back to top
10.9 C
Узбекистан
Понедельник, 21 октября, 2024

«Зачем ветки?»: как прошла встреча журналистов и блогеров с чиновниками от экологии

Топ статей за 7 дней

Подпишитесь на нас

51,905ФанатыМне нравится
22,961ЧитателиЧитать
6,970ПодписчикиПодписаться
«Зачем ветки?»: как прошла встреча журналистов и блогеров с чиновниками от экологии

Чиновники от экологии ответили на открытое письмо журналистов и блогеров, адресованное руководству страны и посвященное проблеме массовых вырубок деревьев в Узбекистане. Стороны встретились на брифинге в Агентстве информации и массовых коммуникаций, который прошел 30 августа, на следующий день после публикации коллективного обращения.

Журналисты и блогеры вновь озвучили свою позицию: система защиты экологии в Узбекистане номинальна и совершенно неэффективна. Проблема вырубки деревьев появилась не вчера и не год назад – ей, как минимум, десять лет. Общественность и СМИ поднимала болезненный вопрос на всех уровнях, включая парламентский – в прошлом году онлайн-петицию «Реформа системы охраны деревьев на территории городов и сел» на портале Mening fikrim поддержало более 12 тысяч человек. Однако предложения по реформированию системы, среди которых было введение моратория на вырубку любых деревьев в городах и селах сроком на два месяца, Законодательная палата Олий Мажлиса Узбекистана отклонила. Бензопилы продолжают визжать во всех регионах республики, на брифингах зачитываются огромные суммы штрафов, которые означают только одно — деревьев больше нет.

«Зачем ветки?»: как прошла встреча журналистов и блогеров с чиновниками от экологии

Уничтожают зеленые насаждения как нелегально — руками браконьеров, так на законных основаниях — с разрешения хокимиятов и на основании заключения управлений по экологии и охране окружающей среды. Порядок вырубки деревьев регламентируют два постановления Кабинета Министров: №255 от 31 марта 2018 года и №43 от 17 января 2019 года.

— Для вырубки деревьев физическое или юридическое лицо должно обратиться с заявлением в Ташкентское городское управление по экологии и охране окружающей среды. Стоимость госуслуги — рассмотрения обращения – составляет 1/3 минимальной заработной платы, — разъяснил начальник Ташкентского городского управления по экологии и охране окружающей среды Нодиржон Юнусов. — Вырубка деревьев осуществляется только после получения решения местного органа власти. В Ташкенте это решение хокима района, которое выдается на основании заключения местных органов Госкомэкологии.

Согласно действующему законодательству, разрешение на вырубку выдаётся в двух случаях: если дерево больное, высохшее и представляет угрозу здоровью и имуществу физических или юридических лиц, а также если ему не повезло пустить корни на территории, отведенной под строительство нового объекта.

— Если после изучения ситуации мы выявляем, что дерево действительно соответствует одному из этих двух требований, мы не имеем права дать отрицательный ответ. Так и написано: «Запрещается выдавать отрицательное заключение», — сказал Нодиржон Юнусов.

Разъяснения сопроводила статистика: по Ташкенту за 2019 год поступило 1648 обращений на вырубку 25 600 деревьев. По итогам рассмотрения в 754 случаях (в деревьях — 9641 единица) выдали положительное заключение, из них 405 случаев (в деревьях — 4282 единицы) связаны с высыханием, болезнью и угрозой для здоровья и имущества граждан. 349 положительных заключений дали на вырубку в общей сложности 5359 здоровых деревьев – они росли на территории стройки.

Всё это так называемая легальная вырубка. Для сравнения, за восемь месяцев этого года Горуправление по экологии выявило 212 случаев незаконной вырубки. Уничтожено 192 дерева, 152-м нанесен ущерб. В 209 случаях приняты меры административной ответственности – сумма штрафов составила 466 млн сумов, в девяти случаях документы направлены в органы прокуратуры для возбуждения уголовных дел – здесь речь идет о 2 млрд сумов штрафов.

По оценке Ташкентского городского управления по экологии и охране окружающей среды, в столице растут 1,9 млн деревьев. Цифра стала известна после проведения инвентаризации силами управлений благоустройства при районных хокимиятах, ТЧСЖ и махаллинских комитетов. Данные достоверны на 85-90%. Сейчас ведется работа по внесению полученной информации в электронную базу данных – до конца года ее планируется завершить.

Авторы открытого письма выступили с предложением ввести мораторий на вырубку деревьев и уголовную ответственность за незаконный спил. Время, которое позволит выиграть мораторий, по мнению участников брифинга, необходимо использовать для внесения изменений в действующее законодательство, которое в нынешнем виде не защищает природу. Лучшей профилактикой правонарушений могут стать штрафы в размере от 50 млн сумов за каждый уничтоженный ствол.

Важно законодательно закрепить правила формовки деревьев – сегодня работу сотрудников управлений благоустройства можно положительно оценивать только по шкале варварства.

— Ценность деревьев выражается в кубатуре зеленой листвы, которая вырабатывает кислород. Если в городе один миллион деревьев, а общая кубатура зелени – 50, то это означает, что зеленые насаждения не работают, — сказала ландшафтный дизайнер Татьяна Югай. – В Ташкенте высадили огромное количество деревьев, но какие они – толщиной с карандаш, высотой 1,5-2 метра, практически без зеленых листьев. Реальная польза от них будет минимум через 6-7 лет, если саженцы приживутся. А те деревья с огромной кроной, которые перерабатывают углекислый газ, ежедневно на протяжении 12 месяцев кромсают и кромсают. Зачем это делают? Боятся, что будут падать сухие ветки. И они будут, потому что мы их постоянно обрезаем. Перестаньте это делать. Надо заниматься лечением деревьев и привлекать для этого специалистов – только тогда будет сдвиг.

«Зачем ветки?»: как прошла встреча журналистов и блогеров с чиновниками от экологии

Выступление специалиста удивило заместителя директора управления по благоустройству при городском хокимияте Хушнуда Якубова.

— Всё, что делается, не просто так. Нам тоже не надо всё обрезать. Зачем ветки? Вот скажите, зачем ветки? – обратился он к залу.

Заместитель председателя Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды Уктам Утаев поблагодарил общественность за критику и сказал, что разделяет его мнение.

— Мораторий – это не так просто. Но ваше предложение реально, и мы готовы его обсуждать. По итогам встречи я напишу докладную в Кабинет Министров, донесу ваши предложения, — отметил он в завершение брифинга.

Также, по словам чиновника, в скором времени на общественное обсуждение будет вынесен проект нового документа о внесении изменений в действующее законодательство в сфере экологии и охраны природы.

Виктория Абдурахимова.
Фото автора.
Фото на превью Натальи Шулепиной.

4 КОММЕНТАРИИ

  1. "А Васька слушает, да ест!" Пропали деревья!!! Пока то да сё, а деревьев уже нет…

  2. Если вырубили незаконно дерево одно пусть по закону вместо него посадят 1000 шт деревьев.Если обкромсали ветки деревьев здоровых то смотря на объём от 1000-10 000 штук обязуют посадить.
    Нарушителя.И пусть это наказание будет показательным.

  3. Как может дерево расти на территории стройки. Это ж каким мудрым слогом нужно владеть чтобы такое написать? Я понимаю так : сначала отчуждается земля под застройку, и только после этого там в зоне отчуждения оказывается дерево или деревья. Но позвольте никто не отменял возможность пересадки даже многолетних деревьев. Есть и такая технология, а уничтожение деревьев под корень бензопилами, это извените по крайней мере средневековое врварство ,даже если они растут в зоне отчуждения. Отношение к зелёным насаждениям по человечески в узбекском народе было заложено с дальних времён. Так по скотски узбеки никогда не относились к зелёным насаждениям. Видимо их чем то вакцинировали вместе с так называемыми экологами.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В круиз – за знаниями! Молодые журналисты из Узбекистана оказались в числе победителей Международного конкурса «Образование послезавтра»

В Москве подвели итоги Международного конкурса журналистских работ «Образование послезавтра». За право стать лучшими боролись более 100 молодых специалистов...

Больше похожих статей