Из цикла “Туркестанские генерал-губернаторы”
Гродеков, сразу же взвалил на свои плечи всю черновую административную работу. Как боевой генерал он много времени и сил отдавал поддержанию боеспособности войск Приамурского края, граничившего с весьма беспокойным соседом – Китаем. Если, как вспоминали современники, генерал-губернатор Духовской посещал лишь торжественные смотры и парады, то его помощник предпочитал кропотливую ежедневную работу в подведомственных ему войсках. Николай Иванович мог без предупреждения появиться на солдатской кухне, чтобы попробовать пищу для нижних чинов или неожиданно явиться в казармы с проверкой. Иногда, внезапно объявлял ночные тревоги, лично присутствовал на учебных стрельбах, приходил с инспекцией на воинские склады, скрупулёзно пересчитывая запасы продовольствия и комплекты белья.
Вот как одну из таких ревизий описал младший брат знаменитого художника В. В. Верещагина — Александр, служивший под началом Гродекова как в Туркмении, так и в Приамурье: “Гродеков замечательно подробно осматривает войска. Вот он входит в ротное помещение. Окидывает взором потолки, стены, пол. — Сухо ли? Тепло ли? Нет ли сырости? — Подходит к окну, заглядывает. Смотрит под лавки, в ящики! В подвале, где хранится картофель, и туда заглянет. Одним словом — не остается угла, где бы он не побывал. И начальство уже знает это, и потому везде всё устроено как следует, а не на показ.
Вот входит Гродеков на ротную кухню. Два кашевара в белых колпаках стоят, вытянувшись в струнку.
— Здорово, молодцы!
— Здравия желаем, ваше превосходительство!
Генералу подают тарелку щей. Пробует.
— Хороши! Очень хороши! — говорит он, улыбается и смотрит через очки на солдат. — А ну-ка, каши дай! И каша хороша! Молодцы! — Затем подзывает адъютанта и шепчет ему на ухо: — Дайте кашеварам три рубля! — И так почти на каждой кухне, в особенности где варились щи. Суп, как бы ни был хорош, не вызывал у генерала такого восторга. Гродеков — страстный любитель щей и гречневой каши. У него даже и за официальными обедами подается гречневая каша с молоком. Это у него осталось еще с текинского похода”.
Но, не только армия была предметом забот помощника губернатора. Пожалуй, не было ни одного аспекта жизнедеятельности края, в который бы не вникал Николай Иванович: от пограничных и таможенных вопросов, до культурно-просветительских.
Будучи страстным театралом Гродеков, по свидетельствам современников не пропускал ни одного драматического спектакля, ни одного концерта. Недолюбливал лишь оперетту, считая её искусством низким, и его постоянное место в театре обычно пустовало, когда на сцене выступали артисты этого музыкального жанра.
Но, главным и любимым детищем помощника генерал-губернатора, стал Приамурский отдел Русского географического общества, председателем которого он был избран. Занимал эту почётную должность Николай Иванович отнюдь не номинально, не чураясь черновой работы. Так, к удивлению членов общества, Гродеков самолично просмотрел, классифицировал поступившие в библиотеку отдела новые книги и заполнил более 700 библиографических формуляров.
По предложению его председателя, Приамурский отдел постоянно устраивал доклады на различные темы: география, история, климат, этнография края и другие. Выступления были открытыми и на них собиралось большое количество хабаровчан, что становилось заметным событием в городе. Причём Николай Иванович всегда считал своим долгом морально поощрить докладчиков, выполнявших просветительскую роль. Так в приказе № 120 от 13 апреля 1896 года, Гродеков писал: «В течение минувшей зимы мною было предложено гг. офицерам и военным врачам Хабаровского гарнизона, по примеру прошлых лет, прочесть в Хабаровском военном собрании сообщения на различные рода темы. В подготовке упомянутых сообщений особенно отличились такие офицеры, как гг. Кузьмин, Сильницкий, Скоробогатов… Считаю приятным долгом выразить им мою искреннюю благодарность».
В первом номере “Записок приамурского общества” была опубликована статья И. П. Ювачёва “Свод метеорологических наблюдений в сел. Рыковском на о. Сахалин”. Как мы помним именно Гродеков подтолкнул ссыльного к её написанию.
Шестого декабря 1896 года был торжественно открыт музей Приамурского отдела Русского географического общества, впоследствии названный именем его создателя. Думаю, день этот был выбран совсем не случайно. Шестое декабря — день святого Николая, именины Гродекова. Но, Николай Иванович не смог присутствовать на открытии своего детища. В конце октября он отправился в длительное путешествие по странам Азии.
В конце октября 1896 года из Владивостока отправился пароход, в списках пассажиров которого значился Николай Иванович Гродеков. Основной целью путешествия помощника генерал-губернатора по странам Тихоокеанского побережья являлось поправка здоровья. Без сомнения были и другие задачи, поскольку обстановка сложившаяся к этому времени на Дальнем Востоке вызывала бепокойство у правительства России. Только-только, унизительным для Китая Симоносекским договором, завершилась японо-китайская война. Боевые действия непосредственно у границ Российской Империи, заставили русское правительство провести мобилизацию Приамурского военного округа, которая была успешно осуществлена. Гродеков, получивший за эту работу “монаршее благоволение” и серебряную медаль в память императора Александра III, в связи с этими событиями подготовил “Секретную записку военному министру об учреждении русской военной структуры в Китае”. В ней Гродеков отмечал, что Япония пытается занять господствующее положение в Азии, несущее угрозу интересам Российской империи. В связи с этим предлагалось с помощью русских военных специалистов обучить китайскую армию. По мысли Гродекова: “На территории Маньчжурии, мы могли бы ограничиться образованием здесь по одному учебному кавалерийскому полку и одной учебной батареи. Вся организация учебного отряда должна быть всецело установлена нашими офицерами”.
Поэтому, вместе с оздоровительной и туристической составляющими путешествия Николая Ивановича, перед ним несомненно стояли задачи военно-разведывательного характера.
В процессе 4-месячной поездки Гродеков посетил Японию, Манилу, восточные порты Кореи, Камбоджу, Сиам, Гонконг, Макао, Шанхай и некоторые другие города и страны. Своё путешествие он подробно описал в цикле очерков опубликованных в газете “Приамурские вести”. Предваряя публикацию редакция газеты писала: “Мы имеем возможность познакомиться с путевыми впечатлениями генерала Гродекова по его неоднократным рассказам, в которых встречается немало любопытного и поучительного. Эта поучительность приобретает для нас тем большее значение, что с каждым годом увеличивается число русских людей, посещяющих страны Дальнего Востока, и с увеличением населения на наших побережьях Тихого океана”.
И действительно, сведения содержащиеся в этих путевых заметках содержали уникальную для того времени информацию географического, исторического, экономического, этнографического и политического характера. Очень подробно Николай Иванович описал ассортимент русских товаров, которые можно было приобрестии в странах, которые он посетил: “в городе Нагасаки (Япония) закуски, водку Смирнова, папиросы Кушнарева, конфеты Абрикосова и прочее, можно получить в лавке Бухонькова, рядом с отелем Бельвю; тут же русский аптечный магазин”.
Очерки Гродекова, стали своего рода туристическим справочником для русских людей, желающих отправиться в путешествие по дальневосточным странам. “Гонконг, вполне устроенный город, — пишет Николай Иванович, — с набережными, водопроводом, цементированными улицами, электрическими солнцами”. Русский путешественник приводит подробные сведения о наиболее комфортабельных средствах передвижения, с указанием расписания, а также цен на билеты и услуги. Значительное внимание Гродеков уделил предприятиям питания, профессионализму персонала, качеству услуг, особенностям национальной кухни: “От Токио до Модзи – по железной дороге — буфетов на станциях нет, но разносчики продают холодный обед в ящиках: в одном ящике рис, в другом, копченая рыбка, кусочек жареной рыбы, квашеный бамбук, кусочек солёного огурца, тесто из рыбы, вареные стручки. Этот обед стоит 10 копеек, а порция чая с чайником и чашечкой стоит 3 копейки… большинство японских блюд на вкус европейца полнейшая нелепость”. Даётся оценка гостиниц: так отзываясь об отеле “Бельвю” в городе Нагасаки Николай Иванович пишет: “…прислуга отлично говорит по-русски и за столом слышен исключительно русский язык”.
Промышленность, образование, культура стран Тихоокеанского стран всё это стало предмет изучения и анализа русского путешественника. Не забывал Николай Иванович и о созданном им музее в Хабаровске, привезя из поездки многочисленные экспонаты для его экспозиции.


И, конечно, особое внимание генерал уделил военным вопросам отметив, что милитаризация Японии идёт полным ходом. Гродеков был поражён зрелищем увиденным в окрестностях города Нагасаки, где школьники производили военные маневры, ведя стрельбу из боевых винтовок. А по улицам Токио, также учащиеся школ, ходили строем распевая военные марши.
В Хабаровск Гродеков вернулся в апреле 1897 года, и сразу стал исполняющим обязанности генерал-губернатора края, поскольку Духовской с ближайшими чиновниками — М. П. Щербиной, М. И. Шанявским и адъютантом Страдецким отправился с инспекционной поездкой по Сахалину, Камчатке и Командорским островам. А поздней осенью супруги Духовские распрощались с Приамурьем и отправились в Ташкент, где Сергей Михайлович, должен был занять пост генерал-губернатора Туркестана. “По правде сказать, я очень счастлива покинуть навсегда Сибирь – записала в дневнике Варвара Фёдоровна”. А в январе 1898 года Николай Иванович Гродеков назначается генерал-губернатором Приамурья и продолжает свою деятельность по благоустройству подведомственного ему края. На этом посту ему вновь придётся принять участие в боевых действиях.
Продолжение следует
На заставке: Помощник военного губернатора Приамурского края, генерал-лейтенант Н. И. Гродеков в своём рабочем кабинете, 1895 г. Фото американского художника и фотографа Уильяма Генри Джексона
В. ФЕТИСОВ