12 сентября текущего года редакция информационного портала nuz.uz обратилась к хокиму Юнусабадского района Рахманбеку Джахангировичу Усманову с официальным запросом. Электронную газету «Новости Узбекистана» интересовали вопросы перевода в 2019 году всех ТЧСЖ в состав профессиональных управляющих компаний в рамках постановления Кабинета Министров №5 от 4 января 2018 года. Эксперимент проводят столичный хокимият и МинЖКО. Документом было предусмотрено, что профессиональным управляющим компаниям передадут в управление все многоквартирные дома и предоставят налоговые и таможенные льготы.
Запрос, предоставленный на имя хокима, включал 9 пунктов:
1. Каков в настоящее время жилищный фонд самого крупного спального района Ташкента?
2. Какой процент ТЧСЖ воспользовался возможностью получения кредитов на капитальный ремонт общего имущества – крыш, подвалов и подъездов, как обстоят дела с их погашением
3. В какой степени связано проведение эксперимента по управлению жилищным фондом профессиональными управляющими компаниями с недостаточно форсированным погашением кредитов юнусабадскими ТЧСЖ.
4. Сколько профессиональных управляющих компаний насчитывается в районе в настоящее время, и насколько активно ТЧСЖ вступают в УП?
5. Каков у УП размер уставного капитала, будут ли они заниматься капитальным ремонтом многоэтажных домов и за счет каких средств?
6. Что выставит в залог управляющая компания при получении кредита?
7. Поддерживает ли районный бюджет эти компании, если да, то в каком размере, от чего это зависит?
8. Будут ли поддерживаться финансированием из бюджета ТЧСЖ, которые не вошли в состав управляющей компании?
9. Может ли многоэтажный дом выйти из состава управляющей компании при условии, что общее собрание жильцов примет такое решение, и какие кредитные обязательства на него возложит УП?
Согласно статье 28 новой редакции Закона «Об обращениях физических и юридических лиц» обращения, в том числе поступившие из редакций средств массовой информации, рассматриваются в течение пятнадцати дней со дня поступления в государственный орган, организацию или их должностному лицу. Последние обязаны разрешить вопрос по существу, а когда требуется дополнительное изучение и (или) проверка, запрос дополнительных документов — в срок до одного месяца.
По истечении двух месяцев после подачи официального запроса, а именно 11 ноября 2019 года редакция информпортала повторно перенаправила вопросник в Юнусабадский хокимият по каналам Агентства по информации и массовым коммуникациям при Администрации Президента Республики Узбекистан.
С той поры прошло более месяца, а из исполнительного органа государственной власти так и не поступило никакого сообщения.
Непонятно, почему так скромничает администрация хокимията Юнусабада. Секретом полишинеля является в данный момент тот факт, что поспешная массовая кредитизация многоэтажного жилого фонда столицы принесла собственникам жилья кулек услуг сомнительного качества и чемодан проблем (в виде риска непогашения кредитов). Плюс криминальные откаты по схеме: председатель ТЧСЖ – подрядная организация – обслуживающий банк. У многих на седьмом квартале Юнусабада до сих пор на слуху анекдотичный случай, происшедший в 5 доме. После ремонта подвала за счет кредитных средств жители шестиподъездного дома так и не дождались тепла в период отопительного сезона 2018-2019 годов. Начались жалобы в вышестоящие инстанции. Дело не сдвинулось с мертвой точки до тех пор, пока в подвал не спустилась депутат В. Боцманова (депутат, а не проживающие в доме жильцы?!). Оказалось, что не смонтированы лежаки в отопительной системе. Пока суть да дело – ползимы после капитального ремонта подвального помещения 56 жильцов сидели в холоде.
Что касается общей информации о полученных кредитах, ее озвучил на собрании, проведенном в хокимияте города перед началом нынешнего отопительного сезона, заместитель хокима Ташкента Б. Рахманкулов. Оказывается, по утвержденным программам в 2013-2018 годах товариществам столицы были выделены льготные кредиты на общую сумму 808,9 млрд. сумов. Пока из этих средств возвращены только 253,2 млрд. сумов.
К сожалению, из предоставленной замглавой столичной администрации информации неясно, какой процент многоэтажек отказался от получения кредитов на капитальный ремонт жилого фонда, как это, например, сделало правление трехдомового ТЧСЖ «Дениса коммуналчи» из седьмого квартала Юнусабадского района.
Подсчитав финансовые возможности трех многоэтажек, бухгалтер товарищества, профессиональный аудитор И. Бабаджанова пришла к неутешительному выводу, что при предложенных условиях кредитов и при действующих тарифах ТЧСЖ расплатится с долгом в весьма отдаленной перспективе или не расплатится никогда.
В 2017 году, когда в других многоэтажках спешно возводились кредитные низкоскатные крыши (как позже выяснилось, жильцы верхних этажей стали испытывать из-за этого серьезный дискомфорт в летнее время), сооружались пластиковые коммуникации в подвалах, в доме №4 был произведен обычный ремонт кровли фольгоизолом собственными силами. В 2018 году, по мере накопления денег приобретены за собственный счет камеры видеонаблюдения, а в 2019 году — пластиковые трубы и аксессуары на 6 млн. сумов — для первоочередного ремонта самой изношенной части подвала. Предполагалось, что скоро очередь дойдет до подъездов.
К сожалению, в это время отдельным жильцам, из категории тех, которым закон не писан, вздумалось, что в доме ничего не делается за их деньги, и их обворовывают. Жалоба дошла до районного хокимията.
Ответственные работники хокимията, воспользовавшись оказией, перевели «неблагополучную» многоэтажку со множеством нарушений законодательства в управляющую компания Арсенал-финанс. В октябре УК Арсенал-финанс была аннулирована. Но в августе на основании полученных из хокимията документов районный филиал банка «Асака» прекратил обслуживание 4 дома.
Дальше инициаторы создают однодомовое товарищество Laylo komunal, и с ноября банк открывает новый расчетный счет. Хотя главный специалист секретариата по коммунальным вопросам Юнусабадского хокимията Гулям Абдуллаев категорически заверял автора этих строк, что однодомовое ТЧСЖ – это, цитируем, «путь в болото».
При этом собственники жилья злополучного дома даже не догадываются, куда их время от времени забрасывает злополучная судьба.
В начале декабря восемь жильцов дома написали заявление в Главное управление жилищно-коммунального обслуживания хокимията города Ташкента с просьбой разобраться в законности создания этого ТЧСЖ. Также они просили оказать содействие в предоставлении им протокола решения общего собрания жильцов дома, назначении председателя правления, бухгалтера, разделительный баланс, по которому определяется, кто из жильцов сколько должен, и др.
Визит прибывшей по заявлению представителя Главного управления Д. Ахунджановой не внес ясности в, казалось бы, предельно ясный вопрос: если есть новое ТЧСЖ, должны быть документы на него, и правление должно их предоставить. Документы предоставлены не были. Принятое Ахунджановой решение было довольно оригинальным – она велела собрать воедино 32 собственника жилья, подписавших протокол о желании создать однодомовое ТЧСЖ. После этого правлению ТЧСЖ «Дениса коммуналчи», в котором ранее состоял 4 дом, было предписано предоставить разделительный баланс.
Выходит, разделительный баланс, на основании которого Юнусабадский хокимият уже зарегистрировал Laylo komunal, был поддельным, или его не было совсем?
Тысячу раз был прав глава нашего государства, подчеркнувший в докладе на торжественном собрании в честь 27-й годовщины принятия Конституции, что если министр или хоким не будут четко осознавать суть и значение закона, проявлять самоотверженность в его претворении в жизнь, трудно будет ждать инициативы от людей. Высказывание применительно к нашей ситуации, как говорится, не в бровь, а в глаз!
ВЕРА РУДАКОВА
Пусть обратитесь к Государственному Советнику Президента Узбекистана по контролю и координации работы с обращениями юр. и не юр. лиц., чего ждать то. Представители хокимията, представители МЖКО поторопились проводить такой эксперимент — бежали, как всегда впереди телеги так, как согласно принятого закон "Об управлении МКД" — в котором указано несколько способов по Управлению и Содержанию МКД и ОС выбирает способ управления и содержания МКД, да и в законе "О ТЧСЖ" от 2006г. тоже только по Решению ОС. В эксперименте проведённом в Юнусабадском района столице товарищества — принуждали вступать в УК. Как, проводили Тендер — по отбору УК, а они профессиональные, кто нибудь проверял их тех. оснащение, кадровое — есть ли проф. ИТР, специалисты по обслуживанию и т.д. Предполагаю, что их создали те же представители, которые создавали в свой время Ассоциации ТЧСЖ. Кредиты в большинстве случаев получены без решений ОС товариществ и просто тупо распилены, как банки — выдавали кредиты, как контролировали выполнение работ вот об этом надо спрашивать задавая вопросы да и писать статьи — разоблачать мошенников дискредитирующих требования главы государства.