back to top
7.7 C
Узбекистан
Четверг, 21 ноября, 2024

«Помни имя своё»

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
7,060ПодписчикиПодписаться
«Помни имя своё»

Если помнит читатель, так назывался фильм о судьбе русского мальчика, который в годы фашисткой оккупации попал за границу, и хотя выжил в польской семье, но утратил и свое имя, и фамилию, и национальность. Герой этой художественной кинокартины, конечно же, вымышленный, но совсем не придуманными были судьбы тысяч и тысяч детей, ставших жертвами той чудовищно жестокой войны. Многие из них затерялись тогда в чужих странах и в чужих семьях, либо в детдомах, так и не узнав своей родословной и своих родителей, давших им жизнь и самое первое, а значит, самое истинное, самое желанное имя. И в этом тоже одна из гримас всеразрушающих войн, которые человечество больше не вправе допустить.

Но разум людской более не вправе допустить и другой, осознанной «манкуртизации», которая совсем не обязательно в военных условиях официально проводилась в течение десятилетий в бывшем СССР. Строго исповедуемое классовое деление общества, открытая борьба с представителями «господствующих» слоев, куда ничтоже сумняшеся легко относили и интеллигенцию, и крепких мастеровых, и мелких лавочников, и зажиточных — то есть умеющих работать крестьян, и служителей религии, и офицеров старых армий, и т.д., или, как минимум, неприязнь к ним, искусственное и повальное возведение над ними самых бедных, -если бы только материально, но и духовно, интеллектуально, нравственно, — во всем этом был не только «триумф справедливости», но и зачастую элементарный подрыв корней нации, народа, расточительное размывание его генофонда. Ведь не случайно в самой России сейчас не найти прямых потомков даже самого гениального ее сына — А.С.Пушкина — разбрелись по всему свету. Ах, если бы он был исключением!

Но было и другое — люди, чтобы спастись, чтобы выжить, наконец, чтобы «сделать карьеру», скрывали свое истинное происхождение, меняли фамилии, отчества, приписывали себе пролетарские корни. Прочтите биографии (и автобиографии!) большинства известных деятелей хотя бы нашего Узбекистана — и не только из бывшего партийно-политического и государственного руководства (это было практически обязательно!), но и в других сферах, — почти в каждой, за редчайшим исключением, вы найдете запись: «из батраков», «из бедняков», «из дехкан», «из семьи подмастерья» и пр. Ладно бы если действительно так — «кадры» выросли из самых низов и проявили талант и способности и в науке, и в культуре, и на руководящем поприще. Ан-нет! И высокое руководство республики — и А. Икрамов, и У.Юсупов, и Ш.Рашидов (только знатное происхождение Ф.Ходжаева невозможно было скрыть, но за это же, в частности, он и пострадал впоследствии), и цвет интеллигенции — и Г.Гулям, и Айбек, и Х. Алимджан, и М.Ашрафи, и А. Садыков, и Я.Туракулов. и сотни других, за редким исключением, вовсе не были детьми обездоленных до революции жалких семей. Но они это скрывали — того требовала конъюнктура прямолинейной догмы. Я уже не говорю о тысячах представителей еврейской нации, которые из-за пресловутой 5 графы вынуждены были менять и свою национальность, и свои исконные фамилии.

А еще было махровое чиновничье равнодушие тех, кто, работая в загсах и в милиции, оформлял документы, Мало того, что многие из них были полуграмотными, но еще и откровенно игнорировали местные языки, обычаи, традиции. Вот и появлялись вместо «Рихсивой» бессмысленное «Рысбай», вместо «Аълохон» — «Ало» — так им было проще, и нечего «мудрить». По небрежности, а то и безразличию днем рождения могли вместо 6.VII обозначить 6.VIII, хотя на другой странице метрики значилось, что она выдана 27 июля, то есть до рождения ребенка, — явный нонсенс.

На недоуменные вопросы махали рукой: «какая разница!». Таких примеров тысячи. Надо ли с этим мириться сейчас, когда делается попытка не только раскрыть «белые пятна» истории, но и дать ей подлинное освещение (будем надеяться, без очередных перегибов и подчисток). Вряд ли кто будет оспаривать необходимость восстановления истины. Другое дело — как? Разумеется, когда речь идет о людях известных, энциклопедической значимости, к тому же уже усопших, то нужна строго научная и документальная проверка — не для того, чтобы что-то доказать, отдавать какие-то предпочтения и приоритеты, а для того, чтобы знать всамделишную правду, без прикрас и очернительства. А если речь идет о простых людях, то, думается, надо дать право каждому написать подлинную автобиографию (биографию предков), может быть, даже не придавая ей правовой законности (если что-то будет смущать юридические органы), но чтобы сохранить для потомков реальную картину человеческого среза жителей нашего неспокойного и противоречивого XXI века.

Жизнь диктует — все во имя интересов человека! В том числе и во имя защиты его имени, его достоверной генеалогии.

А. ХОДЖАЕВ.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Национальный центр по правам человека провел на СОР29 сайд-ивент

В рамках COP29 в Баку Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека было организовано параллельное мероприятие в форме side...

Больше похожих статей