Прошло 35 лет, как Нукус простился с первым директором ныне известного на весь мир музея – хранилища редкой по значимости коллекции русского и туркестанского авангарда и прикладного искусства каракалпакского народа. Даты его жизни (04.09.1915 — 27.07.1984) стали памятными для истории мировой культуры.
Музей, который носит имя своего основателя, по праву считается градообразующим учреждением столицы Каракалпакстана. Неожиданное увольнение в 2015 году преемницы Савицкого Мариники Бабаназаровой, которая около 32 лет верой и правдой служила делу своего наставника, и последующие перемены в его управлении взбудоражило отечественную и международную культурную общественность, вызвав закономерную тревогу за судьбу музея и его коллекции.
Трижды за недолгое время сменились руководители крупнейшего музея страны, пока в марте 2019 года Министерство культуры и Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры Республики Узбекистан не объявили о проведении открытого международного конкурса на должность директора Государственного музея искусств Каракалпакстана им. И.В. Савицкого.
Экспертный совет в составе министра культуры Республики Узбекистан Бахтиера Сайфуллаева (председатель), директора Музея Пикассо (Антибы) Жана-Луи Андраля, бывшего директора музея имени Савицкого, историка искусства Мариники Бабаназаровой (Нукус), исполняющей обязанности главы представительства ЮНЕСКО в Узбекистане Марии дель Пилар Альварес-Ласо и директора Государственной Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой (Москва) рассмотрел кандидатуры нескольких претендентов.
И отдал предпочтение российскому искусствоведу, заслуженному работнику культуры Российской Федерации, заместителю Генерального директора Государственного музея искусства народов Востока по научной работе, доктору искусствоведения Тиграну Мкртычеву.
Мы не раз рассказывали читателям о легендарной жизни Савицкого, истории музея и его непростой жизни наши дни. В день памяти основателя музея, 27 июля, обратились к известному московскому художнику Александру Волкову с просьбой побеседовать о Савицком и его преемниках.
— Вы близко знали Игоря Витальевича, все годы директорства Мариники Бабаназаровой поддерживали с нею деловые и дружеские контакты, хорошо знакомы с Тиграном Мкртычевым. Интересно узнать ваше мнение о результатах открытого конкурса.
— Да, день сегодня памятный – 35 лет нет в музее и с нами Игоря Витальевича. Вспоминаются встречи и общение с ним. И поскольку в последние годы события в музее его имени были горячими новостями как в Москве, так в Ташкенте и Нукусе, у меня ощущение, что Игорь Витальевич жив. Кажется, я с ним буквально вот-вот встречался. Он остался для меня живым, энергичным, всегда устремленным куда-то в очередных поисках шедевров. Глаза его горят от возможной встречи с чем-то, что он может увезти в свой музей. Несмотря на состояние здоровья, в нем жила увлеченность, страстность, энергичное желание создать удивительную по своей значимости коллекцию в Нукусе. Он собирал её , чтобы сохранить, в первую очередь, произведения искусства. Это редкий человек по степени бескорыстия и полной поглощённости своим делом.
Встречи с ним были моментами взаимной радости. Мы его любили, и он нас, молодых в те годы художников – моего брата Валерия и меня, наших друзей Евгения Кравченко и Дамира Рузыбаева – ценил. Рассказывал, что нового раздобыл для музея, какие у него планы. Горячей его мечтой было построить новое здание. Слава богу, мечта свершилась, хотя и много лет спустя после его ухода.
Савицкий для меня человек вечного движения и служения делу, которое всю жизнь помогало ему в этом движении. Таким энтузиазмом были преисполнены и создатели музея «Новый Иерусалим» в Истре Московской области, собиравшие тот же пласт искусства, что и Савицкий.
— Видела в постоянной экспозиции музея имени Савицкого работы не только вашего отца, но и ваши, Валерия Александровича – всей вашей бригады.
— Творческие отношения с этим музеем у нас сложились давно. Мы изучали коллекцию, выставляли свои работы на выставке в 1972 году вместе с Кравченко и Рузыбаевым. И потом, мы с братом лично знали мастеров кисти, чьи работы составили славу коллекции: Усто Мумина ( А. Николаева ), Н. Карахана, М. Курзина, У. Тансыкбаева. Были знакомы с московскими художниками Е. Коровай, М. Горчилиным, А. Тарасовым, О. Соколовым и другими. Из нашей домашней галереи в коллекцию музея Савицкого вошли картины А. Рыбникова.
— Как восприняли сообщение о результатах открытого конкурса на должность директора Нукусского музея?
— С радостью. Жизнь нашей семьи связана с Нукусом с первых лет создания Савицким художественной коллекции. Мы знали его как прекрасного художника, потом как собирателя музейной коллекции. В шестидесятые годы художников «туркестанского авангарда» обвиняли в формализме, очернении социалистической действительности. Работы, годами сокрытые в мастерских, не выставлялись, художники бедствовали. Их имена нередко были безвестны.
Савицкого поначалу в Ташкенте знали немногие. Хорошо знаком он был с моим братом Валерием – они участвовали в декаде литературы и искусства Узбекистана в Москве. Не все гладко складывалось в работе у собирателя авангарда. В начале 60 -х на него стали поступать жалобы. Для проверки в Нукус послали комиссию, в состав которой включили и Валерия. Вместе с искусствоведом Аведовой он отстоял Игоря Витальевича. Вскоре прошла персональная выставка И.В. Савицкого в Ташкенте, и Валерий горячо поддержал автора на обсуждении. Когда Савицкий задумал собирать картины для краеведческого музея в Нукусе, он вместе с Валерием уговаривал вдов и родственников некоторых из художников передать картины в музей.
Кстати, первой картиной в реестре музея под инвентарным номером 1 значится работа А.Н. Волкова. И это послужило примером для других художников и их семей. В общей сложности мы передали музею для приобретения около 90 работ нашего отца. И кто будет в нём директором, нам не безразлично.
— Вы знакомы с Тиграном Мкртычевым?
— Да, и на днях встречался, беседовал с ним. Он учился в ТашГУ, работал в Институте искусствознания, там же потупил в аспирантуру и защитил диссертацию по теме «Древняя космология и ее отражение в искусстве Средней Азии V-X вв.». Его профессиональное становление прошло в Ташкенте. Он любит этот край, знает и понимает менталитет народа.
С 1985 года он работает в Государственном музее искусства народов Востока, пройдя путь от старшего научного сотрудника до заместителя Генерального директора по научной работе ГМИНВ. Сфера его научных интересов связана с древним и современным искусством Центральной Азии.
Тигран Мкртычев имеет колоссальный опыт музейной работы. При недавней встрече мы говорили о судьбе музея имени Савицкого. Он полон решимости вступить в бурную реку жизни музея, с тем, чтобы успокоилась жизнь в коллективе и сотрудники начали заниматься своей работой, а не переживали, кого сняли, а кого назначили. Главное – настроить людей на рабочий лад, включить их в профессиональную, серьезную и трудную работу. В первую очередь провести инвентаризацию, привести в порядок документацию, подобрать и подготовить кадры, воспитывая их в недрах музея. Это большая организационная работа. Надо разобраться с колоссальным наследием музея, оцифровать фонды. Идеи большие: привлекать современное искусство, восстановить связи с зарубежными друзьями музея. Есть и другие планы – озвучивать их директор будет сам по ходу дела. Вызывает удивление и уважение, что человек уезжает из Москвы в Нукус. Это серьезный шаг, и семья поддержала его решение. Тигран Константинович увлечён идеей , которая вне рамок личного благополучия. Должность директора Нукусского музея под силу только подвижникам рода Савицкого и Бабаназаровой.
— При недавнем посещении выставки «Щукин. Биография коллекции» в Пушкинском музее в Москве, я неожиданно встретила на служебной лестнице Ирину Антонову. Поздоровалась, она приветливо ответила и пошла – без всякого сопровождения. В свои 96 лет Ирина Александровна ежедневно приходит в музей, выполняет президентские задачи, участвует в записи телевизионных программ в музейных залах. Опыт её служения искусству бесценен, как и других ветеранов музейного дела. Видите ли вы при новом директоре фигуру Мариники Бабаназаровой?
— Я думаю, у них будет возможность восстановить отношения. Мариника Маратовна с отдала музею Савицкого половину своей жизни. Не будем заранее обсуждать этот вопрос. Тигран отдает отчет её роли в развитии музея, очень ценит её опыт и хочет, чтобы она помогла ему как опытный профессионал. Безусловно, он будет работать в самом прямом контакте с преемницей Савицкого на благо музея.
Все годы директорства Мариники Маратовны мы поддерживали творческие связи с музеем. Снимались в документальных фильмах: « Искусство затерянное в песках» американских авторов и « Страсть Игоря Савицкого» узбекского режиссера Али Хамраева. Последний был специально снят к 100-летию основателя музея. К сожалению, презентацию киноленты в дни юбилейных торжеств отменили. По нашей просьбе фильм показал узкому кругу друзей продюсер, глава Фонда Марджани Рустам Сулейманов. Маринику Маратовну и ведущих сотрудников вызвали в Ташкент, перестроили программу праздника, которая подготавливалась коллективом в течение двух лет. Часть гостей, узнав об отстранении Бабаназаровой от должности, отказалась приехать в Нукус. Директорское кресло временно заняла персона, далёкая от искусства. И началась чехарда с назначением и переназначением одного директора за другим.
— Всё это в недалёком, незабытом прошлом. Промежуточные фигуры, назначенные директорами, не привнесли в жизнь музея ничего существенного, кроме повреждённого полотна. Их словно и не было, хотя с 2017 года прошло три выставки Нукусского музея: в Москве и в Ташкенте. Спасибо за них министерству культуры. Не кажется ли вам, что можно выделить три звена преемственности в руководстве музеем: Савицкий – Бабаназарова — Мкртычев
— Да, и поэтому хотелось бы, чтобы общественность поддержала выбор Экспертного совета. Пока я не вижу ни одной более достойной фигуры, которая могла бы занять место директора. В числе претендентов два зарубежных специалиста. Но могут ли они вынести нукусский климат, поймут ли менталитет народа?
Мкртычев при четкой собственной позиции в выборе, умеет слушать профессионалов и принимать взвешенные решения. Он лично участвовал в раскопках в Средней Азии и прекрасно понимает, что в музейном деле, кроме исторически складывающегося времени и пространства важна преемственность. Когда коллекция музея переходит из рук одного директора в руки другого, необходимо сохранить главную нить и идею собрания. Мне кажется, Тигран Константинович достаточно хорошо знает политику, которую вел Савицкий, прекрасно представляет, что сделано Мариникой Маратовной и узбекистанскими художниками. И будет продолжать дело, сохраняя на новом уровне дух и суть коллекции Савицкого, чтобы она не осталась замороженной на каком-то этапе, а развивалась с учетом новых технологий, возможностей музейного дела и новых специалистов.
Беседовала Тамара Санаева
Москва
С советских времен очень популярна среди филателистов тема Живопись или Изобразительное искусство. Столько марок выпущено, это очень познавательно. У нас почему-то эта традиция не очень распространена. Во всяком случае НЕТ НИ ОДНОЙ МАРКИ ПОСВЯЩЕННОЙ ЭКСПОНАТАМ МУЗЕЯ САВИЦКОГО. Очень жаль, а как это интересно!