Группа журналистов по приглашению американской стороны сперва выехала в США, а потом в Южною Корею. Впечатлениями делится молодой узбекский журналист Сардор ХАСАНОВ.
Информационный тур был организован международным центром «Меридиан». Участники — журналисты из Бангладеш, Казахстана, Пакистана, Непала и Узбекистана.
Сразу скажу о своих сомнениях – программа казалась заманчивой, но смущала ее насыщенность и географические масштабы. Участникам предстояло неделю провести в США, а затем столько же времени практически на другом конце света — в Южной Корее.
Перевесило желание побывать в этих странах, познакомиться с новыми людьми и, конечно, лучше узнать об усилиях, направленных на урегулирование ядерной проблемы на Корейском полуострове. Проблема – не локальная. Всех касается. Для Узбекистана, где издавна живет большая корейская диаспора, в годы независимости налажены активные торгово-экономические отношений с Южной Кореей. Судьба этого региона нам далеко не безразлична.
Инфотур для группы журналистов начался в столице США Вашингтоне. Здесь, мы, коллеги, перезнакомились. В первый же день поспешили увидеть Белый Дом и Капитолий — здание конгресса. Несмотря на то, что Вашингтон — административный и политический центр всей страны, в городе практически нет излишних ограждений, назойливых досмотров, повсюду встречаешь дружелюбные взгляды. И это понравилось. Даже протестующие по тому или иному поводу возле Белого дома не выглядят агрессивно.
Едем на известную во всем мире радиостанцию «Голос Америки», где нам проводят короткую ознакомительную экскурсию. Пообщаться с представителями творческого коллектива, к сожалению, не удалось, но уже сам факт посещения этой редакции надолго останется в памяти.
Любопытная деталь, даже здесь у входа в здание «Голоса Америки», мы увидели палатку, которую поставил недовольный человек, с требованием отставки плохо работающих, по его мнению, журналистов. Его право так думать никто не оспаривает. Надо лучше работать.
После этой небольшой прелюдии началась часть программы, связанная с Корейским полуостровом. Посещаем комитет по правам человека в Северной Корее. Оказывается, в США есть и такой. Это неправительственная организация занята изучением и распространением информации о ситуации с правами человека в КНДР. Здесь уверены, что вести переговоры с Северной Кореей обязательно надо, но они должны включать в себя и вопросы прав человека.
Общаемся с беженкой из Северной Кореи. Девушка на своем примере рассказывает о трудностях, которые переживают жители этой страны, о постоянном чувстве страха за себя и близких. «Мне чудом удалось выехать. Простых граждан ограничивают практически во всем, очень маленькие зарплаты, отсутствует любая связь с внешним миром, интернет под запретом». Наша собеседница, как и многие корейцы на полуострове, возлагает большие надежды на переговоры, которые США ведут с руководством КНДР.
То, что один народ разделен на две страны, меня всегда удивляло. Северный сосед – закрытая страна, замкнутое общество. Южная Корея — экономически развитая, демократическая.
Эта страну нам вот-вот предстоит посетить. А предварительно, находясь в Вашингтоне, знакомимся с ней в Корейском экономическом институте. Здесь эксперты рассказывают нам о состоянии и перспективах отношений между США и Республикой Корея, анализируют международную экономическую политику, включая макроэкономику, коммерцию, инвестиции, финансовое сотрудничество.
Такие, как мы, гости бывают здесь часто. Институт организует встречи с политиками и экономистами, проводит изучение общественного мнения и вырабатывает рекомендации, связанные не только с двусторонними американо-южнокорейскими отношениями, но и перспективами развития всего Корейского полуострова.
Слово «санкции» часто употребляется. А вот что за этим словом, мы узнаем в Нью-Йорке в представительстве США при ООН. Санкции приняты в отношении КНДР при поддержке ряда стран, Совета Безопасности ООН и Евросоюза в связи с ее ракетно-ядерной программой. Здесь говорят о том, что не намерены наказывать северокорейский народ санкциями, но признают, что страдает от них, прежде всего, народ. В ООН считают возможным решить нерешенные вопросы по Северной Корее путем обсуждения и дипломатическим путем.
Есть неправительственные организации, которые тоже расширяют контакты. Одна из них — Корейское общество – в нашей программе. Ее активисты организуют программы по обмену мнениями и исследованиям по темам, представляющим важный интерес для стран в области государственной политики, бизнеса, образования, межкультурных отношений.
Из Нью-Йорка летим в Сеул прямым рейсом. Полет продолжается примерно 14 часов, но на борту авиалайнера прекрасный сервис, да и есть что обсудить с коллегами, время летит незаметно.
Наконец, мы в столице Южной Кореи. Сеул поражает своими размерами, новейшими технологическими достижениями, причудливой архитектурой и городскими пейзажами, сочетающими в себе гигантские небоскребы и многоуровневые транспортные развязки.
Согласно программе отправляемся в Министерство иностранных дел. Здесь нам разъясняют приоритеты внешней политики страны и позицию в отношении северного соседа. Южане настроены на полную денуклеаризацию полуострова, они ожидают демократических реформ в КНДР, надеются на воссоединение с севером, создание единой Кореи. Об этом же нам говорят и в Национальной Ассамблее страны, а еще — в Министерстве объединения. Есть и такое.
Южнокорейские официальные лица заявляют, что с оптимизмом смотрят на то, что президент США и верховный лидер Северной Кореи скоро вновь сядут за стол переговоров, чтобы восстановить мир на Корейском полуострове.
Посещаем посольство США — это главный форпост, который готовит американо-северокорейские переговоры. Здесь узнаем детали состоявшихся саммитов США – КНДР. Эти дипломатические тонкости нам, журналистам, очень интересны. Не буду ими утомлять читателей. И все же напомню: первая встреча президента США Дональда Трампа и председателя Госсовета КНДР Ким Чен Ына состоялась в июне 2018 года. Главными темами стали денуклеаризация, нормализация отношений и соблюдение прав человека. В совместной декларации стороны обязались установить двусторонние отношения «в новом формате».
После саммита Пентагон объявил о бессрочной приостановке военных учений на Корейском полуострове, а Северная Корея объявила о готовности демонтировать полигон для испытания ракетного оружия и закрыть ядерный исследовательский центр в Йонбёне при условии ответных шагов со стороны США.
Двусторонние американо-северокорейские переговоры продолжаются. Как отмечают эксперты, положительные тенденции в урегулировании конфликта прослеживаются, однако о реальном прорыве говорить пока не приходится.
Из самых ярких впечатлений – поездка нашей международной журналистской группы на границу. Вот где остро чувствуешь противостояние! С высокого холма рассматриваю в бинокль людей по ту стороны границы, разрушенный мост и остатки полуразрушенного поезда, который когда-то курсировал между севером и югом. Но есть и новый мост.
Журналисты – не политики, не дипломаты. Но нас беспокоит, удастся ли восстановить «мост» во взаимоотношениях?
С. ХАСАНОВ