поддержке правительства Монако, мэрии, офиса по туризму княжества Монако, а также Почетного консульства России.

2015 год объявлен в Монако Годом России, поэтому главной темой сезона была русская мода. Палата Моды Монако в сотрудничестве с Società Italia пригласила на мероприятие в Монте-Карло одиннадцать зарубежных дизайнеров, большинство которых было из России. Кроме того, в показе участвовали по одному дизайнеру из Армении и Казахстана, и двое – из Узбекистана.

Бренды Zulfiya Sulton и Lali объединяет принцип сочетания традиционных узбекских тканей с современными стилями и неожиданными решениями. Оригинальные коллекции, представленные ими, произвели большое впечатление на избалованную публику Монако. Особенно запомнился участниками «русский образ» из коллекции платьев Lali, дополненной стильными диадемами – своеобразное посвящение Году России, отмечаемому в княжестве.

Узбекистанские дизайнеры в Монте-Карло

Анна НИМ.

Пришла очередь Лолы…

0

Пришла очередь Лолы… 14 июля 2015 года пресс-служба эстрадного объединения «Узбекнаво» обнародовала информацию о лишении лицензии певицы Лолы Юлдашевой. Официальная формулировка гласит, что действие лицензии приостанавливается за «нарушение условий лицензионного соглашения».

Как сообщает 1news.uz, начальник отдела лицензирования Одилжон Каххаров разъяснил в интервью Sayyod.com причины такого решения:

«В последнее время Лола одевается в слишком откровенном стиле, не соответствующем нашему менталитету. В таком виде она постоянно появляется на публике, словно пропагандирует такое поведение среди молодежи. Она была не раз предупреждена со стороны «Узбекнаво». Несмотря на это, Лола продолжала вести себя в том же духе, к тому же откровенные фотографии в социальных сетях негативно влияют на сознание молодежи. Это возмущает людей, что можно видеть и по их комментариям».

К сожалению, представитель «Узбекнаво» не дал точного определения эстрадной одежды, отражающей все требования узбекского менталитета и лицензионного соглашения.

Кроме того, О.Каххаров пролил свет и на причины предыдущих санкций «Узбекнаво» в отношении эстрадных певцов. Анвар Собиров и Ягона, как выяснилось, «не участвовали в уроках пропаганды духовности», проводимых в регионах страны. Певица Тамила от пропагандистской деятельности, видимо, не уклонялась, но ее, тем не менее, все равно лишили лицензии за три последних клипа, которые начальник отдела лицензирования охарактеризовал как «бездарные».

Таким образом, в этом месяце лишены лицензии уже четверо узбекистанских исполнителей.

Кроме того, необъяснимая путаница произошла со списком артистов, которым вынесено предупреждение. «Собиржон Муминов по ошибке попал в список «наказанных». По такой же причине выпал из списка получивших предупреждение Отабек Муталходжаев, эти ошибки были исправлены», — приводит 1news.uz слова О.Каххарова.

Певица Лола смущает «Узбекнаво» своими нарядами, «не соответствующими нашему менталитету», с марта этого года. Ей пришлось написать объяснительную записку по поводу костюма, в который Лола была одета на концерте Райхон Ганиевой. Спустя некоторое время аналогичную критику вызвали наряды Райхон и Лолы в клипе «Куникмадим».

Отзыв лицензии автоматически означает запрет на трансляцию песен Лолы по телевидению и радио.

Сама же певица отказалась комментировать факт потери лицензии. По сообщениям прессы, Лола проводит свой отпуск в Барселоне и уже опубликовала свежие фотографии, сделанные на стадионе «Камп Ноу».

Анна НИМ.

Основы авиценноведения ХХ века

2

Недалеко от Садового кольца на улице Обуха был старинный особняк, когда-то принадлежавший знаменитому «производителю швейных машинок» Зингеру. Я впервые переступил его порог в 1979 году. Тогда я еще не понимал, что переступаю порог крупнейшей научной школы ХХ века. До этого была удивительная встреча в Ташкенте с профессором Борисом Дмитриевичем Петровым. Как все подобные встречи она была случайной. Наш разговор продолжался не более пяти минут, которых хватило, чтобы моя жизнь изменилась навсегда. Борис Дмитриевич пригласил меня на работу в Москву, задав всего несколько отвлеченных вопросов. Вы будете писать большую работу об Авиценне, подвел он итог нашей мимолетной встречи.

Основы авиценноведения ХХ века

О значении научных школ существует обширная литература, но ничего подобного школе Петрова мне встречать не доводилось. Прежде всего, там незримо присутствовал Авиценна. Когда я приступил к работе в Москве, Петров сказал: «Сударь, если вы хотите писать об Авиценне, научитесь сначала мыслить, как он. Начните с изучения «Метафизики» Аристотеля, расширьте свои знания в области античной философии, особенно логики, изучите глубоко Коран, станьте своим в той эпохе, где довелось жить и работать Авиценне, дышите ее поэзией, сказками, легендами. Словом, погружайтесь в его мир, учитесь работать, как он работал, думать, как он думал. Научитесь чувствовать его плечо рядом, словно он здесь в отделе, сидит за соседним с вами столом».

Вторым этапом моего пути навстречу Авиценне были научные статьи, каждую из которых я буквально защищал как диссертацию. На столе у Петрова лежал большой красный карандаш, который он протягивал, когда я ему заносил свой очередной опус и говорил одну и ту же фразу, от которой у меня буквально начинали дрожать руки: «Вот Вам красный карандаш сударь, будьте любезны подчеркнуть только свои мысли, чужие как вы понимаете, меня не интересуют». Постепенно я все уверенней держал красный карандаш, подчеркивая под одобрительным взглядом Петрова целые страницы.

Он учил меня, казалось очень простым вещам, и прежде всего, искренне восхищаться Авиценной как человеком, и как мастером. Восхищаться так, как восхищаешься закатом сидя на берегу моря, или картинами Мане, или стихами Цветаевой. Он мысленно помещал Авиценну в некое пространство Духа, прикоснувшись к которому испытываешь волнение и немое восхищение.

Однажды на конгрессе по истории медицины, проходившем в Риме, куда Петров привез сигнальный экземпляр первой книги «Канона», проводился блиц опрос участников на тему, что самое главное в работе историка. Петров ответил, не задумываясь: «Умение восхищаться, ибо равнодушный флегматичный историк, годится только на то, чтобы идти продавать пиво».

Еще один принцип Петрова: «Если научный работник не в состоянии уложится в пять минут, докладывая вопрос любой степени сложности – это не научный работник, а …» и далее опять шли рассуждения о пиве и необходимости кому-нибудь его продавать.

Вы зачем сюда приехали сударь, спрашивал он раздраженно, если я вдруг чего-нибудь не успевал. Работать? Ну, так «деньги на бочку!» Он не уставал мне повторять: «Ищите логические связи там, где их нет, и казалось, быть не может, учитесь выстраивать такие логические цепочки, чтобы как бы «поженить рязанскую козу на Московском Кремле». При этом он требовал работать на пределе человеческих возможностей. Спать приходилось 2-3 часа в сутки. Отдел, Ленинская библиотека, ночная обработка заданий на безотказной пишущей машинке. Задача одна – освоить все технологии познания. Почти по формуле Эйнштейна: «Мышление ради мышления, как в музыке!»1.

Если Максвелл разделял ученых в соответствии с особенностями чувственного восприятия научных понятий и проблем, Оствальд по скорости умственных процессов, Пуанкаре – по преимуществу в мышлении ученого интуитивного или логического начала, то Петров требовал от меня максимального освоение всех типов научного мышления.” «Иначе, зачем все это”, — говорил он с нескрываемой грустью, — если вы не сможете решить поставленную задачу – научится жить в мире идей Авиценны, останется рутина, мышиная возня вокруг «плановых тем». Он снимал с руки часы, зажимал в ладони и высоко поднимал их над головой. «Смотрите сударь, — обращался он ко мне, — у меня совсем не осталось времени, а вы еще позволяете себе опаздывать на целых три минуты!».

В те годы он требовал от меня полного самоотречения. Порой я уставал от этого нечеловеческого темпа, общежитского быта, вечной нехватки денег. Но, наверное, все-таки был прав Николай Бердяев, когда писал: «Никакое творческое деяние, никакое познание, никакое искусство, никакое открытие нового и небывалого невозможно без самоограничения, без возвышения над низшей природой человека. Сотворить что-нибудь в жизни может только тот человек, который предмет своего творчества поставил выше самого себя, истину предпочел себе»2.

Основы авиценноведения ХХ века

Школа Петрова имела свое измерение в пространстве науки, и все, кто находился в этом измерении, были частью некой тонкой интеллектуальной игры, которая определяла границы этого необыкновенного научного сообщества, где имелись свои «генераторы идей», «критики» и «эрудиты», блестяще демонстрирующие различные стили научного мышления. И.В.Венгрова, М.И.Яровинский, В.Я.Базанов, М.Б.Мирский, Е.И.Лотова, Х.И.Идельчик, Е.И.Данилишина, Т.Н.Исхакова – талантливые ученые, которые делали историю медицины открытой интеллектуальной системой, где Авиценна присутствовал настолько органично, зримо, что мне порой казалось, будто он действительно находится где-то рядом.

Празднование 1000-летия Авиценны по Солнечному календарю вызвало к жизни огромное количество исследований его творчества. Появились по-настоящему глубокие оригинальные работы, среди которых монография узбекского ученого В.К.Джумаева «Хирургия Абу Aли Ибн Сины» (1979) и немецкая интерпретация разделов «Канона» по гигиене детства E.Kahle «Avicenna uder Kinderkrankheitenim Kinderregimen seinem Qanun» (1979) являются замечательным примером академической науки, бесконечно далекими от «белого шума» юбилейных статей. Вместе с тем, надо сказать, что «квантовая теория привела – в чем нельзя не видеть ее благотворного влияния – к новой связи между энергией и информацией»3.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что количество научных работ об Авиценне в начале 80-х годов ХХ века перешло в качество его присутствия в коллективном бессознательном. Возникли все предпосылки для активизации информационного потока по имени Авиценна (его III фаза) и уникальный научный феномен – авиценноведение.

Таким образом, присутствие Авиценны в мире вещей ХХ века явилось временем «установления ценности необходимых лучей и энергий», стадией нового прочтения трудов Авиценны, центром которого стала научная школа Б.Д.Петрова, долгие годы служившая генератором интеллектуальных инноваций, позволивших подойти к разработке научных основ авиценноведения.

Однако законы коллективного бессознательного таковы, что-то знание, которое не находит путей реализации в практике жизни, постепенно превращается в «белый шум», который перестают слышать. В эпоху Западноевропейского Ренессанса «Канон врачебной науки» был востребован практикой жизни, прослужив практической медицине почти 500 лет.

Авиценноведение оказалось не способным воздействовать на ход развития медицинской мысли второй половины ХХ века. Юбилейное издание «Канона врачебной науки» к концу 80-х годов превратилось в глазах врачей в сувенирную книгу, из серии классики, которой украшают интерьеры. Это горько сознавать, но это было.

Петров в письме от 4 марта 1987 г., предостерегал меня: «Главный закон: если остановился, значит пошёл назад. Значит, останавливаться и тем более любоваться своими достижениями – вещь гибельная. Что значит двигаться вперёд. Это значит видеть время, видеть место, видеть своё место во времени. И помните — Время – это новая революция»4. Он все понимал. На его глазах таял интерес ко всему, что связано с именем Авиценны.

Перестройка ломала социум, в котором наука съеживалась как «шагреневая кожа». При этом старые стереотипы научного мышления продолжали доминировать. И Петров, скорее по старой привычке, приезжал на улицу Обуха, шел в свой кабинет, просматривал почту. Недавно, разбирая бумаги, я наткнулся на его старую, уже пожелтевшую записку: «самое страшное — это одиночество сердца».

Авиценноведение было обречено застрять в развитии потому, что не могло себе позволить интуитивную метафизику, божественные откровения, новые технологии прочтения «Канона», который в переводе востоковедов выглядел как нелепый подстрочник. Я все реже бывал в Москве. Школа Петрова постепенно превращалась в обычный отдел истории медицины. В конце 80-х годов там не осталось даже следов информационного потока по имени Авиценна.

Третья фаза его пришествия в мир вещей подошла к концу. В 1990 году я прилетел в Москву, чтобы проводить Бориса Дмитриевича в последний Путь. Его сын уступил мне в катафалке место у гроба. В тот день это было мое законное место.

В научной школе Б. Д. Петрова
Все было ново,
Каждое дело, каждое слово,
Словно я снова
Учился ходить,
Думать,
Читать и писать,
Говорить.

Словно
На гору
Я поднимался,
Ночи не спал
И зубами цеплялся
За золотые травинки идей,
Лишь бы вершины достигнуть скорей.

Десятилетия минули.
Что же?
Я на вершине заветной, похоже.
Умер Петров,
Школы нет и в помине,
Жутко стоять
Одному на вершине.

Справка. Научная школа Бориса Дмитриевича Петрова (1904-1990) возникла в Москве на основе отдела истории медицины ВНИИ социальной гигиены и организации им. Н.А.Семашко (ныне Национальный НИИ общественного здоровья РАН).

Можно без преувеличения сказать, что по сути это был научно-методический центр истории медицины мирового значения. В отделе, пока я там работал, стажировались ученые из Болгарии, Венгрии, Германии, Греции, Испании.

Петров был не только автором расширенного введения к «Канону врачебной науки», вышедшего на русском языке в 1952 г. (это была ключевая Первая книга «Канона»), но вместе с В.Н.Терновским медицинским редактором текста всех пяти томов. Второе прочтение «Канона» произошло в Москве и, отчасти, в Ташкенте, где в Институте Востоковедения была проведена огромная работа по переводу «Канона» на русский язык с арабской копии ХII века, выполненной неизвестным и не совсем добросовестным переписчиком.

Владимир ИСХАКОВ
д.м.н., профессор

Примечания автора

1 Einstein A. The human side / Sel. and ed. By H.Dukas, d. Hoffmann. – Princeton Univ, Press, 1979, p. 17.
2 Бердяев Н.А. Диалектика божественного и человеческого. – М., 2003, с. 226.
3 Винер Р. Творец и будущее. – М., 2003, с. 42.
4 Письма Б.Д.Петрова – уникальный феномен научно-методической работы. По сути это было более ста очерков о том, как надо учиться, самостоятельно мыслить, читать не менее 500 страниц в день, анализируя по ходу каждое предложение, как надо верить в себя, искренне жить и любить. Судьбе было угодно, чтобы все эти письма были уничтожены. Осталось одно. В нем как в зеркале отражается образ Петрова – выдающегося мыслителя ХХ века и моего учителя.

Изучая российскую историю

0

Изучая российскую историю В Российском центре науки и культуры в Ташкенте отметили годовщины двух знаменательных дат военной российской истории – Невского сражения и Полтавской битвы. Оба эти события, имеющие огромную важность для русского народа, произошли в июле – одно в 1240-м, второе в 1709-м году.

Им было посвящено заседание круглого стола «Вехи русской военной истории», прошедшее в РЦНК 14 июля 2015 года.

Руководитель Исторического клуба при РЦНК Василий Костецкий и член-корреспондент Российской академии педагогических и социальных наук Давлятбек Саъдуллаев сделали доклады об истории этих сражений и их значении для России. Они подчеркнули героизм, проявленный русскими бойцами, и их патриотизм.

Изучая российскую историю

Собравшимся были продемонстрированы презентации и видеоролики, посвященные этим датам. Звучало и поэтическое слово – стихотворения на тему исторических сражений.

Изучая российскую историю

В круглом столе участвовали волонтеры Российского центра науки и культуры, Русского культурного центра, а также активисты из числа студенческой молодежи.

Анна НИМ.

Мужчина-инструктор, в первую очередь должен быть инструктором, и только потом мужчиной!

5

Мужчина-инструктор, в первую очередь должен быть инструктором, и только потом мужчиной!Закончила колледж в прошлом году, в университет не поступила. Пошла работать секретарем в тур-фирму. Накопила денег и пошла учиться на права.
Все занятия посещаю прилежно, веду конспект, даже рисую дорожные знаки цветными карандашами. Во время опросов отвечаю активно и преподаватель ко мне претензий не имеет.

Казалось бы, все хорошо, и чего мне жаловаться? Инструктор! Я вызывающих нарядов не ношу, яркий макияж не практикую, и никогда не флиртую с преподавателями. Боже упаси! Но наш инструктор этого не понимает. Во время вождения он постоянно смотрит ниже уровня моих глаз, улыбается двусмысленно. Некоторых учеников он возит по 2-3 человека, а я всегда одна!

Мужчина-инструктор, в первую очередь должен быть инструктором, и только потом мужчиной!

У нас в группе есть еще две девушки. Я предлагала ему, взять их с собой. Он отказывается, отшучивается, на ломанном русском языке говорит, что так будет лучше. Кому лучше? Пару занятий подряд он предлагал довезти меня до дома, или поужинать где-нибудь. Пытался «случайно» коснуться меня. Хотела сменить инструктора, так как мне стало очень не комфортно. Не вышло. В автошколе сказали, что все заняты.

На прошлом занятии он пригрозил чтобы я больше на него не жаловалась, иначе мне будет плохо! Я пыталась закричать, поскольку с его стороны были попытки дотронуться до меня. На светофоре еле открыла дверь и буквально вывалилась из машины. Инструктор что-то кричал вслед. Добежала до первого встречного милиционера, хотела показать на машину, но она уже уехала. Тут же позвонила заместителю директора автошколы. А он спрашивает: «У вас есть доказательства? Фото? Видео? Диктофон?». Я сказала, что нет. Тогда он мне ответил, что «нечего порочить имя уважаемого человека, иначе он сам напишет на меня заявление в милицию»!!!

Как тут быть? До экзамена осталось совсем мало времени, как идти теперь в автошколу после такого инцидента?!

Эльвина Зарипова

За любовь!

0

За любовь! День семьи, любви и верности отметили в Ташкенте праздничной церемонией. 12 июля 2015 года Представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан совместно с Русским культурным центром и Ташкентской и Узбекистанской епархией наградили российских соотечественников медалями «За любовь и верность».

Одиннадцать семейных пар получили медали «За любовь и верность», специально изготовленные для этого торжественного события.

За любовь!

Положение о медали «За любовь и верность» гласит, что она вручается супругам, гражданам как Российской Федерации, так и иностранного государства, прожившим в браке не менее двадцати пяти лет. При этом они должны быть известны среди сограждан крепостью семейных устоев, основанных на взаимной любви и верности, добиться благополучия совместным трудом, воспитать своих детей достойными членами общества. Медаль была учреждена в 2008 году.

За любовь!

Церемонию награждения посетили представители дипломатических миссий, аккредитованные в Республике Узбекистан, делегаты от Российского центра науки и культуры в Ташкенте, воспитанники воскресной школы Ташкентской и Узбекистанской епархии, соотечественники и представители СМИ.

За любовь!

После вручения медалей образцовым супругам состоялся концерт. Перед гостями выступили детские танцевальные и вокальные коллективы столицы.

Анна НИМ.

Новое издание о суфизме

0

Новое издание о суфизме Книга Акмаля Саидова «Хазрат Занги ата» выпущена в издательстве «Шарк».

Работа посвящена видному представителю суфизма, великому чудотворцу, шейху Мавляну Занги ата (Айходжа ибн Таджходжа).

Как сообщает НИА «Туркистон-пресс», книга состоит из предисловия, четырех глав и заключения. Она написана на узбекском языке, но включает в себя краткие резюме на шести языках.

Читатель может узнать из нового издания о важнейших вехах биографии Занги ата. Рассказана история его имени и происхождения, приведены сведения о супруге шейха, династии, дате и месте рождения и смерти. Подробно описываются путешествия и искания святого, его учителя и ученики, место в тарикате (пути духовного совершенствования) Яссави.

Большое внимание уделено мавзолею Занги ата. Этот уникальный историко-архитектурный и культурно-просветительский комплекс является крупной святыней. Он признан одним из наиболее популярных мест паломничества не только в Узбекистане, но и во всей Центральной Азии.

Мавзолей Занги ата был построен Амиром Темуром, а позже отреставрирован его внуком Улугбеком. В годы независимости в комплексе были проведены большие восстановительные работы, и сейчас он постоянно посещается верующими и туристами.

Помимо исторических сведений о Занги ата, книга содержит стихотворения и мифы об этом святом, перечень посвященных ему работ, изданных в азиатских и западных странах.

Акмаль Саидов — директор Национального центра Республики Узбекистан по правам человека, доктор юридических наук, профессор. Его труд вышел под редакцией председателя Управления мусульман Узбекистана, муфтия Усманхана Алимова.

Анна НИМ.

Выставка в деталях

0
Выставка в деталях

Как обычно, во второе воскресенье месяца, а именно — 12 июля, в столичной гостинице «International» состоялась выставка «Art Time». Два зала заполнили столы со всеми разновидностями изделий ручной работы, какие только можно представить.

Выставка в деталях

На столе СП «Велан» из Зарафшана – изделия из верблюжьей шерсти. Подушки и одеяла, теплые пояса и наколенники, сапожки и банные наборы – все делается «с нуля». Пройдя полный цикл производства, неочищенная натуральная шерсть превращается в готовые изделия. СП успешно работает на узбекистанском рынке уже 25 лет.

Выставка в деталях

Работы из металла Анатолия Бабаханяна появились на handmaid-ярмарках не так давно, но запомнились уже многим. Композиции с забавными разноцветными человечками служат подставками, салфетницами, подсвечниками.

Выставка в деталях

Кукол здесь множество, но к некоторым хочется возвращаться снова и снова, чтобы рассмотреть все детали. Таковы, к примеру, куклы сестер Дилфузы и Раъно Эсоналиевых. Это интерьерные игрушки, предназначенные не для детей, а для взрослых. Восточных красавиц сестры создают вдвоем. Рано лепит тело куклы из глины – оно полностью керамическое, с тонко проработанными деталями. Дилфуза одевает кукол в богатые одежды, украшенные вышивкой и кружевом, создает кукольные «драгоценности».

Выставка в деталях
Выставка в деталях
Выставка в деталях

К той же категории интерьерных игрушек относятся и работы Юлии Пастернак. Она создает своих каркасных кукол из папье-маше. Ее персонажи кажутся пришедшими из каких-то неизвестных сказок, которые еще только ждут своего автора, чтобы быть написанными.

Выставка в деталях
Выставка в деталях

А среди кукол «для игры» явно лидировали красавицы Уринбоя Ибрагимова, актера Театра кукол. Создавая кукол и занимаясь преподаванием, он попутно разработал свою авторскую игрушку – деревянную куклу «Таннасхон». Как объясняет Ибрагимов, это имя означает «радующая, танцующая». Кукла и вправду танцует – простая конструкция из конуса и деревянной палочки, на которой укреплена фигурка, позволяет ей приседать, вертеться и исполнять разные несложные па на радость детворе. «Алла Пугачева очень их хвалила, купила четыре куклы», — с гордостью рассказывает мастер.

Выставка в деталях

Часто работы, выставленные на ярмарке, размывают границы между материалами и техниками, совмещают неожиданные вещи. Как, например, эти выполненные из хан-атласа кеды и мокасины.

Выставка в деталях

Не менее роскошно выглядят и расписанные под тот же хан-атлас деревянные серьги и браслеты.

Выставка в деталях
Выставка в деталях

Еще одна неординарная находка – пояса из мешковины. Такой пояс вполне функционален, потому что его основа сделана из плотной ткани.

Выставка в деталях

Удивительно, что, несмотря на все богатство ассортимента, часто приходится слышать от посетителей отзывы: «На выставках одно и то же, ничего нового…» А ведь к каждой из них большинство мастеров старается придумать что-то свежее, чтобы удивить взыскательную публику. И редко случается выставка, на которой не появляется новый мастер с оригинальными и неожиданными работами, которых до него никто в Ташкенте не делал.

Что же принципиально нового было на «Art Time» в июле?

Привлекала внимание коллекция сумок в технике батик, выставленная Ферузой Алиевой. На каждой из них – свой рисунок, сделанный вручную. Как рассказывает мастерица, вначале она рисует на шелке или крепдешине, затем с использованием этой ткани шьется сумка.

Выставка в деталях

Октябрь Азиев добавил к своей коллекции паззлов, вырезанных вручную из дерева, экземпляр особой красоты и сложности с деталями неправильной формы, в которых прорезаны сквозные силуэты бабочек. Сложить это смогут только профессионалы.

Выставка в деталях

Гранат – излюбленный восточный символ, и особенно широко им пользуются керамисты. На ярмарке можно найти с десяток разновидностей декоративной и утилитарной керамики в виде плода граната. Но Валерий Фитиев придумал нечто особенное. Под отогнутой кожурой его гранатов открывается то вид на древнюю крепость, то прихотливый орнамент, то бочок тюбетейки. Надорванная кожурка прихвачена несколькими «стежками», скрупулезно проработана «коронка» граната, а внутри что-то загадочно позвякивает… На все расспросы мастер лукаво улыбается: «Это специально сделано так, чтобы никто не смог повторить, здесь максимум ручной работы».

Выставка в деталях

Однако лидером среди новинок июля я бы все же назвала «королевскую вышивку» Риммы Рахман. Мастерица впервые участвовала в выставке со своими картинами. Принт на холсте был дополнен вышивкой лентами – объемные атласные цветы выглядели роскошно и привлекали внимание всех, кто подходил к ее работам.

Выставка в деталях
Выставка в деталях

Интригой выставки стали листы с разноцветными орнаментами, которые несли откуда-то дети, а иногда и взрослые. Источником миграции служил стол, за которым девушка рисовала эти картинки с помощью разноцветных ручек и необычного трафарета, состоящего из двух колесиков и трех шестеренок.

Выставка в деталях

На этот раз линейка-спирограф производства ЧП «Крикоров Э.А.», позволяющая создавать сложные узоры, потеснила хит прошлой выставки – «Пушистика Байла». Этот несложный фокус представляет собой мехового червяка, стремительно ползающего по рукам владельца. Детей эта картина потрясала настолько, что они непременно спрашивали у фокусников: «А он живой?».

Выставка в деталях

Как обычно, работали мастер-классы – на улице перед входом в зал расположились пять столов, за которыми желающие могли научиться чему-нибудь интересному. Тут были представлены лепка из глины и соленого теста, роспись гипсовых барельефов и керамики в традиционной технике и отдельно – интуитивная роспись для детей и взрослых, создание витражей. Рядом проходили мастер-классы по модному детскому рукоделию «Rainbow Loom» — плетению браслетов из разноцветных резинок. Здесь же работали мастера фэйс-арта и рисунков хной.

Выставка в деталях

Следующая выставка «Art Time» в гостинице «International» пройдет 9 августа. И лучше увидеть ее своими глазами, чем прочесть о ней. Главное – смотреть внимательно.

Выставка в деталях

Анна НИМ.

Слово о Хван Ман Гыме

0

Есть люди, о которых невозможно говорить формально, обыденно или буднично. Невольно тянутся эпитеты или сравнения в превосходной степени. Таких личностей, конечно же, немного. Они, как правило, олицетворяют собой огромные явления или пласты человеческого общества, а иной раз — целую эпоху.

Слово о Хван Ман ГымеТимофей Григорьевич Хван, бесспорно, относился к числу этих редкостных людей, коих судьбы вывела на орбиту всеобщей известности и популярности не только в Узбекистане, но и далеко за его пределами. Я прожил уже достаточно немалую жизнь, имел возможность знать и общаться
со многими сотнями самых различных людей, представляющих практически все отрасли и сферы человеческой жизнедеятельности. И могу ответственно заявить, что среди них, пожалуй, не встречал таких мощных, масштабных, оригинально мыслящих и эффективно действующих
индивидуумов, каким был председатель колхоза «Политотдел», крупный государственный и общественный деятель Хван Ман Гым.

Его исключительность, так сказать, эксклюзивность, была в том, что он не только отражал и выражал своё время со всеми его достоинствами и
недостатками. Но и в том, что, ярко выделившись как руководитель и организатор, став «лицом», «козырной картой», гордостью своей эпохи,
максимально использовав его преимущества, он, в то же время, сумел намного опередить бурную эпоху своей замечательно насыщенной жизни,
пытаясь на практике, насколько это было возможно, применять лучшие категории и приёмы рыночной экономики.

Такая двойственность давалась ему нелегко, но в силу «победности» своего характера и натуры, он смело решал возникающие проблемы и добивался своего.

Его созидательная деятельность, успехи возглавляемого им коллектива, вызывали не только восхищение и признательность, но и, очень часто, откровенную зависть, недовольство, непонимание и неприятие. Думаю что этим объясняется его постыдный арест и последующая расправа — ну не могли, никак не могли поступить по-другому многие «вершители судеб» перестроечного периода на закате советской власти. На волне борьбы с приписками и некоторыми другими нарушениями социалистических законов в Узбекистане в 80-е годы прошлого столетия, которую, кстати, во-многом загрязнили и дискредитировали сами облечённые безграничной властью «десантники», посланники Центра, они, одним махом причислили к «виновным» и самого знаменитого в стране председателя колхоза. Так велико было желание замарать всё окружение Ш. Р. Рашидова, всех руководящих работников республики, что не хватило элементарного анализа всей деятельности Хвана, которая успешно началась ещё в 50-е годы, хотя, действительно, сам Шараф Рашидович умело и охотно использовал блестящие достижения колхоза «Политотдел» в своей внутренней и внешней политике.

Я иногда задумывался о том, что, к сожалению, после Хрущёва и Брежнева, никто из руководителей СССР — ни Андропов, ни Черненко, ни Горбачёв, — так и не удосужились посетить «Политотдел», не видели своими глазами «чудо» советской коллективизации, которое поражало весь мир. Эти мысли появлялись у меня, когда я вспоминал приезд в колхоз «Политотдел» участников Дней культуры Российской Федерации в Узбекистане, если мне память не изменяет, где-то в самом начале 80-х. Знаменитые литераторы, артисты, музыканты и художники из Москвы и разных уголков России знакомились с хозяйством колхоза, с его роскошным Дворцом культуры, где прослушали концерт; с его стадионами, домами колхозников, со школой, детсадами, лечебными учреждениями и магазинами, после чего приняли участие в изысканном банкете.

Руководители делегации и местное начальство провозглашали тосты, у всех было приподнятое, радостное настроение и завидный аппетит. И вдруг, сидящая рядом со мной народная артистка СССР, всеми горячо любимая Нонна Мордюкова со слезами на глазах попросила слова. Она встала и обратилась к руководству: «То, что мы видели сегодня — это сказка! Ну почему ничего подобного мы не видим у себя в России? Почему отовсюду мы слышим только жалобы и стенания? Оказывается, есть хозяйство, в котором хочется жить и работать. Будь я узбекистанкой, я жила бы не в Ташкенте, а именно здесь — в этом земном раю. Почему здесь люди и работают с упоением, и наслаждаются бытом и культурой, а у нас пьянствуют и бегут из села? Кто мне ответит? Или нам глаза сумели намылить?» Она грузно села и опрокинула рюмку.
— Дорогая, Нонна Викторовна!, сказал я ей, — не сомневайтесь. Всё, что Вы видели и слышали сегодня — чистая правда. И в этом убедился ещё почти 20 лет назад замечательный русский писатель Валентин Овечкин.
— Овечкина я читала, но в его очерках ни слова не было о «Политотделе», он же писал о южнорусской деревне.

Слово о Хван Ман Гыме

Пришлось мне рассказать о вынужденном пребывании Валентина Владимировича в Узбекистане, где он и умер, о том, что есть письменные свидетельства его признания о самом лучшем колхозе и самом лучшем председателе, которого ему удалось увидеть в «Политотделе».

Я добавил, что сохранились наброски его будущей книги об этом редкостном хозяйстве и его уникальном руководителе. Мордюкова, погружённая в
свои, неведомые мне мысли, задумчиво молчала. Мои высказывания о Хване, в числе других факторов, впоследствии сыграли отрицательную роль в моей должностной карьере. Дело было в конце 1985 года, когда я, будучи аспирантом Академии общественных наук в Москве, узнал об аресте Тимофея Григорьевича. Приехав в Ташкент на каникулы, я решил выяснить в ЦК партии Узбекистана что происходит с лучшими кадрами в республике? Там мне встретился ответработник ЦК Владимир Юрьевич Зорин, который, спросив, как мои дела в Москве, как настроение, был явно обескуражен моим ответом: «Какое может быть настроение, если все вы позволили арестовать человека, заслуженно ставшего маяком социалистического сельского хозяйства и своими конкретными делами в течение десятилетий оправдывавшего всё лучшее, что было в нашей системе!»

Зорин не стал спорить, а только хитро переспрашивал мои оценки происходящих в республике явлений. И, как выяснилось, подробно пересказал их своему руководителю — В.Анищева. После этого меня всячески стали игнорировать, хотя сам Зорин в новой России дослужился до больших высот.

Знаком я с Тимофеем Григорьевичем ещё с 1969 года, когда, будучи секретарём Ташкентского обкома комсомола, помогал пропагандировать
музыкальные коллективы его колхоза. Впоследствии, уже как секретарь ЦК ЛКСМ республики, я, наряду с композиторами М.Таривердиевым и Л.
Афанасьевым, музыковедом Л. Кренкель (дочерью знаменитого полярника) был членом жюри регионального конкурса «Молодые голоса», победителем которого мы признали ансамбль «Ченчун». Тогда же этот знаменитый колхозный ансамбль стал Лауреатом молодёжной премии.

Т.Г.Хван был очень непростым человеком. Он часто любил надевать маску простоватого сельчанина. Не случайно, хитровато улыбаясь, он при случае вспоминал фрагмент кинофильма «Чапаев», в котором персонаж, сыгранный актёром Б.Чирковым, жаловался Чапаю: «Карусель какая-то! Белые пришли — грабют, красные пришли — грабют. Ну, куды бедному крестьянину податься?» Этими словами Хван иронически подтрунивал над всякими начальниками, которые, почём зря, постоянно «доили» колхозную казну на бесконечные нужды. Говоря по правде, как раз с колхоза «Политотдел» они меньше всего имели неправедных доходов, поскольку побаивались авторитетного председателя. Он умел считать «копейку», но никогда не жадничал, если дело касалось уровня жизни колхозников, их социальных и культурных потребностей.

Довелось мне видеть Тимофея Григорьевича и в часы досуга. Прежде всего, я имею в виду наш совместный круиз по Дунаю, где я был руководителем туристической группы. Была в ней и чета Хванов. Мы достаточно легко обыграли все другие группы из России, Украины и Грузии в конкурсе на самую интересную творческую программу. В ней был и документальный показ достижений и достопримечательностей нашего края, и художественная самодеятельность, и элементы КВН, и угощения национальной кухни. Особое место мы отвели выступлению колхозного вожака Хвана, которое транслировалось на весь теплоход.. Эффект был несомненный. В итоге мы получили вымпел победителя. Поучительным было его резюме после нашей победы. Глядя на меня, он сказал: «Когда во главе баранов стоит лев, то и они становятся львами, а если стаю львов возглавляет баран, то и львы превращаются в баранов. Спасибо за умение руководить!» Такой лестный, хотя и явно преувеличенный отзыв запомнился мне на всю жизнь. Сам он уже в Независимом Узбекистане получил заслуженное всеобщее признание.

Т.Г.Хван оставил после себя прекрасно воспитанных детей, в их сердца, как и в душах тысяч людей, которым посчастливилось знать и общаться с Тимофеем Григорьевичем, благодарная память о нём будет вечной!.

12 июля 1997 года в возрасте 78 лет он скончался.

А.Ходжаев

К юбилею «Шарк тароналари»

0

К юбилею «Шарк тароналари» Международный музыкальный фестиваль «Шарк тароналари», который в этом году пройдет в Самарканде в десятый раз, увеличивает свой размах.

Как сообщалось на пресс-конференции, посвященной подготовке к фестивалю, количество его участников постоянно растет. В первом музыкальном празднике на площади Регистан участвовали музыканты из 31 государства. На юбилейный десятый фестиваль съедутся уже 320 участников из 65 стран мира. Семь стран посетят «Шарк тароналари» впервые. Это Португалия, Маврикия, Бутан, Коста-Рика, Мали, Перу, Эквадор.

Поскольку фестиваль традиционно проходит под эгидой ЮНЕСКО, ожидается прибытие руководителей этой международной организации.

Кроме того, в рамках фестиваля будет проведена научно-практическая конференция «Общность музыкальной культуры народов Востока». Руководителем конференции выступит доктор искусствоведения, профессор Рустамбек Абдуллаев. Программа пока находится в стадии разработки. Однако уже известно, что в работе конференции примут участие эксперты из пятнадцати стран мира.

Анна НИМ.

Возвращение к читателю

0

Возвращение к читателю Народный поэт Узбекистана Хуршид Даврон сообщил прессе, что найдена полная версия повести Шукура Холмирзаева «От йили», считавшаяся утерянной.

Сам писатель упоминал в одном из интервью, что потерял финальные 25 листов своей повести «От йили» («Год лошади») во время переезда. С тех пор она не была восстановлена. И вот, благодаря счастливому стечению обстоятельств, к читателям вернулся полный вариант авторского текста.

Как сообщает сайт 1news.uz, повесть была обнаружена в архиве Искандара Халилова (Музаффарзаде) из Денау, и при посредничестве Сирожиддина Иброхимова попала к поэту. В ближайшее время начнется публикация повести на сайте «Библиотека Хуршида Даврона».

Шукур Холмирзаев родился в 1940 году. Окончил отделение журналистики филологического факультета ТашГУ, работал в издательствах, редакциях газет и журналов. Кроме романов «Последнее пристанище» (1976), «Над пропастью» (1984), «Путешественник», «Страшилище» (1991) и «Динозавр»(1996), написал еще ряд повестей, рассказов и пьес.

Анна НИМ.

Мастер-классы в Риге

0

Мастер-классы в Риге 10 и 11 июля в Риге проходят мастер-классы по фотографии нашего соотечественника Анзора Бухарского.

Организатором мастер-классов выступила Илона Пулкстене – известный латвийский фотохудожник, один из организаторов ежегодного прибалтийского фото-фестиваля «ART CAMP», преподаватель Рижской фото-школы «Portret» и куратор многих фото-проектов и мастер-классов в Риге.

Сегодняшняя встреча носила название «От изобразительного искусства – к фотографии». В течение четырех часов участники мастер-класса изучали тонкости съемки на улице и в помещении, правильного выбора объекта, организации пространство кадра. Отдельно разбиралась допустимость постановочных элементов в документальной фотографии. Вторая часть мастер-класса посвящалась готовым фотографиям – их обработке, публикации, участию в конкурсах.

Темой мастер-класса 11 июля выбрана «Уличная фотография (стрит-фото)». На нем будет рассказываться о технике уличной фотографии и хитростях, необходимых фотографу – умении оставаться незаметным, выбирать идеальное время для снимка, выстраивать композицию. Будут затронуты юридические и этические аспекты уличной фотографии. За теоретической частью последует практическая – фотосъемка на улице и анализ работ участников.

Анзор Бухарский, он же Салиджанов, родился в 1968 году в Ташкенте. Псевдоним он взял по имени любимого города, в котором живет с 1975 года. Творческий путь начал как художник и декоратор, хотя увлекался фотографией еще в школе. Тем не менее она стала основной профессией мастера сравнительно недавно, в 2006 году.

Его работы известные не только в Узбекистане, но и за рубежом — Анзор Бухарский постоянно публикуется, участвует в фотоконкурсах и биеннале. Помимо персональных выставок «Цветотень», прошедшей в Москве и Южно-Сахалинске, и «Идентичность», посетившей Новосибирск и Барнаул в 2012 – 2013 годах, фотограф принимал участие во многих групповых выставках в России, Турции, Латвии, Италии, а также у себя на родине.

Анзор Бухарский получил первый приз на Международном фотоконкурсе «Это любовь» в 2006 году, а также серебряную медаль V-й Ташкентской Фотобиеннале в 2010 году.

Анна НИМ.

Выпускной бал в РЦНК

0

10 июля 2015 года в Российском центре науки и культуры прошел радостный и торжественный праздник — выпускной бал для слушателей курсов русского языка.

Выпускной бал в РЦНК

В этот вечер курсанты РЦНК получили свидетельства о приеме на обучение в федеральные государственные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования Российской Федерации.

Отметить незабываемое событие в жизни выпускников собрались их родственники и преподаватели. Руководитель Представительства Россотрудничества в Республике Узбекистан Виктор Шулика открыл торжественную часть вечера, поздравив вчерашних учеников с новым этапом их жизни и успешной сдачей экзаменов в российские вузы. Он напомнил обо всех мероприятиях, в которых принимали активное участие курсанты, об их старании и ответственности. А в будущем пожелал им отлично учиться и достойно держать марку ташкентского РЦНК.

Волнующим моментом стало вручение свидетельств о поступлении.

Выпускной бал в РЦНК

Выступали и сами ребята, а также их родители, со словами благодарности руководителями и педагогам Российского центра науки и культуры в Ташкенте.

Выпускной бал в РЦНК

Музыкальный номер подготовили выпускницы РЦНК Ирина Урманова и Кристина Азарных. Они заставили вспомнить классический репертуар выпускников на все времена, исполнив веселую песню «Волшебник-недоучка», которую некогда пела Алла Пугачева, и незабвенный «Ветер перемен» из фильма-сказки «Мери Поппинс, до свидания!».

Выпускной бал в РЦНК

Торжество продолжилось за праздничным столом, а затем, как и положено на балу, последовали танцы.

Анна НИМ.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,100ПодписчикиПодписаться