Новости Узбекистана

Лучше проинформировать, чем объяснять, лучше объяснить, чем оправдываться.

Ўзбекча Ўзбекча

Светлый сайт   

→ В начале был Савицкий…

В начале был Савицкий…

Часть 1
В начале был Савицкий…

Музейный комплекс КГМИ имени Савицкого


Нукус... Окольцованный пустынями Каракум и Кызылкум, каменистым плато Устюрт и просоленными до горечи белыми песками Аралкума (или Аккума - так называют песчаные просторы соленых песков на месте высохшей части Арала), эти 200 квадратных километров земли в окружении скромного оазиса в дельте Амударьи выглядят с высоты как райский уголок. Наш самолет, направляющийся из Ташкента в столицу Каракалпакстана, завис над проплывающими под ним прозрачными рваными облачками, отбрасывающими пятна теней на поверхность земли. Внизу, среди песков, серебристой змеей извивается лента реки. Изредка поблескивают ослепшие от солнца блюдца крошечных озер в неровной солевой кайме. Разветвляясь на рукава, некогда полноводная река, в разливы выносившая на пологие берега плодородный ил, привлекла к оседлости и земледелию древние племена, кочевавшие по суровым пустыням. Здесь, в дельте Амударьи, выращивают самый вкусный рис. Подлетая к Нукусу, можно видеть зеленые чеки полей, залитые водой.
В начале был Савицкий…

В начале был Савицкий…

Как рассказывают аксакалы, когда-то словом «нукус (нокис)» называли весь каракалпакский род. Но об этом почти забыли, и лишь некоторые из исследователей утверждают, что слова эти восходят к персидскому «ну кус», то есть «девять человек». Почему девять? Здесь уместно вспомнить легенду о девяти девушках, изгнанных из дворца хорезмского шаха в безлюдную пустыню. Красавицы добрели по пескам до караванного пути и вскоре понесли от проезжавших по дороге купцов. Девять сыновей, появившихся на свет от изгнанниц, выросли богатырями и смогли защитить своих матерей и обжитую ими землю от врагов. Этот род получил название «нукэс». Отсюда, гласит сказание, и пошел быть род каракалпаков, заложивших два с лишним тысячелетия назад древние поселения близ мест, где вырос современный Нукус.
В начале был Савицкий…

По дороге в Нукус


Трижды довелось преодолеть путь к древнему городу, выросшему в песках, и видеть эти земли с заоблачной высоты и из окон железнодорожного вагона.

Загадочный край с застывшими волнами песка на бескрайнем пустынном просторе, над которым рассеивается даже монотонный голос ветра. И свет – необыкновенно прозрачный свет, разлитый над плоской землей с низкорослыми, стелющимися по почве растениями, ухватившимися корнями за песок. Кажется, я поняла природу этого света – воздух в Каракалпакстане пронизан не только лучами солнца, но и отраженным светом пустынь. Увидев раз пейзажи этого края, невозможно забыть их первозданность.
В начале был Савицкий…

И.В. Савицкий. На раскопках


Не с такими ли чувствами смотрел на эту озаренную свечением землю первый директор нукусского музея искусств, возвращаясь из поездок? Этот край притягивает к себе своих сыновей и дочерей и даже тех, кто побывал хоть однажды на этой овеянной легендами земле с ее разбросанными тут и там развалинами древних крепостей. Эти мысли посетили меня по дороге в Нукус, где 4 сентября планировались торжества по случаю 100-летия со дня рождения И.В. Савицкого.
В начале был Савицкий…

На выставке «С восхищением и любовью»


Город встретил удушливой жарой, несмотря на легкую облачность. И прохлада гостиничного номера в современном частном отеле «Жипек жолы» показалась подарком. Вид пустынь под крылом нашего двухмоторного самолета, два часа парившего в небе над безжизненными «черными» и «красными» песками Кара- и Кызылкумов, не сулил, казалось бы, никаких благ цивилизации. И вдруг – тихая гостиница с услужливым и неназойливым персоналом, свежесть белья и сверкающая чистота ванной комнаты, уют и покой. И даже вай-фай.

Но покой журналистам не снился. Нас было немного, как, впрочем, и гостей. Большая часть приглашенных на юбилейные торжества в честь 100-летия со дня рождения И.В. Савицкого отклонила под тем или иным предлогом приглашение приехать на праздник. Причиной послужили неожиданные для всех кадровые перестановки в музее. Связаны они с еще более неожиданными выводами комиссии по инвентаризации музейных фондов, которая работала в музее с середины июля, но без должных экспертных сил и средств – их в республике, как говорят наши ведущие специалисты, просто-напросто нет. События, последовавшие за скоропалительным решением молодого ташкентского эксперта-реставратора о подделке нескольких работ, повлекли за собой увольнение директора музея Мариники Бабаназаровой. Напомним, что эксперт был вооружен всего лишь оборудованием для ультрафиолетового облучения – оно далеко не во всех случаях позволяет делать выводы о подлинности картины или ее подделке. Будь все так просто, давно бы на мировом рынке шедевров живописи не было проблемы подделок: посветил лампой – и ответ готов. Для установления подлинности картин обычно составляются независимые экспертные комиссии, которые проводят множество разных исследований, чтобы не ошибиться, если речь идет о редких полотнах.
В начале был Савицкий…

Мариника Маратовна Бабаназарова. Нукус, 2013 г.


Надо ли говорить, что все, кто знал и знает второго директора нукусского музея, характеризуют ее как высокопрофессионального и преданного делу человека? Преемница Савицкого, три с лишним десятка лет отдала она служению их общему детищу. Ордена, благодарности, признание музея в своем отечестве и за рубежами страны как одного из лучших хранилищ культурных ценностей, а его директора как лучшего в Узбекистане руководителя музея - все в одночасье оказалось попранным. Общественность возмутилась и вступилась за повсеместно уважаемого и достойного человека, направив общие петиции, письма, обращения во властные и управленческие структуры с просьбой восстановить права Мариники Маратовны в должности директора. Довод министерства о добровольном уходе М. Бабаназаровой на пенсию не внушал доверия. Судя по ее открытому письму на имя министра по делам культуры и спорта Узбекистана, 21 августа 2015 года Бабаназарова написала заявление о «добровольном уходе» на пенсию под оказанным на нее давлением.

И что последовало за прозвучавшим в отечественной и зарубежной прессе голосом общественности? Возбуждение уголовного дела, распространение в официальных СМИ информации о «потерянных» картинах… И вызов в Ташкент за день-два перед юбилейными торжествами в Нукусе М.М. Бабаназаровой, хранителей отделов изобразительного искусства и ветерана-реставратора, от которых, безусловно, журналисты и гости праздника надеялись услышать, что же на самом деле происходит в музее.

А в Нукусе… В Нукусе все, на первый взгляд, шло спокойно. Мы увидели, как спешно добеливали какие-то потертости на музейном корпусе и полным ходом вели работы по благоустройству территории вокруг еще не запущенных в строй 2 и 3 блоков музейного комплекса. Приводили в порядок здание театра и территорию вокруг него. Дело благое – у нас на Востоке любят чистоту и порядок.

Решили подчистить и программу проведения юбилейных торжеств. Подготовленные при содействии представительства Россотрудничества в Узбекистане приглашения на юбилейные торжества с указанной в них программой и буклеты для выставки «С любовью и восхищением» так и пролежали где-то в музее. В Нукусе спешно напечатали новые приглашения – наутро их вручили гостям непосредственно перед посадкой в автобус, напомнив, чтобы прибывшие на торжества захватили с собой паспорта.

Организаторы, в которых кроме Министерства по делам культуры и спорта Каракалпакстана и КГМИ имени Савицкого изначально числилось Представительство Россотрудничества в Республике Узбекистан, планировали с утра провести возложение цветов к могиле Савицкого – оно было отменено. К торжественному собранию, рассчитанному всего на час, в холле задумывали развернуть выставку книг, альбомов, выпущенных к 100-летию Савицкого – эту выставку тоже не провели. В рамках программы была указана премьера документального фильма «Страсть Игоря Савицкого», снятого режиссером Али Хамраевым при поддержке Фонда Марджани – на вопросы, будет ли показан фильм, организаторы пожимали плечами. Показ не состоялся.
В начале был Савицкий…

Графика Савицкого и его скульптурный портрет работы Д. Рузыбаева


После торжественного обеда планировалось открытие выставки произведений В.И. Савицкого «С любовью и восхищением», которая должна была завершиться торжественным фуршетом и вечером воспоминаний с выступлением сотрудников музея, работавших с Савицким, художников, наследников. Наверное, такую программу посчитали излишне светской или не совсем традиционной - она была изрядно сокращена и ограничена открытием выставки. Чуть ли не со скандалом удалось художникам добиться публичной передачи подарков, которые они привезли в музей – им предложили вручить дары кому-то из администрации после официальной церемонии - не на глазах у народа, дабы не смущать своим добрым поступком тех, кто подарков не приготовил. Но художник А.А. Волков и скульптор Д.С. Рузыбаев, знавшие Савицкого лично и не в первый раз бескорыстно пополняющие музейный фонд, сумели сказать несколько слов в память о своем старшем друге, публично передав в музей с любовью подготовленные презенты.
В начале был Савицкий…

Рустам Сулейманов у здания Каракалпакского государственного музыкального театра имени Бердаха


За день до торжеств, 3 сентября 2015 года, в Нукус из Москвы прибыл Президент Фонда Марджани Рустам Сулейманов - продюсер фильма о Савицком, заранее приглашенный на юбилей. Человек он занятой, деятельность возглавляемого им с 2006 года фонда включает широкий спектр программ - от просветительских до научного книгоиздания, конференций и музейно-выставочной деятельности. Выделив время в своем плотном графике, он привез с собой диски для проведения премьерного просмотра фильма в Нукусе. Увы, никакой информации о том, где и когда планируется провести презентацию специально подготовленного к юбилею фильма, и.о. директора музея и организаторы торжеств не дали. Потому гости решили посмотреть фильм в дружеском кругу, что и сделали вечером 3 сентября. Этот общественный просмотр стал для зрителей одной из самых впечатляющих и содержательных страниц юбилейных событий и был повторен на следующий день для других гостей, знавших о планируемой, но несостоявшейся официальной премьере.
В начале был Савицкий…

Премьера фильма «Страсть Игоря Савицкого» в Нукусе (3 и 4 сентября 2015 )


Кстати, о дате первого показа объявил режиссер Али Хамраев еще 22 апреля на сайте ut.uz, отметив, что весной вместе с Рустамом Сулеймановым вновь побывал в Каракалпакстане, показал коллективу музея черновую сборку фильма, учел все советы и пообещал, что «Страсть Игоря Савицкого» до премьеры в музее нигде демонстрироваться не будет.

- Фильм рождался долго, - поделился со зрителями перед просмотром Рустам Сулейманов. – Идея возникла около четырех с половиной лет назад, когда мы с Али Хамраевым прилетели в Нукус познакомиться с музеем и Мариникой Маратовной. Она показала нам американский фильм о музее, и мы, не сговариваясь, решили сделать свою версию. Американцы работали долго и скрупулезно, но какие-то моменты были затронуты поверхностно: на что-то было обращено внимание, на что-то - нет. Мы понимали, что менталитет узбекского, каракалпакского, да и в то время советского человека, тем более прошедшего сложные перипетии судьбы вместе со страной, - иной. И все же этот фильм не контрверсия, он скорее дополняет первый. Каждый из живущих на земле - это космос, а Игорь Витальевич - человек очень непростой, и каждый в нем что-то найдет новое, решили мы. Была проделана большая работа в архивах и с теми, кто лично знал Савицкого. После обсуждения рабочей версии фильма с коллективом музея, Хамраев переработал фильм почти полностью. Мы много с ним спорили по каким-то моментам, и окончательная версия фильма сложилась в последний момент. Все получилось так, как должно было получиться. После небольшой технической доводки можно будет показывать фильм на большом экране и для телевизионной аудитории, как мы планируем.

Мне самой документальная лента о Савицком показалась ближе и теплее, нежели «Пустыня запретного искусства», снятая в голливудском стиле. В картине Али Хамраева ожило время, в которое создавался музей, зримо предстал образ первого директора музея – человека невероятно скромного, но многогранного и глубокого. Прозвучал его тихий высокий голос, который сквозь время донес до зрителей слова о том, как «важно, чтобы человек с радостью и вдохновением занимался делом. И тогда все просто».

Валерий и Александр Волковы, Дамир Рузыбаев, Марат Нурмухамедов, Жолдасбек Куттымуратов, работавшая с Савицким над прикладным искусством каракалпакская народная мастерица, простые люди, живущие в Нукусе – все они делятся своими воспоминаниями и говорят в этом фильме о Савицком, его судьбе, музее, таланте живописца.
В начале был Савицкий…

И.В. Савицкий. Осеннее поле


Мариника Маратовна Бабаназарова - преемница и второй директор КГМИ имени Савицкого, которой через несколько дней после премьеры фильма, 7 сентября 2015 года, исполнилось 60 лет, тоже герой этой картины. Более трех десятилетий отдала она музею, но свой юбилей, к великому сожалению, провела не в стенах родного для нее музея, где все сотрудники ее любят и ждут. Сегодня она в Ташкенте. Со всех концов света летят по всемирной сети интернет поздравления, слова восхищения ее профессиональными и человеческими качествами, мужеством, подвигом перед музеем, заслугами перед народом.

Приведу несколько строк из поступивших в адрес юбиляра поздравлений в социальных сетях:

Александр Волков:
- Вы душа и мозг музея - абсолютно преданный своему делу человек.

Елена Нагорничных:
- Мы видели в музее Савицкого людей, которые своим примером убеждают, что "не хлебом единым" жив человек. Благодаря вам и вашему музею имидж Узбекистана менялся в глазах самых разных людей, причем менялся, несомненно, к лучшему.

Виктория Левинская:
Благодаря таким людям, как вы, еще можно верить в человечество.

Людмила Кодзаева:
- Любим Вас, ценим Ваш героический вклад в сохранение и развитие музея, достойный самых высоких наград.

Вкратце о вехах биографии М.М. Бабаназаровой. Родилась она 7 сентября 1955 года в Нукусе в образованной, интеллигентной и уважаемой в республике семье, много сделавшей для родного Каракалпакстана. Отца Мариники - академика Марата Коптлеуовича Нурмухамедова – пригласили работать в Ташкенте, следом за ним переехала и жена Вероника с двумя дочерьми.

Мариника, окончив школу, поступила на факультет романо-германской филологии Ташкентского государственного университета (ныне Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека). Получив диплом и прекрасно владея русским, английским и французским языками, с 1977 по 1983 год преподавала английский язык в Нукусском государственном университете. Она не побоялась связать свою жизнь с Нукусом, несмотря на то, что могла бы остаться в столице или уехать в Москву. Родная земля, любовь, семья, а потом и дело жизни - музей имени Савицкого - были и остаются для нее стержневыми началами. С раннего детства и всю сознательную жизнь Мариника Маратовна живет под знаком музея, первый директор которого был близким другом и единомышленником отца, а для нее стал почитаемым наставником.

Игорь Витальевич, видя в девочке любовь к наукам и искусству, а потом, когда она стала молодым специалистом, необходимые для руководителя качества - знания, ответственность, честность и бескорыстие - увидел в ней преемницу. Зная о своей тяжелой болезни, уговорил Маринику Маратовну перейти на работу в музей. И молодой женщине с первого рабочего дня в музее пришлось решать вопросы, которые обычно выполнял директор - держать ответ перед наследниками переданных в музей экспонатов, работать за двоих, не зная отдыха, отдавать музею, который стал с тех пор ее детищем, не только рабочее, но и свободное время.

С 1983 по 1984 год Мариника Маратовна работала ученым секретарем и главным хранителем Каракалпакского государственного музея искусств. Я видела в документальном фильме "Страсть Игоря Савицкого", какая это была прелестная молодая женщина, да она и сегодня очень привлекательна и полна энергии. С 1984 года, когда не стало И.В. Савицкого, все видели в ней бессменного директора Каракалпакского государственного музея искусств. Лучшего преемника в этом музее быть не могло, да и сегодня нет. Желая глубже познать искусство, она заочно окончила отделение искусствоведческого факультета Ташкентского театрально-художественного института. Стажировалась, изучала музейное дело и участвовала в семинарах в Лувре, Британском музее, в известнейших музеях США, Австрии, Швеции и Голландии, Турции, Казахстана.

Правительство и общественность на родине и за рубежом всегда ценили ее выдающиеся заслуги в развитии культуры. М.М. Бабаназарова награждена орденом «Дустлик» и орденом Французской Республики «За заслуги в области искусства и литературы»; ее имя включено в Международный биографический справочник «Кто есть кто» (США, 1996) и «Женщины мира» (Англия, 1997), она является членом многих международных организаций. И музей имени Савицкого, как и для первого директора, стал ее жизнью.

Продолжение следует

Тамара САНАЕВА.
Фото автора.
Комментарии
Блестящая статья Т.Санаевой, очень точно описывает историю создания музея и всю ситуацию, которая сейчас разворачивается вокруг него . Лично знаком с И.В. Савицким с шестидесятых годов , неоднократно посещал музей и хорошо знаю его коллекцию, трижды подряд посещал его в последние годы . Более 30 лет знаком с М.М. Бабаназаровой и ее деятельностью на посту директора . Более эрудированного и любящего свое дело человека, представить на посту директора музея И.Савицкого невозможно . Нужно срочно менять ситуацию и вернуть М.М. Бабаназарову на ее место .
Большое спасибо за потрясающую статью! Для нас всех, музей и ассоциируемая с ним Мариника Маратовна, стали чуть ли не главным образцом культуры и искусства в родном Нукусе, вблизи с годами растущей трагедией — высыхающим Аралом. В Каракалпакию, в основном, туристы приезжают только с одной целью: ощутить проблему Аральского моря и побывать в музее... Печально, что Министерство культуры Каракалпакстана не в первый раз проявляет себя, мягко говоря, столь бескультурно!
Спасибо, Азиз!
Вы правы, слово "бескультурье" - слишком мягкое.
Очень жаль, что все так вышло, Вы все правы, как всегда наше министерство культуры - культурица. Через пару лет, музея уже не будет. ЖАЛЬ!
Дорогая Тамара, спасибо за статью. Пока я ее читала, у меня в голове звучал шум отбойного молотка, которым рушили сокровища Пальмиры, а на глаза наворачивались слезы.
Савицкий-Музей-Мариника-Нукус. То, что происходит сейчас - это посягательство не только на честное имя человека, отдавшего свою жизнь служению музею, не только посягательство на уникальную коллекцию, но и на жизнь города и республики в целом. Будет, как с Аралом.
А я, все же верю, что какие-то высшие силы не позволят сотворить несправедливость и не допустят вандализма.
С Мариникой Бабаназаровой не знакома лично. Но часто посещала музей... Не верю в обвинения в адрес Бабаназаровой. Человек, не давший сомневаться в своих действиях в течение 30 лет не мог быть замешан в аферах. Очень желаю, чтобы справедливость не была восстановлена. А еще больше переживаю, что теперь, не имея такого ответственного руководителя и хранителя, сокровища музея могут быть растасканы. А ведь они принадлежат народу и являются визитной карточкой нашей страны. Большое спасибо автору за статью!
Вопрос: Сколько пальцев у человека на двух руках? (ответ цифрами)
Топ статей за 5 дней

К Новому году Алишер Усманов подарит узбекистанцам сразу несколько благотворительных концертов

Болгария открывает свои двери для трудовых мигрантов из Узбекистана

Сын Гульнары Каримовой рассказал, что его мать вложит все свои сбережения в развитие Узбекистана

Дерзкое преступление в Ташкенте: на Юнусабаде обворовали дом хокима Чиланзарского района

Реклама на сайте
Похожие статьи
Теги
Государственный музей им. И.В.Савицкого, Игорь Савицкий, Тамара Санаева