В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась выставка «Династия художников», объединившая в своей экспозиции работы академика Сагдуллы Абдуллаева, его супруги Фатимы Ибрагимовой-Асадий и дочери Зухры Умаровой.
Вернисаж, открытый к юбилею С.Абдуллаева, включил в себя работы творческой семьи в разных жанрах. Здесь есть и пейзажи, и портреты современников. Яркий цикл образуют полотна, посвященные государственным деятелям нашей страны, вошедшим в ее историю.
Как сообщает kultura.uz, в церемонии открытия приняли участие председатель Академии художеств Акмаль Нуриддинов, народный художник Узбекистана Владимир Бурмакин, ректор Института искусств и дизайна Хасан Аминов.
Сагдулла Абдуллаев учился в республиканском художественном училище им. Бенькова под руководством Б.И.Токмина, в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина, а также у петербургского художника А.Сегала.
Выставку «Династия художников» можно посетить до 12 октября 2015 года.
Оригинальный проект представил вниманию публики заслуженный работник культуры, член Творческого объединения художников Узбекистана Абдугани Джума. В Ташкентском доме фотографии открылась его персональная выставка, представляющая собой масштабный цикл снимков. На них запечатлены все этапы строительства новой улицы Нурафшон и комплексного моста в районе Хадры.
Экспозиция посвящена 24-летию независимости Узбекистана. Она получила название, соответствующее масштабу авторского замысла — «Залворли йиллар, нурафшон йуллар, кудратли куллар кафтида юксалган куприк» («Победоносные годы, светлые дороги, могучие руки, воздвигнувшие мост»).
Проект создавался на протяжении двух лет, пока велось строительство. Абдугани Джума снимал все этапы постройки. В экспозиции фотографии расположены в хронологическом порядке, за исключением самого первого блока, размещенного в фойе. В него вошли снимки уже законченных улицы Нурафшон и моста.
Напомним, что ранее, в 2012 году, Абдугани Джума представил похожий проект, весьма впечатливший публику. Его выставка «Бунёдкорлик эпопеяси» («Эпопея созидания») объединила фотографии, сделанные в процессе постройки комплекса Хазрати Имам и Дворца международных форумов Узбекистана. В этот цикл вошло пять с лишним тысяч кадров. Проект произвел глубокое впечатление на Национальное агентство «Узбеккино». По его заказу Киностудия научно-популярных и документальных фильмов сняла ленту о работе фотографа, также носящую название «Бунёдкорлик эпопеяси». Этот фильм был представлен год назад, в ноябре 2014-го.
Выставка в Ташкентском доме фотографии продлится до конца октября.
Одним из главных участников международной научно-практической конференции «Современные проблемы аллергологии, иммунологии и геномных технологий», которая 18 и 19 сентября с.г. проходила в Ташкенте и о которой мы уже писали, безусловно, можно назвать академика РАН и профессора Рахима Мусаевича Хаитова.
Р.М. Хаитов — один из самых авторитетных иммунологов, ученый с мировым именем, наш земляк, которым совершенно справедливо можно гордиться.
Родился Рахим Мусаевич в 1944 году в Самарканде, где в 1967 году с отличием окончил мединститут.
Свою научную деятельность сразу после окончания мединститута Р.М. Хаитов начал в Москве, в Институте биофизики, в котором уже в 28 лет защитил докторскую диссертацию, а в 30 заведовал лабораторией.
Позже, уже работая в Институте иммунологии Минздрава, вместе со своим учителем Рэмом Викторовичем Петровым выдвинул идею создания филиалов института в различных регионах страны, и в первую очередь в родном Узбекистане. Для реализации такой идеи в Узбекистане были все основания. В республике к тому моменту под руководством академика У.А. Арипова уже активно работала собственная школа иммунологии, вырастившая высокопрофессиональных ученых, к тому же в Ташкенте, в медицинском институте, была создана качественная материально-техническая база этого раздела медицины.
В 1985 году Институт иммунологии в Узбекистане был создан, и научный форум в Ташкенте приурочен к его 30-летию.
Корреспонденту сайта www.nuz.uz представилась возможность побеседовать с Рахимом Мусаевичем, в настоящее время являющимся научным руководителем, заведующим отделом физиологии и генетики иммунной системы Института иммунологии Федерального медико-биологического агентства при Минздраве России, а также одним из отцов-основателей Института иммунологии в нашей стране.
— Уважаемый Рахим Мусаевич, институту, у истоков, которого Вы стояли, исполнилось 30 лет. Если сравнить иммунологию-1985 и иммунологию-2015, то какой прогресс совершила наука за этот период?
— Действительно, 30 лет пролетели, как один миг. Ну, а иммунология за этот период совершила качественный рывок вперед. Вообще иммунология всегда стремительно развивалась, а в последнее время развивается так бурно, что мы с удивлением успеваем лишь следить за новыми открытиями в этой области медицинской науки.
— Рахим Мусаевич, приведите примеры таких изменений.
— Чуть более 10 лет назад я написал учебник по иммунологии для медицинских вузов. Прошло три года, и оказалось, что многие знания в учебнике устарели. Пришлось практически заново переписывать учебник. Второе издание сильно отличается от первого.
— Кажется, именно второе издание было переведено на английский язык?
Совершенно верно, и не только на английский, но, к примеру, на казахский язык.
Так вот, и эта вторая версия учебника также уже устарела. Сейчас к изданию готов уже третий учебник с существенными изменениями, в него внесены новейшие открытия в области иммунологии самого последнего времени. Учебник начнут печатать уже в декабре.
На другой качественный уровень перешла иммуногенетика. Сегодня учеными расшифрованы и уже известны все основные гены, которые регулируют защитные функции организма. Открытия в этой области имеют огромное значение для создания принципиально новых вакцин.
Новые медикаменты, созданные иммунологами, необходимы при трансплантации. Эти препараты помогают медикам решать проблемы отторжения пересаженных органов и тканей.
Принципиально иной стала иммунобиотехнология. Еще совсем недавно новшеством считались моноклональные антитела, которые совершили революцию в медицине, особенно при создании современных лекарственных препаратов. А вот сегодня на основе цитокиновых молекул создается новейший класс медикаментов, например, интерелейкины, гамма- и альфа-интерфероны, которые уже широко используются в практической медицине для лечения многих заболеваний.
Достижения иммунологии неоспоримы и в диагностике. Самыми точными методами диагностики, причем не только инфекций, а всего того, что является антигенами, являются иммунологические тесты, имеющие высокую эффективность.
— Сегодня в своем докладе директор Института иммунологии профессор Т. Арипова говорила об иммунологической карте населения Узбекистана. Следовательно, иммунологические исследования имеют и государственное значение?
— Безусловно. Кроме того, в последнее время мы начали говорить о биомедицинской безопасности государств. Наука развивается так стремительно, что некоторые достижения, например в токсикологии, становятся все более доступными. В таком случае нельзя исключать создание токсинов пептидной или белковой природы, которые могут быть использованы в качестве биологического оружия нового поколения, более простого в изготовлении и, следовательно, более доступного. Нам хорошо известно, что террористические организации мечтают получить доступ к оружию массового поражения. Если такое произойдет, то роль иммунологии в борьбе с последствиями использования токсинов уникальна – их идентификация, изготовление препаратов для лечения заболеваний.
— На конференции много говорили о проблемах аллергии, чем может похвастать возглавляемый Вами институт в решении этой важнейшей медицинской проблемы?
— На конференции своими знаниями с коллегами делился один из ведущих иммунологов — профессор Аглис из Швейцарии, который недавно в одном из научных журналов опубликовал исследование, доказывающее, что число жителей планеты, страдающих от аллергических заболеваний, приближается к 1 млрд. Наибольшее беспокойство вызывает сама тенденция – постоянный рост заболеваемости аллергией, и прогноз на ближайшие 35 лет неутешительный.
По нашим данным, почти каждый третий москвич страдает от аллергических заболеваний, вообще в России аллергией страдают, в зависимости от региона, до 20% граждан.
Борьба с аллергией антигистаминными препаратами сводится к симптоматическому лечению, что не решает коренную проблему заболевания. Мы же создали препарат, который назвали аллерготропином, он усиливает эффект специфической иммунотерапии. В случаях классической иммунотерапии лечение длится 2 – 3 месяца, больной получает 40-50 инъекций аллергена, причем с большой опасностью осложнений, а наш препарат полностью излечивает заболевание, включая бронхиальную астму, менее чем за 2 недели.
Сегодня перед нами стоит задача довести препарат до прилавков аптек, как в свое время разработанный учеными нашего института «Гриппол».
— Существует мнение, что революция в иммунологии, о которой Вы уже упомянули ранее, связана с большими инвестициями в эту отрасль медицины, которые, в свою очередь, произошли, когда человечество столкнулось со СПИДом, так ли это?
— Это не совсем так. Инвестиции в иммунологию связаны в первую очередь с её значимостью. Приведу такой интересный пример: в списке всех лауреатов Нобелевской премии по физиологии и медицине иммунологов примерно 30%, и это свидетельствует о значимости этой науки. Конечно, борьба со СПИДом была определенной вехой в развитии иммунологии: тестирование проводят иммунологическим методом, при создании вакцины используют иммунологические подходы, кроме того, иммунологи вносят свою существенную лепту в лечение СПИДа.
— Существует мнение, что успехи иммунологии могут привести к другому, более высокому качественному показателю в продолжительности жизни человека, так ли это на самом деле?
— Старение организма во много связано с инволюцией тимуса и других систем иммунитета. У пожилых людей снижаются функции иммунной системы, тимус атрофируется. Если просто стимулировать иммунитет, это может привести к аутоиммунным заболеваниям и аллергии, а вот научиться восстанавливать эффективность иммунной системы до показателей нормы — это серьезная задача, и эффект от правильного её решения будут колоссальным.
В таком случае будут побеждены многие заболевания, в том числе и онкологические. Надо понимать, что люди умирают не от старости, а от болезней, в основе которых лежит дисфункция иммунной системы. По мнению ученых, резервы человеческого организма, заложенные природой, -150 – 200 лет. И если нам удастся полноценно восстанавливать иммунную систему организма у пожилых людей, то можно предположить, что продолжительность жизни увеличится до 200 лет.
— Вы уже рассказывали об успехах иммунологии, какой Вы хотели бы видеть эту науку, скажем, лет через 10?
— В своем докладе сегодня я уже упоминал, что иммунология становится настолько привлекательной, что её необходимо спасать от излишней популярности. Многие люди, не являющиеся иммунологами, таковыми себя называют, на многих БАДах и продуктах питания пишут, что они якобы повышают иммунитет и обладают лечебным — иммуностимулирующим или иммуномодулирующим — действием. А это совсем не так. Поэтому мое желание — чтобы прогресс в иммунологии был понятен и простым гражданам, и руководству государств.
— Я не могу не задать вопрос о главном отце-основателе Института иммунологии в Ташкенте Рэме Викторовиче Петрове. Ему сейчас 85 лет, какой он сегодня, академик Петров?
— Рэм Викторович Петров и впрямь уникальный ученый, он единственный академик сразу трех академий в России – Большой академии РАН, Медицинской академии и Академии сельскохозяйственных наук.
Рэм Викторович сегодня работает советником в РАН и главным научным сотрудником в нашем институте, он полон сил и энергии и даст фору многим молодым ученым. Кстати, показатели его иммунной системы в полном порядке.
— Уважаемый Рахим Мусаевич, теперь несколько слов о Ваших научных планах.
— Я много работаю с молодежью и очень рад, что в последние 10 лет начался приток молодых специалистов в институт, которым я руковожу. Наука вновь становится престижной, к нам в институт приходят выпускники ведущих российских вузов, и это радует. Мне доставляет большое удовольствие работать с молодыми, талантливыми, работоспособными учеными.
Я заведую кафедрами иммунологии в двух университетах, пишу учебники, выступаю с лекциями. Все это для того, чтобы поддержать молодежь, которая реализует все мечты, о которых мы сегодня говорили.
— Спасибо большое, уважаемый Рахим Мусаевич, за интересное интервью. Желаю Вам успешной работы на конференции.
С академиком Р.М. ХАИТОВЫМ беседовал Виктор Михайлов
На творческой встрече с певцом Павлом Борисовым, состоявшейся 18 сентября 2015 года в Национальной библиотеке Узбекистана им. Алишера Навои, была представлена его книга под названием «Скрипка, нотки, откровения».
Павел Борисов – известный исполнитель эстрадных песен, композитор, заслуженный работник культуры Узбекистана, лауреат республиканских и международных конкурсов. Теперь же, расширив сферу своего творчества, он выступил перед публикой и как литератор. На вечере звучали не только его песни, но и стихи, а также проза из презентуемой книги.
Гостями программы стали Народный артист Узбекистана Мансур Ташматов, композитор Валерий Сапаров и ученица Павла Борисова, певица Марьям Гафурова. Они рассказали публике о своей дружбе и работе с героем вечера, а также исполнили песни, написанные на его слова.
Сегодня, в субботу 19 сентября сирийские правительственные вооруженные силы провели серию успешных атак на позиции террористической группировки Фронт аль-Нусра (сторонник Аль Каеды), занятые исламистами на северо-западе Сирии в провинции Идлиб.
В результате эффективных боевых действий в районе населенных пунктов Аль Фоа и Кафрая подразделениям сирийской армии удалось уничтожить около сотни боевиков группировки Фронт- аль-Нусра.
По информации одного из ливанских информационных агентств террористы были уничтожены, когда попытались прорваться через кольцо окружения правительственных войск. Боевики прорывались из окружения на усиленных тяжелым стрелковым оружием военных джипах.
Тот же источник сообщил, что многие из уничтоженных в результате ожесточенных боестолкновений террористы имели паспорта граждан Узбекистана и России (с пропиской в Чеченской Республике)
Оба населенных пункта — Аль Фоа и Кафрая были захвачены сторонниками Аль Каеды еще 5 месяцев назад. Многие из мирных жителей были убиты, террористами и еще больше число сирийцев были ранены.
Однако, исламисты, так и не позволили представителям международных гуманитарных организация, включая «красный крест», оказать медицинскую помощь раненным в захваченных деревнях.
Напомним, что с начала конфликта в Сирии с марта 2011 года в этой стране погибло более 240 000 мирных жителей.
День независимости Узбекистана отметили в германском городе Бонне. Как сообщает ИА «Жахон», недавно состоявшееся мероприятие было организовано Генеральным консульством нашей страны в сотрудничестве с Немецко-узбекским обществом дружбы.
В честь 24-летия независимости страны в Бонне провели музыкальный вечер, на который были приглашены политики, представители общественности, педагоги и студенты университета города Бонна. Гостем вечера стала узбекский композитор, лауреат Европейской композиторской премии Азиза Садыкова.
Президент Немецко-узбекского общества дружбы Вольф Бауэр, открывая мероприятие, поздравил узбекистанцев с их праздником и напомнил собравшимся о развитии нашей страны в годы независимости. Также был проведен небольшой исторический экскурс, охватывающий основные аспекты социального, экономического и культурного развития Узбекистана за последние 24 года.
Помимо концерта, в программу вечера вошла выставка национальных текстильных изделий и керамики. Кроме того, все желающие могли ознакомиться с туристическим потенциалом Узбекистана, получив информацию на немецком языке.
В Узбекистане, известным на весь мир своим гостеприимством и радушием, к любым гостям отношение просто святое. И это проявляется не только на бытовом уровне, но и на различных международных мероприятиях, будь то конференции, презентации, «круглые столы».
Отечественные специалисты на различных международных форумах внимательно слушают своих зарубежных коллег, уважительно относятся к их мнению, даже если его не разделяют, стараются не вступать в жаркий спор, а если в чем-то все-таки не согласны, то озвучивают свои взгляды в очень вежливой и тактичной форме – сказывается культура нашего народа, которая насчитывает не одно столетие.
Конечно, к нам приезжают, как правило, известные и авторитетные зарубежные деятели, достигшие определенных высот в своей профессиональной деятельности.
Но, во-первых, не всегда, а во-вторых, порой в их выступлениях из-за незнания достижений Узбекистана звучат поучительные и высокомерные нотки. На днях в Ташкенте состоялся международный семинар, посвященный проблемам СМИ, вопросам журналистской этики. На него были приглашены эксперты из ведущих стран Европы. До начала форума гостей познакомили с «жемчужиной» Востока — Самаркандом, показали достопримечательности города – эта очень приятная традиция, которая никого не оставляет равнодушным.
Но, слушая их доклады на мероприятии, – довольно сумбурные, плохо подготовленные, с многочисленными и длинными ответвлениями не по теме, у многих участников сложилось впечатление, что гости не являются настоящими профессионалами в своем деле. И действительно, один из них признался, что он и не был никогда журналистом, а сейчас в большей мере «писатель». Другой последний раз опубликовал статью в каком-то рекламном журнале где-то три года назад.
Но участники мероприятия, а это были ташкентские журналисты и работники столичных пресс-служб, вежливо молчали, делая вид, что записывают эту ерунду, даже задавали уточняющие вопросы докладчикам.
Особенно удивил всех один из них, выступавший по теме «Технология интервью». Начал он с дифирамб в адрес Самарканда, долго и красочно произнося свои восхваления, подробно рассказывая, что именно его поразило в этом городе. Затем вдруг заявил, что «у Самарканда высокий туристический потенциал, и со временем он может стать… туристическим центром». Услышав эту ахинею мне, честно говоря, захотелось звонко рассмеяться, ведь этот город уже много лет является туристической Меккой, сюда мечтают попасть тысячи и тысячи людей со всего мира. И вдруг некий зарубежный журналист «открывает Америку» и преподносит это нам, жителями Узбекистана. Ха-ха! Впрочем, участники семинара вежливо промолчали.
Затем зарубежный эксперт перешел непосредственно к теме своего выступления и выдал первый «перл», заявив, что интервью можно брать не более 35 минут! И объяснил, мол, герои интервью больше этого времени не захотят общаться с журналистом. Но почему не 25 или 45, почему не полтора часа? Кто так категорично установил данную продолжительность интервью? Очевидная глупость, но ташкентские журналисты опять же вежливо не возражали. Потом «эксперт» открыл еще одну Америку, сказав, что «человек должен понять ваш вопрос». А если не понял, выдал очередную ахинею зарубежный докладчик, то не стоит задавать его повторно, лучше спустя некоторое время сформулировать его иначе и все-же получить ответ.
Далее наш международный «эксперт» почему-то надолго перешел к совершенно другой теме – Интернету. Телевидение и Интернет съедят все виды СМИ, заявил он запальчиво. Видимо позабыл, что одним из видов СМИ телевидение и является, и вряд ли будет «есть» самого себя. Еще более спорным явилось другое его утверждение, что Интернет и СМИ не имеют ничего общего. Полнейшая ерунда, а как же Интернет-СМИ? Впрочем, и в данном случае все молчали.
Но когда «эксперт» начал поучать собравшихся, как «надо изучать и овладевать Интернетом, так как за ним будущее», один из организаторов не выдержал и разъяснил докладчику (крайне вежливо и сверхтактично!), что наряду с десятками информационных веб-порталов, действующих в Узбекистане, практически все традиционные СМИ республики имеют собственные сайты в Интернете.
Не буду продолжать дальше, доказывать насколько «высок» уровень профессионализма данного «эксперта» – это и так ясно. Вне сомнений, было бы интересно послушать действительно асов журналистской профессии – известных профи из Би-Би-СИ, Нью-Йорк Таймс, Фигаро, Коммерсанта и других СМИ из разных стран.
Этой осенью коллектив Университета имени Гёте в Ташкенте организовал необычную выставку, посвященную памяти немецкого фотографа Арно Фишера. Открытие выставки состоялось, 17 сентября, в Галерее Изобразительных искусств Узбекистана, которая будет радовать своей экспозицией ташкентцев и гостей столицы.
Арно Фишер (14 апреля 1927 – 13 сентября 2011) родился в западной Германии, там же обучался скульптуре в Высшей Художественной школе «Берлин Вайсензее». После окончания учебы в 1953 году, молодого Арно взяли на работу в «Берлин Вайсензее» фотолаборантом. Фотография увлекла А.Фишера настолько серьезно, что уже в середине 1960-х он основал фотографическое общество — «Direct».
За долгие годы своей творческой жизни Арно Фишер создал огромное количество фотопроизведений, малая толика которых, всего лишь 140 представлены на выставке.
Гости познакомились с уникальными работами, которые Арно Фишер привез в свое время из США, Индии, России и с Африканского континента. Посетители выставки так же могут познакомиться с самыми первыми работами Арно, рассказывающими о Берлине незадолго до возведения стены, разделивший город на две части.
Эта экспозиция интересно контрастирует с серией его последних работ под названием «Сад». Именно кадры из цикла «Сад» рассказывают об удивительной красоте природы, которую Арно Фишер запечатлел в своем доме, где он вместе со своей женой Сибилле Бергеман, прожил последние 26 лет.
Арно Фишер всегда старался передать через фотографии чувства людей, а уже потом место, где происходит событие. Наверное именно поэтому в коллекции фотографа так много портретных образов.
В начале 70–х Арно приглашают на работу в модный журнал «Sibylle». Мастер решил изменить представление о современной, самостоятельной, целеустремленной и уверенной в себе женщине и в журнале появились фотографии моделей на фоне улиц, автомобилей на заводских площадках.
Старая истина — талантливый человек талантлив во всем, всей своей жизнью доказывал немецкий мастер фотографии. Умение передать свой опыт молодым фотографам, постоянно действующие мастер-классы по фотоискусству, преподавание в нескольких университетах Германии, это то немногое, что можно рассказать о Арно Фишере.
На открытие выставки вместе с коллекцией мастера из Германии приехал один из его учеников, популярный фотограф Франк Гаудлиц.
Со своим будущим учителем Франк познакомился в 1987 году, когда в Высшей Школе Графики и Книжного искусства проходил конкурсный отбор 4 будущих студентов. Претендентов было 300 и Франк со своей серией фоторабот «Москва» произвел впечатления на Арно Фишер, входившего в приемную комиссию.
4 года Ф. Гаудлиц познавал основы фотоискусства у знаменитого А. Фишера. Книга «Аматсу» с фотоработами и персональная выставка «Солнечная дорога» — доказательство того, что учитель может по справедливости гордиться своим учеником.
На вопрос известному фотографу: А каким запомнился вам Арно Фишер? Франк ответил: «Я не встречал еще такого человека, который воспринимал бы фотографию, как важнейшее образование. Он всегда заботился о статусе своих работ. Если ему звонили поздно ночью из редакции различных газет с просьбой сделать нужный для них кадр, то Арно никогда и никому не отказывал. Несмотря на свой талант и известность, он всегда был скромным, старался держаться в тени и не выходить на первый план. Именно это его качество плюс душевная доброта помогли создать такие удивительные снимки».
Свыше 5 тыс. граждан из России и стран Центральной Азии воюют на стороне ИГИЛ, сообщили в ФСБ. По данным ведомства, чуть менее половины из них — 2400 человек — граждане РФ, сообщил первый заместитель директора ФСБ генерал армии Сергей Смирнов после заседания Совета Региональной антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте.
«По нашим сведениям, порядка 2400 граждан РФ уже принимают участие в деятельности этой организации и это достаточно большое количество», — подчеркнул он. Накануне глава МВД РФ Владимир Колокольцев сообщил, что на стороне ИГИЛ воюют 1,8 тыс. граждан России. «По расчетам МВД, в рядах ИГИЛ воюют 1,8 тыс. россиян. Возбуждено 477 уголовных производства», — сказал он.
По словам Смирнова, вербовка граждан разных стран, в том числе входящих в ШОС, представляет собой одну из наибольших опасностей со стороны «Исламского государства». «Наиболее опасна вербовка лиц из этих государств — это выезд на территорию боевых действий этой группировки, участие в них, обучение, подготовка и последующий возврат на территорию наших государств», — подчеркнул Смирнов.
Он указал, что «делается это конспиративно, принимаются методы работы боевых организаций». «И тот опыт, который у них накоплен, они переносят на наши территории. Опасность заключается в этом, и она очень существенная», — заявил Смирнов. По его словам, созданный по инициативе России международный банк данных противодействию терроризму только в этом году существенно пополнился сведениями о лицах, связанных с ИГ и другими террористическим организациями.
Подробностями о том, каким образом спецслужбы России провели перепись моджахедов из стран Центральной Азии, воющих под началом различных полевых командиров в составе ИГИЛ генерал армии не поделился.
Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои отметила 105-летие со дня рождения Народного артиста Узбекистана Шукура Бурханова. Вечер памяти «На сцене надо жить!» собрал родных и друзей Ш.Бурханова, актёров Узбекского Национального академического драматического театра, учеников РСМАЛ им. Глиэра, студентов Государственного института искусств и культуры Узбекистана.
Ведущим вечера был Народный артист Узбекистана Теша Муминов, а вступительное слово произнесла заместитель директора Национальной библиотеки Умида Тешабаева. Перед гостями выступили многие известные артисты и деятели культуры, поделившиеся своими воспоминаниями. А Народный артист Узбекистана Ядгар Саъдиев исполнил классические песни, особенно любимые Шукуром Бурхановым.
Фрагмент видеофильма «Шукур Бурхон», созданного Национальным агентством «Узбеккино», освежил в памяти собравшихся богатую палитру ролей артиста. Он сыграл почти в тридцати фильмах. Театральные роли Шукура Бурханова тоже были разнообразными и запоминающимися.
В библиотеке, помимо вечера памяти, состоялась фотокнижная выставка, экспонатами которой стали книги и газетные публикации об актере, а также его фотографии.
Без сомнения, самая популярная тема для СМИ, пытающихся разобраться в феномене успеха ИГИЛ — вербовка рекрутов на джихад в странах сытой и благополучной Европы. Каким образом молодые люди, привыкшие к комфорту, оказываются в лагерях моджахедов, где, по понятным причинам, цивилизацией и не пахнет? Оставим в стороне идеи крайнего, радикального исламизма, которые ввергают европейских мусульман в средневековое мракобесие, вернемся к механизмам, из-за которых поток рекрутов с Европейского континента в Сирию и Ирак неиссякаем.
Многие эксперты, основываясь якобы на данных спецслужб, рассказывают о сложных цепочках, множестве звеньев вербовочной машины. Так ли это на самом деле? Можно ли доверять западным спецслужбам, которые уверяют, что владеют полной информацией о всех преступниках, совершивших террористические акты последнего десятилетия в Старом Свете, но тем не менее не сумели предотвратить гибель мирных граждан в своих странах?
Какова вообще роль спецслужб (сильно сомневаюсь в непрофессионализме европейских правоохранителей) в деятельности якобы глубоко законспирированной сети вербовщиков боевиков для ИГИЛ? И действительно ли представители Фемиды строго следуют букве либеральных законов, позволяющих пополнять международные террористические группировки хорошо мотивированными боевиками?
Пример Швеции, пожалуй, одной из самых благополучных стран Западной Европы (некий образец религиозной толерантности), возможно, изменит представление о мудреных схемах, по которым якобы работают вербовочные центры ИГИЛ в Европе.
Эта страна широко открыла свои объятия беженцам по «религиозным» мотивам достаточно давно, а для «мирных» мусульман из Центральной Азии североевропейский рай стал доступен примерно лет 10 назад. Получить статус беженца от чиновников из Стокгольма не так уж сложно — нужно лишь указать, что тебя на родине преследуют за желание быть честным мусульманином, а для того чтобы результат был стопроцентным, в анкете нужно указать свою нетрадиционную ориентацию.
Оказавшись в благополучной стране, в которую многие поколения шведов вкладывали колоссальный труд и любовь к родине, получившие приличное пособие «беженцы» поначалу осмотрелись, и часть из них начала такой желанный для чиновников от иммиграции процесс адаптации к демократическим ценностям.
Справедливости ради заметим, что бывшие граждане Центральной Азии, исповедуя нормы ислама, в основе которых лежит стремление к жизни в Халифате, эти самые демократические устои не приемлют в принципе, предпочитая пользоваться, по большой части на халяву, благами, которые шведы зарабатывают благодаря этой самой демократии.
Кому-то из «беженцев» удалось интегрироваться в шведское общество, но оказались и такие, кому факт создания Халифата в Сирии и Ираке — бальзам на душу и мандат для активных действий. Активные действия предполагают пополнение армии Халифа преданными делу джихадистами. Оказалось, что для успеха в таком специфическом деле нужно несколько вещей: место, где можно найти желающих отправиться воевать с «неверными» и «крестоносцами», деньги на их отправку на джихад и дорога, которая приведет к исполнению долга настоящего мусульманина — стать шахидом в священной войне.
Найти такое место совсем не сложно — мечеть Ренкиби, что в столице Швеции, оказалась гостеприимным домом для вербовщиков в ИГИЛ. Работу с рекрутами ведут активисты мечети. Им не нужен сложный и законспирированный аппарат — в проповедях много говорят о несправедливости западного образа жизни, преимуществах законов шариата, необходимости с оружием в руках защищать ислам, о долге каждого мусульманина исполнить свое предназначение — умереть за жизнь в Халифате.
Выходцы из стран Центральной Азии и, в частности, из Узбекистана, оказались удобной паствой мечети Ренкиби. То, что они привыкли делать у себя на родине — создавать домашние курсы повышения знаний ислама, так называемые «худжры» — с успехом делали теперь и в Швеции. Худжры стали хорошим подспорьем для мечети Ренкиби. Такая связка вкупе с «подготовленными» к походу на Ближний Восток прихожанами оказалась достаточно эффективной. Стоит лишь перечислить некоторые имена рекрутированных в ИГИЛ бывших граждан Узбекистана, чтобы подтвердить все вышесказанное.
Носирхон, Абу Бакр, Ботир Юсупов, Сунатулло Саитходжаев, некий Хамидулла, активист мечети Ренкиби и активный вербовщик ИГИЛ, известный среди узбекской диаспоры Швеции под именем Алишер — вот лишь не полный перечень боевиков ИГИЛ, которыми может гордиться мечеть Ренкиби, рекрутировавшая своих прихожан в Сирию и Ирак.
Возвращаясь к теме контроля спецслужбами Швеции деятельности «кузницы кадров» в столичной мечети, можно нисколько не сомневаться в осведомленности их обо всех процессах, протекающих внутри узбекской диаспоры.
Так почему же рекрутированию боевиков в ИГИЛ не поставлен надежный заслон? Создается впечатление, что шведские правоохранители просто подчищают результаты деятельности своих политиков, старающихся доказать всему миру свою толерантность, искусственно создавая условия того, чтобы наиболее радикальные беженцы как можно скорее покинули страну и сгинули где-нибудь в Сирии или Ираке. И если это так, то результат налицо — боевики с узбекскими паспортами, но с видом на жительство в Швеции становятся шахидами под Алеппо, Мосулом или Пальмирой.
А шведским налогоплательщикам пожелаем энергичнее работать, побольше платить налогов, чтобы источник социальных пособий для «мирных» мусульман как можно дольше не иссякал. А что же делать, ведь за показушную толерантность, кто-то должен платить.
Узбекское агентство по печати и информации подвело итоги первой половины 2015 года. В республике было зарегистрировано 111 новых издательств и более 1 650 полиграфических компаний.
В год издательствами страны печатается порядка трех тысяч наименований книг, общий тираж которых составляет более 45 миллионов экземпляров. В 2015 году треть выпущенных изданий пришлась на детскую литературу.
Эти книги будут представлены на проводимом с 17 по 19 сентября в Ташкенте и всех областных центрах, а также Каракалпакстане II Республиканском фестивале детской книги, о котором мы писали ранее. По данным УзАПИ, в нем примут участие более 60 издательств и полиграфических предприятий.
Среди книг, ориентированных на молодого читателя – серия «Библиотека «Камолот», выходящая в издательстве «Янги аср авлоди» при поддержке общественного движения молодежи «Камолот» в последние два года. В нее вошли порядка семидесяти произведений национальной и всемирной классики. Также можно назвать цикл «Хрестоматия школьной литературы», начатый издательско-полиграфическим творческим домом имени Гафура Гуляма. Его составляют четыре десятка классических произведений, изучаемых в школе в качестве литературы для внеклассного чтения.
Во втором сезоне проекта «Танцы» на российском телеканале ТНТ примет участие Анора Халматова из Ташкента.
28-летняя танцовщица успешно прошла кастинг, покорив жюри в лице Сергея Светлакова, Егора Дружинина и Мигеля собственным танцевальным стилем. Как позднее Анора объяснила ведущей шоу Ляйсан Утяшевой, этот стиль был придуман специально для выступления на проекте «Танцы». Он сочетает в себе традиционную восточную и современную хореографию. Особенность стиля в том, что движения танцовщицы ограничены площадью ковра, на котором она выступает. Назван он соответственно – «Гилам», то есть «Ковер».
По словам Аноры Халматовой, на создание этого стиля у нее ушло около года.
Наша соотечественница занимается танцами с детства, с девятилетнего возраста. Она обучалась в Ташкентской государственной Высшей школе национального танца и хореографии, а позже окончила ГИТИС в Москве. Участвовала в проекте российского Первого канала «Танцуй».
Анора Халматова владеет восточным, классическим и современным стилями танца. Эти умения пригодятся ей на шоу, где участникам придется готовить номера в самых разных стилях, а также импровизировать. Главный приз шоу «Танцы», за который будут бороться претенденты – три миллиона рублей.
Музей стал центром культурной жизни Нукуса. Современная инфраструктура города в связи с преобразованиями нового века формировалась вокруг все более развивающегося КГМИ имени Савицкого, причем — в шаговом доступе.
Замороженный в 80-е годы проект нового музейного здания, о строительстве которого так мечтал Игорь Витальевич, был утвержден, когда главой Узбекистана был избран Ислам Каримов. В 1989 году был принят основной проект о возведении в Нукусе музейного комплекса из трех блоков. В церемонии открытия первого блока, сданного в 2003 году, принимал участие Президент Узбекистана, не оставлявший строительство без правительственной поддержки и в последующие годы. Сегодня величественный комплекс из трех зданий – архитектурная достопримечательность города. К 50-летию музея в 2016 году, когда в новых зданиях разместятся экспозиция и фонды, ожидается их официальное открытие.
Юбилейные торжества в честь 100-летия со дня рождения Савицкого, которые поначалу планировалось провести в действующем первом блоке, перенесли накануне объявленной даты в здание Государственного музыкального театра имени Бердаха. В театральном фойе 4 сентября развернули небольшую выставку местных художников. Гостей встретили музыкой — в холле одновременно играл струнный квартет и выступал ансамбль девушек-дутаристок. Под этот звуковой микс проходили знакомство с выставкой и встречи в кулуарах, в то время как зрительный зал заполнялся учащимися колледжей и студентами вузов.
Молодежь и приглашенные гости — для последних отвели места в партере — терпеливо ждали прибытия президиума. Открытие торжества задерживалось, но молодежь в Нукусе оказалась на редкость воспитанной – девушки и юноши, одетые строго по-школьному (белый верх – черный низ), сидели в огромном зале тише, чем обычно сидят на лекциях, даже по мобильникам никто не говорил.
Вернувшись на отведенное место, неожиданно увидела в первом ряду Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Узбекистане В.Л. Тюрденева, руководителей представительства Россотрудничества В.Н. Шулику и Республиканского русского культурного центра А.В. Аристова, представителя Фонда «Русский мир» М. Моховикову, прибывшую из Москвы. Замечу, таких почетных гостей вроде и не ждали. Но не могли россияне не уважить память Савицкого — русского человека, который внес огромный вклад в культуру Узбекистана и Каракалпакстана. К тому же российская сторона ощутимо участвовала в подготовке ранее запланированных торжеств.
Посол России и сопровождавшие его лица приняли участие в собрании и открытии выставки, дали интервью представителям СМИ, осмотрели новый музейный комплекс, посетили кладбище, возложив цветы к могилам И.В. Савицкого и ветерана войны Н.А. Сараева, и в тот же день отбыли в Ташкент. В президиуме с опозданием начавшегося торжественного собрания сидели Председатель Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан М. Ерниязов, зам. министра по делам культуры и спорта Узбекистана Ф. Джалалов и глава Представительства ЮНЕСКО в Узбекистане г-жа Криста Пикат. Она единственная из выступивших вольно чувствовала себя на трибуне, остальные, включая еще две персоны, которые, как считают, могут оказаться претендентами на директорское кресло в нукусском музее, с запинками прочитали свои речи, не отводя глаз от заготовленных текстов.
Сразу после официальной части (как ни странно, выйти на трибуну не предложили ни одному из почетных гостей, лично знавших Савицкого) начался праздничный концерт. Через полчаса публика почти забыла, по какому поводу «все мы здесь сегодня собрались». Порадовали подрастающие вокалисты – певцами, как и народными мастерами, край по праву гордится, да и танцевальные коллективы увлекли зрителей своим искусством. Народные костюмы артистов и музыкальные инструменты перекликались с экспонатами отдела прикладного искусства в музее, в остальном связи с темой дня не чувствовалось.
Торжество продолжил званый обед, во время которого гости вновь попытались добиться ответа от организаторов, когда и где состоится просмотр фильма «Страсть Игоря Савицкого». Признаться, впервые довелось наблюдать столь искусное «отфутболивание», когда, приложив руку к сердцу, дают обещание все выяснить, а спустя время сокрушаются, что руководители, способные решить вопрос, ушли с торжественного обеда… на обед.
Открытие выставки произведений И.В. Савицкого отвлекло от мыслей о бренном. Погрузившись в созерцание, гости переходили от рисунков к картинам, многие из которых извлекли на свет из запасников. Искусствоведам еще предстоит детально изучить художественное наследие Савицкого, великолепно владевшего композицией, рисунком, разнообразными техниками живописи и графики. Здесь и тонкие психологические портреты, и выразительные пейзажи — масло на холсте, наклеенном на картон, картины на картоне и даже фанере, акварели, рисунки карандашом или в смешанной технике, сочетающей карандаш, тушь и акварель… Художнику, нередко писавшему свои работы в экспедициях, приходилось, видимо, экономить холст и краски — картины невелики размерами, потому художник и реставратор Альвина Шпаде в шутку называет их «карандашами». Тронули небольшие изображения старинных крепостей – «Тешик-кала», «Кызыл-гыр», «Кават-кала» — и множества других исторических мест, по которым можно изучать историю Каракалпакстана.
Савицкий И.В. Раскопки Калалы-Гыра
Названия картин Савицкого напоминают пометки в записных книжках: «Муйнак. Консервный завод. 1962», «Утро. Только вспахали. 1957», «Осенний день в Дехканабаде. 1955». Много работ без указания даты их завершения, но всегда с точным названием места, времени года или каких-то деталей: «Розовые поля», «Закат с луной», «Окраина Хивы», «Новый аул на Кырк-Кыз». На выставке – 85 работ. Еще свыше 30 — в мемориальном зале. То есть существует целая галерея, созданная художником с начала 50-х до середины 60-х годов — всего за 15 лет, к тому же в перерывах между работой в экспедициях или в период работы в научных учреждениях. Открывшийся в 1966 году музей и вовсе не оставил времени на творчество. Оно, несомненно, могло бы успешно продолжиться.
Перед отъездом из Нукуса пришла попрощаться с работами Савицкого. В зале было несколько человек, среди них — молодые архитекторы из Чехии Зденек Каменик и Мартин Крумголз. Давно мечтая побывать в нукусском музее, они отправились к нему по маршруту Чехия – Кыргызстан – Узбекистан. Посетили Самарканд, а оттуда поездом прибыли в Нукус. Выставка чешским туристам очень понравилась, а сам музей, о котором они были немало наслышаны, впечатлил экспонатами.
Столь же высокую оценку дали выставке и музею в целом глава российской дипмиссии, сотрудники представительства ЮНЕСКО в Узбекистане, члены «Клуба друзей музея», прибывшие на торжества деятели искусства и культуры из России. «Мы отмечаем 100-летие со дня рождения Игоря Витальевича Савицкого – человека, который внес неоценимый вклад в развитие культуры Каракалпакстана, Узбекистана и мировой культуры, — сказал у надгробия основателю музея на православном кладбище в Нукусе Посол России в Узбекистане В.Л. Тюрденев. – Благодаря ему в Нукусе имеется музей, известный всему миру. В этом музее собраны произведения искусства, которые могли погибнуть и не стали бы столь известны. Он дал путевку в жизнь многим художникам, которые сейчас знамениты и известны как представители русского или, как называют их в России, туркестанского авангарда. Игорь Витальевич был подвижником своего дела.
Будучи художником, он оставил работу над своими картинами, посвятив жизнь созданию музея. И это, наверное, главная его заслуга на поприще искусства. Вспомним о нем добрыми словами. Его дело подхвачено учениками — прежде всего Мариникой Бабаназаровой, которая долгие годы являлась директором нукусского музея. Многое в развитии музея — ее заслуга. Уверен, что нынешнее торжество в честь 100-летия со дня рождения Савицкого будет продолжено празднованием 50-летия музея в следующем году. И это даст новый импульс вниманию, которое уделяется музею, называемому «Лувром в песках».
Впечатлениями поделился и московский художник, лауреат Госпремии РФ Иван Дмитриевич Шаховской, выступивший на открытии выставки Савицкого: « Я давно мечтал попасть в Нукус и увидеть знаменитое собрание Музея имени И.В. Савицкого, — сказал он. — В юности мне довелось общаться с Игорем Витальевичем во время его приездов в Москву, когда он собирал коллекцию музея. Картины, скульптуры, папки перед отправкой в Каракалпакию свозились в наш дом — известный «Красный Дом художников» в Новогирееве, который становился при этом своеобразной базой-складом. В этом же доме Игорь Витальевич провел несколько последних месяцев жизни между пребываниями в больнице.
После его ухода я пользовался любой возможностью узнать побольше о коллекции, жизни музея и его дальнейшем развитии – из изданий и публикаций, фотографий и слайдов, общения с приезжавшими в Москву сотрудниками Музея имени Савицкого и московскими художниками, побывавшими в Нукусе. И вот, благодаря любезному приглашению, мне удалось приехать в Нукус для участия в праздновании 100-летнего юбилея основателя легендарного музея. Собрание вызывает восторг и качеством самих произведений, и последовательностью в их подборе. Очень органично совмещение главных частей коллекции: предметов хорезмской культуры, образцов каракалпакского народного искусства и живописи 1910-30-х годов. Поражает проделанная за прошедшие десятилетия работа по реставрации, систематизации и популяризации музейного собрания в стране и в мире, а также почти завершенный уникальный комплекс новых музейных зданий.
Несомненно, руководство Министерства культуры Узбекистана не только прекрасно понимает огромную мировую ценность коллекции нукусского музея, но и осознает уникальность истории, методики и принципов ее собирания. В силу мощного воспитывающего воздействия индивидуальных качеств самого Игоря Витальевича, главные их которых – абсолютное бескорыстие и самоотверженность в служении Культуре, – деятельность музея и после него строилась воспитанными им специалистами на тех же принципах. Сохранение этой преемственности так же важно для настоящей жизни Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, как и сохранность полноты его собрания».
Справедливость этих суждений, как мне кажется, не вызывает сомнений.
Международный кинофестиваль «Евразия» — важнейший кинофорум на территории стран СНГ и Балтии, единственный в Центральной Азии, аккредитованный Международной федерацией ассоциации продюсеров (ФИАПФ).
Концепция фестиваля — «Пересечении культур Запада и Востока». Поэтому конкурсная программа включает в себя фильмы из Европы, Азии, стран СНГ и Центральной Азии. Ежегодно «Евразия» представляет порядка 70 фильмов из более чем 30 стран мира.
Ежегодный кинофестиваль «Шәкен Жұлдыздары» («Созвездие Шакена»), является единственным в Центральной Азии Международным конкурсом молодых кинематографистов и дебютного кино. Кинофестиваль проходит в городе Алматы с 2003 года, а назван он в честь патриарха казахстанского кинематографа, выдающегося актера и режиссера Шакена Айманова,
В рамках празднования Дня города оргкомитеты двух кинофорумов приняли решение о совместном проведении кинофестивалей. Показы конкурсных работ фестивалей состоятся с 19 по 25 сентября 2015 года в сети кинотеатров «Kinopark».
Тематика кинофорума заявлена, как «Шелковый путь и преемственность поколений, связь старого и нового кино, многообразие культур и жанров, различных кинорынков и киношкол».
«Евразия» представит внеконкурсные секции игрового кино для детей и юношества, документального кино, короткометражных фильмов, тогда как «Созвездие Шакена» представит конкурсную программу Центрально-Азиатского кино.
Впервые будет вестись учет посещаемости фильмов. Особое внимание в этом году планируется уделить образовательной программе «Eurasia Masters», в рамках которой пройдет ряд мастер-классов и новых образовательных проектов. Развернет свою деятельность и деловая площадка «Eurasia Spotlight: Kazakh Next Wave», где авторы киноработ смогут познакомиться с потенциальными инвесторами, продюсерами, партнерами для установления деловых контактов. Панельные дискуссии «Eurasia Meetings» также будут посвящены таким актуальным вопросам отрасли как разработка нового законопроекта РК «О кино», формированию условий для привлечения зарубежных инвестиций и съемочных групп в Казахстан, созданию кинокомиссий и поощрению ко-продукции.
Награды будут присуждаться в номинациях: «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль» и «Специальный приз жюри».
Откроет кинофестивали мировая премьера нового казахстанско-канадского фильма Акана Сатаева «Хакер» с американскими актерами в главных ролях (Каллэн МакОлифф и Лоррейн Николсон).
В конкурсе «Созвездия Шакена» будут представлены, без сомнения, лучшие работы нашего региона 2014 и 2015 года среди которых фильмы уже признанного мастера — Елкин Туйчиев, а так же и яркая дебютная лента (созданная совместно с немецкими и таджикскими коллегами) молодого режиссера Саодат Исмаиловой из нашей страны.
В ташкентском Дворце «Туркистон» состоялся шоу-концерт «Звездочки независимости». Его организаторами были Молодежная театральная студия ArtWay при участии Детских школ музыки и искусства, а также творческо-производственного объединения «Узбектеатр». Концерт был посвящен празднованию 24-летия Независимости нашей страны.
В программе участвовали два с лишним десятка юных артистов, уже получивших признание не только в Узбекистане, но и за рубежом. Это лауреаты международных и республиканских конкурсов, с успехом представлявшие нашу страну на различных соревнованиях.
Среди выступлений были вокальные и танцевальные номера, игра на традиционных национальных инструментах.
Гвоздем шоу стало выступление Сабины Мустаевой, юной узбекистанской артистки, покорившей зрителей во втором сезоне российского телешоу «Голос. Дети».
С 16 по 19 сентября 2015 года в Таджикистане будет проходить V Международный телевизионный фестиваль «ТЭФИ-Содружество». Среди работ, заявленных в конкурсной программе, есть и узбекистанские. Организатор фестиваля «ТЭФИ-Содружество» — Академия Российского телевидения при поддержке правительства Таджикистана и Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества стран СНГ.
Темой фестиваля станет «Телевидение для детей и юношества в странах СНГ и ближнего зарубежья». В программе заявлены дискуссия на тему «Телевидение для детей — просвещает или развлекает», встреча с худруком киножурнала «Ералаш» Борисом Грачевским под названием «На каком языке говорить с детьми?», а также выступления худрука киновидеостудии «Анимос» Натальи Орловой про новые технологии в анимации и президента Фонда «АРТ» Александра Акопова о современном российском детском телевидении.
Также в программе — мастер-классы, встречи, презентации и круглые столы, встречи со студентами журфаков Таджикского национального университета и Российско-Таджикского Славянского университета. Будет показан фильм «Частное пионерское-2» режиссера Александра Карпиловского.
В этом году на суд экспертного совета фестиваля подано 54 работы. Помимо нашей страны, среди участников — Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина.
Узбекское агентство по печати и информации сообщило о том, что с 17 по 19 сентября 2015 года в стране будет проходить II Республиканский фестиваль детской книги. Его организаторами, помимо УзАПИ, стали Министерства по делам культуры и спорта, народного образования, общественное движение молодежи «Камолот», хокимияты и Совет Министров Республики Каракалпакстан.
Фестиваль под девизом «Здоровое и духовно развитое поколение – будущее страны!» охватит всю республику. Его мероприятия состоятся в областях Узбекистана и в Республике Каракалпакстан. В столице фестиваль будет проходить в парке культуры и отдыха имени Гафура Гуляма, а 17 сентября, в день открытия — в концертном зале «Туркистон».
Цель фестиваля – демонстрация успехов отечественного книгоиздания и популяризация литературы среди детей и молодежи.
Кроме демонстрации всевозможных изданий, ориентированных на детей, в рамках фестиваля состоятся творческие встречи, в которых примут участие писатели и поэты, работающие для юного читателя. Будут организованы викторины, а также театральные и кукольные представления и выступления начинающих артистов эстрады.
10 сентября театр «Ильхом» отмечал свой уже 40-й, юбилейный сезон.
Специально для этого дня коллектив театра подготовил для гостей интересную и совершенно разнообразную программу. Почитатели театра погрузились в ауру спектакля «Мещанская свадьба», любители музыки получили удовольствие от open – air вечеринки музыкальных коллективов «Cover Stars» и «Flyin\’UP», а желающие насладиться живописью — знакомились с выставкой картин художницы Умидыхон Азимжановой.
Необычные полотна: «Человеки», «Подсолнухи», «Жених и Невеста», «Букет маме», «Сражение» и написанное всего за два дня «Деревья», явно понравились гостям праздничного вечера.
У.Азимжанова работает в разных жанрах, стилях и поэтому в галереи «Ильхома» можно было познакомиться и с портретами, дорогих автору людей, с натюрмортом, и картинами с необычным видением природы. Причем, всё что написано художником объединяет необыкновенная жизнерадостность от окружающего мира. Возможно, что именно эта жизнерадостность и творческий запал позволяют порой У. Азимжановой создавать красивые и интересные работы буквально за одну ночь.
Умидахон с разносторонними интересами молодая и красивая женщина — художник, дизайнер ювелирных изделий, отмеченная многими специалистами.
Поэтому, не случайно У. Азимжанова победила в Международном арт-проекте «Russian Art Week». Умидахон – наша землячка, родилась в Ташкенте, с детства её увлекали яркие краски, кисти и карандаши, которыми она умело пользовалась. Родители отдали должное жажде творить у своей дочери и поддержали её желание учиться в Республиканском художественном колледже им. Бенькова. Закончив обучение У. Азимжанова получает необычное приглашение – продолжить образование в Москве в государственном текстильном Университете на факультете дизайнера ювелирных изделий. Для молодого художника из Узбекистана жизнь совершила крутой поворот — У. Азимжанова, с успехом закончив Университет в России уезжает постигать искусство… радиожурналиста в Израиль. Радиожурналистика – безусловно интересная штука, но вот желание творить, работать с благородными металлами и камнями, создавать необычные ювелирные произведения искусства – перевешивают тягу стать ARJ.
Талант молодого художника был по достоинству оценен израильскими ювелирами, известными во всем мире, потому место работы дизайнера на одной из ведущих израильских фирм, был несомненным успехом У. Азимжановой.
Вскоре Умидахон знакомится с молодым человеком и выходит за него замуж. Сейчас Умидахон живет в Израиле – в их семье теперь двое мужчин – муж и маленький сынок.
Про родину она не забывает и старается как можно чаще приезжать в такой любимый Ташкент, провести время с родителями и друзьями, кстати, которые пришли в театр «Ильхом» поздравить У. Азимжанову с персональной выставкой.
Анна ДЕМЧЕНКО Фото: Валерии Бутаковой и Анны Демченко
Завершена работа над сериалом «Мехмонхона» («Hotel»), снятым «Узбектелефильмом» по заказу телеканала «Ёшлар» НТРК Узбекистана. 21 сентября 2015 года в эфир выйдет первая серия.
Режиссером проекта выступил Акром Исаков. В ролях — народные артисты Узбекистана Ёкуб Ахмедов, Эркин Комилов, Хайрулла Саъдиев, заслуженные артисты Узбекистана Гавхар Закирова, Тахир Саидов, а также Бабур Юлдашев, Адиз Раджабов, Раъно Шадиева, Шодия Тухтаева, Шахзода Матчанова, Гулчехра Эшанкулова, Анвар Картаев и другие артисты.
В новом сериале – двадцать серий. В его музыкальном оформлении приняли участие Шахзода, Акбар и Тахир Садыков. По данным popcorn.uz, в ближайшее время можно ожидать премьер их песен, использованных в качестве саундтреков для сериала.