back to top
0.8 C
Узбекистан
Понедельник, 22 декабря, 2025

Фестиваль в Астрахани

0
Фестиваль в Астрахани

Узбекистан был представлен на фестивале национальных культур в Астрахани, который состоялся в рамках празднования Дня Астраханской губернии. Праздник посетили представители национально-культурных общественных объединений, муниципалитета и администрации области, Астраханско-Камызякской епархии и Астраханского регионального духовного управления мусульман, а также студенты и представители общественности.

Как сообщает 12news, на открытии фестиваля молодёжное отделение общества «Узбекистан» было награждено почетной грамотой за вклад в реализацию молодежной политики.

В программу праздника вошли мастер-классы от ремесленников и акция «Подарим детям праздник» по сбору средств на новогодние подарки многодетным семьям и детям – сиротам.

Общество «Узбекистан» порадовало гостей не только стендами и выставкой национальных ремесел, но и демонстрацией обряда «Келин салом». Кроме того, желающие могли продегустировать блюда национальной кухни.

В финале фестиваля состоялся гала-концерт национальных общин и культурных объединений.

Анна НИМ.

Юбилей сети ZiyoNET

0
Юбилей сети ZiyoNET

Информационной образовательной сети ZiyoNET исполнилось десять лет. Это событие отметили торжеством, проведенным в Музее истории связи Узбекистана.

Сеть ZiyoNET – один из наиболее важных проектов Центра развития и внедрения компьютерных и информационных технологий UZINFOCOM. Нацеленная на работу с молодежью, она открывает новые возможности образования с применением технологий ИКТ и постоянно совершенствует свою работу.

Как сообщает KULTURA.UZ, на мероприятии выступили директор Центра UZINFOCOM Гайратходжа Сайдалиев, его заместитель Назим Далибаев, первый заместитель министра Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана Алишер Файзуллаев и другие.

Специалисты рассказали о работе ZiyoNET и текущих проектах. Среди них особой популярностью пользуется акция «7 чудес Узбекистана», давшая возможность пользователям сети предложить свои культурные и архитектурные памятники, а затем выбрать из них семь лучших путем голосования. Общее количество предложенных объектов достигло почти четырехсот. Уже выбрано по одному «чуду» в каждом регионе (кстати, столицу представляет Ташкентская телебашня). Последний этап голосования завершится 16 января 2016 года.

Анна НИМ.
Фото KULTURA.UZ

Новые имена в МКСК

0
Новые имена в МКСК

Одним из последних культурных мероприятий, посвященных уходящему Году внимания и заботы о старшем поколении, станет персональная выставка молодого художника Мухиддина Рисқиева. Она откроется 9 декабря2015 года, в среду, в 17.00 в Международном караван-сарае культуры Икуо Хираямы. Об этом сообщила пресс-служба МКСК.

22-летний Мухиддин Рисқиев, уроженец Гулистана, учится в Национальном институте художеств и дизайна им. К.Бехзода Академии Художеств Узбекистана. Своей выставке он дал название «Небеса, огонь, земля». Художник работает в жанре живописи и графики. В экспозиции можно будет увидеть более шестидесяти его работ.

Выставка продлится до 19 декабря. Вход на церемонию открытия свободный.

Анна НИМ.

Красота страны

0
Красота страны

В Государственном музее искусств Узбекистана накануне Дня Конституции открылась выставка «Ватанимиз ижодкорлари». В экспозиции – работы художников из группы «Эски шахар гурухи».

В группу входят пять авторов, работающих каждый в индивидуальном стиле, сообщает KULTURA.UZ. Единым целым их делает общая концепция творчества – любовь к узбекистанским пейзажам, национальным традициям, людям нашей страны, которую они выражают через свои полотна.

Участники группы — Абдухаким Каримов, признанный мастер, награжденный медалью «Шухрат» и золотой медалью Академии художеств, Дилором Мамедова, Акмаль Мирсагатов, Рустам Джалалов и Дилмурад Юлдашев. Они активно выставляются в республике и за ее пределами. Работают художники в разных жанрах: кто-то предпочитает живопись, кто-то графику.

Открытие выставки посетили члены Академии художеств, творческая интеллигенция, студенты, представители прессы.

Анна НИМ.
Фото Умарбека Курбанова.

Опера Генделя переведена на узбекский

1
Опера Генделя переведена на узбекский

Пресс-служба Национальной библиотеки Узбекистана им. Алишера Навои сообщила о новом издании, поступившем в книжный фонд. Это выпущенная в 2015 году в издательстве «Янги аср авлоди» книга, посвященная опере Генделя «Амир Темур» («Тамерлан»).

Основная часть издания отведена под либретто оперы, переведенное с русского языка на узбекский известным поэтом и переводчиком Гуломом Мирзо. Введение написано профессором Акмалем Саидовым. В нем дается обзор европейских музыкальных и литературных произведений, вдохновленных образом Амира Темура. Несомненно, опера Генделя, написанная в 1724 году, относится к числу наиболее значимых из них.

Также в книге приводится биография Георга Фридриха Генделя, рассказ о его оперном творчестве, приводится список музыкальных произведений композитора.

Общий объем книги — 118 страниц. Издание рассчитано на профессиональных музыкантов, литераторов и переводчиков, а также на широкие слои читателей.

Анна НИМ.

СМИ: доклад разведки США прогнозирует рост числа боевиков ДАИШ по всему миру

0
СМИ: доклад разведки США прогнозирует рост числа боевиков ДАИШ по всему миру

Новый доклад разведсообщества США прогнозирует возможный рост численности боевиков террористической группировки «Исламское государство» (запрещенная в РФ организация) по всему миру. Как сообщило в воскресенье интернет-издание The Daily Beast, отчет был подготовлен по заказу Белого дома командой сотрудников Центрального разведывательного управления (ЦРУ), Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО), Агентства национальной безопасности (АНБ) и другими американскими разведуправлениями.

«Новый доклад разведки США об ИГ прогнозирует, что группировка распространится по всему миру, а ее численность будет только расти, в случае если она не понесет значительные потери территории во время боевых действий в Ираке и Сирии», — приводит издание слова представителей администрации США.

По их данным, в докладе отмечается, что в распоряжении экстремистов «уже имеется целая сеть группировок, которые поклялись ДАИШ в верности или добиваются членства в ней, в десятках странах мира».

«В отчете не содержалось того, чего мы не знали», — отметил один из представителей Белого дома. Он указал, что в работе, в частности, перечислялись государства, на территории которых находятся группировки, присягнувшие на верность или симпатизирующие ДАИШ.

Доклад был представлен вашингтонской администрации незадолго до совершившихся в прошлом месяце серии терактов в Париже. После ознакомления с ним президент США Барак Обама обратился к главе Пентагона Эштону Картеру и председателю Комитета начальников штабов вооруженных сил США генералу Джозефу Данфорду с просьбой предложить новые варианты борьбы с боевиками. Среди них было и решение об отправке в Ирак подразделения американского спецназа для операций против экстремистов, о котором Картер объявил на прошлой неделе. Глава минобороны США также поручил Командованию специальных операций (СОКОМ) организовать межведомственный экспертно-аналитический центр, в который войдут представители разведсообщества, дипломаты и военнослужащие. Его целью станет поиск способов уничтожения группировки.

Как отмечает издание, в Белом доме и Пентагоне отказались от любых комментариев в отношении этого отчета.
Доклад разведки напрямую противоречит недавним заявлениям Обамы. Так, в середине ноября президент подчеркнул, что ИГ не набирает силу, так как Соединенным Штатам удалось сдержать темпы наступления этой экстремистской группировки. «Я не думаю, что они ДАИШ набирают силу», — сказал он в интервью телеканала ABC. «С самого начала нашей целью было сдерживание ДАИШ, мы сдержали их», — утверждал президент, заявив, что «Исламское государство» «не смогло укрепить свои позиции в Ираке».

Источник

Для европейских телеканалов

0
Для европейских телеканалов

Нашу страну посетил австралийский режиссер и оператор Людовик Пето. Он занят реализацией нового проекта – создания документального фильма об Узбекистане. Пока режиссер находится на стадии изучения темы и ведения переговоров. По его прогнозам, фильм о нашей республике будет пользоваться большой популярностью у европейских зрителей.

Как сообщает Sputnik, Людовик Пето сотрудничает с такими известными телеканалами, как France 5, Discovery Channel, SBS и ABC. В его активе – большое количество фильмов на экологическую, научную, познавательную тематику. Режиссер награжден многими премиями, в том числе призом BAFF Rockie за лучший научный фильм.

Узбекистан привлек внимание Пето, как страна с большим разнообразием ландшафтов, культур, исторических памятников. Его интересует взаимодействие народов, живущих на территории республики, их история. Особая тема – быт людей в таких сложных для жизни местах, как Аральский регион или граница пустыни Кызылкум. Как говорит режиссер, европейская аудитория живо интересуется документальными фильмами о малоизвестных ей странах, и подобная картина будет принята с интересом.

Уже проведены переговоры о создании фильма с узбекской стороной. После обсуждения деталей с руководством готовых к сотрудничеству иностранных каналов Людовик Пето сможет приступить к работе.

Анна НИМ.
Фото: АиФ-Омск

Фонд Принца Клауса наградил призеров 2015 года

1
Фонд Принца Клауса наградил призеров 2015 года

Оксана Шаталова – призер Фонда Принца Клауса 2015 года

Недавно, 2 декабря 2015 года, в Королевском дворце в Амстердаме вручены награды лауреатам премии Фонда, которой ежегодно отмечают одиннадцать деятелей, групп или организаций из разных стран, оказывающих прогрессивное влияние на развитие общества.

На традиционной церемонии в присутствии королевской семьи Нидерландов Почетный председатель Фонда Принца Клауса, Его Высочество Принц Константин (PrinceConstantijn) вручил награды 11 призерам 2015 года. В этом году в числе победителей есть и представитель Средней Азии — Оксана Шаталова из Кыргызстана, известная своими проектами и в Ташкенте.

Международное жюри оценило работу арт-критика и художницы, ее самоотверженный труд в качестве художественного руководителя Школы теории и активизма в Бишкеке (ШТАБ), в которой она работает в течение трех лет. Коллеги выдвинули кандидатуру О. Шаталовой для участия в конкурсе, и жюри признало художницу одной из ключевых фигур в продвижении визуального искусства в Центральной Азии. Главный лауреат премии Н. Таваколиан с 27 ноября 2015 по 4 марта 2016 года представляет свои произведения на выставке в Галерее Фонда в Амстердаме.

Фонд Принца Клауса наградил призеров 2015 года

Поэт и переводчик Аъзам Обидов (Узбекистан)

В этом впечатляющем празднике культуры принял участие ташкентский поэт и переводчик Аъзам Обидов. Мы попросили его вкратце рассказать о своем участии в церемонии.

— Я, можно сказать, дружу с Фондом Принца Клауса и в третий раз получаю приглашение в Амстердам на очень красивую церемонию вручения премий и приём у Принца и Королевской семьи Нидерландов. Фонд поддерживает культурные инициативы по всему миру и несколько лет назад помог мне издать международную антологию поэзии «Язык птиц», а также принять участие в фестивале поэзии в городе Медельин в Колумбии. Фонд принца Клауса на постоянной основе занимается поисками и продвижением малоизвестных авторов из развивающихся стран или государств, пострадавших от самых разных социальных катаклизмов.

Главные призеры года получают право на проведение выставки в здании фонда. Одним из них как-то был вьетнамский художник. Он представил на выставке коврики, сплетенные из открыток и фотографий времен войны, а также небольшие двухголовые керамические фигурки – как предостережение о последствиях, которые приносят войны, и напоминание о времени, когда его страна была отравлена напалмом. Главный принцип Фонда Принца Клауса — «Культура – базовая потребность». Фонд стремится показать значение культурной работы, ее важность в регионах, где ограничены ресурсы и возможность художественного самовыражения, творческого производства, сохранения культурного наследия.

С удовлетворением заметим, в 2011 году призером Фонда Принца Клауса стал ташкентский театр «Ильхом» . В ряду призеров есть и другие представители Центральной Азии: театральный режиссер из Таджикистана Фарух Касымов (2004), кыргызстанские художники Гульнара Касмалиева и Муратбек Джумалиев (2010), художник из Казахстана Саид Атабеков (2011). Вскоре Аъзам Обидов возвращается на родину и, надеюсь, расскажет нам о событиях, связанных с церемонией вручения наград Фонда Принца Клауса в Амстердаме и о своей поездке, маршрут которой пролегал по Франции, Болгарии, Греции и Италии.

Тамара САНАЕВА.

Фото из интернета.

Русский мат: если нельзя, но хочется, то можно?

1
Русский мат: если нельзя, но хочется, то можно?

Недавно шел по одному из сквериков нашей столицы и с доброй завистью посмотрел на влюбленную парочку, сидящую на скамейке. Подумалось: теплая осень, очей очарованье, падают желтые листья и… любовь двух юных сердец – такая красивая, загадочная и неповторимая!

И в этот момент юноша открыл рот и произнес длинный монолог. Смысл сказанного понять было практически невозможно, так как его речь изобиловала нецензурными выражениями. Причем количество матерных слов значительно превышало нормальные, обычные фразы. Подумалось, вот сейчас его возлюбленная даст отповедь юноше, отчитает его за матершину.
Ничуть не бывало! Девушка в ответ не только не выразила своего возмущения, а наоборот, сама использовала нецензурную брань, мало уступая в этом своему парню.

Еще один показательный в этом плане случай произошел в моей журналистской практике, когда довелось пообщаться с руководительницей крупной строительной фирмы. Яркая, культурная, великолепно одетая женщина подробно и интересно рассказывала о своей работе, о том, как пришла в эту профессию, начиная простым маляром, о своих многочисленных увлечениях, не связанных с работой. Затем предложила съездить на возводимый объект, чтобы вживую увидеть, как они работают.

Но что-то ее строители сделали не так, в чем-то ошиблись, так что милая гендиректор вдруг преобразилась и, забыв о моем присутствии, обложила своих подчиненных… трехэтажным матом. Я очень пожалел тогда, что не взял с собой диктофон, поскольку мог бы из этих многочисленных бранных слов составить небольшую энциклопедию. Потом, немного успокоившись, она оправдывалась: в нашей работе по-другому нельзя, работяги нормальную речь просто не поймут и не будут слушаться.
Но эти и другие подобные случаи заставляют задуматься: почему люди матерятся? Казалось бы, причины известны – желание кого-то хлестко оскорбить, душевное напряжение, требующее выхода эмоций подобным образом, и самая популярная – для связки слов.

По-моему, последнее – очень точное и очевидное объяснение людской потребности материться, поскольку иными словами это означает наше бескультурье, жалкий и убогий словарный запас современных людей.

Ведь влюбленные, сидящие на скамейке, должны по идее обмениваться стихотворными отрывками из Пушкина, Блока, Цветаевой, говорить друг другу единственные и неповторимые слова о своих чувствах, бесконечной нежности, желании, например, достать для любимой звезду с неба. Но если они никогда в жизни в упор не читали этих великих поэтов, а литературная школьная программа прошла мимо них, когда они курили в туалете? Вот тогда на помощь приходит ненормативная лексика, которая обогатит серую убогую речь «яркими» оборотами, наполнит ее «веским» содержанием, сделает ее более значимой и внушительной.

Об этом же свидетельствует описанный выше случай и с гендиректором строительной фирмы. Причина ее мата не в особенностях профессии и не в эмоциональном надрыве из-за погрешностей сотрудников, а опять же, в крайне незначительном словарном багаже руководительницы, вынужденной прибегать к брани, что не делает ей чести.
Конечно, мат был и в прошлом, даже когда мы были самой читающей в мире страной. Но все-таки тогда с ним боролись, воспитывая у людей стойкое неприятие этого явления. Сейчас же он, к сожалению, присутствует довольно явно не только в быту, но и порой в литературе, в кино и на телевидении и даже в выступлениях некоторых известных в обществе людей.
То, что матершина – это плохо, знают все, в этом никого не надо вроде бы убеждать. Тем не менее многие люди часто прибегают к нецензурным словам. И даже тогда, когда к этому нет никаких оснований.

Вспомним знаменитую Эллочку-людоедочку, которая умела обходиться всего тремя десятками слов, при этом совсем не прибегая к мату. Вспомним уголовника Доцента из культового фильма «Джентельменов удачи», который сумел найти замену многим матерным словам – например, «редиска» вместо… Или «пасть порву» вместо… сами знаете чего. Мне даже кажется, что после этой замечательной картины объем матершины в нашей стране значительно снизился, так как очень популярны стали синонимы, произнесенные на экране персонажем Леонова. Но лишь на какое-то время, а сейчас вновь возрос до очень больших пределов. По статистике каждый усредненный человек в течение свое жизни произносит нецензурные слова более 200 тысяч раз. По-моему, это ужасно…

Не собираюсь никого стыдить или агитировать, ведь все с раннего детства знают, что такое хорошо и что материться плохо. Но ведь в нашей жизни если нельзя, но очень хочется, то можно. Призову только в тот момент, когда с языка готово сорваться нецензурная фраза, поискать в голове ей замену. Это ведь так интересно, настоящее творчество!

А молодым людям все-же настоятельно рекомендую больше читать. Сериалы, конечно, хорошо, кинофильмы – просто прекрасно, но ничего не заменит чтения литературы, особенно классики. Тем более, что сейчас практически любую книгу можно бесплатно найти в Интернете. Во времена моей молодости, мы простаивали в огромных очередях по несколько дней, чтобы приобрести тривиальный трехтомник Пушкина. И если чтение станет вашей привычкой, образом жизни, то уверяю, ваша речь изменится до неузнаваемости и необходимости прибегать к нецензурщине не будет никакого смысла.
И тогда юноша, сидящий на скверике с самой красивой по его мнению девушкой на свете, скажет ей о своей любви так возвышенно и прекрасно, что после его слов она не сможет устоять и ответит «Да!».

Сергей Тарутин.

Живые книги «Ильхома»

0
Живые книги «Ильхома»

В воскресенье, 6 декабря 2015 года, театр «Ильхом» проведет акцию «Живая библиотека». Это мероприятие уже можно назвать традиционным – оно проходит в театре второй год подряд.

Акция посвящена как Всемирному дню борьбы со СПИДом, так и Международной кампании по искоренению гендерного насилия «16 дней без насилия». В рамках компании в разных странах мира проводятся мероприятия, освещающие права человека. Встреча в «Ильхоме» состоится при поддержке Евразийской женской сети по СПИДУ и UNAIDS.

«Живая библиотека» откроется в 16:30. Все желающие смогут поговорить с участниками-«книгами» в кафе театра и расспросить об их жизни, проблемах и способах их преодоления. Акция поможет людям из разных социальных групп больше узнать друг о друге.

Вход свободный, дополнительную информацию об акции можно получить по телефону (+99890) 110-42-10.

Анна НИМ.

В память о Рафаэле Хайрутдинове

0
В память о Рафаэле Хайрутдинове

Выставка архитектора и художника Рафаэля Хайрутдинова, открывшаяся в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана, началась с минуты молчания. До события, которое готовилось в течение нескольких месяцев, Рафаэль Ахатович не дожил только два дня…

Выступая на открытии выставки, председатель Академии художеств, народный художник Узбекистана Акмаль Нуриддинов, заместитель директора Центрального выставочного зала Людмила Кодзаева, художник Владимир Чуб, архитектор Серго Сутягин и другие вспоминали об огромном вкладе Рафаэля Хайрутдинова в архитектуру Ташкента и других городов. Как художник, он занимался живописью, графикой и скульптурой, но все же архитектура была главным делом его жизни.

За свою жизнь Р.Хайрутдинов успел создать около полусотни проектов, как собственных, так и в соавторстве с другими архитекторами. Пятнадцать из них были воплощены в жизнь. В том числе известные каждому ташкентцу здания Республиканского Дома кино, Республиканского художественного училища им. П.Бенькова, Мирабадского рынка. И даже Центральный выставочный зал Академии художеств, в котором открылась выставка, создавался по его проекту.

Выставка включила в себя фотографии построенных зданий, картины и скульптуры Рафаэля Хайрутдинова.

Анна НИМ.
Фото Гайратуллы Шукурова.

Праздничная фотовыставка

0
Праздничная фотовыставка

К 23-летию Конституции Республики Узбекистан в ташкентском Выставочном зале культуры и искусства Узбекистана представлена фотовыставка под названием «Наш Основной Закон – наше счастье».

Как сообщает УзА, на открытии выставки выступил первый заместитель министра по делам культуры и спорта Ф.Жалолов.

В экспозицию вошли фотоснимки, запечатлевшие знаковые моменты становления национальной культуры и искусства в годы независимости, участие молодежи в культурной жизни страны. Среди авторов работ — Абдугани Жумаев, Владимир Шлосберг, Михаил Левкович и другие. Выставка организована Министерством по делам культуры и спорта.

Анна НИМ.
Фото Окила Гуломова (УзА).

Тайна и легкость керамики

0
Тайна и легкость керамики

В Ташкентском доме фотографии открылась выставка Назиры Кузиевой под названием «Таинственная привлекательность».

В экспозиции – керамические работы художницы, разнообразные, но неизменно узнаваемые. Это расписные блюда, ажурные светильники и не менее ажурные скульптурные работы, инсталляции. Во всех работах чувствуется рука мастера: Назире Кузиевой присущ свой стиль, демонстрирующий новые возможности керамики. Ее творениям присуща нетипичная для глины легкость и воздушность, они пластичны и полны движения.

Настоящим символом выставки стал гранат – инсталляция из множества глиняных плодов притягивает взгляд, восхищая своим совершенством. Кажется, что они абсолютно одинаковы, но стоит приглядеться, и видны отличия, особенности каждого граната. Не случайно этот плод во многих традициях обозначает тайну. Однако эта тайна открывается внимательному зрителю. Так и с остальными работами – их «таинственная привлекательность» требует внимания, готовности расслышать немой язык глины, в которую руки мастера вдохнули душу.

Тайна и легкость керамики

Выставка готовилась около года. Все экспонаты имеют названия, не менее поэтичные, чем название самой выставки. Отдельные названия даны и каждому залу.

На открытии выставки выступил председатель Академии художеств Узбекистана Акмаль Нуриддинов, вручивший художнице диплом Академии, а также искусствоведы, поделившиеся своим видением творчества Назиры Кузиевой.

Анна НИМ.
Фото Гайрата Шукурова.

США готовятся выйти из пропагандистской интернет-кампании против ДАИШ

0

[img=left]https://nuz.uz/uploads/posts/2015-12/1449121406_gosdep.jpg[/img]Госдепартамент США рассматривает возможность сворачивания своего участия в интернет-кампании по дискредитации террористической группировки ДАИШ, сообщает The Washington Post.

По данным издания, решение принято после того, как независимые эксперты усомнились относительно способности США эффективно противостоять пропаганде террористов. Группа из шести аналитиков в течение трех недель изучала действия ДАИШ и американских властей в Сети и пришла к выводу, что США проигрывают террористам в продвижении своих идей. Выводы экспертов изложены в 100-страничном докладе.

Представители Госдепа признали, что некоторые аспекты стратегии информационной борьбы против терроризма должны быть пересмотрены, а количество контента, посвященного дискредитации ДАИШ и размещенного в Twitter, Facebook и других соцсетях, может быть сокращено. Сомнения связаны с отсутствием доверия к США со стороны мусульманской аудитории за рубежом, а также недостаточными доказательствами того, что государственная программа снижает поток новобранцев для ДАИШ.

Как считают в Госдепе, американским властям надо сконцентрироваться на темах, которые могут принести нужные результаты — к примеру, на освещении кампании, рассказывающей о перебежчиках из ДАИШ. Чиновники Госдепа уверены, что плоды может принести сотрудничество со СМИ по этому вопросу, а не переписка в соцсетях с потенциальными боевиками.

В то же время источники констатировали, что на других направлениях информационной войны достигнут значительный прогресс. Так, помощник госсекретаря США Ричард Стенгел заявил, что теперь появляющаяся информация о действиях боевиков больше основана на фактах. Так как террористы активно осваивают особенности ведения информационной войны в интернет-пространстве, Госдеп тоже должен пересмотреть стратегию в этом направлении, считает он.

Источник

Памяти альпиниста

0
Памяти альпиниста

6 декабря 2015 года в ташкентской галерее Bonum Factum пройдет показ документального фильма «Ильяс».

Картина рассказывает об известном узбекистанском альпинисте и мастере спорта международного класса Ильясе Тухватуллине, погибшем на восьмитысячнике Аннапурна (Непал) в 2012 году. Во время восхождения сборная Узбекистана потеряла двоих — Ильяса Тухватуллина и Ивана Лобанова.

Фильм снят альпинистами из Кирова, друзьями И.Тухватуллина.

Начало сеанса в 13:50. Вход свободный.

Анна НИМ.

Узбекистан участвует в кинофестивале

0
Узбекистан участвует в кинофестивале

Узбекистан примет участие в V Международном кинофестивале «Кыргызстан — страна короткометражных фильмов», который пройдет 12-15 декабря 2015 года. Об этом сообщает информационное агентство AKИpress.

Известный кинорежиссер, сценарист, заслуженный деятель искусств Узбекистана Али Хамраев возглавит жюри фестиваля. Кроме того, он даст участникам фестивальных мероприятий мастер-класс по кинорежиссуре.

Помимо этого, одна из тринадцати конкурсных работ принадлежит узбекистанскому режиссеру Христине Белоусовой, которая является также актрисой театра «Ильхом». Ее документальный фильм «Как будто так и надо» в числе других картин был отобран из более чем трехсот поданных на фестиваль заявок.

Имена победителей будут оглашены 15 декабря. Фестиваль имеет четыре номинации: «Лучший фильм», «Лучшая режиссура», «Специальный приз жюри» и «Приз зрительских симпатий».

Анна НИМ.

«Прощание» Беллы Ахмадулиной

5
«Прощание» Беллы Ахмадулиной

В очередную, пятую годовщину со дня кончины знаменитой поэтессы, творчеством которой восхищаюсь с юности, прочитала воспоминания одного из соотечественников о его встрече с Беллой Ахмадулиной. Не буду делиться подробностями, но некоторые из них мне показались не совсем уместными в авторской публикации и даже спорными.

В особенности предположение автора, что одно из стихотворений, помещенное в сборник «Метель», предназначалось или посвящалось ему самому. Или как-то перекликалось с чувствами поэта по отношению к автору воспоминаний. Меня заинтересовала история этого стихотворения, тем более, что для Ахмадулиной, как я теперь понимаю, оно стоит в отдельном ряду и связано с очень важным событием в ее жизни.

Речь идет о стихотворении «Прощание». Широкой публике оно больше известно как песня, написанная композитором А.Петровым для кинофильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс». Композитор использовал часть стихотворения – одна строфа не укладывалась в поэтику романса. Песня мгновенно стала хитом, как и другие музыкальные композиции этого кинофильма. «Прощание», созданное Ахмадулиной в 1960 году, таким образом, прозвучало действительно «жестоким романсом» спустя почти четверть века после написания стихотворения. В фильме мы услышали эти слова из уст Ларисы (ее роль сыграла актриса Лариса Гузеева) в блистательном исполнении певицы Валентины Пономаревой вот в таком варианте:

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? — ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? — ты погубил,
но погубил так неумело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства…

Сравните с полным текстом стихотворения.

Прощание

А напоследок я скажу:
прощай, любить не обязуйся.
С ума схожу. Иль восхожу
к высокой степени безумства.

Как ты любил? — ты пригубил
погибели. Не в этом дело.
Как ты любил? — ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Работу малую висок
еще вершит. Но пали руки,
и стайкою, наискосок,
уходят запахи и звуки.

1960

Могло ли это стихотворение каким-то образом стать посвящением автору упомянутых мемуаров? Сомневаюсь. С очень уж значимым и биографически связанным с трагическим для Ахмадулиной-женщины событием соотносятся его строки. Понять его смысл и состояние поэта, в котором создавалось «Прощание», можно, обратившись к ее биографии.

Ахмадулина приезжала в Ташкент в 1976, сборник «Метель» вышел в 1977. Неужели она стала бы прилагать стихи, написанные 17 лет назад (адресат, как оказалось, довольно ясно в них прослеживается), к ташкентской встрече? Кому же действительно могло быть посвящено это стихотворение?

Сопоставим биографические факты. Почерпнула их практически из первоисточников – воспоминаний Беллы Ахмадулиной и Евгения Евтушенко, опубликованных в сети.

Познакомились они в 1955-м, когда Белле было 18 лет.
Вот как вспоминает об этом Евгений Евтушенко: «В 1955-м году я наткнулся в журнале «Октябрь» на трогательные, по-детски целомудренные строчки: «Голову уронив на рычаг, Крепко спит телефонная трубка». А стоило прочитать рядом: «По-украински март называется «березень» – и, с наслаждением отфыркиваясь, выныривала чуть ли не с лилией в мокрых волосах пара к березню: бережно. Я сладостно вздрогнул: такие рифмы на дороге не валялись. Тут же позвонил в «Октябрь» Жене Винокурову и спросил: «Кто эта Ахмадулина?». Он сказал, что она десятиклассница, ходит к нему в литобъединение при ЗИЛе и собирается поступать в Литинститут. Я немедленно заявился в это литобъединение, где впервые увидел ее и услышал ее самозабвенное чтение стихов. Не случайно она назвала свою первую книгу «Струна» – в ее голосе вибрировал звук донельзя натянутой струны, становилось даже боязно, не оборвется ли. Белла тогда была чуть полненькая, но непередаваемо грациозная, не ходившая, а буквально летавшая, едва касаясь земли, с дивно просвечивающими сквозь атласную кожу пульсирующими жилочками, где скакала смешанная кровь татаро-монгольских кочевников и итальянских революционеров из рода Стопани, в чью честь был назван московский переулок. Хотя ее пухленькое личико было кругленьким, как сибирская шанежка, она не была похожа ни на одно земное существо.

Ее раскосые не то что азиатские, а некие инопланетные глаза глядели как будто не на самих людей, а сквозь них на нечто никому не видимое. Голос волшебно переливался и околдовывал не только при чтении стихов, но и в простеньком бытовом разговоре, придавая кружевную высокопарность даже прозаическим пустякам. Белла поражала, как случайно залетевшая к нам райская птица, хотя носила дешевенький бежевый костюмчик с фабрики «Большевичка», комсомольский значок на груди, обыкновенные босоножки и венком уложенную деревенскую косу, про которую уязвленные соперницы говорили, что она приплетная. На самом деле равных соперниц, во всяком случае — молодых, у нее не было ни в поэзии, ни в красоте. В ее ощущении собственной необыкновенности не таилось ничего пренебрежительного к другим, она была добра и предупредительна, но за это ее простить было еще труднее. Она завораживала. В ее поведении даже искусственность становилась естественной. Она была воплощением артистизма в каждом жесте и движении – так выглядел лишь Борис Пастернак. Только он гудел, а Белла звенела…».

Это главное свидетельство о встрече двух поэтов. Через три года судьба сведет их в браке.
Пока же она школьница. Получив аттестат, Белла предприняла по совету семьи попытку поступить на факультет журналистики МГУ, но что-то не смогла ответить по вопросу о газете «Правда» — это издание она просто-напросто не читала. Спустя год, в 1956 году стала студенткой Литературного института и устроилась в газету «Метростроевец», где публиковались и ее стихи.

«Прощание» Беллы Ахмадулиной

Если следовать указанной хронологии, в 1958 году молодые люди вступили в брак. Современники вспоминают, насколько пылкой была их любовь. Евгений и Белла не расставались, повсюду ходили, взявшись за руки, пили вино, передавая его из уст в уста… Одно из посвящений любимой Евтушенко прикрепил к ветке дерева на бульваре, и оно несколько дней трепетало на ветру…

Чем чаще всего завершаются союзы двух юных, недюжинных и талантливых людей, ведущих богемный образ жизни? Спустя три года они развелись. Но причиной стала не просто разбившаяся о быт семейная лодка. Белла забеременела. И захотела родить ребенка. Евтушенко запротестовал, полагая, что сам не вышел из юношеского возраста. «Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе. …Мы не поссорились. Наша любовь не умерла — она перестала быть, — вспоминает Евтушенко.

Тогда-то, в 1960 году, и было написано «Прощание».

— Я переселился в комнатушку над Елисеевским магазином, — продолжим с небольшими сокращениями рассказ Евтушенко, — настолько крошечную, что входящим женщинам нельзя было избежать тахты, и через пару месяцев я чуть не рехнулся от карусели, которую сам себе устроил… Я сделал отчаянную попытку спасти любовь — поехал к ней ночью без предупреждения… Она не открыла. Все было кончено… Потом я долго мучился, думая, что из-за моей юной глупой жестокости она потеряла возможность иметь детей — так нам сказали врачи. Но через несколько лет, узнав, что она все-таки родила дочь, я возблагодарил Бога… Но до сих пор, когда вижу ее или просто слышу ее голос, мне хочется плакать».

Так вот она в чем – высокая степень безумства чувств Ахмадулиной и секрет слов «Прощания»…

Как ты любил? — ты пригубил
Погибели…

Пригубленное из уст в уста вино… Погибель…

Как ты любил? — ты погубил,
но погубил так неумело.

Жестокость промаха… О, нет
тебе прощенья. Живо тело
и бродит, видит белый свет,
но тело мое опустело.

Опустело тело, носившее плод любви… И все ушло – запахи, звуки… Ушла любовь.

Она не простила убийства. Отторжение зародившейся жизни, как бы ни убеждали меня в обратном — великая драма, потрясение сродни убийству. Если, конечно, у человека такая душа, которой была наделена Белла. В общем-то, нормальная человеческая душа. На такой шаг можно (и можно ли?) решиться только по очень серьезным медицинским или жизненным обстоятельствам. Какая ломка души и перестройка всего организма происходит в таком случае, известно пережившим аборт. Причем, мужчины порою, правда, случается это очень редко, душевно страдают не меньше своих возлюбленных.

Возможно, эта трагедия как раз и определила судьбу Ахмадулиной-женщины, которой после прерванной беременности сказали, что детей у нее больше не будет. Евтушенко, одаренный не меньшей способностью чувствовать и мыслить, не забыл главной причины разрыва. Со временем, когда в нем поугас голос плоти, вывел резюме: «Эта зависимость от тела делает нас, мужчин, любопытствующими ничтожествами, туристами секса».

И Евтушенко, и Ахмадулина после расставания не раз вновь вступали в брак, пока не встретили верных спутников, способных на самоотверженную любовь.

«Любовь моя – вот мой туманный довод. Я воспою ее. А вы судите», — когда-то сказала Белла Ахмадулина.

Но стоит ли судить личную жизнь поэтов? Не ее они дарят нам в своих стихах, хотя многое из пережитого преображается в том магическом кристалле, который и есть, наверное, поэтический дар – величайшая награда и высшее испытание, выпадающее истинным поэтам.
Завершая свое небольшое эссе, могу лишь выразить мнение: стихотворение «Прощание» — очень личное. Оно касалось единственного человека и настолько важного события в жизни, что никогда не могло быть «перепосвящено» другому.

Тамара САНАЕВА.
Фото из интернета.

Олланд стал именовать ИГИЛ ненавистной террористам аббревиатурой ДАИШ

0

После терактов во Франции президент Франсуа Олланд и госсекретарь США Джон Керри взяли на вооружение определение ДАИШ, которое ненавистно боевикам группировки ИГ. Иракские курды, например, используют его с момента появления ИГИЛ, рискуя лишиться за это языка, пишет ресурс MixedNews со ссылкой на newrepublic.com.

«ДАИШ» – это арабская аббревиатура, обозначающая название террористической организации ИГИЛ: «аль-Даула аль-Исламия фи аль-Ирак ва аль-Шам».

Олланд стал именовать ИГИЛ ненавистной террористам аббревиатурой ДАИШ

Курдское женское ополчение

Таким определением пользуются также ассирийские христиане, воюющие с исламистами. В обиходе оно и у западных спецслужб.

Почему же ДАИШ является оскорбительным названием для террористов? Это попыталась объяснить газета Boston Globe.

Издание пишет: «В зависимости от того, как выражение спрягается на арабском, оно может означать что угодно – от «затаптывать и сокрушать» до «мракобес, навязывающий своё мнение другим»».

Скорее всего, последнее определение больше всего не устраивает исламистов. Поэтому они и пригрозили отрезать язык каждому, кто позволит себе публично использовать эту аббревиатуру.

Источник

«Ильхом» откроет «Двери восприятия»

0
«Ильхом» откроет «Двери восприятия»

Театр «Ильхом» посвящает очередной IlkhomRockFest, назначенный на 14 декабря, двум великим музыкантам – Джиму Моррисону и Джону Леннону. По необъяснимой прихоти судьбы день рождения Моррисона (8 декабря 1943 года) совпадает с днем гибели Джона Леннона (8 декабря 1980 года). Музыканты «Ильхома» попробовали объединить песни обоих рок-музыкантов в единой программе, которую назвали «Двери восприятия».

В программе вечера — каверы на «The Doors» и John Lennon в живом исполнении актеров и музыкантов театра «Ильхом». На сцене будут выступать Владимир Юдин, Максим Фадеев, Ян Добрынин, Дюрин Казак, Юлия Плакида, Руслан Волков и другие.

Анна НИМ.

На социальную тематику

0
На социальную тематику

4 декабря в столице, в гостиничном комплексе Wyndham Tashkent состоится VII Национальный медиафестиваль социально значимой продукции. Он будет приурочен ко Дню Конституции Республики Узбекистан и направлен на освещение общественно значимых вопросов и социальных программ. Об этом сообщила пресс-служба НАЭСМИ.

Фестиваль, проводящийся с 2007 года, предназначен для демонстрации социальной рекламы, созданной молодыми перспективными работниками негосударственного телерадиовещания Узбекистана.

На фестивале заявлено пять номинаций: «Год внимания и заботы о старшем поколении»; вопросы прозрачности работы органов государственной власти и управления; борьба с вредными привычками, пропаганда здорового образа жизни; правовая культура и духовно-нравственное воспитание молодежи; проблемы экологии и охраны окружающей среды.

На конкурс было подано более трехсот теле- и радиороликов, подготовленных журналистами областных и ташкентских СМИ. Из них жюри выбрало двадцать работ по номинациям.

Организаторы фестиваля — Национальная ассоциация электронных СМИ Узбекистана при участии Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного Фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе, ОДМ «Камолот», Узбекского агентства по печати и информации, Творческого союза журналистов, OOO «Узбекистон кабель телевидениеси», представительств ЮНЕСКО, ОБСЕ, Фонда имени Конрада Аденауэра в Узбекистане.

Анна НИМ.

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться