Хочешь накормить его надолго — дай ему удочку!»
Китайская мудрость.
Пандемия коронавируса стала тяжелым испытанием для народов почти всего мира. В новейшей истории человечество еще не сталкивалось с такой кризисной ситуацией.
Хотя победа над вирусом еще не близка, и в приоритете – решение насущных задач здравоохранения и поддержание хоть какой-то стабильности, необходимо уже сейчас попытаться заглянуть в будущее, постараться понять, с какими проблемами столкнется финансовая и банковская система страны в условиях остановки деятельности предприятий, сокращения и прекращения деловой активности большинства отраслей экономики, а также неизбежного кризиса неплатежей в экономике страны в пост карантинный период.
Важно не только понять, какие проблемы ожидают экономику страны в ближайшем будущем, но также разработать план и определить меры по минимизации потерь и преодолению неизбежных трудностей.
По мнению многих специалистов, одним из решений по ослаблению финансового кризиса может является такой инструмент как вексель, применение которого:
— ослабляет проблему посткризисных неплатежей;
— дает возможность быстрого расчета за товары и услуги без кредитного обременения;
— за счет унифицированной процедуры составления векселя позволяет избежать серьезной потери времени прохождения и получения платежа;
— позволяет планировать поступление платежей;
— при острой нехватке у участника вексельного оборота наличности, дает возможность продать или заложить вексель, уступив определенный процент-дисконт.
— в случае нарушения прав кредитора как участника вексельного обращения, применение в обороте векселя позволяет в рамках упрощенной судебной процедуры быстро и эффективно защитить нарушенные права и взыскать долг.
Вексель как таковой является одним из самых старых финансовых инструментов. Среди прототипов векселя следует отметить «синграфы» и «хирографы», возникшие в древней Греции и позаимствованные Римской империей.
Первые формы векселя в его нынешнем понимании появились в Италии в ХІІІ-ХІV веках. Вследствие этого, большинство терминов, связанных с векселями (индоссамент, аваль), имеют итальянское происхождение.
Благодаря своей гибкости и удобству вексель быстро распространился по Европе. Увеличение объёмов вексельных операций потребовало законодательного закрепления сложившихся обычаев делового оборота, и в 1569 году в Болонье был принят первый вексельный устав.
Мусульманскому миру давно уже были известны такие кредитные инструменты как «сафтаджа» и «хавала». Ряд современных знатоков исламского права считает даже, что вексель как финансовый инструмент в Европе возник под влиянием и по образу «заемных писем», используемых мусульманскими купцами.
В России вексель появился в начале XVIII века благодаря развитию торговых отношений с германскими княжествами. Поэтому русское слово «вексель» происходит от нем. Wechsel — обмен, переход. На основе германского вексельного законодательства был написан первый российский Вексельный устав 1729 года. Однако прямое заимствование зарубежных норм, имеющих свои на тот момент специфические особенности, не отвечало требованиям российской действительности. Например, наиболее детально уставом регулировались вексельные отношения, связанные с переводом денежных средств (форма переводного векселя), в то время как в России наибольшее распространение получила практика использования векселей для оформления займов (форма простого векселя).
Особое развитие вексельное обращение в Российской империи получило после принятия в России Вексельного устава, который был утверждён 27 мая 1902 года. Устав определял вексель как «совершенно независимое от предыдущих соглашений обязательство векселедателя о доставлении первому приобретателю или последнему векселедержателю в известный срок известной суммы денег».
Именно по Вексельному уставу 1902 года осуществляли операции с векселями российские банки в Туркестане, частью которого являлась большая территория нынешнего Узбекистана.
Как утверждает Вестник Санкт-Петербургского Университета за 2019 (т.11.вып.3, стр. 267-268), «самым крупным банком в Центрально-азиатском регионе, который имел разветвленную сеть филиалов (13 филиалов) по всей Центральной Азии, считался Русско-Азиатский коммерческий банк (до 1910 г. — Русско-Китайский банк)».
«Андижанский филиал Русско-Азиатского банка был основан в 1909 г. Отделение располагалась в доме братьев Арифходжаевых (до 1916 г.)
… Отделение в основном финансировало местные фирмы и купцов-экспортеров, пыталось развивать товарно-комиссионную продажу. С каждым годом росли обороты банка при начальном капитале 2–2,5 млн руб. … Основными операциями Андижанского филиала были учет векселей и ссуды под векселя. Рассмотрим основные операции Андижанского филиала (на 03.10.1915 г.): учет векселей с двумя подписями — 342 тыс. руб., опротестованные векселя — 4 тыс. руб., ссуды срочные под процентные бумаги гарантированные — 19 тыс. руб. и под негарантированные бумаги — 2 тыс. руб., ссуды под товары — 10 тыс. руб., ссуды под товарные документы — 20 тыс. руб., ссуды под онкольные процентные бумаги — 2 тыс. руб., ссуды под векселя с двумя подписями — 1 млн 300 тыс. руб. и пр. Всего 2 млн 146 тыс. руб. …. Средняя ставка по онколю составляла 8,65 % плюс трехмесячная комиссия …. Учет векселей 4–5 % годовых составлял основную операцию Андижанского отделения. Фактически все учтенные векселя принадлежали хлопковым фирмам и местным скупщикам хлопка. Вексельных кредитов на 03.10.1915 г. было 230, на сумму 2 205 500 руб. … в банке преобладал учет векселей на сумму до 5 тыс. руб.».
Российский вексельный устав 1902 года просуществовал до Октябрьской социалистической революции 1917 года. Декретом Совета Народных Комиссаров от 11 ноября 1917 года был объявлен двухмесячный мораторий на осуществление вексельных платежей, а также вексельных протестов. В дальнейшем обращение векселей на территории РСФСР было в значительной степени сокращено.
После тяжелых лет гражданской войны, страна, переживая голод и разруху, приняла решение о переходе к Новой Экономической Политике (НЭП). В 1922 году было принято Положение о векселях, в соответствии с которым кооперативам и банкам разрешалось выдавать и принимать к учёту (выкупу) векселя, а также использовать их для оформления кредитных операций.
Вексельное законодательство России в настоящее время составляют Федеральный закон от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе» и «Положение о переводном и простом векселе», утверждённое Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. № 104/1341. Указанное Положение является дословным переводом текста Единообразного закона о переводном и простом векселе (ЕВЗ), утверждённого Женевскими вексельными конвенциями 1930 г.
После перерыва, обращение векселей было восстановлено в России с введением в действие Положения «О применении векселя в хозяйственном обороте РСФСР», утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 24 июня 1991 г. № 1451-1.
В период развала административно-командной системы управления экономикой, во время фактического коллапса самой экономики России 90-х, обусловленного и кризисом неплатежей, вексель в России становится одной из самых популярных ценных бумаг и массово используется в оформлении широкого спектра отношений – в банковском кредитовании, поставках, расчётах.
Векселя, не только в кризисное время, но и в периоды подъема экономики широко используются как в сфере международных расчетов, так и в расчетах внутри стран с успешной рыночной экономикой. Во Франции треть сделок с отсрочкой платежа внутри страны оформляется векселями. В ФРГ учет векселей и ломбардные ссуды позволяют Бундесбанку успешно регулировать денежную массу в обращении. На американском континенте вексель широко используется для оформления внешнеэкономических сделок
В Республике Узбекистан уже как в независимом государстве вексельное обращение имеет свою историю.
В начальный период становления государства, когда были фактически разорваны хозяйственные связи между республиками бывшего СССР и сильно упало производство, остро ощущалась нехватка продовольствия и появился дефицит самого необходимого, руководством страны были приняты меры по борьбе с масштабным кризисом, остановкой предприятий и фактическим прекращением расчетов за продукцию.
Усилия по подготовке фундамента для становления своей финансовой и банковской системы, в условиях выхода из рублевой зоны и введения национальной валюты, были направлены прежде всего на преодоление кризиса неплатежей.
В сложной экономической ситуации в 1995 г. в Узбекистане в обращение были введены векселя.
Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан № 204 от 02.06.1995 г. «О применении векселей в народном хозяйстве Республики Узбекистан» «в целях ускорения расчетов в народном хозяйстве, укреплении платежной дисциплины, повышения финансовой ответственности хозяйствующих субъектов» ввело «в хозяйственный оборот векселя в качестве долгового обязательства по платежу с отсрочкой и средства расчета за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) между хозяйствующими субъектами Республики Узбекистан». При этом право предоставления разрешения на выпуск векселей банками предоставлялось Центральному банку Республики Узбекистан.
Но еще за неделю до принятия Постановления Кабинета Министров, давшему старт обращению векселей в Узбекистане, Министерство юстиции РУз за № 149 от 31.05.1995 г. зарегистрировало «Временный порядок выпуска и обращения векселей предприятий и организаций». Той же датой за № 147 Министерство юстиции зарегистрировало еще один документ, который назывался «Положение о переводном и простом векселе» и являлся аутентичным переводом текста Единообразного закона о переводном и простом векселе (ЕВЗ), утверждённого Женевскими вексельными конвенциями 1930 г.
Принятие в Узбекистане данных нормативных документов открывало дорогу для использования всего спектра возможностей вексельного обращения в создаваемой государством финансовой и банковской системе, при этом используя многолетний международный опыт и практику, зафиксированную в международных актах.
К сожалению, имея разумную и благую цель с помощью векселя как ценной бумаги сократить неплатежи, «расшить» взаимные долги предприятий, оживить финансовые расчеты в экономике, уполномоченные государственные органы с самого начала допустили ряд ошибок, которые уже через 2 года привели к тому, что выпуск и оборот векселей сначала сократился, а потом и вовсе был прекращен.
В широком смысле слова неплатежи в экономике включают в себя совокупную просроченную задолженность: 1) предприятий другим предприятиям (поставщикам) — классические неплатежи; 2) государству — по платежам в бюджеты всех уровней; 3) государства – по госзаказу и финансированию государственных предприятий и учреждений; 4) работникам — по выдаче средств на потребление — в основном по зарплате; 5) банковскому сектору — по погашению банковских кредитов; 6) небанковским институтам — внебюджетным фондам; 7) по займам и долговым распискам физических лиц между собой.
Но на момент введения в оборот векселя в 1995 году, как это покажет дальнейшее развитие событий, была поставлена задача использовать ценную бумагу для расчетов по долгам самого государства. При этом государство, намереваясь использовать вексель как средство платежа, не принимало во внимание тот факт, что вексель не закрывает долг перед поставщиками товаров и услуг, а всего лишь откладывает выплату долга на некоторое время с целью планирования денежных потоков и аккумулирования средств к моменту погашения векселя и платежа по нему после наступления срока погашения векселя.
Постановление правительства определяло, что «эмитентами векселей, наряду с уполномоченными коммерческими банками, могут выступать предприятия, способные обеспечить их ликвидность», но векселя в массовом порядке были выпущены государственными структурами и ассоциациями, имеющими многолетние долги за хлопок, пшеницу, электричество, сельхоз-химию и прочие ранее приобретенные государством активы по госзаказу.
Были выпущены векселя Министерства энергетики и ГА «Узпахтасаноатсотиш», ГАК «Уздонмахсулот», ГАК «Узкимиесаноат», а также государственных банков, также вовлеченных во взаиморасчеты государства и имеющих отраслевую принадлежность, таких как «ГАЛЛАБАНК», «ПАХТАБАНК», «ТУРОНБАНК» и некоторых других.
Негосударственные предприятия и хозяйствующие субъекты осуществить выпуск векселей не имели возможности. Не говоря уже о составлении и использовании векселей для оформления займов между физическими лицами, как это предусматривала практика других стран.
Векселями были заполнены дыры в бюджете, но решив на время проблему задолженности, к наступлению сроков погашения выпущенных в оборот векселей государство фактически оказалось не готово осуществлять их погашение, так как не было зарезервированных под эти цели денежных средств.
Как результат, началось строительство финансовой пирамиды, когда предыдущие выпуски векселей стали погашаться за счет массовой эмиссии новых векселей, при том, что вексель по своей природе не является эмиссионной ценной бумагой.
Государство в лице Министерства финансов и Центрального банка, фактически отстранившись от становившейся все более острой проблемы своевременного погашения векселей государственных структур, всю тяжесть погашения таких векселей переложила на те самые отраслевые банки, которые теперь уже только и занимались тем, что выпускали новые векселя и продавали их с большим дисконтом для погашения векселей государственных ассоциаций с наступившими сроками платежа по их номинальной стоимости.
В то же время, рассчитываясь векселями по своим долгам, само государство категорически отказывалось принимать векселя государственных ассоциаций и государственных банков в счет оплаты налогов и обязательных платежей хозяйствующими субъектами, под угрозой административного наказания требуя от них оплаты налогов, недоимок и обязательных платежей исключительно денежными средствами. Такое требование было закреплено во Временном положении N 12-46/642 от 23.12.1996 года «О погашении задолженности держателей векселей по платежам в бюджет», утвержденном Минфином, ГНК и Центральным банком.
Несмотря на ряд указанных ограничений по использованию векселей в расчетах, негосударственные предприятия и организации, не имеющие возможности выпускать свои векселя, начали достаточно активно использовать векселя, выпущенные государственными ассоциациями (министерствами) и банками. Быстрой популяризации векселей способствовала скорость расчетов этой ценной бумагой; появившаяся возможность у покупателя в любом регионе Узбекистана убедиться в наличии и качестве товара, который проверялся на месте и прямо перед вывозом оплачивался векселем; возможность за векселя, приобретенные с дисконтом, покупать товары широкого потребления, а также имущество, автомобили, недвижимость, и даже участвовать в приватизации государственной собственности, оплачивая векселями приобретаемые у государства акции приватизированных предприятий. В какой-то период государство даже разрешило осуществлять оплату приватизируемого имущества и акций предприятий векселями по номинальной стоимости, что, при достаточно большом дисконте приобретенного векселя, давало покупателю госимущества серьезную экономию!
Еще одной причиной активизации и широкого использования векселей, при всем несовершенстве и недочетах существовавшего на тот момент порядка их выпуска, обращения и погашения, послужило то, что в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан ”О дополнительных мерах по развитию рынка ценных бумаг” от 7.09.1995 г. N УП-1270 доходы юридических и физических лиц Республики Узбекистан, полученные от обращения ценных бумаг в виде дивидендов, разницы между покупной и продажной ценой ценных бумаг, с июля 1995 года освобождались от налога сроком на три года.
Почувствовав свою прямую выгоду от использования в обороте векселей, многие предприятия и организации, в условиях массовой эмиссии векселей государственными структурами для покрытия дефицита бюджета, а также с учетом недостатка наличных средств и сложности получения наличности в банках, стали использовать векселя как наличные деньги, не утруждая себя оформлением передаточной надписи на векселях (индоссамента), удостоверяющего переход всех прав по ценной бумаге к другому лицу.
В силу непонимания сути векселя как долговой ценной бумаги со сроком погашения, в оплату за товар и услуги стали передаваться и приниматься просроченные, но не опротестованные векселя, без какой-либо проверки подлинности векселя и правильности составления передаточных надписей, а то вовсе без них.
В обороте появилось огромное количество поддельных векселей банков и государственных ассоциаций, выполненных за рубежом, на высоком технологическом уровне и с использованием самого современного полиграфического оборудования, качество печати которых было даже выше качества печати векселей, находившихся в обороте.
Предъявленные к погашению уполномоченным государством банкам как финансовым агентам векселя с настопившим сроком, из-за недостатка в банках денежных средств, не полученных банками из бюджета, перестали вовремя оплачиваться. Банки стали предлагать взамен представленных к погашению векселей государственных структур свои векселя, что запрещалось законодательством.
Сергей Веренин,
Адвокат,
Управляющий партнер Адвокатской фирмы
«S.VERENIN’S LEGAL GROUP».
Источник: Finance.uz.
в век мобильного банкинга и пр. чудес цифровой экономики — какие векселя ? зачем ?
Вексель — это не только расчетный инструмент, но и инструмент краткосрочного кредитования промышленности! Потребности предприятий в кредите не в состоянии удовлетворить только денежный кредит! Поэтому, несмотря на то, что вексель как таковой даже старше бумажных денег, это очень нужная для экономики ценная бумага! Даже при наличии "Чудес цифровой экономики".
Вексель — это не только средство платежа, но и средство краткосрочного кредитования. Потребности предприятия (его хозоборот) в кредите не в состоянии удовлетворить только денежный (банковский) кредит.
Пример. Фермер должен продать выращенные овощи (фрукты) — скоропорт. На базаре весь урожай никто не купит. У консервного завода нет денег и кредит у банка он получать не хочет, хотя продукция ему нужно и он готов ее взять! Какой выход? Вексель! Фермер отгружает ему продукцию, завод выписывает фермеру вексель с обязательством его погашения через 3 месяца. Фермер может ждать эти три месяца не беспокоясь о том, что товар испортился, или оплатить этим векселем семена, удобрения или прочее. Через три месяца фермер или новый векселедержатель (производитель удобрений) предъявляет вексель консервному заводу и получает живые деньги. Вот так это работает!
Вопрос! Как решить проблему фермера "в век мобильного банкинга и пр.чудес цифровой экономики" при тех же условиях, но без векселя!
ответ оп существу, (что довольно редко бывает)
Спасибо …