back to top
2.2 C
Узбекистан
Воскресенье, 21 декабря, 2025

Шедевры высшей пробы

0
Шедевры высшей пробы

Свадебные платья Love Bridal стали сегодня чем-то вроде лакмусовой бумажки для тех бутиков, которые стремятся к имиджу самых престижных и модных. Ещё бы! Ведь главный свадебный дом Великобритании Love Bridal, словно магнит, притягивает к себе самых богатых невест со всего мира: в его коллекциях – безупречное сочетание традиционно английского чувства стиля с королевской элегантностью. Ежегодно под этим брендом создаётся около ста новых моделей, часть из которых коллекции-2018 можно уже сегодня приобрести в ташкентском бутике «Nuptial».

Шедевры высшей пробы

Демонстрируя эти шедевры свадебной моды, владелица салона «Nuptial» Лола Муталипова будто вбирает в себя эту аристократичность и ненавязчивую вежливость королевских особ Туманного Альбиона. И рассказывает о Love Bridal исключительно в британском стиле: она не станет причислять к достоинствам платья шикарное кружево (его и в других брендах не так уж и мало), говорить о разнообразии представленных силуэтов, использовании современных новаторских тенденций и качественных тканей… А сделает акцент исключительно на британских ценностях, воплощённых в моделях Love Bridal. Это безупречно тонкий, истинно английский стиль, элегантность и по-аристократически сдержанная роскошь.

— В то же время каждая невеста сможет найти то самое «свое», сокровенное платье, которое сделает ее неотразимой, придав образу столь необходимое достоинство, — подчеркивает Лола Муталипова.

Надо заметить, что салон «Nuptial» является эксклюзивным представителем английского бренда Love Bridal, а два года назад получил европейское признание, выиграв «Золотую корону» за лидерство в свадебном бизнесе. Более 25 лет горит в его окнах добрый свет… Свет радости, полноты жизни и – как в детстве – необъяснимого счастья. И каждая из невест считает его самым гостеприимным домом на свете. А я бы добавила: и самым продвинутым! Так, в бутике «Nuptial» представлены самые модные свадебные бренды – Amelia Casablanca, Tarik ediz, Papilio, конечно же, Love Bridal… «Из разнообразия и возникает современная гармония», как мудро подметил древнегреческий философ Гераклит.

Шедевры высшей пробы

Да и свадебные модели pret-a-porter дома моды Love Bridal, о которых сегодня идёт речь, тоже достаточно разнообразны. Величественность линий прослеживается в каждом фасоне – это и А-силуэт, «русалка» или платье с пышной юбкой. И каждое сидит по-королевски! Это будто индивидуальная роскошь, созданная именно для вас! В этом мы и смогли убедиться на эксклюзивном показе в салоне «Nuptial». Шедевры высшей пробы от мирового бренда Love Bridal делают каждую невесту истинной королевой свадебного торжества.

Вечная классика, обаятельная роскошь, изящный винтаж и безупречный шик — все пароли и явки в досье коллекций Love Bridal.

Контакты:

Phone: + 99871 245 11 23
Facebook: Nuptial (https://www.facebook.com/nuptial.uz/)
Instagram: Nuptial (https://www.instagram.com/nuptial)

На правах рекламы

Фермеры и дехкане Узбекистана обрели вышестоящую организацию с широкими полномочиями

0
Фермеры и дехкане Узбекистана обрели вышестоящую организацию с широкими полномочиями

Как следует из постановления Президента Узбекистана от 26 апреля 2018 года «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель», в республике расширяются полномочия Совета фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.

Как отмечено в документе, с 1 июля 2018 года членство всех фермерских и дехканских хозяйств в Совете является обязательным, а для владельцев приусадебных земель – добровольным.

В постановлении говорится, что прекращение членства фермерских и дехканских хозяйств в Совете в соответствии с решением президиума районных советов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель является основанием для прекращения права владения, постоянного или срочного пользования земельным участком либо его аренды.

Советы фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель осуществляют мониторинг и общественный контроль за исполнением договорных обязательств в сельском хозяйстве.

Глава Узбекистана одобрил предложения Совета, Министерства финансов и Министерства сельского хозяйства Республики Узбекистан об установлении членских взносов в Совет:

-для фермерских хозяйств, специализирующихся на производстве хлопка-сырца и зерновых культур, в размере 0,8 процента от закупочной цены хлопка-сырца и зерна;
-для других фермерских хозяйств в размере 0,5 процента денежных средств, полученных от реализации произведенной ими продукции;
-для дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель в размере, предусмотренном договором о членстве в Совете.

Президент одобрил предложение об образовании Фонда поддержки фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель при Совете со статусом юридического лица.

Ему будет оказана единовременная финансовая помощь в размере 500 млрд сумов , выделяемая из Фонда общественных работ при Министерстве занятости и трудовых отношений (350 млрд сумов) и и Государственного фонда содействия занятости (150 млрд сумов).

Средства фонда, размещаемые в трех банках – АКБ «Микрокредитбанк», «Агробанк» и Народном банке, предназначены для предоставления фермерским, дехканским хозяйствам и владельцам приусадебных земель кредитов сроком до 3 лет, включая льготный период до 1 года с процентной ставкой в размере 7% годовых, говорится в документе.

Фонд также будет предоставлять кредиты ООО «Томорка хизмати», специализирующимся на доставке фермерам и дехканам минеральных ресурсов, семян, саженцев, техники, улучшении водного орошения и др., а также другим перерабатывающим, заготовительным, снабженческим, торговым и лизинговым организациям для укрепления материально-технической базы, закупки сельскохозяйственной техники и транспорта, приобретения материалов и комплектующих для установки теплиц фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель.

Фонд освобожден от всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды.

ООО «Томоркахизмати» сроком на 3 года с даты государственной регистрации освобождены от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в рамках их основной деятельности.

Также до 1 января 2021 года оборудование для установки теплиц легкой конструкции, сельскохозяйственную технику и сельскохозяйственные транспортные средства, не производимые в республике и ввозимые на ее территорию освобождают от уплаты таможенных платежей (кроме сборов за таможенное оформление).

Физических лиц – владельцев приусадебных земель, работающих на основе договора надомничества, заключенного с ООО «Томоркахизмати» или фермерскими хозяйствами, освобождают от уплаты налога на доходы физических лиц и обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов в рамках их надомнической деятельности.

В. НОВИКОВ

Впервые без нокаута: Шохжахон Эргашев получил чемпионский пояс WBA (видео)

0
Впервые без нокаута: Шохжахон Эргашев получил чемпионский пояс WBA (видео)

Узбекистанский боксер-профессионал Шохжахон Эргашев завоевал чемпионский пояс WBA, победив противника из Китая.

Соперником Эргашева в его тринадцатом бою на профессиональном ринге стал Джиминг Ванг. Поединок прошел в спортивном комплексе «Barclays Center» в Бруклине (США).

Бой, продолжавшийся 10 раундов, был нелегким для Эргашева: Джиминг Ванг оказался достойным соперником, практически не уступающим узбекскому боксеру. Закончить этот матч, как и все предыдущие, нокаутом, узбекистанцу впервые в его профессиональной карьере не удалось.

Тем не менее, Шохжахон Эргашев всё-таки завоевал чемпионский титул, хотя и с небольшим отрывом: 100:90, 99:91, 100:90, сообщает пресс-служба Национального Олимпийского комитета.

Кубок Наций по конкуру достался узбекистанским жокеям

0
Кубок Наций по конкуру достался узбекистанским жокеям

По итогам первого этапа Кубка мира по конкуру, проходившего в Ташкентской области, Кубок Наций получила команда Узбекистана, занявшая первое место.

Отечественные жокеи набрали всего 8 штрафных очков. У команды Кыргызстана, получившей второе место, 12 штрафных очков, а у команды Казахстана — 36 штрафных очков.

Узбекистанцы заняли также 3 место в соревнованиях по конкуру (Владимир Шмелев), второе и третье – в двухфазном конкуре (Нуржан Туякбаев, Окил Собиржонов), второе место – в конкуре на максимум баллов (Аъзам Талиббаев).

Кубок Наций по конкуру достался узбекистанским жокеям

Гран-при соревнований отошел спортсменам Кыргызстана, занявшим первое и второе место. Третье место получил узбекистанец Окил Собиржонов, сообщает пресс-служба Национального Олимпийского комитета.

В турнире на Кубок Президента Федерации коневодства и конного спорта Узбекистана первое место занял узбекский жокей Абдушукур Собиржонов. Вторым стал представитель Кыргызстана, а третьим – узбекистанец Владимир Шмелев.

Анна Ним.

Ташкентские фонтаны начали работать раньше, чем обычно

0
Ташкентские фонтаны начали работать раньше, чем обычно

Начался сезон работы столичных фонтанов. В этом году они забили не 1 мая, как обычно, а 29 апреля.

Причина этого – государственный визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, который сегодня прибыл в Ташкент. Было решено украсить город к его приезду, не дожидаясь ставшего уже традиционным Дня фонтанов.

Тем не менее, официальное открытие фонтанного сезона всё же состоится, и 1 мая в стране пройдут праздничные мероприятия, сообщили в хокимияте столицы.

Финская сауна

0
Финская сауна

Столетиями финны для поддержания здоровья и профилактики различных простудных заболеваний регулярно посещали сауну или баню. Тепло, которое дарит сауна, считалось жизненной необходимостью. Эта традиция сохранилась и до сих пор. Так что все ныне действующие у нас финские сауны можно по праву считать потомками этих древних саун.

Чем же отличается финская сауна от традиционной бани? Методом подачи пара. В бане пар создают путем большого нагревания воды. В сауне обливают водой раскаленные камни. В результате чего получается так называемый сухой пар.

Горячий пар сауны проникает через поры кожи в тело человека, вызывает расширение сосудов и снижение давления. Пульс учащается, то есть кровь быстрее циркулирует по организму. Сауну по праву считают хорошим тренажером для сердца и сосудов. К тому же пар приводит к обильному потоотделению. А с потом, как известно, из организма выводятся через кожу все токсины. Проникая сквозь кожу, пар достигает мышечных волокон и связок. Разогревает и расслабляет их, снимая усталость и мышечное напряжение. В процессе потоотделения из организма выводится лишняя влага, что позволяет избежать различных отеков.

Для самой кожи тоже очень полезна финская сауна. Кожа прекрасно очищается, ускоряется процесс замены старой, огрубевшей кожи. После сауны Вы выглядите свежими и помолодевшими. Изменение температуры тела в среднем на 30 градусов приводит к гибели находящихся на коже болезнетворных бактерий, что на 30% снижает риск возникновения простудных заболеваний. Сауна прекрасно успокаивает нервы и улучшает настроение а бассейн в бане с ледяной водой, добавит острых ощущений.

Посещение сауны так же полезно для женского здоровья, т. к. способствует снижению возникновения спазмов и болей во время менопаузы, так что, женщинам также следует пойти в финскую сауну.

Финская сауна прекрасно подходит для отдыха Ваших гостей, сауны в спб можно посмотреть в удобном каталоге на saunapiter.ru. Деловые люди обретают возможность в спокойной обстановке поговорить о делах или отдохнуть во время вечеринки. СауныEdemResort SPA разработаны для тех, кто ценит отдых в тесном кругу друзей. Финская сауна поможет Вам прекрасно провести время. Ароматизированный пар принесет расслабление телу, успокоит нервы, очистит вашу кожу, а ледяной контрастный душ омолодит ваш организм и восполнит жизненную энергию. А так же для новичков мы готовы предложить прекрасный бассейн.

Воспользовавшись нашими услугами, Вы прекрасно проведете время, отдохнете и поправите свое здоровье, а посещение финской сауны оставят неизгладимые впечатления.

Портрет в интерьере музыки

0

Дилором Сайдаминова… Ее имя вызывает во мне ощущение прекрасного, гармоничного, вызывая ассоциации с возвышенностью, порядочностью, честностью. В конце нынешнего февраля ей исполнилось семьдесят пять… Глядя на нее, в это трудно поверить. Молодая, красивая, талантливая. А еще сильная, целеустремленная, требовательная к себе и к своему творчеству, с огромной силой воли без чего она, как композитор, не состоялась бы. Мне известно как интенсивно и постоянно она сочиняет, как плотно насыщен график ее каждодневных работ, где нет места выходным, а порой и праздничным дням.

Портрет в интерьере музыки

Ее путь в профессии не был усеян розами. Поражает, как эта хрупкая женщина прочно устояла на своих позициях, не отказалась от своих твердых убеждений и прошла все испытания на прочность. Свыше пятидесяти лет она отдала музыке. На ее пути были трудности, были ошибки. Однако она никогда не стояла на месте, никогда себя не жалела, никогда не уставала расти, потому что там, где покой, по признанию Дилором Ахматовны, заканчивается искусство. Ее душа, как и сердце принадлежат музыке, которая хранит в ней все самое лучшее. Поэтому она не ощущает свой возраст, и он ее абсолютно не волнует. Погружаясь в творчество, она пишет только ту музыку, какую не может не писать. И ее можно понять, ведь она хочет подлинности в своей жизни и в своем творчестве. Сайдаминова оказалась в числе тех, кто сумел сказать новое слово. У нее свой стиль, своя характерная, легко узнаваемая интонация. Каждое ее сочинение по-своему интересно, а в последний период появились произведения, демонстрирующие оригинальность творческих решений и самобытность стиля, а также красноречиво свидетельствующие об обретении композитором профессионального мастерства и художественной зрелости. Направление поиска в этих опусах у нее определенное – выявление и утверждение национально самобытного при его адекватности современному.

Музыка Сайдаминовой – это искусство большое – потому что она большой композитор, подлинное – потому что она предельно искренна, и своеобразное – качество настоящего таланта. Ее музыка созвучна времени, в котором она живет. Ей свойственна большая эмоциональная сила, крупная линия развития и вместе с тем тончайшее ощущение выразительности звука — характера его тембра, исполнительского приема. Она не принадлежит ни к «авангардизму», ни к «минимализму», ни к «новой фольклорной волне» или какому-либо другому современному течению, обладает ярким собственным индивидуальным стилем, являясь обычным земным человеком. Но живет Дилором Ахматовна в ином многомерном измерении, объединяя в своей музыке как характерные черты культуры Востока и Запада, так небесное и земное. Она тонко чувствует эпоху и мир человека, имеет широкое философское мировоззрение, потрясающе знает литературу и искусство, что, безусловно, помогает ей воплотить это в музыке. Согласитесь, такое присуще только человеку необыкновенного дарования. Способность быть над своим временем, умение сказать свое веское слово в музыке, затронув острые проблемы современности, заметно выделяют Дилором Сайдаминову среди ее наиболее значительных коллег второй половины XX века. Премьеры ее опусов звучат на крупнейших музыкальных фестивалях и конкурсах в США, Швейцарии, Голландии, Германии, в странах СНГ.

Портрет в интерьере музыки

В сентябре 2016 года компания «Blue Griffin Recording Inc.» выпустила компакт-диск и DVD с музыкой Сайдаминовой, и уже через месяц, в октябре, видеоклип «Саратон» из этого диска получил престижную премию «Best World Beat Music Video» Калифорнийской Музыкальной Академии города Лос-Анджелеса. А 1 декабря этот же видеоклип получил три серебряные медали «Global Music Awards» в трех категориях: «Лучшая музыка Мира», «Лучшая камерная музыка» и «Лучший альбом».

Залог успешного формирования творческой личности Дилором Ахматовны сложился из крепкой профессиональной школы и системности занятий. Годы ее обучения в Ташкентской консерватории совпали с активной деятельностью выдающихся узбекистанских музыкантов, среди которых были и ее профессора – Абрам Моисеевич Литвинов (класс специального фортепиано) и Борис Исаакович Зейдман (класс композиции), о которых она навсегда сохранила добрую память. В те годы ее особенно привлек удивительный процесс создания музыки. Зейдман быстро раскрыл талант своей студентки: в 18 лет она написала Сонатину для чанга и Вариации для скрипки и фортепиано. Второй опус вскоре прозвучал в одном из студенческих концертов консерватории, и имел успех. В тот памятный вечер партию скрипки исполнял талантливый студент Натан Мендельсон, а партию фортепиано сама Дилором. Зейдман высоко оценил дарование своей ученицы, отметив тонкость, изящество, красоту Вариаций. Когда ее музыка трогала Бориса Исааковича, задевала его душу, он всегда щедро расточал комплименты, называл Дилю талантливой, говорил, что это все замечательно и потрясающе. Впоследствии она переняла у своего профессора профессиональные навыки, образное мышление, традиции и то национальное зерно, которое отличает музыку композиторов Узбекистана от других национальных школ. Успех же первого произведения дал силы будущему композитору к осуществлению новых и смелых проектов.

Так, своими ранними сочинениями Дилором Сайдаминова снискала репутацию талантливого автора, подолгу вынашивающего каждый новый опус, отделывающего каждую деталь, у которого все до мелочей продумано. Она не сожалела о «потерянном времени», если по полмесяца уходило на отделку двадцати-тридцати тактов. Наверное, поэтому, она возвращалась снова и снова к готовой работе, проверяя – а все ли удалось, все ли сработано на совесть?

Позже была встреча с замечательным музыкантом и педагогом, профессором Московской консерватории Юрием Александровичем Фортунатовым, которого сразу привлекла пытливость ума молодой Дилором и ее стремление понять смысл каждого выразительного приема. Поэтому он и подсказал ей наилучшие и кратчайшие пути к достижению цели: углубленное изучение мировой музыкальной литературы, поиски всех возможных нестандартных решений, из которых, безусловно, выбирается наилучшее для того или иного случая, что ведет к раскрепощению техники, к художественной оправданности мельчайших деталей ткани.

Я с огромным интересом слушала и слушаю все, что написано этим ярким и своеобразным композитором, перу которого принадлежат произведения в самых разных жанрах: от симфоний, вокально-симфонических, камерно-инструментальных, фортепианных опусов до музыки к спектаклям, кинофильмам и песням. Помню, как ее концерт- симфония «Сад моего детства» захватил меня с первых же тактов, слушался до конца с неослабленным интересом, а местами и с подлинным напряжением. В данной работе сошлись талант, способность под влиянием живых эмоций находить в богатейшем запасе виртуозного профессионала новые средства для каждого последующего сочинения, как всегда у Дилором Сайдаминовой посвященных большой, значимой теме и идее. Ее музыка способна выразить глубокие чувства о высших, духовных ценностях. Именно музыка – хорошего вкуса и безупречного чувства меры и определила успех этого произведения. Об этом с восхищением говорили коллеги спешившие выразить впечатления после исполнения «Сада моего детства». У Сайдаминовой есть свой характерный авторский облик, и особенности его на основании данного опуса можно сформулировать достаточно определенно. Она большой мастер оркестрового письма, пользующийся очень богатой палитрой красок, проявляющий в этой области много фантазии и изобретательности. У нее чуткий к современности слух. В раскрытии содержания оркестр несет основную нагрузку, мышление композитора-инструменталиста определяет все акценты.

Портрет в интерьере музыки

Серьезностью и глубиной замысла отличается, к примеру, трагическое содержание и симфонической эпитафии «Памяти ушедших друзей» (1999), посвященной двум талантливым современникам Сайдаминовой – Сергею Беринскому и Армену Шахбагяну – близким и дорогим сердцу людям. Этот опус написан для полного состава симфонического оркестра с расширенной группой ударных инструментов: набор колокольчиков, ксилофон, вибрафон, маракасы. Здесь весь арсенал средств и приемов направлен на воплощение авторской концепции – философское раздумье, боль утраты и воспоминания о тех, с кем Дилором Ахматовна была творчески дружна многие годы. Композитор широко использует элементы минимализма, репетитивной техники письма сонористические и алеаторные эффекты. Помимо этого здесь присутствует изящная и, пожалуй, даже изощренная полифоническая «вязь». В общем, в данном произведении, как, впрочем, и в других, все это применимо с особым мастерством. В то же время именно здесь ощущается прочная опора на традицию, осуществляемая через жанровую конкретность тематизма и определенный тип логического развития этого тематизма в данном опусе.

Прочно вошли в концертный и педагогический репертуар и фортепианные циклы композитора: «Стены древней Бухары» (1973), «Фрески Афросиаба» (1995) и «Диалог с Хайямом» (2012). Моим первым впечатлением от последнего было удивление: новое произведение показалось слишком необычным. Профессионалы определили его как диалог двух личностей, обозначив этим и лирический тонус, и современную манеру, и эмоциональную полноту, и напряженность музыкальной речи. Автору удалось запечатлеть в звуках образ поэта, философа, математика, астронома и астролога, знаменитого во всем мире своими четверостишиями, посредством рояля.

В «Диалоге с Хайямом» восемь частей, каждая из которых содержит свое образное состояние и пронизана единым настроением. Этот цикл во многом обнаруживает уже знакомые черты стиля композитора – опора на концертность, доминирующая роль сонористических эффектов, применение синтетических приемов фортепианного изложения, изобилующих темброво-колористическими красками.

Замечу, музыкальный язык Сайдаминовой отличается разнообразием и сложностью, идущими, однако, не от увлечения модернистскими крайностями. Сложность ее языка чаще всего связана с необычными аккордовыми построениями, с жесткой интерваликой в горизонталях и вертикалях.
Что меня еще привлекает в ее музыке? Безусловно, звук, являющийся ее страстью и особым отношением к его звуковой материи. Именно в нем, на мой взгляд, и заключается магнетизм сайдаминовской музыки. Этим и объясняются ее многочисленные находки в области звукотворчества, обогатившим тембровую палитру самых различных инструментов. Дилором Сайдаминова подарила слушателям музыку, в которой мы слышим вздохи, стоны, смех, плач, трепет и т.д. – то есть все оттенки душевных переживаний, а также шелест листвы, капли дождя, дуновение ветра. Ее сочинения открывают нам такие вещи, о которых мы в нашем цивилизованном мире давно забыли, но которые видим и ощущаем подсознательно. В них соединились мелодика и интонации восточного фольклора, опыт мировой музыкальной культуры, а также разнообразные современные стилевые направления. Она и сама признается, что у нее глубоко национальная музыка, но через призму XXI века. Этот автор ощущает себя частью узбекской культуры, причем ощущает это внутри себя на генетическом уровне, не уставая повторять, что родилась в старом городе, жила в традиционной семье, всегда слышала национальную музыку, поэтому и неудивительно, что в ее сознании отложилось духовное начало.

Портрет в интерьере музыки

Для любого композитора всегда важно, чтобы появиться на свет и жить, сочинение обязательно должно пройти этап концертного исполнения, и оценено как слушателем, так и музыкальным критиком. Хорошо известно это и Сайдаминовой. Ведь без этого невозможен рост композиторского сознания и умения. Поэтому в своей музыке, будь то трагическая, драматическая, духовная или возвышенная, она всегда создает красоту, считая, что композитор, «разговаривая» со своим слушателем посредством музыкальных звуков, непременно должен вдохновлять его красотой жизни, если учесть, что сегодня с экранов телевизора идет поток негативной информации. К счастью, Сайдаминова привыкла воспринимать жизнь во всей ее полноте, погружаясь в поиск красоты и служению ее в искусстве. Ей близка концепция не конца света, а созидания, предполагающего уход от всякого негатива, на который, просто не остается времени. И еще для нее очень важно, чтобы ее музыка доходила до каждого сердца слушателя. Она ведет с ним разговор о главном, вечном. Ее музыке присущи яркие музыкальные эмоциональные всплески. Поэтому очень часто в партитурах можно, например, услышать три форте, а следом – три пиано.

Она любит заглянуть в своих произведениях в глубь веков, чтобы постичь высочайшую культуру ее предков и установить с ними духовную связь. Она постоянно затрагивает в них и общечеловеческие темы, способные заострить внимание слушателей на глобальных вопросах.
Из произведений, созданных Дилором Сайдаминовой и исполненных в новом тысячелетии, следует выделить: концерт-симфонию «Сад моего детства», композицию «Амир Темур» для соло ударных и симфонического оркестра; музыку к отрывкам из сборника «Западно-Восточный диван»; «Запах ночи» и «Танец дождя» для камерного оркестра; «Primum impe sibi imperare» («Сначала познай себя») для фортепиано и ударных; «Lost in the Eternity…» («Потерянные в вечности») для секстета; «Глиняные буквы, плывущие яблоки» по мотивам повести-притчи Сухбата Афлатуни; фортепианный цикл «Диалог с Хайямом» и другие.

Сайдаминова – самоотверженный творец, отдающий свои способности и талант Родине, родной земле, национальному искусству. Она и сегодня своим творчеством продолжает ярко пропагандировать нашу национальную культуру далеко за пределами Узбекистана. Из произведений, созданных и исполненных в последние годы по заказам солистов и музыкальных коллективов зарубежных стран, можно отметить: «Where there is no Time», созданный для ансамбля The Verdehr Trio, композицию «Azon» для ансамбля Bach Choir of Pittsburgh, Концерт для саксофона тенора и симфонического оркестра для известного музыканта Джеймса Хоулика, «The looking Back» для скрипки и камерного оркестра для лауреата международных конкурсов, профессора Дмитрия Берлинского, Сонату для флейты и фортепиано для профессора Ричарда Шермана. В этих опусах по-новому ярко, интересно и экспериментаторски-смело вновь проявились многоцветные грани ее блестящего таланта. Их музыка рождалась сердцем, а не умозрительными представлениями. Это разговор о смысле нашей жизни, о смысле пребывания на земле, о наших обязательствах перед всем человечеством.
Что касается жизни самой Дилором Сайдаминовой, то она наполнена яркими, интересными встречами и событиями. Она постоянно живет музыкальными впечатлениями. Не пропускает ни одного значительного концерта в консерватории. Слушает всегда внимательно и заинтересованно, вникая во все подробности сочинения.

Она, при всей своей правдивости, крайне деликатна и особенно умеет щадить авторское самолюбие. Одинаково внимательно и с уважением слушает и интересное сочинение, и неудачное, учитывая труд автора. Никогда не обижает невниманием людей малоталантливых. Однако ясность и точность ее суждений требуют от собеседника величайшей собранности. А вот нескромности и претенциозности она не прощает. Все свои дела на земле Сайдаминова свершает только по велению своего сердца.

Портрет в интерьере музыки

Сегодня моя героиня находится в отличной творческой форме, продолжает создавать одно за другим все новые и новые сочинения, в которых дарит слушателю свой яркий и неповторимый талант. Ее справедливо называют одним из лучших композиторов современности. А я бы сказала, что она — композитор Мира. Ведь у ее произведений нет языка. Американские, немецкие, швейцарские, русские, польские, латышские слушатели считают ее своим автором и с большим удовольствием слушают произведения мастера. И это самое большое счастье для композитора. Она и сегодня готова творить, делать добро и сеять разумное, доброе, вечное, чтобы своей музыкой растить лучших из людей, учить любить их и ценить достойных. Ее музыку не просто понимают, ее любят, знают, изучают музыковеды, ею восхищаются исполнители и слушатели.

Впереди у нее, как и у каждого ищущего художника, новые идеи, планы, замыслы и чудесные открытия. А 30 апреля камерный оркестр «Туркистон» (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Эльдар Азимов) представит в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана юбилейную программу Дилором Сайдаминовой с участием камерного оркестра узбекских народных инструментов «Согдиана» (художественный руководитель и главный дирижер, заслуженный деятель искусств Узбекистана Фируза Абдурахимова), заслуженных артистов республики Адибы Шариповой (фортепиано) и Юнуса Гульзарова (саксофон), а также дипломанта международного конкурса Сардора Джумаева (скрипка), лауреата международных конкурсов Динары Сабитовой (скрипка), Виктории Клюкиной (флейта) и Татьяны Мякушко (фортепиано).

Инесса Гульзарова, музыковед.
Фото из архива Дилором Сайдаминовой.

Спортсмены Узбекистана завоевали 16 лицензий на Юношеские Олимпийские игры

0
Спортсмены Узбекистана завоевали 16 лицензий на Юношеские Олимпийские игры

Число лицензий на III летние Юношеские Олимпийские игры, полученных молодыми спортсменами Узбекистана, дошло до шестнадцати.

Во время чемпионата Азии по спортивной гимнастике в Джакарте в копилку республики добавились две новые лицензии. Еще одну завоевал в Таиланде победитель чемпионата Азии по боксу среди молодежи Абдумалик Халаков.

Как напомнила пресс-служба Национального Олимпийского комитета, сейчас у спортсменов Узбекистана также имеются 3 лицензии по тяжелой атлетике, 3 – по гребле на байдарках и каноэ, 3 – по академической гребле, 2 – по спортивной акробатике, по одной – по конкуру и таэквондо.

Анна Ним.

В Узбекистане впервые проведена экскурсия на языке жестов

0
В Узбекистане впервые проведена экскурсия на языке жестов

Тринадцать талантливых детей с нарушениями слуха побывали на экскурсии в нескольких городах страны.

Поездку для учеников специализированной школы-интерната для глухих детей г. Кувасая организовали Ферганское территориальное управление по развитию туризма, областной хокимият и хокимият Коканда, Ферганский областной совет Союза молодежи и турфирма «Al-Fergani Tur».

В сопровождении сурдопереводчика дети побывали на фабрике «Ёдгорлик» в Маргилане, где им рассказали о производстве шёлка, а также дали возможность поработать на ручном ткацком станке. В Риштане они посетили дом-музей керамики Тохира Хайдарова и узнали об истории гончарного искусства.

В Узбекистане впервые проведена экскурсия на языке жестов

В Коканде для детей провели экскурсию по главной достопримечательности города — дворцу Худоярхана, сообщили в пресс-службе Госкомтуризма.

В Узбекистане впервые проведена экскурсия на языке жестов

Анна Ним.

Джаз — как юркий рыжий лисёнок

0
Джаз - как юркий рыжий лисёнок

Джаз в «Ильхоме» звучит иначе. Он — как юркий рыжий лисёнок, которого хочешь поймать и прижать покрепче, но этому не быть никогда. Лисёнок изворотлив, игрив, непредсказуем. У него задорная мордочка, и он горазд на проделки.
Именно таким был вечер израильского джаза.
Мы толпились в фойе. Охотники за лисами, безумцы, которые пришли приручить и разгадать непредсказуемое, любители чудес и полётов.
И могу, сказать, что полетать удалось. До Марса и обратно. И погладить лисёнка тоже, легонько, касаясь шёрстки едва-едва.
Джаз трио Йогева Шетритa (Израиль) начал своё выступление с весеннего ливня. Музыка заполнила все трещины и все углы. Она лилась хаотичным потоком, окутывала, и позволяла ощущать состояние невесомости.

Джаз - как юркий рыжий лисёнок

Моше Елмакиас, пианист трио, играл так, словно он сам дождь. И пальцы его — дождь. И мысли — дождь. Дождь для всех и каждого. Для себя. Для Космоса.
А после было смешение чувств, красок, страстей и импровизаций.
Были и североафриканские напевы, и андалузская и марокканская музыка, и современный джаз, и еврейские мелодии. Гармоничное сочетание контрастов и противоречий.

Джаз - как юркий рыжий лисёнок

Йогев Шетрит – руководитель и барабанщик группы нёс на себе миссию, полную протестов: удары, ритмы, потрескивания щёточек и завораживающие перкуссионные звучания.

Джаз - как юркий рыжий лисёнок

Айал Цубери, гитарист группы, был органичен, без резких движений, эмоций, но его музыка была натянута, как струна. А он шёл по ней твёрдо и уверенно.

Джаз - как юркий рыжий лисёнок

Амир Алаев, выходец из знаменитой музыкальной семьи бухарских евреев, заворожил произведениями на кануне. Канун – это тот инструмент, с которым у Амира общее будущее, прошлое, генетические корни и понимание жизни в целом. Красота звучания щипковых струнных инструментов заключается, всё-таки, в том, что они знают за какие именно струны тебя «ущипнуть», чтобы и они зазвучали.

Джаз - как юркий рыжий лисёнок

Саидмурат Муратов (г.Ташкент, группа «Jazzirama») — с фееричным исполнением на саксофоне вальса Манаса Ливиева из кинофильма «Об этом говорит вся махалля».

Джаз - как юркий рыжий лисёнок

И, наконец, вокалист Фериде Гигрин (г.Ташкент). С голосом, который есть и будет для многих загадкой. Голосом, открывающим какие-то иные музыкальные параллели. Позволяющим увидеть звёзды и побегать по ним босиком. Но не всем, а только избранным.

Джаз - как юркий рыжий лисёнок

Что ещё остаётся добавить? Только то, что рыжий лисёнок остался не пойман и так и не понят до конца. Но не в этом ли суть джаза? Не искать смысла. А просто наслаждать и лететь туда, куда тебя зовёт ветер.

Концерт был организован Послом Государства Израиль в Узбекистане Эдди Шапира в честь 70-й годовщины Независимости Израиля.

Наталья БЕЛОЕДОВА.
Фото Александра РАЕВСКОГО.

«Почта Узбекистана» сообщила, во сколько обойдется доставка письма при помощи курьера

0
«Почта Узбекистана» сообщила, во сколько обойдется доставка письма при помощи курьера

АО «Узбекистон почтаси» начинает оказывать курьерские услуги. Новая опция вводится в Нукусе, всех областных центрах и Ташкенте с 1 мая.

Курьера можно вызвать как для приема корреспонденции, так и для доставки письма из почтового отделения адресату. В обоих случаях стоимость каждого вызова составит 5 000 сумов. По всей республике установлена единая цена на курьерские услуги.

При необходимости граждане могут воспользоваться также дополнительными услугами по упаковке посылок и бандеролей, оформлению сопроводительных документов и бланков.

Список филиалов АО «Узбекистон почтаси», оказывающих курьерские услуги, размещен на сайте организации. Планируется, что в будущем этот перечень будет расширен и охватит все райцентры и города страны.

Анна Ним.

Шейх Ахмад Фахад Аль-Сабах прибыл в Ташкент для переговоров

0
Шейх Ахмад Фахад Аль-Сабах прибыл в Ташкент для переговоров

Президент Олимпийского Совета Азии (ОСА) и Ассоциации Национальных Олимпийских комитетов (АНОК) Шейх Ахмад Фахад Аль-Сабах по приглашению президента Национального Олимпийского комитета Умида Ахматджанова прибыл в Ташкент.

Вместе с ним приехал директор «Азиатских игр-2018» Хайдар Фармон. Гостей в международном аэропорту имени Ислама Каримова встретили министр физической культуры и спорта Шоакрам Исроилов и генеральный секретарь НОК Жасур Матчанов.

«Я всегда поддерживал и продолжаю поддерживать инициативы и активность Узбекистана на арене международного спорта», — сказал Аль-Сабах во время встречи.

Шейх Ахмад Фахад Аль-Сабах прибыл в Ташкент для переговоров

Гости проведут переговоры с президентом Олимпийского комитета, первым вице-президентом Ассоциации футбола Узбекистана Умидом Ахматджановым и министром физической культуры и спорта Шоакрамом Исроиловым, сообщила пресс-служба НОК.

Фальшивомонетчики сбыли на рынках столицы 600 поддельных 50-тысячных купюр (видео)

0
Фальшивомонетчики сбыли на рынках столицы 600 поддельных 50-тысячных купюр (видео)

Четверо граждан Узбекистана изготовили партию поддельных 50-тысячных купюр на 30 миллионов сумов. Фальшивые деньги они сбывали на столичных рынках, приобретая домашний скот и бытовые товары.

Мошенники арестованы Службой государственной безопасности после того, как один из них, Турсун Мухамадшарипов, попытался вывезти в Букинский район пачку фальшивых 50-тысячных банкнот на 4 млн. 900 тысяч сумов. Фальшивомонетчик был задержан на посту ДПС «Бектемир» сотрудниками СНБ совместно с Ташкентским областным управлением департамента при Генпрокуратуре.

Как выяснилось, Тохир Мадаминов, Турсун Мухамадшарипов, Музаффар Тожибоев и Даврон Рахимов изготовили в качестве эксперимента 30 млн. сумов в 50-тысячных купюрах и ввели их в обращение в многолюдных местах, на животноводческих и других рынках. После этого мошенники планировали изготовить более крупную партию купюр, таким же образом сбыть ее населению и залечь на дно.

Как сообщает телеканал «Узбекистан 24», один из арестованных, Тохир Мадаминов, до этого уже привлекался к уголовной ответственности за сбыт фальшивых денег.

Против задержанных возбуждено уголовное дело статье 176 УК РУз, следствие продолжается. Потерпевших или свидетелей просят обращаться с заявлениями в Ташкентское областное управление департамента при Генпрокуратуре или же по телефону (371) 250-12-24.

Авторы World of Tanks помогут Узбекистану создать патриотические компьютерные игры

1
Авторы World of Tanks помогут Узбекистану создать патриотические компьютерные игры

В Ташкенте побывала делегация белорусской компании «Wargaming», известной по всему миру своими компьютерными играми World of Tanks, World of Warplanes, World of Warships и другими проектами.

Белорусские разработчики встретились с министром по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана А. Ахмедхаджаевым. Темой обсуждения стало сотрудничество в создании компьютерных игр, направленных на патриотическое воспитание молодежи, сообщила пресс-служба Мининфокома.

Вслед за этим представители «Wargaming» провели переговоры в Министерстве по развитию информационных технологий и коммуникаций Узбекистана, АК «Узбектелеком» и Инновационном центре по поддержке разработки и внедрения информационных технологий «Mirzo Ulugbek Innovation Center». В финале поездки разработчики встретились с ташкентскими геймерами в компьютерном клубе Tokio PC. На «Большой танковой сходке», как была названа встреча, авторы World of Tanks ответили на вопросы поклонников игры и провели для них викторину с призами.

Анна Ним.

Молодые боксеры привезли с чемпионата Азии восемь медалей

0
Молодые боксеры привезли с чемпионата Азии восемь медалей

Сборная Узбекистана выступила на чемпионате Азии по боксу среди молодежи, который проходил с 19 по 27 апреля в Бангкоке.

Нужно отметить, что в соревнованиях участвовали не только юноши, но и девушки-боксеры. В мужскую команду вошли 10 человек, в женскую – 5, сообщает пресс-служба Национального Олимпийского комитета.

В общей сложности наши спортсмены завоевали 8 наград чемпионата. Среди девушек медалью отмечена только Махлиё Рахимова – она получила «бронзу». Золотую медаль привез на родину Абдумалик Халоков, серебряные — Самандар Холмуродов, Тимур Мержанов, Жавохир Тугаймуродов и Жамшидбек Махмадалиев. Еще двое боксеров, Джахонгир Рахмонов и Наво Тамазов, награждены бронзовыми медалями.

Анна Ним.

Площади, дворцу и станции метро возвращают название «Дружбы народов» (видео)

1
Площади, дворцу и станции метро возвращают название «Дружбы народов» (видео)

Как сообщалось ранее, памятник семье Шамахмудовых, усыновивших в годы войны пятнадцать детей, возвращается на свое первоначальное место – площадь перед дворцом «Истиклол».

Стало известно и об еще одной радостной для ташкентцев инициативе. По предложению Президента прежнее название возвращается площади, дворцу и станции метро «Дружбы народов». Кроме того, имя Шамахмудовых будет возвращено улице в Шайхантахурском районе Ташкента.

Свое предложение Шавкат Мирзиёев выдвинул на видеоселекторном совещании, состоявшемся 26 апреля. Немногие государства и нации могут гордиться столь же высокими человеческими качествами, как те, что продемонстрировала семья кузнеца Шаахмеда Шамахмудова, усыновившая пятнадцать сирот в военные годы, сказал Президент. Значение и ценность этого героического поступка семьи Шамахмудовых только возрастают со временем.

Пресс-служба главы государства опубликовала видеоролик с фрагментами выступления Президента, архивными кадрами военных лет и эпизодом фильма, посвященного семье Шамахмудовых.

В Ташкенте состоится первый Фестиваль пиццы

0
В Ташкенте состоится первый Фестиваль пиццы

12 мая в парке Анхор Локомотив с 10.00 до 22.00 будет проходить первый в стране PizzaFest.

В этот день лучшие кафе и рестораны предложат посетителям парка свои пиццы по специальной цене. На фестиваль приглашены также мастера пиццы из Италии, России и Казахстана.

Во время фестиваля состоятся кулинарные мастер-классы и благотворительная ярмарка прикладного искусства. Для детей будет организована отдельная развлекательная программа.

На большой сцене парка выступят звезды отечественной эстрады: группа «Дурдона», Санжар Халиков, DJ Piligrim, DJ Ochil и другие артисты.

Фильм Рашида Маликова «Сабот» получил приз жюри Московского кинофестиваля

0
Фильм Рашида Маликова «Сабот» получил приз жюри Московского кинофестиваля

На 40-м Московском международном кинофестивале, завершившемся 25 апреля, узбекистанский режиссер Рашид Маликов представил свой фильм «Сабот» («Стойкость»).

Картина получила специальный приз жюри российской кинокритики. Как сформулировало жюри Федерации киноклубов России, фильм был награжден «за проникновенное отражение эха далекой войны в реальной судьбе человека».

Главный герой картины, Сайдулла – капитан, воевавший в Афганистане. Даже много лет спустя он продолжает вспоминать лучшего друга, убитого на этой войне. Сайдулла узнает, что смертельно болен, и у него остается совсем немного времени, чтобы успеть закончить самые важные для него дела…

В фильме снялись Карим Мирходиев, Сайдулла Молдаханов, Бехзод Хамроев, Нигора Каримбоева и Зулхумор Муминова.

«Сабот» будет демонстрироваться московской публике 28 апреля в Доме «Ферганы». Здесь же состоится творческая встреча с Рашидом Маликовым. Кроме того, картина войдет в программу 71-го международного кинофестиваля в Каннах, который начнется 8 мая.

Победителем Московского кинофестиваля стала картина «Царь-птица» российского режиссера Эдуарда Новикова. Фильм завоевал не только главный приз «Золотой Георгий», но и награду жюри ФИПРЕССИ и диплом Федерации киноклубов России. «Серебряный Георгий» и приз зрительских симпатий вручены фильму «Ню» режиссера Яна Гэ.

Анна Ним.

Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана. Глава двенадцатая

0
Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана. Глава двенадцатая

Глава двенадцатая

Как мы помним, китайские войска, разбив Якуб-бека в начале 1878 года, вышли к русским пределам. На отвоёванных землях началась жесточайшая расправа над мусульманским населением. Через три недели после занятия Кашгара китайцы полностью вырезали скрывавшихся в окрестностях урумчийских дунган. Земли и имущество восставших отбиралось в казну. Свыше четырех тысяч жителей, спасаясь от истребления, в жестокие январские морозы бежали через горные перевалы на русскую территорию. Жестокость цинских войск вызвала резкий протест туркестанского генерал-губернатора, однако, несмотря ни на что, своё обещание вернуть Кульджу китайцам нужно было выполнять.

После бегства мусульманского населения из Синьцзяна цинский военачальник ЛюЦзиньТан потребовал от России выдачи беглецов, — прежде всего лидеров ополчения,- и немедленного возвращения всей территории Кульджи занятой Россией в 1871 году. Письма губернатору Семиреченской области Г.А Колпаковскому, а затем и туркестанскому генерал-губернатору были написаны угрожающе высокомерным, ультимативным тоном. Сообщая Кауфману о своих победах, ЛюЦзиньТан подчеркивал: “Мы заняли несколько сотен больших и малых городов и предали смерти более 100 000 разбойников, некоторые из них бежали в пределы Российской империи, в случае их невыдачи российскими пограничными властями, я, Джунтанг, по повелению великого хана, буду преследовать Баянахуна (лидер дунганских повстанцев, В.Ф.) и в тех местах, куда он ушел…, не судите меня, когда я прибуду в ваши пределы”.

В ответ на столь вызывающее письмо цинского генерала Кауфман писал, что узнав о занятии цинскими войсками Кашгара“ждал Вашего извещения об этом событии, ожидая мирных и дружественных сношений, как подобает добрым соседям. Однако был немало удивлен тоном и выражением сообщения”. На намерение цинского военачальника вступить со своими войсками в пределы России, последовал недвусмысленный ответ:“Такое нарушение границ повело бы Вас в столкновение с нашими военными силами; едва ли великий Бог дохан одобрит действия, которые нарушают двухсотлетнюю дружбу между двумя великими империями”.

Напряжение нарастало, и, чтобы каким-то образом развязать этот узел, в Петербург прибывает один из высших китайских бонз, родственник императрицы Цы Си, Чун Хоу.

Петербург был готов вернуть Китаю Илийский край, правда не весь. Несколько районов и перевалов, удобных с чисто военной точки зрения, должны были остаться у России. Этого требовал Кауфман, настаивая на том, что эти районы жизненно необходимы для обеспечения безопасности среднеазиатских владений Российской империи.

Кроме того, Константин Петрович предлагал получить с Пекина компенсацию за понесённые расходы в ходе многолетнего пребывания в Кульджерусском гарнизоне. Сумму компенсации генерал-губернатор определил в гигантскую сумму 120 млн рублей серебром. На эти деньги генерал-губернатор предполагал построить железную дорогу из России в Среднюю Азию. На самом деле, все расходы, понесённые русскими властями в Илийском крае, не превышали 300 000 рублей и были давно компенсированы за счёт местных ресурсов. Петербург справедливо урезал требования генерала Кауфмана до 4 миллионов.

Переговоры с китайским представителем оказались долгими и тяжёлыми.

Кроме возврата территорий, Чун Хоу требовал выдачи бежавших в Россию уйгурских и дунганских повстанцев. На что управляющий Азиатским департаментом Российского МИДа Николай Гирс отвечал, что “решительно осуждает инсургентов”, но “политических преступников “мы не выдаем и отступить от такого правила не находим возможным”. В конце концов после долгих согласований Пекин согласился убрать это требование из текста договора.

20 сентября 1879 года в Ливадийском дворце, в Крыму, был подписан договор о фактическом разделе долины реки Или – треть ее отходила России, две трети возвращались Китаю. Помимо денежной компенсации русским судам предоставлялось право свободного плавания по реке Сунгари вглубь Маньчжурии. В городах Западного Китая и в Монголии учреждалось семь новых русских консульств.

Казалось бы, согласие достигнуто. Но неожиданно в феврале 1880 года в Петербург приходит неприятное известие – посол Чун Хоу по возвращению в Пекин был арестован и приговорён к смертной казни, а подписанный им договор не ратифицирован китайским императором.

Недовольство китайского правительства было вызвано уступкой России, издавна считавшегося важным Музартского перевала через Тянь-Шань (наиболее удобного прохода из Илийского края в Восточный Туркестан), и долины реки Текес для поселения в ней «жителей Илийского края, которые пожелают принять российское подданство».

Так начался русско-китайский политический кризис, получивший название «Илийского» и Петербургу впервые пришлось задуматься о вероятной войне с Китаем. И хотя сомнений в превосходстве русской армии не возникало, была одна проблема — огромная протяженность сухопутной границы с Поднебесной (около семи тысячи вёрст). В этом случае логистика любых военных операций была чрезвычайно сложной. Ещё в 1878 году Кауфман писал в Петербург, что война с Китаем станет “самой неприятной, самой неблагодарной, дорогой, бесплодной, которой по упрямству китайцев, всем известному, нельзя предвидеть конца…”

Тем не менее, весной 1880 года, в Главном штабе Русской императорской армии приступили к разработке планов вероятной войны. Для этого были привлечены крупнейшие русские военные специалисты по Китаю: Н.М. Пржевальский, Ю.А. Сосновский, А.П. Проценко и др. Свои заключения представили в Главный штаб командующие азиатских военных округов, в зону ответственности которых входила граница с Китаем. Предполагалось, что китайцы начнут боевые действия к концу текущего года одновременно на двух направлениях – в Маньчжурии и в Восточном Туркестане.

Для боевых действий в Синьцзяне Кауфман рассчитывал получить из центральной России не менее одной пехотной дивизии и два кавалерийских полка – эти силы он считал достаточными.

Дожидаясь подкрепления, генерал-губернатор подготовил к возможным боевым действиям – 7500 пехоты, около 3500 кавалерии, 46 орудий, 8 ракетных станков и 3 мортиры. Во главе этих сил был поставлен генерал Колпаковский. План, разработанный Туркестанским главнокомандующим, предполагал решительное наступление с двух направлений, из Кульджи и с южных границ Семипалатинской области к “стратегическому оазису” Хами, чтобы отрезать Синьцзян от собственно Китая. При этом предполагалось использовать бежавших в русские владения участников недавнего антикитайского восстания. Кауфман планировал создать в Восточном Туркестане два “буферных” государства: одно дунганское с центром в Урумчи, второе – для уйгуров и узбеков в Кашгарии.

В письме министру Милютину от 26 июля 1880 года Кауфман даже назвал правителей этих “государств”: лидера дунганского восстания Мухаммеда Биянху и Бек-Кули-бека, сына покойного БадаулетаЯкуб-бека. Константин Петрович знал их лично, первый понравился ему “своей сдержанностью и разумным отношением к настоящему политическому положению”, второй характеризовался “как законный преемник Якуб-бека, имеющий шансы и преданный нашим интересам”.

Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана. Глава двенадцатая

Бек Кули-бек с сыновьями. Селение Пскент, Ташкентский уезд, 1901 г. Российский государственный архив кинофотодокументов (РГАКФД)

Военный министр соглашается с Куфманом и в декабре 1880 года отправляет тому шифровку, в которой излагает общий план начального этапа большой войны с Китаем:“Первое – со стороны Туркестанского и Западно-Сибирского военных округов держаться активно-оборонительной цели, защищать Кульджу, стараться нанести военное поражение китайцам где-либо поблизости границ, отнюдь не предпринимая далёких и продолжительных экспедиций и употреблять все усилия к созданию в Западном Китае Дунганского и Кашгарского мусульманских государств; второе – со стороны Восточной Сибири держаться активной обороны, стараясь нанести китайцам по возможности чувствительный удар занятием Гирина или другого какого-либо значительного города; третье – со стороны моря блокировать китайские берега, бомбардировать города, нанося возможно больший вред приморским городам”.

Император план утвердил, однако рекомендовал Кауфману до разъяснения всех обстоятельств повременить с формированием новых воинских частей и ни в коем случае не переходить с войсками границу, «пока сами китайцы не подадут повода», кроме того высказал пожелание внимательнее отслеживать ситуацию в Афганистане. Одновременно по распоряжению правительства на Дальний Восток была отправлена эскадра Балтийского флота под командованием адмирала С.С. Лесовского.

Планируется дерзкая операция – переброска к Тихому океану 25-тысячной группировки, которая, высадившись на берегах Жёлтого моря, атакует Пекин с востока. Для сбора информации в Урумчи, Аксу, Шихо и другие места посылаются агенты.

В Семиречье Колпаковский выдвинул свои войска на передовые позиции, а Туркестанская армия, дислоцированная в трех пунктах — Ташкенте, Самарканде и Или, в любой момент была готова двинуться в Синьцзян. В случае начала военных действий Кауфман предполагал вооружить русское население Семиречья, сформировать из каракиргизов сотню милиции под началом уже известного нам Шабдан-батыра, а для наблюдения за проходами Алатаускаго хребта привлечь местных джигитов.

По распоряжению Кауфмана, в Кульдже были заготовлены продовольствие и фураж на 6 месяцев для экспедиционного русского отряда. К маю было закончено формирование семиреченских казачьих полков и скорострельной батареи в Верном. В Ташкенте сформированы две ракетные батареи и одна горная полубатарея. Частично были призваны нижние чины запаса, из которых сформированы 2 роты в Верном и 5 рот в Ташкенте.

Подлежащие увольнению нижние чины и оренбургские, уральские и сибирские казаки задержаны в пределах Туркестанского военного округа. Меры эти получили Высочайшее одобрение, но вместе с тем Кауфману было указано повременить с развертыванием новых частей, вызывающих большие расходы, и соблюдать крайнюю осторожность, чтобы не вызвать враждебных действий со стороны китайцев.

С целью усиления войск Туркестанского военного округа, нацеленных для действий против Китая, Кауфман предлагал переподчинить ему в оперативное управление силы Западно-Сибирского военного округа. Военное министерство вполне разделяло взгляд Кауфмана на эту централизацию и сочувственно отнеслось к идее строительства железной дороги до Сырдарьи. Так, в период острого политического кризиса с Китаем, впервые был поднят вопрос о строительстве железной дороги из Оренбурга в Ташкент. К этой идее вновь вернулись с окончанием русско-японской войны. На расходы по содержанию группировки войск, развернутой для войны с Китаем, Туркестанский военный округ в конце августа 1880 года получил огромную, по тем временам сумму – свыше 4 млн руб.

Активно готовился к войне и Китай. В дневнике Милютина появляется тревожная запись:“Отовсюду получаются сведения об обширных приготовлениях Китая к войне, агенты его деятельно отправляют из Европы и Америки массу хорошего оружия, пороха, пушек, торпед и прочего. Возникает мнение, что наши приготовления слишком незначительны сравнительно с китайскими”.

Две империи, как два разогнавшихся экспресса, неумолимо двигались к столкновению, и казалось, уже ничто не может их остановить.

Однако, Петербург войны явно не хочет. В дневнике Милютина в записи от 12 декабря 1880 года, читаем:“Вчера присутствовал в совещании по китайским делам; оно происходило в Министерстве иностранных дел, с участием нового министра финансов Абазы. Общее настроение клонилось к уступчивости, для избежания во что бы ни стало войны с Китаем…”

Но и Пекин, несмотря на усиленную подготовку к войне и угар патриотизма, военного столкновения с могучим соседом явно опасался. В конце концов разум возоблодал, горячие головы остыли и вновь начались мирные переговоры. Чтобы продемонстрировать России готовность к компромиссам, бывший посланник Чун Хоу, приговоренный к смертной казни, был помилован, а в Петербург императрица Цы Си отправила Цзэн Цзицзэ — старшего сына Цзэн Гофаня, весьма почитаемого основателя всех китайских “генеральских кланов”.

В Петербурге известие об отправке мирной миссию «маркиза Цзэна» встретили с огромным облегчением. Компромисс был достигнут и в феврале 1881 года новый русско-китайский договор был подписан. В его преамбуле говорилось: “желая, для скрепления дружественных между ними отношений, разрешить некоторые пограничные и торговые вопросы, касающиеся пользы обеих империй”.

В итоге России досталось чуть менее трети территории “Илийского края”. Китай заплатил России не 5, а 9 млн рублей серебром. Некоторый бонус получила и Британия, поскольку сумма компенсации была выплачена через лондонский BaringsBank и равнялась “девяти миллионам металлических рублей” или одному миллиону четыреста тридцать одной тысячи шестьсот шестьдесят четырём фунтам стерлингов и двум шиллингам.

Комиссаром по передаче Илийского края Китаю был назначен генерал-майор А.Я. Фриде, которому Колпаковский, исполнявший в связи с болезнью Кауфмана обязанности туркестанского генерал-губернатора, вручил военную и гражданскую власть в Илийском крае, снабдив его обстоятельной инструкцией.

Первый гражданин Ташкента. К 200-летию Константина Петровича фон Кауфмана. Глава двенадцатая

Главная задача, которая стояла перед туркестанской администрацией заключалась в том, чтобы «сдать Кульджу китайцам без переворота и без пролития крови и остановить население от эмиграции в наши пределы». В середине июня 1881 г. Фриде объехал все поселения Илийского края, убеждая жителей не бояться прихода китайцев и оставаться на своих местах.

Однако все его уговоры были напрасны. Везде он получил «самые твердые заявления о желании поголовно переселиться в русские пределы», «ни страх разорения и бедствий при переселении, ни любовь к родине и уважение к могилам предков, остававшихся на китайской территории, ни предупреждение их об отказе в какой-либо денежной помощи при переселении и о недостатках воды и земли в русских пределах, предположенные семиреченскою администрацией под переселенцев, ничего не останавливало таранчей и дунган в их стремлении перейти в русские пределы: мужчины, женщины, выставляя своих детей, с воплями обнимая ноги комиссара, просили не оставлять их китайцам, обещая своими трудами, поведением, жизнию, если она понадобится, отблагодарить великого белого царя за милостивое разрешение переселиться к нам».

Вот как писал об этом журнал “Всемирная иллюстрация” в 1882 году: “Как скоро договор о передаче Кульджи китайцам был ратифицирован, так предписано было главному начальнику Семиреченской области объявить о содержании его местным жителям, и спросить, кто из них желает переселиться в Россию и, кто — остаться под китайским подданством. С этою целью, 16-го июля прошлого года, были собраны в главную кульджинскую мечеть муллы, бии, казии и другие представители дунганского и таранчинского населения, и генерал-майор Фриде, главный комиссар по передаче, объявил им, что Кульджа вскоре отойдет к китайцам, но что для тех жителей, которые захотят остаться под властью России, будут отведены земли, которые отчасти уже осмотрены и найдены удобными для поселения.

Кроме того, он обещал нуждающимся выдать пособие. Речь эта глубоко тронула присутствующих, и один из таранчинских старшин в коротких, но прочувствованных словах высказал благодарность от имени населения: “Нам ничего не надо, — сказал он, — от Белого Царя; пусть Он даст нам хоть маленький клочок земли — мы и за то будем Ему весьма благодарны”. То же подтвердили и другие представители дунган и таранчей, присовокупив, что почти никто из этих племен не желает остаться под властью Китая”.

10 марта 1882 года между комиссаром Фриде и амбанем Шентаем был подписан протокол о передаче края цинским властям.

В пределы России начался массовый исход мусульманского населения Илийского края. Общее количество переселившихся и принявших российское подданство уйгур, казахов и дунган, составило приблизительно 70 тыс. человек.

13 августа из Кульджина Родину стали возвращаться российские войска. “Илийский кризис” был мирно разрешён.
Но к этому времени первого генерал-губернатора Туркестанского края, Константина Петровича фон Кауфмана уже не было на свете.

Окончание следует

На заставке: Китайская ставка в Кашгаре. Фотограф Ф. Ордэн. Из альбома “Кавказ и Средняя Азия”. 1890 г

В. ФЕТИСОВ

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

1
Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Столицу Таджикистана можно назвать «лолазор» – место, изобилующее тюльпанами. Посажены здесь самые разнообразные тюльпаны. В городе также возведено много красивых современных зданий, строительный бум еще далек от завершения. Бульвары, скверы и добротные дороги являются визитной карточкой Душанбе.

Это продолжение рассказа о моем путешествии из Самарканда в Душанбе на автомобиле. Перед тем как рассказать о столице Таджикистана, о его достопримечательностях, хочу остановиться еще на одном факте, свидетельствующем об особом теплом отношении руководства и народа соседней страны к нам и лидеру нашего государства. При въезде в город мы обратили внимание на то, что далеко от столицы, в нескольких местах на горной трассе установлены панно с портретами лидеров двух наших государств и наши флаги.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

У подступа к городу, на первом посту Госавтоинспекции мы остановили машину, чтобы узнать адрес ближайшей гостиницы. Мы были удивлены, когда сразу же три инспектора направились в нашу сторону. Подойдя к машине, они протянули нам руку и поздоровались и при этом, положив другую руку к сердцу, произнесли: добро пожаловать.

Они нам подсказали, как добраться до здания театра оперы и балета, рядом с которым находится гостиница «Вахш». Уже через несколько минут мы были у здания театра, на красивой площади с фонтаном. Как мы узнали, сначала это место называлось Театральной площадью, а в 1947 году в честь юбилея Москвы было переименовано на Площадь имени 800-летия Москвы.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Оказалась, что «Вахш» это старая гостиница, построенная еще в советское время, но где можно было остановиться на один-два дня. Номер на два человека стоит 240 сомони, т.е. для каждого по 120 сомони. Для того, чтобы здесь и в дальнейшем каждый смог сам перевести приведенную сумму на узбекский сум или американский доллар, назову курс сомони к доллару и суму. В тот день курс был таков: 1 доллар = 8,81 сомони, 1 сомони = 920 сум.

Надо было подумать о хлебе насущном и мы спросили у сторожа гостиницы, куда лучше сходить поужинать. Он предложил попробовать худжандский шашлык в кафе «Рохат». Таксист за 15 сомони доставил нас в нужное место. Ужин на четверых обошелся в 115 сомони.

Ночь провели в гостинице, а утром прошли по привокзальной площади. Здесь было много магазинов, и мы решили познакомиться со стоимостью некоторых товаров и сравнивать их с нашими. Масло хлопковое 5л. – 45, масло подсолнечное – 55, куриное яйцо за 30 шт. – 17, гречка – 5, красная фасоль – 12, маш – 8, рис — сорт «Лазер» – 10, «Кока-кола» и «Фанта» – 6, творог – 6, мясо — говядина – 37, баранина – 35 сомони. Хочу отметить, что это было месяц тому назад. Как свидетельствуют СМИ, за последнее время, после открытия границ между нашими странами, цены на продукты питания в Таджикистане снизились.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Но по сравнению с Самаркандом здесь дешевле одежда, обувь, хозяйственно-бытовые товары, электротехника. Мы были на рынке «Корвон» («Караван»), где большой выбор самых разнообразных товаров, производимых в Китае, Турции, Индии, Иране, Южной Корее.

Продолжаю рассказ о достопримечательностях города. На привокзальной площади привлек наше внимание памятник Валериану Куйбышеву, который установлен прямо напротив здания железнодорожного вокзала. Причина сохранения памятника бывшему председателю союзного Госплана кроется в том, что именно его усилиями была построена железная дорога Термез-Душанбе, которая имела огромное значение для молодого горного государства.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Отсюда, с привокзальной площади, берет свое начало самая длинная улица города – проспект Рудаки. Проспект длиною 12 км проходит через весь город и на нем расположены главные достопримечательности столицы. Познакомились с некоторыми из них.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Нельзя было не обратить внимание на обилие тюльпанов. Везде – на улицах, скверах, бульварах и в парках радуют глаза разноцветные тюльпаны. По словам местного населения в последние годы в столице сажают по 1 миллиону голландских тюльпанов. Но их жизнь коротка – от силы один месяц. Поэтому между ними еще до увядания цветков сажают другие сорта цветов, которые будут цвести до глубокой осени.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Неизгладимое впечатление оставило нам посещение комплекса «Кохи Навруз» («Дворец Навруза»), куда мы приехали по рекомендации и в сопровождении моего одноклассника Джуракула Захидова, который проживает в Душанбе. Экскурсия платная и стоит 25 сомони. Гид Барно Раджабова подробно рассказала историю строительства комплекса, показала нам все его залы. Кстати, узнав, что мы из Самарканда, она обрадовалась и сказала: «Я на половину ваша землячка». Как оказалось, ее мать родом из Самарканда.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Первоначально на этом месте было задумано построить самую большую чайхану в мире с 12 залами, интерьер которых оформлен на основе традиционного народного прикладного искусства. Строительство было начато в 2009 году, в дни празднования Навруз.

Барно часто и с гордостью повторяла, что в проектировании и строительстве участвовали только таджикские специалисты и рабочие. «В ходе работы нельзя было не заметить, что в нашем городе появляется еще один шедевр архитектуры, современное монументальное здание. Здесь было все для организации мероприятий на высоком уровне, в том числе отдельные залы для приемов. Поэтому решили чайхану превратить во дворец, открытие которого состоялось в 2015 году накануне праздника Навруз. До этого в сентябре 2014 года здесь проходило заседание ШОС», – сказала наш гид.

Душанбе – город новостроек, добротных дорог и тюльпанов

Мы в ее сопровождении прошли по залам дворца. Действительно, все очень колоритно и красиво! Особенно впечатляет работа резчиков по дереву. Общий объем их работ составляет 3500 кв м. По словам Б.Раджабовой, большое удовлетворение от посещения «Кохи Навруз» получили официальные лица Узбекистана, которые сопровождали Президента Шавката Мирзиеёва в Таджикистан во время его официального визита 9-10 марта. «Я показала дворец премьер — министру Узбекистана и другим членам делегации, а главе вашей страны рассказал о дворце, показав его залы, наш Президент», — сказала гид. В конце она добавила, что Таджикистан предложил ЮНЕСКО внести архитектурный комплекс «Кохи Навруз» в фонд нематериального мирового культурного наследия.

В городе много других красивых зданий. К ним можно отнести 22-этажный комплекс «Душанбе-Плаза», торговый центр «Душанбе-90», жилой комплекс «Бухоро Палас», несколько административных зданий. Здесь строится самая большая мечеть в Центральной Азии. В 2011 году в Душанбе был установлен самый высокий флагшток в мире, длина которого составляет 165 метров. Рекорд продержался три года. В 2014 году в Саудовской Аравии был поднят флагшток на пять метров превышающий таджикский.

Пробыв сутки в Душанбе, мы вернулись в Самарканд. Отдельно буду писать об отношении таможенников к тем, кто пересекает границу. На основе увиденного и услышанного сложилось свое мнение об их работе, есть также несколько реальных предложений. Притом, замечания относятся не к работникам таможенного поста соседней страны, а нашим.

Т. РАХМАТУЛЛАЕВ,
собкор по Самаркандской области,
фото автора

Самарканд- Душанбе- Самарканд

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
8,120ПодписчикиПодписаться